Занимаемся с ребенком: артикуляционная гимнастика и развитие речи
Содержание:
- Правильность выполнения обеспечивает эффективность:
- Зарядка под музыку в подготовительной группе
- Коротко об особенностях мозга
- Возрастные особенности детей и гимнастика
- Описание развивающих упражнений для новорожденных детей
- Зачем нужна зарядка
- Как подготовить ребенка к зарядке?
- Тренируем равновесие у ребенка:
- Как настроить ребенка на утренние упражнения
- Упражнения артикуляционной гимнастики для ребенка 2 лет
- Общие рекомендации для укрепления здоровья ребёнка
- Аквагимнастика
- Пора вставать!
Правильность выполнения обеспечивает эффективность:
В возрасте 3-5 лет нельзя требовать от малыша четкого повторения движений. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок учился максимально точно повторять за взрослым
Важно научить детей во время занятий принимать правильное исходное положение: лежа, сидя, стоя
Также уделяйте внимание на расположение рук во ходе занятия: на поясе, впереди, в стороны, вверх и т.д.
Дыхание ребенка при выполнении упражнений не должно сбиваться. Следите за тем, чтобы малыш дышал произвольно без одышки
Важно подсказывать детям, когда следует вдохнуть, а когда выдохнуть. Во время наклонов всегда должен следовать выдох, а при выпрямлении туловища — вдох
Зарядка под музыку в подготовительной группе
В последний год пребывания в ДОУ возрастает умственная нагрузка, оказываемая на воспитанников. Это влияние не столько детского сада, как дополнительных занятий во второй половине дня: развивающих секций и курсов подготовки к школе. Поэтому актуальность зарядки для детей 6–7 лет возрастает: утренняя гимнастика сберегает здоровье будущих школьников и повышает работоспособность организма. Хронометраж зарядки в подготовительной группе — 10–12 минут.
Будущим школьникам зарядка помогает настроиться на рабочий лад и привить навыки здоровьесбережения
Видео: утренняя гимнастика в подготовительной группе
Эта зарядка является классической утренней гимнастикой. Занятие грамотно организовано в соответствии со всеми методическими рекомендациями: длительность по нормативу, чётко выделяются 3 части зарядки, под каждый подобран отдельный музыкальный трек. Методическая находка зарядки — в сочетании спортивных и танцевальных движений в комплексе ОРУ. Упражнения выполняются под аранжировку народной песенки, в двигательном рисунки заметны элементы присядки, камаринской пляски.
Коротко об особенностях мозга
Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности.
- Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
- Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.
Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста:
- у девочек – до 7 лет;
- у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
Это необходимо учитывать при разработке собственной программы гармоничного развития дошкольника, чтобы дать ребенку возможность использовать данный ему потенциал обоих полушарий, улучшить их взаимодействие, что станет основой интеллектуального развития.
Возрастные особенности детей и гимнастика
Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.
Для детей 2 – 3 лет
Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).
«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.
«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.
«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.
«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).
Пальчиковая гимнастика для детей 2 3 лет
Для детей 3 – 4 лет
Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).
«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.
«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.
Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».
Для детей 4 – 5 лет
Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.
«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.
«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.
«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.
Для детей 5 – 7 лет
Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».
К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка
Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух
«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.
«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на и произнеси, что получилось: писк — ..иск».
Описание развивающих упражнений для новорожденных детей
Упражнение 1. Погремушка
Задача: 1) научить малыша следить глазами за движущейся погремушкой, фиксировать взгляд на неподвижной погремушке, 2) научить удерживать взгляд на неподвижной игрушке.
Как заниматься с малышом:
- Возраст – 10 дней. Возьмите яркую погремушку размером 10см. Лучше чтобы она была однотонная, т.е. одного цвета. Хорошо, если Вы сможете прикрепить ее на палочке для демонстрации ребенку. Покажите малышу игрушку в то время, когда он лежит на спинке в кроватке. Показывать игрушку надо на расстоянии 50см от глаз ребенка. Перемещайте погремушку вправо на 20-30см, затем влево на 20-30см. Повторите 3-4 раза. После чего погремите погремушкой и покажите малышу, как перемещается вправо и влево гремящая погремушка.
- Возраст – 20-30 дней. Добавляем новый элемент – остановку в движении игрушки. Покажите игрушку на расстоянии 50 см от глаз ребенка. Переместите ее влево на 30 см и остановитесь на 5-10 секунд, чтобы малыш смог остановиться и сосредоточить свой взгляд на игрушке. Затем перемещайте погремушку вправо и снова остановитесь на 5-10 секунд. Повторите 3-4 раза. В дальнейшем используйте для упражнения другие игрушки. Можно использовать и яркие контрастные рисунки человеческого лица, и геометрические формы – оранжевый круг, красный квадрат и т.д.
Если не получается привлечь внимание крохи к игрушке, покачайте ее. Если и это не помогло, то просто подставьте игрушку под взгляд малыша.
Сначала учите ребенка отслеживать движение игрушки в горизонтальном направлении
Когда он это освоит, можно начать перемещать игрушку и в вертикальном направлении. Следующий этап усложнения – сложная траектория перемещения игрушки
Такое поэтапное усвоение упражнения очень важно, ведь малыш просто не сможет с первого раза успевать следить за предметом, движущимся в разных направлениях.
Упражнение 2. Колокольчик
Можно вместо колокольчика использовать шаркунок, бубен, маракас или любой другой звучащий предмет.
Задача: вызвать двигательную реакциюна звук.
Как заниматься с малышом:
- Возраст – 10-20 дней. Сбоку от лежащего в кроватке малыша на расстоянии 25-30 см позвените колокольчиком. Дождитесь, пока звук колокольчика затихнет, и снова позвоните, снова дождитесь затихания звука и позвените. Звук не должен быть очень громкий и резкий! После этого покажите малышу колокольчик и позвените им. Пусть малыш попробует зафиксировать свой взгляд на звенящем колокольчике. Затем перемещайте звенящий колокольчик, чтобы малыш стал следить глазами за ним.
- Возраст – 20-30 дней. При выполнении этого упражнения меняйте темп движения колокольчика – то убыстряя, то замедляя его. При этом мы учим ребенка убыстрять и замедлять слежение глазами за игрушкой. Меняйте траекторию движения колокольчика. Когда колокольчик надоест малышу, и он перестанет на него реагировать, замените игрушку на шаркунок, бубен, барабан или любую другую игрушку, издающую звук.
Упражнение 3. Разговоры: подготовительный этап речевого развития
Задача:побуждать к эмоциональным проявлениям, учить удерживать взгляд на лице говорящей мамы.
Как заниматься с малышом:
Во время ухода за ребенком (пробуждение, переодевание, купание, укладывание спать и т.д.) в замедленном темпе, напевно разговаривайте с ним.
- Задавайте вопросы и за него отвечайте. Например: «Проснулась наша Катенька! Как тебе спалось? Хорошо спалось. Давай я тебя поглажу и т.д.» Речь должна быть интонационно выразительная, а не однообразная, т.к. малыш прежде всего различает интонации речи. Фразы должны быть короткие.
- Пойте малышу песенки, читайте стишки, нараспев произносите потешки, пестушки (см. соответствующие статьи рубрики)
Зачем нужна зарядка
Регулярное применение зарядки имеет множество положительных сторон. В частности утренний разминочный комплекс:
- Укрепляет мышечный аппарат. При помощи специально подобранных упражнений легко тренировать необходимую группу мышц;
- Повышает жизненный тонус. Ничто так не бодрит с утра, как веселая двигательная игра;
- Улучшает аппетит;
- Активизирует работу всех органов, особенно дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
- Позволяет формировать и поддерживать правильную осанку;
- Развивает координацию;
- Воспитывает выдержку и дисциплину;
- Повышает стойкость;
- Поднимает настроение;
- Возбудимых детей успокаивает, медлительных – активизирует.
Простые, понятные, приносящие удовольствие ребенку упражнения позволяют начинать день в хорошем настроении, подготовиться к активному времяпровождению, выработать правильный режим дня.
Особенности проведения утреннего разминочного комплекса у детей дошкольного возраста
Чтобы получить максимум пользы от утренней гимнастики, необходимо соблюдать некоторые рекомендации, основанные на многолетнем опыте работы воспитателей, педиатров и физиологов. Правила очень просты, но требуют регулярного выполнения.
Время проведения
Длительность утренней зарядки зависит от возраста ребенка. Для новорожденного и младенца зарядка заключается в массаже и упражнениях и продолжается около 15 минут.
Дети от года, умеющие ходить, могут выполнять гимнастический комплекс самостоятельно.
- Для малышей 1-2 лет длительность одного занятия должна быть около 5 минут,
- для 3-4 лет – 5-8 минут,
- 5-6 лет – 8-10 минут,
- 7-10 лет – 10-15 минут.
Одежда
Стоит внимательно отнестись к выбору одежды и обуви для занятий. Рекомендуется удобные, не сковывающие движения предметы гардероба из хлопковой ткани. Не допускается наличие крупных швов, пуговиц или иных предметов, которые могут натирать, создавать неудобства при активном движении или выполнении упражнений лежа на спине или животе.
В домашних условиях, обувь при зарядке можно не одевать, но желательно, чтобы ноги были в носочках.
Условия
Домашний комплекс упражнений необходимо проводить в тщательно проветренном помещении. Для дополнительной закалки организма хорошо, если воздух будет немного прохладным (приблизительно 18 градусов).
Желательно предлагать зарядку до еды или спустя 40 минут после приема пищи.
Внимательно осмотрите место проведения упражнений. Уберите все лишние предметы, обезопасьте углы или подвижные элементы. Удобнее всего, если в помещении, где проводится зарядка, будет достаточно места для небольшой пробежки.
Форма проведения
Дети дошкольного возраста с удовольствием выполняют задания с использованием игровых элементов. Хорошо, если утренняя гимнастика будет иметь сюжет (поход в гости к мишке, зайке; имитация животных и растений). Стоит внимательно отнестись к названию упражнений, преподносимых карапузу. Образная, насыщенная речь, поясняющая необходимые действия, поможет ребенку долго оставаться заинтересованным таким времяпровождением.
Дополнительные элементы
Если вы решили применить в комплексе дополнительные снаряды (мяч, фитбол, скакалка), то заранее подготовьте выбранные предметы. Не стоит прерывать занятия для долгих поисков необходимого инвентаря.
Темп и очередность
Чтобы получить пользу от утренней гимнастики необходимо:
- Регулировать скорость выполнения упражнений, предлагая вначале выполнить медленно, после ускориться, дойти до самого быстрого варианта выполнения, после чего медленно снизить скорость и остановиться. Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко останавливаться при выполнении быстрых упражнений;
- План занятия должен строиться по мере усложнения задач. Первым делом необходимо произвести разминку. После разогрева предложить выполнить упражнения основного комплекса. Завершать зарядку стоит спокойным шагом на месте и самомассажем;
- Старайтесь ориентироваться не на количество выполненных элементов, а на качество исполнения. Если вы предложили крохе шагать высоко поднимая колени, то лучше сделать 5 правильных высоких шагов, чем 25 быстрых и не высоких.
Настроение крохи
Зарядка – занятие приносящее удовольствие и радость. Она должна быть посильной и приятной для карапуза. Не стоит заставлять или перенапрягать маленького спортсмена. Если он плохо себя чувствует или встал с плохим настроением, возможно, лучше отложить упражнения и провести их позже. Хорошо увлечь кроху собственным примером.
Как подготовить ребенка к зарядке?
Конечно, сложно вытащить дитя из постели раньше времени – тем более «для какой-то там зарядки». Прививать эту замечательную привычку нужно постепенно.
Как известно, чтобы привычка устоялась, требуется около 15-30 дней регулярно повторяющихся действий. То есть, через 2-3 недели таких занятий ваш ребенок уже сам будет к ним тянуться.
Без настроя – никуда
Поэтому самое важное в деле формирования этой привычки – настроиться и найти мотивацию
Кроме того, важно, чтобы упражнения для ребенка периодически менялись (дети в этом возрасте слишком быстро устают от однотипных тренировок). И не забывайте хвалить чадо и всячески поощрять любую физическую деятельность
И не забывайте хвалить чадо и всячески поощрять любую физическую деятельность.
Тренируем равновесие у ребенка:
Важно в процессе выполнения упражнений заставить малыша смотреть вперед, а не под ножки. Для этого взрослый становится впереди и привлекает взгляд ребенка ярким и интересным предметом, разговором
Прекрасно тренирует равновесие ходьба по опоре — скамье, лестнице, доске
Не менее эффективными являются таки упражнения:
• стойка на одной ножке
• частая смена положения тела — быстро встать, лечь, сесть, попрыгать и т.д.
• стойка на носочках
• катание на качелях и каруселях
Регулярные занятия с малышами прекрасно тренируют не только выносливость и физическую силу, но и внимание, память и интеллект ребенка. Чтобы такие уроки проходили легко и весело, не забывайте про веселую музыку и хорошее настроение в процессе тренировки
Как настроить ребенка на утренние упражнения
Для успешного начинания любого дела обязательно нужен соответствующий настрой. Дурной настрой обеспечит провал любых задумок и начинаний, даже самых простых и незначительных. И прежде всего, ребенку необходима правильная мотивация. Она может проявляться в виде сладостей, игрушек, разрешения посмотреть любимый фильм или мультик, погулять и т.д
при выборе мотивации нужно обратить внимание на предпочтения и увлечения детей
Любую вещь можно подать интересно и забавно, даже зарядку, сделав из нее увлекательную игру. Ученые рекомендуют родителям делать утренние упражнения вместе с детьми, так будет интереснее и полезнее для всех. К тому же, это отличный способ пообщаться с детьми, если в течение дня такой возможности нет.
Кормить ребенка желательно после зарядки, чтобы во время упражнений ему не стало плохо, не разболелся живот. Непосредственно после зарядки рекомендуется выпить свежевыжатый сок или фреш, также можно предложить ребенку йогурт или стаканчик молока. Это придаст бодрости малышу. К более плотному завтраку можно приступать уже после 20 минут после окончания физических нагрузок.
Упражнения артикуляционной гимнастики для ребенка 2 лет
Существует множество упражнений для развития речевого аппарат. Вот несколько примеров:
- Лопаточка. Ротик широко раскрыт. Расслабленный язык «отдыхает» на нижней губе. Положение нужно удерживать 8 секунд.
- Хобот. Губы сомкнуты как трубочка и сильно вытянуты. Положение нужно удерживать 5-10 секунд.
- Часы. Рот приоткрыт, ребенок улыбается. Напряженным языком нужно касаться поочередно правого и левого уголка губ. Смена положения выполняется под ритмичный счет.
- Где конфета? Рот закрыт. Языком нужно давить то в одну, то в другое щеку.
- Шарик. Необходимо надувать и сдувать щеки. Если не получается, помогайте легким надавливанием на щеки руками. После того как ребенок это освоит, пускай он надувает щеки попеременно.
- Домик. Рот – это домик. Пускай ребенок открывает домик, показывает язычок и снова прячет его.
- Спагетти. Попросите ребенка втянуть спагетти губами.
- Чупа-чупс. Пускай ребенок облизывает леденец на палочке с разных сторон, а потом по кругу.
- Палочка. Любая палочка, например, сладкая соломка, зафиксирована между носом и верхней губой, как усы. Положение нужно удерживать около 10 секунд.
Старайтесь все время чередовать упражнения, менять их последовательность, чтобы ребенок не заскучал и продолжал заниматься с удовольствием.
Если развитие речи идет с трудом, обратитесь к логопеду. Он откорректирует упражнения, которые вы даете ребенку, и по необходимости назначит специальный массаж.
Общие рекомендации для укрепления здоровья ребёнка
Чтобы поддерживать здоровый дух в здоровом теле, одной ежедневной зарядки будет недостаточно. Родителям стоит прислушаться к общим рекомендациям, которые помогут укрепить здоровье школьника:
- Свежий воздух. Нужно чаще гулять с ребенком. И такое времяпрепровождение должно быть для него активным. Можно играть с ним в мяч, теннис, кататься на велосипеде или роликах, прыгать на скакалке. Достаточно до часа активной прогулки в день. В выходные время увеличивают до двух-трех часов. После такого досуга и спать ребенок будет лучше, без проблем засыпая в указанное время.
- Сбалансированное питание. Это важный компонент для здоровья каждого человека. Конечно, совсем необязательно сажать ребенка только на каши и овощные блюда. Даже наоборот – нужно отдавать предпочтение продуктам, которые богаты полезными веществами и витаминами. К ним относятся фрукты, сухофрукты, орехи, мед. Стоит отметить, что сухофрукты могут заменить любые сладости или хотя бы понизить их потребление. Ведь сласти в большом количестве детям будут во вред.
- Регулярность. Питание должно быть не только питательным, но и регулярным. Тут тоже стоит вырабатывать привычку и кушать в определенное время. Но если вдруг ребенок отказывается от пищи, то заставлять не рекомендуется – пользы от этого не будет, зато настроение будет подпорчено как у детей, так и их родителей.
- Занятия спортом. Мальчика можно отдать на занятия футбола или хоккея. Для него подойдет и бег, борьба, велоспорт. Девочкам подойдет гимнастика, танцы. А если в семье два разнополых ребенка, то можно подобрать для них универсальные виды спорта, например, атлетика, плавание, теннис.
- Помещение для зарядки. Ребенок должен заниматься в комнате, которую родители систематически проветривают. Так, меньше распространяются болезни.
В школьные годы ребенка от родителей зависит многое. Именно им нужно прививать своему чаду хорошие привычки
При этом нельзя забывать про внимание. Если ребенок чувствует себя несчастным, угнетенным, испытывает дефицит любви, то болеть он будет чаще, а все выполненные через силу упражнения не будут приносить должного удовлетворения и пользы для организма. Весёлая мульт зарядка
Весёлая мульт зарядка
Аквагимнастика
Дети прекрасно воспринимают этот относительно новый способ физического развития. Можно начать упражнения дома, в ванной и сделать их завершающим этапом после массажа и гимнастики или отдельным занятием.
Плавание с первых месяцев жизни ребенка очень полезно не только для физического развития, но и для укрепления нервной системы. Малыш погружается в среду, к которой он привык, и это дает ему чувство психологического комфорта. Занятия в воде не перегружают ребенка и особенно рекомендуются детям, имеющим нарушения психомоторного развития, страдающим заболеваниями костно-мышечной и нервной систем.
Плавание:
- укрепляет иммунитет;
- нормализует сон;
- регулирует обмен веществ;
- стимулирует работу желудочно-кишечного тракта;
- насыщает кровь кислородом;
- тренирует сердечно-сосудистую систему;
- формирует правильное дыхание;
- воздействует на нервную систему.
Главное в занятиях — их постепенность и систематичность. На время привыкания малыша к процедуре вы можете находиться в ванной вместе с ним, обычно и взрослый и малыш получают от этого большое удовольствие.
Пора вставать!
Утром просто невозможно усидеть на месте! Если пару минут назад сонный малыш, потирая глазки, вставал с кровати, то сейчас он больше похож на миниатюрную модель вечного двигателя. Задача мам и пап — направить эту бесконечную энергию в мирное русло. Вот тут-то на помощь нам и придут упражнения для малышей, замаскированные под непринуждённую игру.
Детям от года до пяти лет ВОЗ рекомендует не менее 180 минут в день проводить за различной физической активностью
Это важно для здоровья костей и скелета, правильного обмена веществ, развития когнитивных и двигательных навыков. А значит, что с утренней зарядкой мы нашли применение как минимум пяти минутам
Делимся с вами несколькими упражнениями, где главным героем стал милый ёжик. Можно купить такую мягкую игрушку и держать её в руке во время зарядки. А если малышу нравится другое животное, то просто замените ёжика на него.
Ёжик на солнышке
- Стоим на ножках, слегка расставив их.
- Руки опущены.
- Без резких движений наклоняем голову к правому плечу.
- Делаем то же самое в другую сторону.
- Достаточно трёх повторов.
Ёжик тянется за яблочком
- Садимся на пол.
- Сгибаем ноги в коленях.
- Убираем ручки за спину.
- Плавно тянемся вперёд и кладём голову на коленки.
- Повторяем три раза.
Ёжик прячется
- Стоим, опустив руки вниз.
- Садимся на корточки и закрываем лицо ладошками.
- Делаем в умеренном темпе.
- Повторяем четыре раза.
Ёжик радуется
- Стоим ровно, опустив руки.
- Подпрыгиваем на месте 10 секунд.
- Повторяем два раза.
- Зарядка окончена. Можно сделать заминку, спокойно походив по комнате в течение минуты — проводить ёжика на работу.