Основные этапы урока по фгос
Содержание:
- Структура современного урока
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
- Новый материал
- Структура урока по ФГОС
- Технологическая карта урока
- Целеполагание
- Организация первого этапа школьного урока
- Урок развивающего контроля
- Новая система
- Виды рефлексии
- Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
- Систематизация и обобщение
- Последовательность
- Организация второго этапа урока
- Работа над ошибками
- Формы организации уроков развивающего контроля
- 1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
- Структура уроков развивающего контроля
- Рефлексия
- Программа
- Закрепление материала
- Самостоятельная работа
Структура современного урока
Для обеспечения целенаправленной деятельности процесса обучения все его звенья разбиваются на отдельные элементы. Это и есть этапы урока. Они включают в себя не только изучение нового материала, сопровождающееся высокой мыслительной активностью учащихся, но и выполнение задачи по запоминанию и длительному сохранению в памяти всех полученных знаний.
Этапы урока по ФГОС в основной школе зависят от его целей и задач. Так, если учащимся предлагается закрепить и развить уже полученные знания, то в этапы урока включается:
- сообщение школьникам цели занятия;
- воспроизведение знаний, умений и навыков учащимися;
- выполнение учениками предложенных учителем заданий, упражнений;
- проверка уже выполненных работ;
- обсуждение допущенных ошибок и их корректировка;
- запись домашнего задания (при необходимости).
Этапы урока по ФГОС, образец которых приведен ниже, преследуют своей целью сформировать умения и навыки у учащихся. Подобная структура учебного процесса состоит:
- из постановки целей;
- повторения уже сформированных знаний и навыков;
- решения проверочных задач;
- знакомства с новыми умениями;
- показа образца упражнения по полученным знаниям и выполнения задания по указанному алгоритму;
- подведения итогов урока;
- записи домашних заданий.
Этапы урока закрепления по ФГОС состоят:
- в организации начала урока;
- постановке воспитательных и образовательных задач;
- проверке домашнего задания.
На уроке по закреплению полученных знаний учитель должен создать спокойную и деловую обстановку. Детей не должны пугать контрольные и проверочные работы. Это вызовет их чрезмерное волнение и исказит результаты.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Центральным компонентом всей деятельности учителя является урок, который является не самоцелью, а средством, инструментом развития личности ученика. Современный урок по ФГОС – личностно ориентированный.
Созданию максимально благоприятных условий для появления личностных способностей, для актуализации личностного потенциала обучающегося и призвана технологическая карта как форма обобщенно-графическго планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося, выражение сценария урока, основы его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Построение технологической карты зависит от типа урока, которые мы сейчас и рассмотрим:
Новый материал
Одним из способов развития младших школьников является проблемное обучение, при котором значительно меняются требования к проведению уроков нового типа, другими становятся виды уроков и их структура. В связи с тем что перенесены акценты в образовании на интересы, нужды и запросы ученика, типы уроков по ФГОС в основной школе диктуют другой подход к обучению: содержание материала не предписывается учителем, а создаются условия, при которых к ученику приходит осознание необходимости усвоения предложенной программы.
Многие учителя и родители пока не поддерживают этот подход к обучению. Но тем не менее уроки по ФГОС («Школа России») нацелены именно на такое направление деятельности. При этом подходе форма проведения урока не может не измениться, поскольку он должен включить в себя само создание этой ситуации осознания, что знаний явно недостаточно. Тогда появляется мотивация для усвоения нового материала. Затем учитель создаёт учебную ситуацию, при которой ученик может почти самостоятельно искать недостающую информацию. Именно поэтому были изменены типы уроков по ФГОС в основной школе, которые подразделяются на несколько групп.
Сначала предлагается урок, на котором ученики должны знакомиться с новым материалом. Это урок усвоения новых знаний или урок открытия нового знания — приемлем любой вариант. Его построение тоже стало отличаться от прежнего в связи с изменениями требований ФГОС. Ранее в начале урока присутствовал организационный момент, теперь это называется этапом мотивации.
Повторение пройденного материала стало этапом актуализации, то есть детям предлагается проблемная задача, которую нужно попытаться решить, опираясь на уже знакомый материал, а когда это не получилось, делается вывод, что для решения нужны дополнительные знания, которые можно получить с помощью наблюдения или эксперимента. Это названо первичным усвоением материала. Новая технологическая карта урока по ФГОС представляет значительно изменённую терминологию.
Структура урока по ФГОС
Этапы урока |
Краткое содержание, действия учеников |
Действия учителя |
Мотивирование на учебную деятельность |
Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу |
Настраивает учеников на успешную работу |
Актуализация знаний |
Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений |
Консультирует |
Целеполагание, постановка проблемы |
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель |
Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. |
Поиск путей решения проблемы |
Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач |
Консультирует |
Решение проблемы |
Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения |
Консультирует |
Коррекция |
Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения |
Помогает, советует, консультирует |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний |
Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону |
Консультирует |
Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью |
Консультирует, направляет |
|
У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности |
Разъясняет, предлагает задания на выбор |
|
Оценивание |
Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) |
Консультирует, обосновывает оценки |
Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке |
Благодарит учеников за урок |
Технологическая карта урока
Технологические карты являются новым видом методической продукции, которые обеспечивают качественное и эффективное преподавание и дают возможность достигать планируемых результатов. Использование таких карт помогает лучше организовать учебный процесс, обеспечивая реализацию УУД в полном соответствии с требованиями ФГОС, а также сокращает время подготовки учителя к данному уроку весьма существенно. Идея создания технологических карт пришла в школу из промышленности, там это существует как вид документации с содержанием описания производственного процесса — изготовление, обработка определённого вида продукции, перечень производственных операций, а также применяемое оборудование и режим осуществления каждой операции по времени.
В дидактическом контексте технологическая карта является проектом учебного процесса, где есть полное описание его: от поставленной цели урока по ФГОС до конечного результата с обязательным использованием инновационных технологий в работе с информацией. Суть технологической карты в том, что она содержит подробный проект педагогической деятельности, описание заданий для учеников, освоение темы и оформление предполагаемых результатов.
Технологическая карта структурирована, интерактивна, алгоритмична, технологична и обладает обобщённостью при работе с информацией. В её структуре присутствуют: название темы и часы, отведённые на изучение её, цели освоения, результаты, которые планируются (отдельно УУД, информационная и интеллектуальная компетентность, метапредметность, предмет, личность), ресурсы и формы работы — метапредметные связи и организация пространства, основные понятия темы, технология изучения темы поэтапно. Завершается работа по технологической карте контрольным заданием, чтобы проверить достижение результатов, которые были запланированы.
Целеполагание
В структуре традиционных уроков данный этап занимал ведущее место. Однако на сегодняшний день система образования рассматривает его с новой позиции. Все этапы урока по ФГОС претерпели определенные качественные изменения. Коснулись они и целеполагания. На данном этапе задача учителя состоит вовсе не в доведении до учеников своей цели. Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок сам осознал смысл учебной задачи и принял ее как особо для него значимую. Только в таком случае деятельность школьника станет целенаправленной и мотивированной. Ребенок будет стремиться найти, узнать и доказать.
Рассматривая цели этапов урока по ФГОС, можно сказать о том, что целеполагание особым образом проектирует образовательные действия школьников. При этом оно связано с уровнем развития детей, особенностями изучаемой темы, профессионализмом педагога и с внешним социальным заказом.
Организация первого этапа школьного урока
Нередко у учителей вызывает затруднение вопрос формулировки цели. Это может быть связано с тем, что первый этап урока, как полагают многие, необходимо просто преодолеть, а затем и забыть про него. Однако это не так. Целеполагание проходит через все этапы урока в соответствии ФГОС. При этом на него возлагаются функции мотивации обучающихся, а также стабилизации процесса получения знаний и диагностики выполненной работы. Иными словами, можно сказать так: «Как цель поставили, таким и будет полученный результат».
Организовать этап целеполагания не просто. Этот процесс потребует продумывания приемов и средств, которые бы мотивировали школьников на предстоящую деятельность.
Одним из вариантов решения данной технологической задачи может быть выбран следующий перечень действий:
- проведение диагностики целей учащихся;
- систематизация и поледующий анализ выявленных данных;
- конструирование технологических линий получения знаний школьников и технологической линии подачи материала учителем.
Урок развивающего контроля
Нужны разноуровневые задания и возможность для ученика выбора их. Это может быть тест, где задания оцениваются разными баллами, а оценка будет выставлена в зависимости от их количества. Задачи на таком уроке решаются и образовательные, и воспитательные, то есть присутствует контроль полученных знаний по данному разделу или теме, а также создаются условия для того, чтобы формировалась правильная самооценка, возрастала настойчивость в достижении цели.
Одновременно происходит и общее развитие ученика — в умении анализировать, классифицировать, сравнивать, а если это групповая работа, то совершенствуются и коммуникативные навыки. Такому типу урока подходят следующие виды: конкурс, творческий отчёт, коллоквиум, викторина, опрос устный, защита проектов, тест или контрольная письменная работа.
Новая система
Задачи, поставленные новыми правилами ФГОС, требуют немедленного перехода в новую системно-деятельностную образовательную парадигму, связанную с изменениями учительской деятельности в принципе, иначе не получится реализовать этот стандарт. Одновременно изменились и технологии обучения с внедрением ИКТ (информационных и коммуникационных технологий), что открыло большие возможности расширения рамок образования, касающихся абсолютно каждого предмета общеобразовательного учреждения.
Результаты обучения формулируются как личностные, метапредметные и предметные. ФГОС устанавливаются в Российской Федерации соответственно со ст. 7 «Закона об образовании», представляя собой ряд требований, являющихся обязательными в реализации образовательных программ основной школы. Выдвигаются новые требования, которые разделены на три группы:
- Результаты освоения образовательной программы общего образования.
- Структура образовательной программы общего образования.
- Условия реализации образовательной программы общего образования.
Виды рефлексии
В начале и в конце урока огромное значение для педагога имеет установка эмоционального контакта с учениками. Для этого он может воспользоваться приемом рефлексии настроения. Самым простым вариантом при этом явится показ карточек с изображением смайликов. Причем изображенные на картинке лица должны быть веселыми, грустными и нейтральными. Кроме того, учитель может предложить ребятам остановить свой выбор на солнышке или на тучке. Первый рисунок будет означать хорошее настроение, а второй – плохое.
Еще одним приемом рефлексии настроения является выбор одной из двух картин. На одной из них изображен пейзаж, проникнутый печалью, а на второй – весельем и радостью. Ученики должны выбрать рисунок, соответствующий их настроению.
Следующий вид рефлексии – рефлексия деятельности. Она представляет собой осмысление приемов и способов работы, выполняемой над учебным материалом. Такой вид применяется, как правило, при проверке заданий в конце урока. В этом случае учащимся предлагается оценить результаты урока в виде окончания таких фраз, как:
- Я разобрался…
- Я узнал…
- Я сумел… и т. д.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи
Очень важно все действия проговаривать вслух.
Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства
Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
Систематизация и обобщение
Систематизирует и обобщает полученные знания урок рефлексии по ФГОС. В свете нововведений этому уроку придают особое значение, поскольку именно здесь в головах учащихся всё как бы раскладывается по полочкам. Мотивационный этап проходит в виде обсуждения необходимости систематизации знаний, где применяются образы кладовой, книгохранилища и тому подобные. Здесь необходимо ответить на многие вопросы относительно принципа раскладки полученного материала: какие части его будут востребованы часто, какие реже, какая информация к какой ближе.
Затем выученное повторяется ещё раз, но уже на качественно другом уровне. Ученики решают вопросы, поданные в непривычной формулировке или с необычными условиями. Далее следует контроль, а с приложением новых требований — самоконтроль, который тоже нацелен на обобщение, именно тогда урок рефлексии получится успешным.
Урок систематизации знаний имеет целью не просто учить обобщению, но и вписывать всю полученную информацию в общий контекст познания мира. Именно поэтому так тщательно прорабатывается весь этап рефлексии, с чётким обозначением принципов классификации, значения изученного материала и места его в общей системе знаний. Вид этому типу урока можно придать любой, в том числе и комбинированный: защита проектов, сочинение, конференция, викторина, конкурс, практикум, диспут, ролевая или деловая игра.
Последовательность
Когда этап мотивации пройден, необходимо осмысление учеником новой информации, в этом процессе дети работают над заданием самостоятельно, после чего следует проверка, требующая обсуждения каждого вопроса с определением места, которое теперь занимает новый материал во всей системе знаний, а также практическое применение его. Далее — обязательный инструктаж относительно домашнего задания и рефлексия, то есть осмысление того, что происходило на уроке.
Конечно, эта структура урока весьма приблизительна. Бывают нетрадиционные виды уроков — экскурсии, презентации, путешествия, лекции, встречи, беседы и многие другие. Здесь сохраняются только основные черты композиции традиционного планирования.
Поскольку виды уроков по этому типу могут быть самыми различными, учитель составляет план по традиционной или нетрадиционной системе. Технологическая карта урока по ФГОС помогает решить самые разные задачи. Прежде всего — образовательные: познакомить, научить, проанализировать и так далее. Затем — воспитательные: разбудить творческую и познавательную активность, сформировать любовь к Родине, любознательность, настойчивость к познанию и многое другое.
Скорее всех решаются задачи развивающие, когда у ребёнка формируются умения: анализ, сопоставление, чтение схем, использование справочной литературы и тому подобное. И здесь, конечно же, основной эффект обеспечивает правильно выбранная структура урока.
Организация второго этапа урока
ФГОС выдвигают определенные требования к содержанию самостоятельной работы, форме ее выполнения и назначению. Все эти указания позволяют правильно организовать данный этап урока, основной целью которого является не только получение новых знаний, но и выработка привычек и навыков к труду.
Самостоятельная работа может быть:
- индивидуальной;
- фронтальной;
- групповой.
При этом подобные задания могут быть:
- Воспроизведены по образцу. Это позволит ученику запомнить определенный алгоритм действий в каждой конкретной ситуации и достаточно прочно усвоить их.
- Выполнены по реконструктивно-вариантному типу. Такая самостоятельная работа проводится на основе уже полученных знаний, предлагая поиск конкретного способа решения новых задач.
- Эвристическими. Подобные самостоятельные работы формируют у учащихся навыки и умения поиска решения вне известного им образца.
- Творческими. Такие работы позволяют школьникам получать новые знания, а также постоянно укреплять навыки их самостоятельного поиска.
На данном этапе урока детям могут быть предложены разнообразные виды работ с книгой, а также решение упражнений и задач.
Работа над ошибками
Теперь это урок коррекции знаний. Работа над ошибками по-прежнему важна, поскольку показывает причины их совершения, корректирует знания и намечает направление будущей работы. Если ученик получает оценку ниже той, которую хотелось, то это непременно должно явиться стимулом к дальнейшему труду и указать нужное направление деятельности. Именно урок коррекции и должен выполнять такие задачи, в противном случае оценка просто останется обидой, а иногда даже травмой, что во всех отношениях нежелательно. Именно поэтому планировать урок коррекции нужно особо тщательно, а подготовка к такому уроку должна содержать особо продуманную мотивационную часть.
В основе ФГОС последнего поколения лежит совершенно новая идеология. Задачей образовательных учреждений является воспитание такого гражданина в современном обществе, который будет любить учиться и будет делать это всю жизнь. Ученик должен развиваться как субъект в мире познания — вот главная цель современного образования. Особенностью ФГОС второго поколения является деятельностный характер обучения, где во главе угла стоит развитие личности. Знания, умения и навыки как таковые перестали быть приоритетом образования, оно отказывается от традиции представления результатов в этом виде, но формулирует установку на реальные виды деятельности.
Формы организации уроков развивающего контроля
Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:
- Ученики пишут контрольную работу.
- Учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.
- Ученики по эталону проверяют свои контрольные работы.
- По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.
В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:
- Самоконтроль — эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами.
- Взаимоконтроль. Класс делится на пары (тройки). Эталон оказывается у одного в паре. Организуется взаимопроверка. Формирование самооценки происходит через анализ справедливости выставленной оценки другим учеником.
- Педагогический контроль. Эталон остается у учителя. Научение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
Деятельность учителя:
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам. Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия: Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы |
Осуществляемые действия: Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп |
Осуществляемые действия: Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью |
Формируемые способы деятельности: Работа с ресурсами |
Формируемые способы деятельности: Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения |
Формируемые способы деятельности: Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности |
Структура уроков развивающего контроля
Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.
Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.
1 урок |
Мотивация к контрольно-коррекционным действиям |
Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно. |
Актуализация и пробное действие |
Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки. |
|
В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки. |
||
2 урок |
Локализация затруднений |
Ученики определяют свои ошибки и затруднения. |
Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений |
Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений. |
|
Реализация проекта |
Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах. |
|
Обобщение затруднений |
Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь. |
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки. |
|
Включение в систему знаний |
Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие. |
|
Рефлексия |
Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание. |
Рефлексия
После того как будут пройдены первый и второй этапы урока (по ФГОС), новые государственные стандарты общего образования предлагают следующую ступеньку универсальных учебных действий. Она состоит в получении детьми рефлексивных умений. При этом ученики должны понять причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности.
В школе не должно быть неудачливых детей. Педагог обязан заметить даже самое незначительное продвижение ребенка вперед и вовремя поддержать его.
Рефлексия как этап современного урока (ФГОС) позволяет поддержать детскую активность и творчество. Она также оказывает непосредственное влияние на сознательность школьника.
Рефлексия – это обязательное условие для создания на уроке развивающей среды. Причем для учителя она вовсе не является самоцелью. Это процесс, готовящий детей к внутренней сознательной рефлексии. Что же включает в себя данное понятие? В переводе с латинского слово «рефлексия» означает не что иное, как «обращение назад».
Согласно словарю иностранных слов, это понятие обозначает «самопознание и размышление о внутреннем состоянии». Ударение в этом слове ставится на слог «ле».
Рассматривая этапы урока по ФГОС, невозможно обойти вниманием рефлексию. В современной педагогике это понятие означает самоанализ учебной деятельности, а также ее результатов
Рефлексия приучает ребенка к самооценке, самоконтролю и саморегулированию. Она формирует у него привычку к осмыслению событий и различных проблем. Психологи связывают рефлексию с развитием и становлением духовной жизни человека. Однако ребенку сложно научиться управлять собой без помощи учителя. Именно совместная работа педагога и ученика позволяет получить конкретные результаты, помогающие школьнику оценить свою деятельность на уроке.
Программа
В основной образовательной программе общего образования содержатся три раздела: организационный, содержательный и целевой. Кроме того, существует программа УУД, направленная на развитие компетенций в использовании и овладевании ИКТ как минимум на уровне пользователя: поиск, построение и передача информации, презентация выполненной работы, основы информационной безопасности в использовании средств ИКТ, в том числе глобальной сети Интернет.
В программе содержатся:
1. Основные направления и особенности реализации проектов в учебной, исследовательской и проектной деятельности учеников (это инженерное, исследовательское, прикладное, социальное, информационное, творческое, игровое направление проектов), а также формы работы по организации такой деятельности в урочных и внеурочных рамках по каждому из направлений.
2. Содержание, виды и формы работы по организации, формированию и развитию компетенций в области ИКТ.
3. Перечень с описанием основных элементов и инструментов использования ИКТ-компетенций.
4. Результаты, которые планируется достичь в развитии компетентности учеников по использованию ИКТ, подготовке индивидуальных проектов, которые выполняются в учебном процессе (могут быть в границах одного или на межпредметной основе).
5. Условия, обеспечивающие развитие УУД, информационно-методическое обеспечение, подготовку кадров.
6. Методика, инструментарий мониторинга, чтобы проверить успешность освоения учениками УУД и их применения.
Закрепление материала
Это теперь называется уроком комплексного применения знаний, по сути оставаясь по-прежнему закреплением изученного материала. Многие темы уроков по ФГОС требуют отведения на каждую нескольких учебных часов, почти всегда — в начальной школе. Далее — в старших — русский язык, математика и некоторые другие предметы обязательно проходят с закреплением материала. Цели урока по ФГОС преследуются те же самые, и структура построения аналогична почти во всём.
Отличие только в том, что предлагаемую задачу ученики имеют возможность решить после актуализации полученных знаний, хотя материал стандартный, а задание — нет. Урок этого типа очень хорош в нетрадиционном оформлении, где могут присутствовать самые разные виды: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-суд, урок-деловая игра, урок-конференция и так далее, главное — это создание нестандартной ситуации, чтобы разбудить мыслительные способности детей, научить фантазировать и одновременно принимать реальные решения. Это и есть цели уроков по ФГОС. Закрепление материала лучше всего происходит в нестандартной обстановке.
Самостоятельная работа
Каким образом можно повысить эффективность проводимого урока? Для этого педагог должен пойти по самому доступному пути, проверенному длительной практикой. При этом урок вступает в свой второй этап, который предполагает самостоятельную работу учащихся. В этом временном промежутке, занимающем особое место в любом школьном занятии, дети приобретают знания в процессе личной деятельности.
При этом педагогу необходимо только управлять самостоятельной работой своих подопечных. Данный этап урока становится весьма действенным средством обучения, которое:
- в каждом конкретном случае соответствует поставленной дидактической цели и решаемым задачам;
- ведет учащихся от незнания к знанию, формируя у них определенный объем и уровень умений и навыков;
- вырабатывает у детей психологическую готовность к систематическому самостоятельному пополнению полученных знаний, а также умение ориентироваться в огромном потоке общественной и научной информации;
- служит серьезным орудием педагогического управления и руководства над самостоятельной учебной деятельностью школьника.