Комплекс упражнений для детей

Массаж живота

Исходное положение — лежа на спине.

Основными приемами массажа живота являются различные виды поглаживаний — по косым мышцам живота, встречные и круговые. Все процедуры нужно повторять по 4 раза.

После поглаживаний следует перейти к растиранию мышц живота: сначала к круговому, а затем — по прямым мышцам. Для выполнения кругового растирания живота нужно делать круговые движения одной рукой по направлению от пупка до ребер. Затем двумя руками нужно сделать растирание по прямым мышцам живота. Все движения должны быть активными и ритмичными. К концу процедуры кожа ребенка должна слегка покраснеть. В конце процедуры нужно снова сделать несколько приемов поглаживания.

Десятый месяц

До полугода сон для детей — основная составляющая жизни. К 9-10 месяцам дневной и вечерний отдых сокращается до 14 часов. А в дневной период необходимо почаще заниматься с малышом физкультурой. Описание предыдущих занятий можно посмотреть в статье, посвященной массажу и гимнастике с малышом 6-9 месяцев.

Базовые упражнения

Теперь к основным обязательным занятиям можно отнести:

  • Упражнение «Бокс», 8-10 раз. Из названия понятно, что движения должны выполняться руками вперед-назад. При этом активно работают мышцы плечевого пояса.
  • Сгибание и разгибание ног, 8-11 раз. Сгибать можно как одновременно две ножки, так и поочередно.
  • «Кучерские движения», 7-8 раз. Все помнят волнообразные движения кучера сверху вниз или снизу вверх? Для веселья можно посадить ребенка на игрушечную лошадку.
  • Повороты таза с согнутыми в коленях ногами, 6-8 раз. Исходное положение: лежа на спине.
  • Приседание с прогибанием позвоночника, 4-6 раз. Из положения лежа аккуратно поднимаем ребенка в сидячее положение. Дополнительно можно поднять на ноги, после чего выполнить упражнение в обратном порядке: стоя, сидя, лежа.
  • Наклоны туловища, 4-5 раз. Положив на пол какой-либо предмет, попросите ребенка нагнуться и поднять его. Для предотвращения приседания, можно придержать руками коленки и спину.
  • Покачивание на мяче, 4-5 раз. Уложив ребенка животом на пляжный надувной мяч, медленно покачайте его вперед-назад. Позже можно попробовать перевернуть и на спину.

Упражнения на время

  • Массаж ягодиц и спины. Прямолинейное или круговое растирание подушечками пальцев. Движение правой руки — по часовой стрелке, а левой — против. Занятие не должно длиться больше 10 минут. Массаж ребенку в 9 месяцев можно выполнять по видео урокам, чтобы точно все сделать правильно (см. также: как правильно делать массаж ребенку в 4 месяца?).
  • Ползание на четвереньках. В качестве мотивации можно предложить малышу доползти до игрушки или за конфетой. Также можно включить видео с обучающими мультфильмами, чтобы кроха пытался пародировать, например, собачку или кошку, ползая на четвереньках, гавкая или мяукая (рекомендуем прочитать: когда и во сколько малыш начинает ползать на четвереньках?).
  • Упражнение «Тачка» , 2-3 минуты. Своего рода, это хождение на руках, т.е родитель держит ребенка за ножки и помогает двигаться вперед.
  • Массаж живота. Круговое поглаживание, пощипывание вокруг пупка и растирание прямых мышц живота. Главное — сильно не надавливать.
  • Парение, 1-2 минуты. Упражнение похоже на игру в «Самолетик», когда малыша, придерживая за животик, поднимают в воздух. Рефлекторно мышцы напрягаются, а голова приподнимается. Также можно потренировать вестибулярный аппарат, если покружить кроху.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как происходит развитие ребенка в 9 месяцев?

И, конечно же, не стоит забывать о ежедневных прогулках. Сначала можно держать ребенка за руку, а когда он начнет уже более или менее уверенно шагать — отпустите для самостоятельного познания мира и своего тела (опорно-двигательного аппарата).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие занятия подойдут для игры с ребенком с 9 месяцев?

Проблемные зоны и моменты.

Часто встречающиеся проблемы в восемь месяцев, которые можно устранить массажем и гимнастикой, это — формирование неправильного двигательного стереотипа особенно при ползании на четвереньках (малыш может неправильно ставить ножку, когда ползёт, или сидеть с круглой спиной, делать неестественные или нестандартные движения при осуществлении каких либо двигательных актов). Проблемными зонами ребёнка в 8 месяцев чаще являются спинка (может быть ослаблена), ножки (возможен остаточный гипертонус, или отсутствие (ослабление) опоры), ручки (часто приходится укреплять руки малышу).

Во сколько лет начинать обучение

Когда родители задаются вопросом «Как научить ребенка соединять буквы в слоги?», то сталкиваются с тем, что не знают, в каком возрасте можно начинать обучение. Но конкретных цифр нет, потому что все зависит от самого малыша.

Важно! Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, имеет разный характер и наклонности. Но есть несколько признаков психологической готовности, по которым можно определить, что с ребенком можно целенаправленно заниматься обучением чтению

Ребенок говорит полными предложениями и понимает смысл сказанного и услышанного от родителя, может описать увиденную ситуацию.
У него развит фонематический слух, т. е. он различает звуки в словах и может отличить похожие слова друг от друга. Например, разницу между словами: лук и люк, дом и том.
Ребенок не имеет логопедических проблем, он произносит все звуки. Если на пятый год жизни есть какие-то логопедические нарушения, то следует показаться специалисту.
Он хорошо знаком с понятиями «влево», «вправо», «вверх», «вниз»

Да, до конца их сразу выучить сложно, путать их он еще может, но следить за строкой слева направо должен уже уметь.
Концентрирует свое внимание хотя бы на некоторое время.
Испытывает интерес к книгам, предложение почитать вместе не вызывает у ребенка негативных эмоций.

Если родитель может отнести большинство высказываний к своему малышу, то стоит начинать заниматься с ним обучением чтению. Главное — помнить, что обучение должно носить игровой характер, а не быть занятием по принуждению.

Учить ребенка читать в возрасте 3-4 лет еще рано, если он сам не проявляет стойкого интереса к этому занятию.

Критические периоды в формировании иммунной системы ребенка

Первый период длится до двадцати восьми дней, когда ребенок является новорожденным и только-только начинает познавать этот мир. Его защищают материнские антитела, но они не способны быть надежным щитом от болезней, поэтому новорожденные очень восприимчивы к вирусным инфекциям и даже влиянию собственных условно-патогенных микроорганизмов. При бактериальных инфекциях возможно их распространение по всему организму малыша, повышая риск развития хронических болезней в дальнейшем.

Второй критический период длится с третьего по шестой месяц жизни, когда наблюдается разрушение материнских антител. В это время свою работу начинает собственная иммунная защита младенца. Она еще достаточно слабая и не способна «помнить» с первого раза все патогены. По этой причине детям рекомендуют повторную вакцинацию при проведении профилактических прививок. В этом возрасте дети часто сталкиваются с вирусами, которые вызывают ОРВИ. Также атакуют кишечные инфекции и воспалительные заболевания органов дыхания.

Третий период длится с трех до пяти лет жизни ребенка, четвертый период приходится на шесть-семь лет. Пятый критический период развития иммунной системы период у девочек наблюдается в двенадцать-тринадцать лет, а у мальчиков – в четырнадцать-пятнадцать. И во время всех этих периодов дети подвержены множеству заболеваний, их иммунитет не совершенен.

Но, безусловно, один из самых сложных периодов становления иммунной системы – это период до года, когда ребенок только учится справляться с невзгодами окружающего мира и инфекциями, которые подстерегают его на каждом шагу.

Режим сна 6-месячного ребенка

Полгода – сложный период в жизни ребенка: он становится более активным и возбудимым, начинает проявлять характер. Уложить его становится трудно, если не захочет – не уснет. В это же время режутся зубки, вводятся прикормы в рацион малышей, которые раньше питались только маминым молочком. В 6 месяцев изменяется и режим дня: теперь некоторые дети днем переходят на двухразовый сон. Маме нужно набраться терпения и не нервничать из-за капризов малыша. Ему тоже непросто пережить этот период, Поддержите кроху своим спокойствием и лаской. Ваша уверенность в том, что очень скоро все наладится, передастся младенцу, и он станет более спокойным.

В полгода ребенок бодрствует примерно столько же, сколько спит, – около 10-12 часов в сутки. Если правильно распределить периоды активности, к нужному сроку малыш утомится и будет легко засыпать. Составьте распорядок дня малыша, чтобы он вписывался в уклад жизни всей семьи. Не укладывайте его вечером слишком поздно, врачи считают, что самый лучший сон бывает до полуночи.

К примеру, можно организовать отдых ребенка так.

  • С 21 до 6 часов – ночной сон.
  • С 9 до 10 часов – утренний отдых.
  • С 13 до 15 часов – послеобеденный «тихий час»,
  • С 17 до 18 часов – вечерний отдых.

Днем сон лучше совмещать с прогулкой. Хорошо, если вы живете за городом, можно поставить колыбельку на участке и заняться работой по хозяйству. Оставлять малыша одного на балконе опасно: сверху могут бросить тлеющий окурок, пролить какую-нибудь жидкость, а ветер занесет все в коляску.

Малыш крепко спит, если он во время бодрствования хорошо поиграл, набрался новых впечатлений. Не радуйтесь, что грудничок спокойно сидит один в кроватке и не мешает вам заниматься своими делами. Если ребенку скучно, он может и не плакать, но находится в полудреме, не расходует достаточно сил, чтобы устать и захотеть лечь в кроватку. На прогулке не старайтесь сразу убаюкать малыша, дайте ему посмотреть на людей, деревья, птичек, кошек и собак. Сейчас идет интенсивный процесс накопления информации, пусть младенец наберется новых впечатлений, во сне они займут нужное место в его памяти.

Нужно ли в 6 месяцев переводить ребенка на двухразовый дневной сон? Лучшим советчиком в этом вопросе маме будет ее наблюдательность. Дети не роботы, у них разный темперамент, разные потребности. Если малыш категорически протестует против прежнего режима, хочет играть, а не отправляться в кроватку, попробуйте изменить распорядок дня. Ночью 6-месячный грудничок спит около 9 часов, днем – 3-4 часа. Распределите это время на 2 или 3 периода. В полгода многие дети сами засыпают, когда устанут. Понаблюдайте, в какое время это обычно происходит, и скорректируйте режим под индивидуальные потребности малыша.

Почему у детей развивается косоглазие?

Страбизм (так звучит еще одно название патологии) — это состояние, при котором зрительная ось глаза отклоняется от точки фиксации. Нарушение может быть постоянным или периодически возникать.

В этой статье

Опасность косоглазия в том, что при отсутствии лечения это заболевание может привести к необратимому снижению зоркости, искажению бинокулярного зрения. Характерные симптомы патологии:

  • диплопия;
  • головная боль;
  • головокружение;
  • снижение зрения;
  • астенопия.

Мышечная кривошея — один из распространенных признаков, подтверждающих развитие косоглазия у ребенка. При попытке рассмотреть предмет многие дети, страдающие страбизмом, вынуждены наклонять или поворачивать голову. Особенно распространены эти движения при паралитической форме заболевания. Кривошея часто является следствием родовой травмы

Важно не путать проявления этой патологии.
Причин, по которым развивается косоглазие у детей, довольно много. Часто это заболевание передается по наследству, в том случае, если страбизм имеется или же был вылечен у близких родственников ребенка

При врожденном косоглазии у детей врачи обычно диагностируют и другие патологии, например:

  • синдром Дауна;
  • синдром Крузона;
  • врожденную катаракту;
  • детский церебральный паралич;
  • гидроцефалию.

У новорожденных детей развитие косоглазия обычно часто связано со слабостью мышц зрительного нерва. Это состояние вполне естественно и иногда проходит незаметно. Нарушение исчезает по мере того, как развиваются зрительные анализаторы. Обычно это происходит до достижения ребенком одного года. Посетить окулиста в любом случае нужно, чтобы предотвратить развитие содружественной или паралитической формы недуга.

Большинство случаев, когда у детей развивается косоглазие, приходятся на возраст 2-3 лет. К этому времени завершается формирование содружественной работы глаз. Если этого не происходит, то, вероятнее всего, у ребенка развивается страбизм, который может протекать в скрытой форме. Часто причина патологии связана с нарушениями рефракции: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом.

Техника выполнения упражнений

Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек. По мере того как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно. На спине совершаются те же движения, что и на животе, начинать их стоит не раньше 3 месяцев: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону.

Малыш на животике. Кладем руки малышу на спину и слегка прижимаем его к мячу. Можно правой рукой придерживать кроху за спинку, а левой — фиксировать левую ножку в области коленного сустава. Начинаем потихоньку покачивать малыша вперед, назад, по кругу, чтобы при этом была небольшая вибрация.
В том же положении покачивайте малыша к себе и от себя, с небольшой вибрацией, если малыш уже держит головку.
Малыш на спинке. Придерживаем его руками за живот и в области голени, или можно правой рукой фиксировать животик, а левой — левую ножку. Медленно при покачивании мяча к себе сгибаем ножки малыша в коленных суставах, а при движении мяча от себя — выпрямляем

Осторожно качаем ребенка в положении лежа на спине в позиции головой вниз. Хорошо, если малыш будет при этом распрямлять руки, это снижает тонус мышц-сгибателей

Теперь пробуем выполнить это же движение сначала только правой, затем только левой ногой.
Малыш снова на животике. Держим его за руки и покачиваем вперед-назад. Постепенно приподнимаем вытянутые вперед ручки, чтобы малыш оторвал грудную клетку от мяча.
В том же положении правой рукой придерживаем малыша в области поясницы, а левой пробуем уложить в «позу лягушки», широко разведя коленки. В такой позе покачиваем вперед, назад, создавая вибрацию. Это не только расслабляет, но и очень полезно для развития тазобедренных суставов.

Важные правила

Составляя расписание занятий с малышом, выбирая комплекс упражнений, родители должны учитывать некоторые общепринятые правила:

  1. Первые ознакомительные уроки начинайте с грудничком не раньше 2-3 недель после рождения.
  2. Вводное занятие длится не больше 5 минут. Малышу нужно привыкнуть к мячу, новым тактильным ощущениям.
  3. Длительность выполнения упражнений увеличивайте постепенно, ориентируйтесь на самочувствие малыша, его заинтересованность, настроение. К 2-3 месяцам физкультура на мяче длится 8-10 минут.
  4. Тщательно вымойте мяч, свои руки перед занятием.
  5. Накачивать снаряд максимально не нужно. Он должен чуть пружинить.
  6. Постелите на гимнастический мяч фланелевую пеленку. Это нужно, чтобы грудничок не соскользнул.
  7. Включите негромкую спокойную музыку.
  8. Возьмите ребенка, держите его на мяче уверенно, крепко. Новорожденным младенцам хорошо фиксируйте шейный отдел.
  9. Вне зависимости от возраста грудничка лодыжки и запястья для удерживания их на мяче не подходят. Суставы недостаточно крепкие — вывих, травмы получить очень легко. Взрослым лучше придерживать ребенка за торс: предплечье, грудь, животик, спинку.
  10. Оставлять младенца без присмотра категорически нельзя. Заниматься самостоятельно, качаться и прыгать на фитболе ребенок сможет только после 1-2 лет.
  11. Активные занятия проводите утром, спокойные — вечером, чтобы маленький ребеночек не перевозбудился, хорошо заснул.
  12. Делать гимнастику сразу после еды нельзя. Подождите 1 — 1,5 часа после кормления или приступайте к занятиям за 30 минут перед приемом пищи.
  13. Для получения максимально положительного эффекта от зарядки, ребенка лучше раздеть. Тело будет контактировать с мячиком всей поверхностью, рецепторы, мышцы получат хорошую нагрузку.

  14. Планируйте уроки только в те дни, когда грудничок здоров, весел, хорошо идет на контакт. Если у ребеночка нет настроения, он плачет на мяче, сделайте перерыв.
  15. Подбирайте комплекс упражнений на фитболе, учитывая возраст крохи.
  16. Во время гимнастики пойте, разговаривайте с ребенком, читайте стихи, прибаутки.

Показания и противопоказания

Авторская методика лечебной физкультуры по Шишонину помогает эффективно бороться со следующими состояниями:

  1. Повышение артериального давления, в частности хронической формы.
  2. Плохой сон.
  3. Спазм и болезненность шейной мускулатуры.
  4. Нарушение кровообращения.
  5. Недостаточное снабжение головного мозга, мышц и тканей в области шеи питательными веществами на фоне скованности движений и спазмов.

Кроме того, лечебная зарядка полезна для устранения головокружений, головных болей, она снимает напряжения в плечевом отделе и улучшает память за счет нормализации трофики клеток и тканей.

Несмотря на огромную пользу и безопасность, гимнастика имеет ряд противопоказаний:

  1. Заболевания воспалительного и инфекционного характера.
  2. Период вынашивания ребенка.
  3. Повышенная температура тела.
  4. Различные кровотечения.
  5. Онкология.
  6. Любые заболевания и травмы в шейной области в момент обострения.
  7. Острые и интенсивные боли в шее.

Упражнения для лечения косоглазия у детей старше 3-х лет

Гимнастика для лечения страбизма у детей младшего дошкольного возраста обычно проводится в игровой форме. В этом возрасте ребенок уже способен найти отличия в картинках и определить одинаковые изображения. Большинство упражнений проводится с использованием игрушек или картинок. Это позволяет ребенку лучше сосредоточиться и не потерять интерес при выполнении зарядки для глаз.
Многие упражнения от косоглазия у детей проводятся с использованием мячика. Родители могут подвесить его так, чтобы он располагался на уровне глаз. Ребенок при этом должен сидеть сбоку. Мячик следует подвешивать таким образом, чтобы на него попадало освещение. Лучше всего, если он будет освещаться лампой. От ребенка требуется сосредоточить взгляд на мячике. Один глаз во время упражнения должен быть закрыт повязкой.


После того как зарядка будет выполнена, следует сделать несколько упражнений, которые улучшают работу глазодвигательных мышц. У многих детей, страдающих косоглазием, возникает мышечный спазм. Из-за него глазное яблоко не может принять правильное положение. Справиться со спазмом поможет пальминг. Высокую эффективность доказала методика Шиацу, которая была разработана в Японии. Суть ее заключается в воздействии на биологически активные точки. 

Комплекс 5. От 9 до 12 месяцев. Развиваем самостоятельность

Этот комплекс поможет максимально разнообразить движения и будет способствовать развитию самостоятельности ребенка. В этом возрасте уже можно говорить об активной гимнастике: поскольку малыш уже более физически развит, большинство упражнений он выполняет самостоятельно, при поддержке взрослого. Тем не менее для разнообразия и более комплексного воздействия на организм продолжайте использовать полюбившиеся вашему малышу приемы массажа.

  • Упражнение «бокс» (5 – 6 раз каждой рукой).
  • Попеременное разгибание и сгибание ног (5 – 6 раз каждой ногой).
  • Поворот на живот (по 1 разу в каждую сторону).Массаж ягодиц и спины.
  • Подъем тела из положения лежа на животе (1 – 2 раза).Массаж живота.
  • Подъем прямых ног до палочки (3 – 4 раза).
  • Самостоятельные наклоны.
  • Приседания (4 – 6 раз).
  • Массаж груди.
  • Приседание самостоятельное или при поддержке за руку (1 – 2 раза).
  • Круговые движения руками (4 – 6 раз).
  • Упражнение «тачка».
  • Обучение ходьбе.
  • Обучение лазанию.

Мы уверены, что массаж не только поможет развитию организма малыша, но и научит маму слушать свое чадо и распознавать его сигналы, отвечать на них. Она станет более уверенной в своих родительских способностях, а у малыша появится умение слушать и взаимодействовать. И ребенок и мама получат удовольствие и от зрительного контакта, от расслабления, любви и доверия, возникающих и укрепляющихся при массаже. Ради одного этого стоит делать массаж каждый день!

Список использованной литературы:

1.      Астафьева, И. А. Детский массаж. Техники, приемы, рекомендации. Москва: Издательство «БММ», 2011.

2.      Васичкин В. И. Большая книга массажа и гимнастики для детей. От рождения до 3 лет. Санкт‑Петербург: Издательство «Питер», 2011.

3.      Красикова И. С. Детский массаж от рождения до трех лет. Москва: Издательство «Корона-Век», 2011.

4.      Мельник А. В. Детский массаж. Массажные комплексы для детей разных возрастов. Москва: Издательство «Рипол Классик», 2006.

Особый запор

Есть и другие причины запора у младенцев. К сожалению, с ними гораздо сложнее разобраться, поскольку это патологии развития, болезни, травмы.

Острый запор. Развивается по анатомическим причинам, например, из-за непроходимости толстой кишки, или при инвагинации — внедрении одной части кишки в другую, что вызывает закупоривание просвета. На фоне полного благополучия малыш внезапно становится беспокойным, плачет, отказывается от еды. Приступ заканчивается так же неожиданно, как и начался, но через 3–5 минут повторяется и усиливается: появляется одно- или двукратная рвота с примесью желчи зеленого цвета. Если кал отходит, то в нем видны примеси крови. Спустя 5–6 часов стул прекращается, а из прямой кишки выделяются кровянистые выделения. При этом живот у малыша мягкий. Температура чаще всего нормальная. Ребенок даже может терять сознание. При подобных симптомах необходимо вызвать «скорую помощь».

Болезнь Гиршпрунга. В ее основе лежит нарушение иннервации толстой кишки — центральная нервная система не может управлять этим отделом желудочно-кишечного тракта. В результате переработанная пища скапливается в кишечнике. Картина заболевания довольно разнообразна. Если поражена только короткая часть кишки, то запоры формируются постепенно, и без хирургического вмешательства удается обойтись довольно долго. Когда поражен более длинный отрезок, то отсутствие стула чревато тяжелым состоянием и требуется незамедлительное хирургическое вмешательство.

Инфекционная атака. Если в первые месяцы жизни кроха перенес кишечную инфекцию, нервные клетки в толстом кишечнике могут погибнуть, что приведет к задержке акта дефекации, скоплению каловых масс и развитию запора. При дизентерии возможен так называемый токсический мегаколон (резкое расширение толстой кишки). У ребенка развивается нарушение сознания и повторная рвота. Резко увеличивается живот из-за сильно расширенного кишечника. Осложнение требует экстренной хирургической помощи.

Проблемы с ЦНС. Травмы при родах и синдром детского церебрального паралича также отражаются на работе желудочно-кишечного тракта, поскольку сопряжены с различными осложнениями, например, нарушением глотания, срыгивания, рвотой.

Васкулит. Воспаление сосудов распространяется и на нервные сплетения и чувствительные клетки, расположенные в кишечной стенке.

Нарушения в работе эндокринной системы. При гипотиреозе (недостатке функции щитовидной железы) замедляется продвижение содержимого по кишечнику. При дисфункции паращитовидных желез запор возникает из-за нарушения минерального обмена, при сахарном диабете становится следствием повреждения нервных сплетений кишечника или обезвоживания организма ребенка.

Медикаментозный запор. Перед тем, как давать ребенку любой препарат, назначенный врачом, внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Так, средства от анемии, содержащие железо, могут вызывать запор. Избежать его поможет соблюдение правил приема — непосредственно во время еды, уменьшение доз железа при введении в рацион продуктов с высоким содержанием железа — гречка, яблоки, зелень. Особого внимания заслуживают запоры, ставшие следствием лечения нестероидными противовоспалительными, нейролептиками, сорбентами и антибиотиками, которые вызывают дисбактериоз кишечника.

Болезни и состояния, сопровождающиеся запором, у грудничков встречаются не так часто. Многие педиатры вспоминают о них не сразу. Перед тем, как добраться до истины, они назначают много ненужных лекарств, забывая про эффективные исследования кишечника, например, рентген.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector