Энтеровирусная инфекция у детей
Содержание:
- Почему появляется привычка дышать через рот?
- СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС
- Категории
- Массаж и гимнастика
- Особый запор
- Дефекты произношения у детей
- Физиологический тонус мышц
- Расслабляющие ванны
- СИНДРОМ МЫШЕЧНОЙ ГИПЕРТОНИИ, ГИПЕРТОНУС У РЕБЕНКА, У ДЕТЕЙ, У ГРУДНИЧКА, У НОВОРОЖДЕННЫХ
- АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)
- Ротовое дыхание как признак дисфункции языка
- Как держать голову, как держит голову ребенок, когда начинают держать голову, когда ребенок начинает держать голову, во сколько?
- СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАЦИИ (СИНКИНЕЗИИ)
- Диагностика
Почему появляется привычка дышать через рот?
Определить единственную причину для каждого случая сложно, но многих пациентов с такой привычкой объединяют следующие факторы:
Обструкция дыхательных путей. Часто привычка открывать рот начинается с невозможности дышать через нос: аллергии, хроническая простуда или заложенность носа, увеличенные аденоиды и гланды, астма, сломанный хрящ носа и многие другие состояния затрудняют правильное дыхание, в таком случае пациент вынужден дышать через рот. Проблема в том, что после устранения причины обструкции дыхательных путей, привычка дышать через рот остается, так как в силу входят выработанные за долгое время неправильные рефлексы дыхания, глотания и речи. Здесь требуется помощь специалиста по миофункциональной терапии (комплекс специальных упражнений, тренирующих у ребенка правильное положение языка в покое, нормальное смыкание губ и носовое дыхание).
Дыхание через рот во сне
Сосание пальцев в детском возрасте. Если в детстве ребенок часто держит пальцы во рту, то мышцы рта и челюсти будут развиваться в соответствии с этой привычкой. Когда во рту находится палец или другой предмет, то губы не могут полностью сомкнутся и формируется рефлекс выталкивания языка во время глотания и речи. Даже если вы отучите ребенка сосать пальцы, это не значит, что привычка к открытому рту уйдет самостоятельно, здесь происходит то же самое что при обструкции дыхательных путей – деформируются рефлексы дыхания, глотания и речи. В таком случае необходимо обратится к специалистам по миофункциональной терапии и ортодонтии.
Короткая уздечка языка. Это врожденная особенность некоторых детей, когда уздечка не позволяет языку свободно двигаться, что влияет на процесс дыхания и развитие речи. Чаще всего этот дефект устраняется в раннем возрасте с помощью простой хирургической процедуры. Но те, кто привык к ограничениям и неправильному положению языка испытывают больше сложностей в устранении ротового дыхания. Таким людям необходима помощь специалиста, который поможет восстановить правильное дыхание с помощью специальных упражнений до и после хирургического вмешательства. По окончании курса лечения процесс правильного дыхания становится легким и естественным.
СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС
СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС, СШТР. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенок с повышенным флексорным тонусом в руках и туловище, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела. В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. В результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса в положении на животе у ребенка резко повышается мышечный тонус в разгибателях ног, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить его на колени. Это положение можно ликвидировать, если пассивно поднять голову ребенка, взяв его за подбородок. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенку трудно сохранить контроль головы, а соответственно и удержаться в положении сидя. Поднятие головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус в руках, и ребенок падает назад. Опускание головы усиливает сгибательный тонус в руках, и ребенок падает вперед. Изолированное влияние симметричных шейных тонических рефлексов на мышечный тонус редко удается выявить, так как они в большинстве случаев сочетаются с АШТР.
Наряду с тоническими шейными и лабиринтным рефлексами в патогенезе двигательных нарушений у детей с церебральными параличами важную роль играют положительная поддерживающая реакция и содружественные движения (синкинезии).
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(85)
- Бесплодие(0)
- Болезни сосудов(0)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(0)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(19)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(0)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(0)
- Инфекционные болезни(0)
- Кардиология(0)
- Кожные болезни(0)
- Косметология(0)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(11)
- Маммология для Пап(1)
- Наркология(1)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(9)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(0)
- Педиатрия(76)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(0)
- Половые инфекции(0)
- Проктология(0)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(0)
- Ревматология(0)
- Репродуктивная система мужчины(3)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(0)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(0)
- Эндокринология(0)
Массаж и гимнастика
Массаж при повышенном тонусе способен вызвать у ребенка ощущение расслабленности и комфорта. Аккуратный тактильный контакт оказывает на организм разностороннее благоприятное воздействие.
Во время манипуляций происходит передача нервных импульсов в кору головного мозга, оказывая тонизирующее влияние на центральную нервную систему, усиливая контроль над работой всех систем организма.
Приемы оказывают различное влияние на центральную нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы. Их применяют для снижения гипертонуса у ребенка, расслабления мускулатуры.
ВАЖНО! ВЫ можете сами выполнять комплексы массажа и гимнастики для нормального роста и развития ребенка. Доктор Комаровский считает, что нет необходимости обращаться к профессиональным массажистам, если не поставлен соответствующий невропатологический диагноз
Доктор Комаровский считает, что нет необходимости обращаться к профессиональным массажистам, если не поставлен соответствующий невропатологический диагноз.
Условия для проведения упражнений
- Массаж можно проводить на любой твердой поверхности, но лучше всего подойдет пеленальный столик.
Выбранное место застилается расправленным байковым одеялом, сверху — клеенка и чистая пеленка. Располагаться стол должен так, чтобы была возможность подходить к малышу с любой стороны. В Европе специалисты рекомендуют заниматься с ребенком на полу.
- В комнате должно быть хорошее освещение, вдали от отопительных приборов и сквозняков.Если хорошо проветрить помещение, будет сочетаться эффект от массажа с закаливанием организма. В теплое время года упражнения проводят с открытой форточкой или на свежем воздухе.
- Не стоит приступать к занятиям непосредственно после кормления, необходимо выждать 40—45 минут.
- Вы должны быть подготовлены. Часы, кольца и другие украшения необходимо снять на время процедуры. Одежда должна быть свободной, не стеснять движения.
ВАЖНО! Массаж проводится чистыми руками. Масла и кремы добавляют скольжение, нарушается правильная техника выполнения приемов
Тальк и другие присыпки не используются, потому что они сушат кожу ребенка.
Если ваши руки сухие, и могут травмировать нежную кожу малыша, то перед проведением массажа, стоит их немного смягчить специальным маслом. При повышенной влажности ладоней, разрешено использовать детский тальк.
- В холодное время года стоит укрыть ребенка теплой пеленкой, оголяя только массируемый участок тела.
Комплекс приемов
При гипертонусе необходимо уравновешивание мышечного тонуса у младенцев, массаж применяется для достижения этой цели. Во время занятий необходимо внимательно наблюдать за реакцией ребенка. При первых же проявлениях дискомфорта у младенца стоит сменить или закончить комплекс упражнений.
Начинать массаж следует медленно и спокойно, постепенно удлиняя время и интенсивность выполнения.
Примерный план занятий:
- Массаж рук. Ребенка положите на спину ногами к родителю. Вложите большой палец своей руки в кисть новорожденного, правая рука удерживается левой рукой, а левая — правой. Поглаживайте одноименной рукой от кисти к подмышечной впадине 6—8 раз.
- Приподнимание тела из положения: лежа на спине. Ладошки ребенка обхватывают большие пальцы матери. Приподнимите на несколько сантиметров верхнюю часть туловища малыша. За минуту следует выполнить 7—8 подходов.
- Массаж ног. Упражнение выполняется аналогично, что и при поглаживании рук.
- Массаж спины. Новорожденный ребенок укладывается на живот, с вытянутыми вперед руками. Без нажима кисти мамы скользят от попы к макушке по спине ребенка тыльной поверхностью, а в обратном направлении — ладонной. Повторите 6—7 раз.
- Массаж стоп. Нога ребенка удерживается за голень. Указательным и средним пальцем другой руки фиксируется стопа, а большим «рисуется» восьмерка. Таким же способом массируется подошва другой ноги.
- Встряхивание ручек. Кисть новорожденного ребенка берется также как и при поглаживании. Очень легонько встряхните обе руки, немного разводя в стороны.
- Покачивание на мяче. На обычный надувной мячик или фитбол ребенка укладывают лицом вниз, колени разводятся в стороны. Малыша следует придерживать за спину. Мяч аккуратно покачивать по разным направлениям около двух минут.
Упражнения стоит начинать делать с двухнедельного возраста, постепенно увеличивая время проведения занятий. Можно применять и другие комплексы упражнений при гипертонусе у младенцев. Видео, подготовленные профессиональными массажистами, станут хорошим помощником для освоения новых навыков.
Особый запор
Есть и другие причины запора у младенцев. К сожалению, с ними гораздо сложнее разобраться, поскольку это патологии развития, болезни, травмы.
Острый запор. Развивается по анатомическим причинам, например, из-за непроходимости толстой кишки, или при инвагинации — внедрении одной части кишки в другую, что вызывает закупоривание просвета. На фоне полного благополучия малыш внезапно становится беспокойным, плачет, отказывается от еды. Приступ заканчивается так же неожиданно, как и начался, но через 3–5 минут повторяется и усиливается: появляется одно- или двукратная рвота с примесью желчи зеленого цвета. Если кал отходит, то в нем видны примеси крови. Спустя 5–6 часов стул прекращается, а из прямой кишки выделяются кровянистые выделения. При этом живот у малыша мягкий. Температура чаще всего нормальная. Ребенок даже может терять сознание. При подобных симптомах необходимо вызвать «скорую помощь».
Болезнь Гиршпрунга. В ее основе лежит нарушение иннервации толстой кишки — центральная нервная система не может управлять этим отделом желудочно-кишечного тракта. В результате переработанная пища скапливается в кишечнике. Картина заболевания довольно разнообразна. Если поражена только короткая часть кишки, то запоры формируются постепенно, и без хирургического вмешательства удается обойтись довольно долго. Когда поражен более длинный отрезок, то отсутствие стула чревато тяжелым состоянием и требуется незамедлительное хирургическое вмешательство.
Инфекционная атака. Если в первые месяцы жизни кроха перенес кишечную инфекцию, нервные клетки в толстом кишечнике могут погибнуть, что приведет к задержке акта дефекации, скоплению каловых масс и развитию запора. При дизентерии возможен так называемый токсический мегаколон (резкое расширение толстой кишки). У ребенка развивается нарушение сознания и повторная рвота. Резко увеличивается живот из-за сильно расширенного кишечника. Осложнение требует экстренной хирургической помощи.
Проблемы с ЦНС. Травмы при родах и синдром детского церебрального паралича также отражаются на работе желудочно-кишечного тракта, поскольку сопряжены с различными осложнениями, например, нарушением глотания, срыгивания, рвотой.
Васкулит. Воспаление сосудов распространяется и на нервные сплетения и чувствительные клетки, расположенные в кишечной стенке.
Нарушения в работе эндокринной системы. При гипотиреозе (недостатке функции щитовидной железы) замедляется продвижение содержимого по кишечнику. При дисфункции паращитовидных желез запор возникает из-за нарушения минерального обмена, при сахарном диабете становится следствием повреждения нервных сплетений кишечника или обезвоживания организма ребенка.
Медикаментозный запор. Перед тем, как давать ребенку любой препарат, назначенный врачом, внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Так, средства от анемии, содержащие железо, могут вызывать запор. Избежать его поможет соблюдение правил приема — непосредственно во время еды, уменьшение доз железа при введении в рацион продуктов с высоким содержанием железа — гречка, яблоки, зелень. Особого внимания заслуживают запоры, ставшие следствием лечения нестероидными противовоспалительными, нейролептиками, сорбентами и антибиотиками, которые вызывают дисбактериоз кишечника.
Болезни и состояния, сопровождающиеся запором, у грудничков встречаются не так часто. Многие педиатры вспоминают о них не сразу. Перед тем, как добраться до истины, они назначают много ненужных лекарств, забывая про эффективные исследования кишечника, например, рентген.
Дефекты произношения у детей
Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может сразу исправить логопед – зачастую сначала необходимо устранить их причины, основой которых нередко являются дисфункции языка, дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области, а также сопряжённые с этим нарушения прикуса. Например, очень часто сосание губы или языка вызывает отклонение резцов внутрь или наружу, что ведёт к открытому прикусу и затрудняет постановку логопедом шипящих звуков.
Физиологический тонус мышц
Движения, совершаемые новорожденным ребенком, носят беспорядочный характер. Он еще не может хорошо удерживать голову вертикально. Малыш старается сохранить позу «эмбриончика»:
- руки и ноги согнуты в суставах и плотно прижаты к груди,
- пальчики сжаты в кулачки.
До трехмесячного возраста такое положение носит название физиологического гипертонуса. Если после указанного возраста тонус мышц—сгибателей на руках и ногах не пропадет, это считается отклонением от нормы и требует корректировки.
Скорость перехода от случайных движений к более осознанным зависит от уровня развития мускулатуры. Но главное, насколько быстро сформируются сенсорный и моторный отделы мозга.
У новорожденных, с момента рождения имеется ряд кожных рефлексов, при раздражении которых возникают определенные движения. Пока у младенца сохранен физиологический гипертонус мышц—сгибателей, нужно провоцировать те ответные реакции, которые будут способствовать разгибанию. Этот принцип и лежит в основе всех двигательных упражнений.
Для уравновешивания тонуса разных групп мышц необходимы ежедневные занятия с новорожденным:
- стимулирование «комплекса оживления» ласковым разговором;
- предоставлять возможность самостоятельно активно двигаться, исключив тугое пеленание;
- ежедневные теплые ванны;
- правильное ношение ребенка на руках;
- гимнастические упражнения и легкий поглаживающий массаж всего тела;
Расслабляющие ванны
Лучше всего купать новорожденного в маленькой ванночке, используя старинный бабушкин метод (его еще называют купанием в пеленке). Такое купание расслабляет ребенка, снижает уровень стресса и оказывает релаксационное действие на организм. Подробнее об уходе за новорожденным и мягком купании >>>
ВАЖНО! Не стоит учить младенца нырять. Погружение под воду является стрессом для малыша, это усилит мышечный тонус и отрицательно скажется на эмоциональном состоянии ребенка
При гипертонусе мышц ног у ребенка рекомендуется добавлять в ванну отвары ромашки, череды, пустырника, валерианы, лаванды или душицы. Все натуральные компоненты могут вызвать аллергическую реакцию, поэтому купание стоит начинать с добавлением одного вида целебной травы.
СИНДРОМ МЫШЕЧНОЙ ГИПЕРТОНИИ, ГИПЕРТОНУС У РЕБЕНКА, У ДЕТЕЙ, У ГРУДНИЧКА, У НОВОРОЖДЕННЫХ
Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп. Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.
Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения. Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем, что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе. При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики (на цыпочках) — это очень плохо.
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на «затылочную» ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.
Ротовое дыхание как признак дисфункции языка
Формируется привычка дышать ртом, в том числе и во сне, что приводит не только к устойчивому формированию неправильного прикуса во взрослом возрасте и к усилению дисфункции языка. ребенок начинает чаще высовывать язык и использовать всю его мощь (а язык — сильнейшая ротовая мышца) не по назначению, прикладывая дополнительные усилия и давление на зубы
Обратите внимание — когда ребенок часто высовывает язык, спит с открытым ртом — это очень тревожный симптом. Такая привычка легко переходит с ребенком во взрослый возраст
Про храп, слип апноэ и остальные негативные последствия от этого мы вообще пока не говорим.
А что же происходит с языком у ребенка потом?
Дети с аденоидитами вынуждены высовывать, выдвигать язык вперед и вниз, чтобы обеспечить доступ воздуха через рот, а постоянное межзубное положение языка формирует открытый прикус и создаёт проблемы, которые приходится решать ортодонту. И — логопеду с постановкой звуков и фонацией. Частое высовывание ребенком языка нужно воспринимать не как игру или невинную детскую привычку, а как риск формирования зубочелюстных аномалий. И именно в детском возрасте необходимо правильно выстроить эффективное взаимодействие ортодонта с ЛОР-врачом, а при необходимости — и с логопедом.
Как держать голову, как держит голову ребенок, когда начинают держать голову, когда ребенок начинает держать голову, во сколько?
Если Ваш младенец, ребенок не держит голову, дежит голову на бок (набок), перестал держать, плохо держит голову (тяжело держать), не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит, запрокидывает голову, стоит на цыпочках (ципочках), обязательно как можно быстрее обратитесь к врачу (запись по телефону +78452407040). Не теряйте драгоценное время. Чем раньше начато лечение, тем быстрее восстанавливаются утраченные функции. Мы ответим на все Ваши вопросы: «Когда начинают держать голову хорошо?» «Когда ребенок (мальчик, девочка) начинает держать голову, почему слабая шея, все так просиходит?» «Во сколько начинают держать голову?» «Когда малыш, грудничок, ребенок, младенец, новорожденный начинает держать голову, в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 или 10 месяцев (мес)?» «Как научить держать голову?» «Нужны ли упражнения?»
СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАЦИИ (СИНКИНЕЗИИ)
СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ (СИНКИНЕЗИИ). Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (то есть выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и другие). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемиплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникновение содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При детском церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот).
При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Если мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенденции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП. При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.
Диагностика
Прежде, чем определить, как лечить гиперкинез, необходимо провести точную и достоверную диагностику
При этом обращают внимание на клиническую картину заболевания, оценку психологического и интеллектуального состояния пациента
В диагностике гиперкинезов используются:
- общий и биохимический анализы крови – диагностируют патологию, возникающую вследствие токсического воздействия;
- КТ и МРТ головного мозга – выявляют опухоли, различные дегенеративные изменения;
- электроэнцефалография – определяет активность мозга, диагностирует эпилепсию;
- исследование мозгового кровотока, УЗДГ сосудов головного мозга и шеи;
- исследование цереброспинальной жидкости.
Некоторым пациентам назначают консультацию генетика. Она необходима, если есть подозрение о том, что гиперкинезы являются симптомами наследственных заболеваний.
Диагностика гиперкинезов – это длительный процесс, на который понадобится несколько недель. Определение причин патологии позволит лечить гиперкинез более эффективно.