3 степени адаптации к детскому саду и 8 важнейших советов психолога по её улучшению

Содержание:

Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки

Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:

  • сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
  • обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
  • наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
  • «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
  • отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.

Как еще подготовить ребенка

Перед походом в сад нужно обойти всех узкоспециализированных специалистов. Это окулист, невропатолог, хирург, дерматолог, ортопед. Они смотрят на общее состояние ребенка и дают заключение. Также ребенку нужно сдать кровь, мочу и кал на анализы. Помимо этого перед походом в сад вы должны проверить свой календарь прививок – все ли этапы вакцинации вы прошли. Ведь своевременная прививка может защитить ребенка от многих заболеваний. К тому же, риск заражения в детском саду очень велик.

За месяц до начала посещения детского сада ребенка нужно подстраивать под определенный график. Старайтесь пораньше поднимать малыша с утра, чтобы он привык к ранним подъемам. А для этого нужно укладывать ребенка не позже девяти часов вечера. Принимайте пищу и ложитесь в обеденное время спать примерно в то же время, как это делается в саду. Если малыш не спит днем, нужно объяснить ему, что послеобеденное время – это время тихих игр. Что в это время нужно тихонько лежать в кровати, рассматривать все предметы вокруг или считать на пальцах.

Противопоказания для посещения детского сада

  • инфекционные заболевания
  • обострение хронических болезней
  • недавно перенесенные корь, коклюш, свинка, ветрянка (до окончания  регламентированных сроков карантина и изоляции)
  • наличие возбудителей кишечных или респираторных инфекций (сальмонеллеза, дифтерии, стрептококка, стафилококков и др.)
  • злокачественное заболевание крови или других органов, туберкулез
  • эпилепсия, психические расстройства, тяжелые неврозы, сахарный диабет

Диспансеризация, проведенная перед оформлением в детский сад, должна помочь представить врачу и родителям полную картину состояния здоровья ребенка, что поможет дать рекомендации по оздоровлению его организма.

Привыкаем к новой обстановке детского сада

Если детский сад находится в вашем районе, постарайтесь ближе к сентябрю погулять с ребенком около него

Обращайте внимание малыша на детей, играющих на территории детского сада, особенно если среди них есть знакомые и друзья ребенка. Вы можете иногда даже встречать их у детского сада.

Хотя бы один раз обязательно возьмите кроху с собой в детский сад, например, когда пойдете оформлять документы — попросите разрешения заглянуть в комнаты, в спортивный или музыкальный зал.

Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания — не позднее восьми часов утра.

После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Отойти ко сну следует не позднее 21 часа.

«Домашние задания» по адаптации к детскому саду.

Необходимо отрегулировать опорожнение кишечника у ребенка, желательно в утренние часы и в домашних условиях, иначе эта проблема может стать причиной комплексов у вашего малыша.

·         Необходимо научить ребенка пользоваться туалетной бумагой — на тот случай, если опорожнение кишечника будет происходить в детском саду.

Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок.

Вы должны также научить ребенка пользоваться ложкой и вилкой, есть аккуратно, не разговаривать по время еды, не отвлекаться, хорошо прожевывать пищу, не заталкивать много пищи в рот — словом, есть красиво.

Малыша необходимо закаливать. Конечно, в идеале, это должно стать частью повседневной жизни каждого человека, но если вы еще не стали приверженцем здорового образа жизни — начать никогда не поздно.

Рекомендация 1: Навыки самообслуживания

Пребывание в детском саду подразумевает, что ребенок частично может позаботиться о себе сам. Отсутствие навыков самообслуживания сильно осложняет пребывание в группе. Подготовка ребенка к детскому саду дома должна начаться заранее, вот чему желательно его обучить по мнению родителей (ответы приведены дословно):

«Ходить на горшок и желательно самому кушать»

«Более ли менее  приучен  к горшку,  сам кушает»

«Проситься на горшок, быть общительным, пить с кружки, кушать ложкой»

«Самообслуживание, соответствующее возрасту»

«Иметь представление о горшке. Уметь орудовать ложкой.»

«Быть самостоятельным (сам кушать, одеваться, ходить на горшок)»

«Уметь кушать, знать горшок. Если старше, то унитаз и уметь вытирать себе попу, уметь одеть/снять ту одежду, где нет сложных застежек»

«Сам ходит на горшок, сам держит столовые приборы»

«Обязательно уметь ходить на горшок! Уметь раздеваться, кушать. Чем больше умеет ребенок, тем легче для него проходит адаптация.»

«Особых навыков у нас не было.  Все по возрасту. Кушала сама. На горшок ходила. Только одевать нужна некоторая помощь.»

«Родители должны донести до ребенка, что в саду он будет без мамы или папы, т.е. без знакомых взрослых близких людей. Очень хорошо, если ребенок сам себя обслуживает, т.е. одевается, раздевается, ходит в туалет, моет руки. Чтобы минимально обращаться за помощью к воспитателям. Обязательно дома ввести традицию вечернего чаепития, где все, и взрослые, и дети, рассказывают, как прошел их день, что было хорошего, а  что не очень. Учить ребенка рассказывать обо всем в непринужденной обстановке.»

«Кушать самостоятельно, просится на горшок, как-то одеваться, пусть хоть одну вещь, но сам. Но первую роль играет воспитатель. Если воспитатель сумел найти подход к ребенку, то адаптация пройдет хорошо. Но и родители всегда должны поддерживать и закреплять тот результат, которому научился ребенок.»

«Горшок, умение одеваться, кушать, попросить о помощи»

«Кушать/горшок/ разговаривать чтоб рассказать вам что было за день,  и одеваться в идеале самостоятельно максимально!»

«Умение одеваться (не важно как но делать это),  кушать,  ходить в туалет»

«Кушать ложкой, вилкой. Пить с кружки. Самостоятельно засыпать. Ходить на горшок. Желательно контактировать с детьми»

«Уметь одеваться, самостоятельно кушать»

«Кушал сам, засыпал сам»

«Умение слышать и слушать. Ну и всё зависит от ребенка. Минимальный запас умений: ходить в туалет, есть, одеваться. Ну и всё относительно. Но мне кажется, что так проще деткам и воспитателям, если малыши имеют эти навыки»

«Горшок, кушать сам (ложку держать)»

Этапы привыкания

Привыкание будет происходить поэтапно:

  • Знакомство. Первые несколько дней ребенка оставят на 2 часа, не более.
  • Ребенок вливается в коллектив. Его можно оставлять до обеда. Также несколько дней.
  • Ребенок готов оставаться на полдня. Уходит домой перед сном.
  • Можно оставлять на день. Когда ребенок спокойно проводит в саду время в течение дня.

Когда забирать ребенка первое время подсказывает воспитатель. Именно он сможет сказать, когда готов ребенок к переменам. Все детки разные, поэтому для каждого подбирается индивидуальное время. Обычно привыкание длится около 2-х недель.

Не стоит бояться слез перед садом, это нормальная реакция. Объясните, что вы обязательно вернетесь за ребенком, поддержите его.

Задача родителей: настроить ребенка, зародить в нем желание научится чему-то хорошему в ДОУ, обрести новых друзей, раскрыть в себе способности и таланты.

И конечно, если мы собираемся оставлять ребенка на какое-то время без своего внимания, он должен уметь делать все самостоятельно: одеваться, кушать, ходить в туалет и т.п.

Жизнь без подгузника

Вопрос с туалетом достаточно не простой. Отвыкание от подгузника сложный процесс. Врачи рекомендуют не заставлять, ориентироваться по ребенку. Все разные и осознание того, что можно и не писать в штанишки у всех приходит по – разному.

Наблюдайте за своим чадом, присаживайте на горшок. Старайтесь дома ходить без подгузника, так будет проще чувствовать ребенку свои желания. Старайтесь постоянно спрашивать о его желании, ведь он может заиграться и не попроситься в туалет.

Лучше предотвратить проблему, чем её решать. Помощь и поддержка — именно то, что нужно вашему малышу! Чувствуя их, у него все получится!

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Как вести себя в первые месяцы?

Самое сложное для родителей в процессе адаптации – оставлять в садике плачущего ребенка, не желающего их отпускать. Лучше всего оставлять малыша быстро, без долгих прощаний – весело переодели, улыбнулись, помахали ручкой и ушли. Он чувствует волнение мамы, и оно ему передается. А если мама в хорошем настроении, ребенок более спокойный и уверенный в себе.

Если вы привели ребенка в сад, то нельзя забирать его домой только по причине истерики при расставании, это может войти в привычку. Объясняя малышу, что вы за ним вернетесь, бесполезно упоминать о времени, нужно говорить про ключевые моменты. Например, что заберёте его после прогулки или сна

А далее важно выполнять обещание

В процессе адаптации к детскому саду есть еще два значимых момента: болезни и регресс. В первый год для крохи нормально заболевать почти каждый месяц, хотя не все болеют так много.

Наиболее частые детсадовские болезни – это ОРВИ и ОРЗ. Также многие именно в саду болеют ветрянкой, корью, краснухой, паротитом (свинкой) и т.п. Иногда могут возникать нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Это считается нормальным. Главное не паниковать, осознавать, что таким образом укрепляется иммунитет.

Регресс – это возвращение назад. Например, ребенок начинает писаться, хотя до прихода в садик уже ходил на горшок, или не ест сам, не засыпает сам, перестаёт разговаривать предложениями. Все это пройдет со временем, когда малыш пройдёт адаптацию

В этом случае поможет только терпение и повышенное внимание к переживающему сложный период крохе

Если заметили у ребенка регресс, ни в коем случае не отзывайтесь плохо об учреждении, которое он посещает, не обращайте внимание на отклонения в его поведении, не реагируйте на капризы и не мешайте контактировать с новыми людьми. Если проблем с детским садом нет, тогда при выполнении вышеописанных рекомендаций адаптация проходит успешно

Если негативные эмоции по поводу сада у ребенка не уходят длительное время, разберитесь, что ему не нравится, и попробуйте устранить эти моменты.

Существует несколько вариантов периода адаптации:

  • от недели до месяца: малыш при уходе мамы плачет, но отвлекается скоро и легко, интересуется сверстниками и общителен с одногруппниками, могут присутствовать ухудшения аппетита и сна, случаются простудные заболевания;
  • от месяца до шести месяцев: крохе сложно расстаться с мамой, после расставания ребенок плаксив и малообщителен, аппетит и сон приходят в норму только в течение месяца;
  • от шести месяцев до года: сильные нарушения сна (малыш мало спит, просыпается в слезах) и аппетита (ребенок кушает мало и избирательно), в сад идет с истерикой, долго не в состоянии успокоиться после расставания с мамой, может разрыдаться, когда его забирают в конце дня, с детьми в группе не общается, часто болеет, у него проявляются психосоматические проблемы, энурез.

Если улучшений в состоянии и поведении ребенка не наблюдается больше полугода, то ему необходима помощь детского психолога. Возможно, малышу не подходит именно этот садик или он еще «не дорос» до него. Специалист выяснит причину и даст конкретные рекомендации.

Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

Первые дни в саду

Адаптация к садику должна быть постепенной. Сначала приходите туда на пару часов, давая возможность малышу поиграть с другими детьми, и сами посидите, понаблюдайте за своим ребенком. Когда ребенок привыкнет к новому коллективу, на некоторое время оставьте его в садике, но обязательно предупредите его о том, что собираетесь уйти, и сообщите время, когда собираетесь вернуться. Так как в этом возрасте понятие «два часа» для ребенка еще ничего не значит, скажите, например, что заберете его после обеда, и обязательно выполните обещание.

Адаптация на новом месте может длиться одну-две недели, в зависимости от характера ребенка. Если малыш замкнутый и слишком привязан к вам, то — выходом из положения могут стать центры, специально созданные как промежуточное звено между домашним воспитанием и садиком. Надеемся, что вам повезет с садиком, и ваш ребенок будет посещать его с удовольствием!

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду и приучиться к самостоятельности

Рассказывая ребёнку о детском саде, поведайте ему, по какому режиму он будет жить. Чем больше малыш узнает заранее, тем увереннее будет себя чувствовать.
Доходите до конкретных деталей: решите, куда ребёнок будет складывать уличную одежду, кто и как поможет ему раздеться и одеться, чем он будет заниматься,
когда поест. Через какое-то время вновь поднимите тему детского сада и проверьте, насколько ребёнок запомнил последовательность действий. Неизвестность
пугает. А если малыш увидит, что в детском саду всё идёт в точности с его планом, ему станет легче и радостнее.

Обязательно проинструктируйте ребёнка, что ему делать в случае затруднений. Расскажите, что если он захочет попить или в туалет или ещё что-то, то ему
следует подойти к воспитателю и сказать об этом. Но предупредите ребёнка, что все его желания и требования не будут выполняться мгновенно, так как в группе
много детей и придётся ждать своей очереди.

Обратите внимание на поведение утром перед детским садам и прощание с ребёнком. Старайтесь отвлечь его мысли просьбами о помощи (поискать предмет одежды
при сборах, понести пакет или зонт и пр.)

Некоторые дети в отсутствие родителей отказываются даже есть и спать. Они не отвлекаются на игры, а тревожно
следят за временем, ожидая прихода мамы. В таком случае постарайтесь чаще ставить ребёнка в ситуацию, чтобы отсутствие родителей стало ему необходимым,
чтобы он мог захотеть этого сам. Например, при подготовке для родителей сюрприза или интересной игрой в то время, когда маме пора уходить. Сильную
психологическую зависимость ребёнка от родителей провоцируют сами родители своими эмоциями и переоценкой собственной роли в мировосприятии малыша. Поэтому
начните работу с себя и внушите себе, что Вы сами – это ещё не весь мир для ребёнка, хотя, безусловно, значительная его часть.

Когда Вы собираетесь уйти из дома на целый день или вечер, давайте ребёнку ответственные задания, чтобы отвлечь его от грусти и приучить к
самостоятельности. Попросите его убраться в комнате, последить за порядком, самому следить за временем обеда или отходу ко сну (последнее, конечно, при
негласном контроле взрослых). Вечером побеседуйте с малышом о том, как он справился с заданием, и обязательно похвалите его за успехи. Отметьте, что Вы
сделали так много дел (перечислите, что именно) благодаря его помощи и присмотру за домом.

Придумайте ритуал для прощания. Например, целуйте ребенка в щечки, жмите руку или машите рукой, пока он заходит в двери садика. Так малышу будет проще и
легче с Вами попрощаться.

Следите за отношениями и общением ребёнка с другими детьми. Насколько он проявляет инициативу в знакомствах и играх? Умеет ли что-то предложить группе
детей? Если Вы видите, что у Вашего есть проблемы с общением, расскажите ему, как лучше себя вести, как подойти и поздороваться с ребятами, предложить им
поиграть со своими игрушками или найти компромисс при отказе играть в какую-то игру и пр. Расскажите ребёнку, что брать с собой на улицу и уносить в
детский сад он может только те игрушки, которыми готов делиться с другими малышами. Иначе он может сильно переживать за любимую игрушку, что рискует
развить в нём жадность и поссорить его со сверстниками. Научите не отнимать игрушки у других детей, а вежливо просить и предлагать взамен свои.

Что касается одежды, в которую Вы оденете ребёнка в детский сад, то обратите внимание, что на ней не должно быть мелких крючков, кнопок, шнурков или
пуговиц, которые помешали бы ребёнку свободно одеваться и раздеваться. Не одевайте детей в тесную им одежду

Ткань одежды, включая носки и колготки, должна
быть натуральной: хлопчатобумажной, лёгкой шерстяной или в комбинации с вискозой. Позаботьтесь о том, чтобы перед и спинка одежды быстро и легко
различались по рисунку или иному ориентиру. Также проверьте отсутствие тесного ворота у одежды и наличие карманов.

Оптимальный возраст для детского сада

Педиатры и детские психологи единодушны, когда дело касается идеального возраста для социальной адаптации-это полуторагодовалый малыш. Как правило, в возрасте один-два года, он начинает приобретать определенную независимость от мамы. Вероятнее всего, вы уже оставляли карапуза с бабушкой или няней.

Если же не было такой необходимости, сейчас это очень важный момент, и за несколько месяцев перед посещением садика, самое время об этом позаботиться. Для старта сходите с ребенком в гости, где малыш пообщается с другими взрослыми и детьми под вашим присмотром. Рядом с мамой кроха будет чувствовать себя увереннее и спокойнее.

Для чего такая практика, если ребенок идет в садик? Малыш должен понять, что в мире, кроме мамы и папы, есть другие хорошие люди. К тому же, до трех лет дети быстро усваивают новую информацию и получают необходимые навыки, поэтому режим и дисциплина им даются проще.

Трудности привыкания

Не следует забывать, что в первые дни может все быть благополучно, а трудности появятся через две-три недели или через месяц. Ребенок неожиданно может начать категорически отказываться от утренних сборов в садик, страдать ночными кошмарами или часто болеть. Это связано с тем, что новизна впечатлений и радость общения с новыми друзьями уже исчерпана, накопился стресс, ребенок в полной мере ощутил потерю всех прежних привилегий.

Помните, что полная адаптация возможна не раньше чем через пару-тройку месяцев. Все это время нужно стараться сглаживать большинство различий между прежней и новой жизнью малыша Уделяйте ему как можно больше внимания, старайтесь по выходным и вечерам готовить его любимые блюда, проявляйте интерес к его занятиям в садике и выслушивайте все, что он захочет сообщить. Хвалите и берегите детские рисунки и поделки. Одним словом, проявляйте в этот период максимум терпения, доброжелательности и не бойтесь идти на некоторые уступки ребенку.

Самое главное — быть другом своему ребенку. Доверие и взаимопонимание — основа прочных отношений, при которых малышу легче перенести любой стресс.

Мамочка, останься!

Не отчаивайтесь, если в первое время посещения садика ребенок будет заходить в группу со слезами на глазах. Это абсолютно нормальная реакция в этом возрасте. Просто старайтесь подбодрить малыша. Расскажите, что в детском саду его ждут новые друзья, много интересных игрушек и занятий.
 

Если и это не помогает, и ребенок не успокаивается, попробуйте использовать следующий метод. Например, есть у вашего чада любимый сок или хлопья, или еще что-то, что вы с ним покупаете в супермаркете. Приведите его в сад и скажите, что сейчас сходите в магазин, купите его любимый сок и вернетесь.
 

Дети еще не ориентируются во времени, поэтому не смогут понять, что до магазина идти 10 минут, а вас нет 3 часа. Просто им необходимо быть уверенными, что родители обязательно вернуться за ними, а как приятный бонус – они получат любимые сок, конфетку и т.д.

Только не стоит так делать ежедневно, иначе вы рискуете разбаловать ребенка своими покупками, и в дальнейшем он начнет вас этим еще и шантажировать. Используйте этот метод раз в неделю – этого вполне достаточно.

Во все остальные дни просто говорите, что придете за малышом, когда он покушает/поспит/поиграет. В целом для моральной адаптации ребенка в возрасте 1,5-2,5 года понадобится 2-3 месяца. За этот период времени малыш уже узнает и запомнит весь рабочий персонал садика и своих одногруппников, будет уверенно чувствовать себя в коллективе.
 
Обязательно проконсультируйтесь с врачом по поводу готовности ребенка к посещению сада. В период адаптации все дети часто болеют, так как в группе происходит постоянный обмен инфекциями между малышами, поэтому если ребенок и дома не отличается особым здоровьем, то, возможно, стоит все же предпринять меры и отложить посещение детского сада на год. За этот период специалисты рекомендуют осуществлять закаливание организма, тем самым повышая его опорные функции к острым вирусно-респираторным заболеваниям. 

Что же может происходить с малышом во время привыкания к садику?

Малышу непросто привыкнуть к детскому садику. И могут возникнуть такие нарушения, как:

  • Снижение или даже потеря аппетита;
  • Нарушения сна – ребенок может просыпаться по ночам или отказываться самостоятельно засыпать;
  • Утрата навыков самообслуживания – в связи со стрессом ребенок вдруг становится неспособным сам раздеваться-одеваться, кушать, умываться и т.д., с чем прежде легко справлялся;
  • «Откат» в речи – иногда малыш начинает снова говорить облегченными словами, забывая прежние умения;
  • Снижение иммунитета. Сопротивляемость организма инфекциям падает, и кроха может заболеть;
  • Замедление или ускорение в двигательной активности. Прежде активный и веселый кроха может стать медлительным, «заторможенным», неуверенным в себе. Или, наоборот, малыш становится гиперактивным, неуправляемым;
  • Отказ идти на контакт. Ранее общительные детки могут стать неконтактными, замкнутыми, беспокойными;
  • Перемены в эмоциональном плане. У крохи вначале посещения садика могут зашкаливать негативные эмоции: страх, агрессия, гнев, плач. Иногда ребенок замыкается в себе, и с виду кажется, что у него вообще отсутствуют эмоции.

Очень важно понимать, что все эти перемены – отнюдь не каприз крохи, и не зависят от его воли. Уже само осознание этого факта сможет помочь принять ситуацию и прожить ее максимально ресурсно

Пройдет время, и все негативные изменения пройдут.

Малыш и самообслуживание

Научите малыша самому необходимому. Беспомощному ребенку трудно в детском саду. К тому моменту, когда дети начнут посещать дошкольное учреждение, они должны уметь:

  • умываться и вытирать руки полотенцем
  • пользоваться горшком
  • самостоятельно кушать
  • одеваться и раздеваться

Ежедневно перед едой, после посещения улицы и при необходимости давайте ребенку в руки мыло. Пусть он сам пробует намылить руки, пусть у него получится не с первого раза, и мыло часто будет выскальзывать. Главное, чтобы для него это стало обычным делом.

Учите малыша ходить на горшок. В любом случае (умеет он или нет) берите в детский сад запасную одежду. Может случиться всякое, дети еще слишком маленькие. Они элементарно могут пролить на себя еду, облиться водой во время умывания.

Воспитатель не может кормить каждого с ложечки, поэтому уделите этому моменту больше времени. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам пытался есть.

В дошкольном учреждении дается около 30 минут на прием пищи. За это время дети должны успеть покушать. Помогайте малышу, но не делайте все за него! Хвалите, когда у вашего сына или дочки получается. Пусть дети чувствуют вашу поддержку.

Даже если он весь перепачкается, в этом нет ничего страшного. Вы сейчас дома, у вас есть возможность искупаться и переодеться после обеда. Наверняка у вас тоже многое не получается с первого раза, наберитесь терпения. Зато со временем ребенок научится самостоятельно есть, будет более аккуратным.

Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Скорее всего, проблемы возникнут во время переодевания. Детям трудно справляться с пуговицами, молниями на одежде, шнурками на обуви. Не переживайте! В детском саду малышам всегда придут на помощь воспитатели и няни.

Старайтесь, чтобы одежда для детского сада была максимально простой и удобной. Избегайте лишних застежек и пуговиц. Для удобства ребёнка ботинки должны быть на липучках. Вместо рубашек отдайте предпочтения водолазкам, вместо кофт – свитерам. Вместо обычной шапки можно купить шапку-шлем, чтобы шею не продувало, да и одевать легче

Важно, чтобы ребенок быстро собрался на прогулку, и выглядел опрятно

Разговоры о детском саде

Чаще рассказывайте ребенку для чего ему посещать детский сад, чем там занимаются другие дети, почему родители хотят, чтобы он пошёл в детский сад. Старайтесь его заинтересовать, расскажите о красивых игрушках, увлекательных занятиях, новых знакомствах, дружбе. Заинтересуйте тем, что в саду все приспособлено для детей, там маленькие столики и стульчики, кроватки и раковины для умывания, а ещё маленькие шкафчики и много красивых игрушек.

Гуляйте возле учреждения вечером, когда родители забирают своих детей. Объясняйте малышу, все, что происходит. Расскажите о режиме дня

Ребенка пугает неизвестность, поэтому важно, как можно больше с ним общаться на тему детского сада

Проходя мимо, обязательно с радостью напоминайте, что совсем скоро он тоже пойдет в садик, как ему будет весело и интересно играть с другими детьми.

Если ребенок не ест самостоятельно

Прием пищи — особо важный момент. Если вы до сих пор кормите ребенка из ложки, вариантов может быть только два — или приучать его есть самостоятельно, или оставить пока дома. У персонала не будет возможности накормить из ложечки каждого ребенка. Если ребенок не умеет кушать самостоятельно, скорее всего, в садике он наотрез откажется есть вообще.

Физически трехлетний ребенок вполне в состоянии кушать все, что угодно, сам. Кормление из ложечки воспринимается, скорее, как ритуал общения с мамой. При отсутствии мамы пропадает и ритуал — ребенок отказывается есть. Таким образом, начало детсадовский жизни может быть сильно осложнено. Пока ребенок еще дома — пусть ест сам. Наберитесь терпения. Малыш может сидеть за едой очень долго, измазаться по уши, но рано или поздно освоит этот нехитрый процесс, чем значительно облегчит жизнь себе и вам.

С чего начать подготовку

Начинать морально готовить малыша к детскому саду стоит за некоторое время до первого его посещения, лучше за несколько месяцев. Например, если вы планируете отдать туда ребенка с осени, заговаривать на эту тему можно уже весной. Малышу, психологически не готовому к посещению детского сада, будет трудно адаптироваться к новым условиям, что повлияет на его дальнейшую социализацию.

Создавайте благоприятный образ детского сада в сознании ребенка: это то место, куда приходит провести время много разных детей, среди которых обязательно найдутся верные друзья, с кем будет интересно играть. Постарайтесь так рассказывать о том, что ждет малыша, чтобы и не вызвать у ребенка завышенных ожиданий, и заранее не настроить его против.
Если прежде вы не разлучались со своим крохой, попробуйте начать оставлять его с бабушкой, дедушкой, другим близким родственником или подругой, у которой тоже есть ребенок, ровесник вашего малыша. Придумайте ритуал прощания: объятия, поцелуй, помахать ручкой. Всегда следуйте ему.
В качестве подготовки не только к детскому саду, но и к самой жизни: учите малыша навыкам самообслуживания — чистить зубы, умываться, ходить в туалет, следить за чистотой рук и опрятностью одежды, аккуратно складывать ее в шкафчик, одеваться и раздеваться, застилать постель, убирать на место игрушки.
Продумывая гардероб для детского сада, предпочтение отдавайте удобным и простым в обращении вещам. Сможет ваш трехлетний ребенок справиться с этой заклепкой на комбинезоне? Удастся ли ему легко застегивать сандалии, которые вы планируете отнести в садик в качестве сменной обуви? Продумайте все до мелочей: вы не только значительно облегчите жизнь малышу и воспитателю, который два раза в день собирает 15 – 20 человек на прогулку, но и исключите возможность возникновения у ребенка комплекса неполноценности из-за того, что он постоянно в числе последних готов выйти на улицу.
Будет очень предусмотрительно с вашей стороны, если вы постепенно начнете переводить ребенка на режим дня и рацион, который вскоре станет реальностью для вашего малыша на 5 дней в неделю. Обычно в садах завтракают в 8:30 утра, обедают в 12:00 и полдничают в 15:30. Меню — традиционное для многих поколений: супы, овощные салаты, мясо (котлеты, фрикадельки, сосиски), редко рыба, простые гарниры (гречка, рис, картофель), каши, йогурты, фрукты и печенье на завтрак и полдник. Если ребенок не привык к такой еде, для него может оказаться непростой задачей приучать себя к подобному меню, он будет отказываться есть и в этом случае останется голодным.
Подумайте заранее и о развитии социальных навыков: умение знакомиться, заводить друзей, не конфликтовать, договариваться, играть с другими детьми, следовать правилам, одинаковым для всех. Посещайте занятия, группы развития, гуляйте на детской площадке. Что делать, если чей-то ребенок дерется с вашим малышом? Надо научиться разбираться с такими ситуациями. Не все дети любят ровесников. Те, кто поспокойнее, иногда опасаются подвижных и шумных сверстников

Важно помнить, что все люди, в том числе самые маленькие, разные. Рано или поздно ребенок попадет в коллектив, где у каждого свой характер

Чем раньше он начнет формировать и оттачивать навыки социального взаимодействия, тем лучше для его развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector