Список развивающих игрушек для детей до года

Какие игрушки нужны ребёнку до года по месяцам

Поскольку в первый год младенец должен хорошо развить слух, зрение и тактильное восприятие мира, стоит подобрать для него яркие, большие изделия с музыкой. Они не должны пугать кроху. Лучшим выбором станут игрушки простой геометрической формы

Обращать внимание стоит на расцветку: она не должна резать глаза. Музыка должна быть приятной, а не резкой

Также стоит позаботиться о разнообразии материалов. Малыш выбирает те развивающие игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От 0 до 3 месяцев

Новорожденный малыш в игрушках не нуждается. Всё окружающее он видит лишь как непонятные размытые пятна. К месяцу кроха начинает фокусировать взгляд. Поначалу его будут интересовать лишь лица родителей. С месяца ребенку можно предлагать крупные, яркие погремушки. Можно показывать малышу контрастные картинки с чёткими узорами, геометрическими фигурами и символами. В три месяца малышу можно прикрепить к кроватке заводной мобиль на кронштейне

Обратите внимание, чтобы музыка на нём была тихой и спокойной

Игрушки над кроваткой стоит иногда снимать или менять на другие. Новизна привлекает кроху.

С 3 до 6 месяцев

С трёх месяцев дети уже свободно хватают всё, что попадается под руку, и сразу тянут это в рот. Игрушки для малышей этого возраста не должны быть острыми. В четыре-пять месяцев ребенок начинает познавать мир на ощупь. У него должны быть тканевые игрушки с латексными шариками внутри. Благодаря им развивается мелкая моторика. Хорошо, чтобы твёрдые игрушки были с пупырышками, ребристой или волнообразной поверхностью. В 6 месяцев очень актуальным становится развивающий коврик. На него можно повесить всё что угодно.

Когда малыш научится ползать, стоит раскладывать игрушки на видных местах. Тогда ребенок будет целенаправленно к ним добираться. В таком возрасте детям понравятся игровые наборы из мягких кубиков, которые можно ставить друг на друга. Это поможет ему развить координацию движений глаз и рук.

С 6 до 8 месяцев

Самыми интересными для малыша становятся музыкальные изделия. Дудки и пищалки — отличный вариант для ребёнка в этом возрасте. Когда малыш научится самостоятельно сидеть, купите ему резиновые уточки и рыбки. Они станут отличным развлечением во время купания. Погремушки можно использовать уже не как развивающие игрушки, а как привлекающий звук во время ползанья.

Будьте готовы к тому, что в этом возрасте малыш пытается схватить всё, что видит. Иногда он может брать предметы одновременно в обе руки. Его начинают интересовать мягкие книжки с яркими картинками. Полугодовалые детки пытаются вложить предметы друг в друга. Они осваивают понятие «больше/меньше».

С 9 до 12 месяцев

Ближе к году у малыша начинает развиваться логика и оттачивается моторика. Лучше всего в этом помогают цветные кубики, конструкторы и пирамидки. В 10–11 месяцев кроха может попробовать рисовать пальчиковыми красками.

Малышу, который учится ходить, очень пригодятся игрушки на колесиках. Ребёнок начинает понимать связь между причиной и следствием.

Какие мягкие игрушки выбирать для новорожденного?

Оптимальным вариантом для крошки грудничка станут мягкие игрушки, желательно чтобы они были яркими и не содержали мелких элементов (даже прочно приклеенных или пришитых), поскольку маленькие пальчики вскоре научатся отрывать самые надежно установленные детали. Не нужно загромождать детскую комнату большими мягкими игрушками в виде зверей или детских предметов интерьера – пушистых стульчиков, кресел и пр., поскольку такие предметы еще долгое время не будут нужны ему, а послужат лишь в качестве накопителя пыли.Лучше выбрать следующие типы мягких игрушек для малышей:

  • кубики – могут быть обычными или содержать внутри мелкие шарики или колокольчики, из-за чего игрушки звенят при перекатывании и встряске;
  • мягкие погремушки – обычно такие изделия имеют форму зверька или сказочного персонажа с круглой ручкой на конце, благодаря чему малыш сможет держать предмет в руке;
  • игрушки в виде зверей (среднего размера, чтобы предмет без проблем можно было поместить в детском манеже, не занимая и ¼ части территории) будут интересны крохе с самого рождения. Многим малышам нравятся изделия, способные издавать какие-либо звуки, к примеру, мишка, гудящий при перекидывании на спинку, или зайчик, пищащий при надавливании на лапку.

Мягкие игрушки безопасны, их можно жевать и сосать, не беспокоясь о повреждении десенок. Для поддержания чистоты игровых предметов мягкие игрушки рекомендовано периодически стирать, для чего вполне подойдет обычная стиральная машина (главное – использовать детский гиппоаллергенный порошок).

Учимся играть

Не следует думать, что для полноценного развития ребёнка достаточно просто приобрести игрушку. Ни одно, даже самое полифункциональное и «навороченное» игровое пособие не сможет принести пользу для ребёнка, если не играть с ним.

И здесь есть свои правила, которые зависят от возраста младенца:

купив новорождённому новую погремушку, не размахивайте ею. Сначала нужно поднести её к детскому личику, чтобы кроха сумел сфокусировать взгляд. Затем стоит поводить ею в разные стороны, младенец будет провожать её глазками. Негромко потрясите погремушку;
трёхмесячных ребятишек необходимо стимулировать к ползанию и переворачиванию. Это можно сделать с помощью игрушек

Привлекайте внимание ребёнка звучанием погремушки, затем кладите её поблизости от крохи. Тот попытается дотянуться до желаемого объекта;
в пять месяцев можно использовать любимые детские игрушки для игры в прятки

Родитель перед глазами малыша прячет погремушку, а затем вытаскивает её с негромким и радостным возгласом «Ку-ку»;
с ползающим ребёнком следует играть в прятки с помощью музыкальной игрушкой. Её включают и прячут рядом с младенцем. Он постарается подползти и обнаружить источник приятного звучания;
с ребёнком старше полугода можно попробовать поиграть в «третий лишний». Крохе даётся по одной погремушке в каждую ручку. Затем родитель протягивает третью. Заинтересовавшееся чадо должно понять, что необходимо сначала отложить в сторону одну из игрушек, чтобы взять новую;
комбинируйте сразу несколько игрушек. Например, загружайте в кузов игрушечного грузовика кубики или кольца от пирамидки, усаживайте в него плюшевого мишку.

Если ребёнок не понимает, как играть с игрушкой, злится из-за этого, уберите этот предмет, а через некоторое время попробуйте вновь предложить поиграть. Скорее всего, в этот раз младенец примет ваше предложение и осилит прежде неразрешимую задачу.

Игрушки для грудничка своими руками

Не все игрушки обязательно покупать. Есть и то, что вы можете сделать самостоятельно.

Турничок в кроватку

Мы делали такой турник сами. Просто подвесили за веревочки круглую деревянную палочку. Ребенок хватается за турник и пытается подтянуться, ведь в этом возрасте еще развит хватательный рефлекс.

Тактильные мешочки

Когда Антошке было 2 месяца мы сшили ему малюсенький мешочек в форме колбаски, наполнили его крупой. К мешочку пришили обычную бельевую резинку. Игрушка вкладывается в ручку и держится на руке за счет резинки.

Остальные мешочки были побольше. Антошка их просто щупал, лежа на животе или спине, а позже уже и сидя.

Наполнить мешочки можно фасолью, крупами, шуршащими материалами

Но очень важно сшить настолько крепко, чтобы ничего не высыпалось, даже если ребенок будет грызть этот мешок. Безопасность на первом месте

А еще можно просто давать ребенку трогать различные материалы — мех, шерсть, полиэтилен и т.д.

Погремушки своими руками

Просто возьмите контейнеры от киндер сюрпризов и наполните их сыпучими материалами (крупой, бисером и т.д.). Ребенок до года не сможет их открыть самостоятельно.

Также можно использовать пластиковые бутылки или баночки от лекарств.

Развивающая арка

До 4-х месяцев, пока новорожденный не умеет переворачиваться, развивающий коврик ему не нужен. А вот достоинства арки малыш непременно оценит. Игрушка представляет собой конструкцию в виде треноги или дуги, на которой закреплены погремушки. Младенец без проблем дотянется ручками до подвешенных «шуршалок», если отрегулировать высоту арки.

Пол при необходимости застилаем одеялом, укладываем малыша, а сверху арка. Считайте, что у вас есть свободные полчаса, пока малыш будет «исследовать» игрушку. Есть модели с ковриками в наборе. И необязательно выбирать механические пластиковые конструкции, вполне годятся и деревянные.

От 3 до 6 месяцев

В 3 месяца происходит очередная революция! Ребенку уже недостаточно только наблюдать за происходящим вокруг, теперь он хочет активно включаться в познание мира. Малыш тянется к яркой погремушке, пытается схватить и удержать ее. Если это удалось, он долго разглядывает ее, приближая к лицу и отводя подальше, размахивает перед глазами, трясет, берет в ротик.

Такие простые, на первый взгляд, занятия с игрушками в этом возрасте очень важны. Именно благодаря им строится связь между отделами мозга, которые отвечают за зрительное, слуховое и тактильное восприятие, а также за движение. Перед нами настоящий исследователь и мира, и возможностей своего тела. Малыш прилагает усилия и преодолевает трудности, чтобы получить желаемое  — так он учится действовать целенаправленно и осмысленно.

Сейчас ребенку особенно пригодится прорезыватель для зубов. Да, формально это не игрушка. Но и она развивает: массажные пупырышки стимулируют тактильные ощущения и мелкую моторику, когда малыш перебирает предмет в руках.

Постепенно ребенок взрослеет. К 6 месяцам он умеет раскачиваться и ползать — по полу или в манеже, и ему нужно больше игрушек, прежде всего:

  • Резиновые зверьки-пищалки;
  • Мягкие шуршащие игрушки;
  • Куклы-неваляшки;
  • Развивающие коврики с разными кармашками, пуговками, застежками, зеркалом;
  • Турники, на дугах которых подвешены игрушки разного размера, цвета, формы, фактуры;
  • Ножное пианино и другие игрушки.

Оставляйте их в поле зрения и досягаемости — пусть малыш сам целенаправленно их находит. Время от времени меняйте игрушки, чтобы ребенок успевал по ним соскучиться.

От 6 до 9 месяцев

Дети в 5 и в 7 месяцев – это, по сути, совершенно разные по возможностям и способностям малыши. Сейчас двигательные навыки более сложные и совершенные. Ребёнок способен перемещаться на четвереньках, отмечаются попытки вставания.

Совершенствуется координация движений рук и мелкая моторика. Если в четыре месяца младенец двигался хаотично, то сейчас он сознательно хватает желаемый предмет не просто в горсть, но и щепотью, и пальцами. «Добыча» поднимается и вновь бросается, тянется в рот. После изучения интерес к ней сразу пропадает.

Что будет полезно ребёнку в этот возрастной период? Специалисты советуют запастись следующими игровыми пособиями:

  • погремушки;
  • пищалки;
  • музыкальные инструменты (дудочки, барабаны, простейшее пианино);
  • мягкие книги;
  • кубики;
  • вкладыши;
  • игрушки для купания;
  • пирамидки и пр.

Кубики

Шестимесячный ребёнок приучаются задействовать сразу две руки в познании мира. Вот почему младенцы обожают постукивать по поверхностям двумя погремушками, кубиками и прочими игровыми приспособлениями.

Ребёнок подошёл к возрасту увлечённости вкладышами. В этой роли могут выступать различные ёмкости, миски, стаканы, формочки, которые можно вставить друг в друга.

Игры с ними не просто способствуют совершенствованию моторных навыков и координации зрительно-двигательных навыков, но и помогают в игровой форме освоить понятие «больше-меньше». Большой стакан не сможет поместить в меньший по размеру, и кроха понимает это после применения физической силы.

В результате ребёнок изменяет тактику работы с предметами. Теперь он от физических усилий переходит к мышлению. Различные ёмкости начинают взаимодействовать друг с другом, поскольку соотносятся по величине. Таким образом младенец развивает восприятие и мыслительные способности.

Играть или нет

Очень часто мамы задают вопрос о том, когда нужно давать младенцу первые игрушки. До возраста в один месяц (а именно первые несколько недель после рождения) игрушки для младенца — это вещи совсем необязательные, и они ему почти не нужны. Всё дело в том, что у малыша, которому ещё нет одного месяца, довольно плохо развито зрение: он и лицо матери может различить с трудом, не то чтобы начать играть с какой-то яркой игрушкой, а тем более держать её при этом в руках.

Хотя, конечно же, знакомить малыша с игрушками можно, но лишь под строгим наблюдением со стороны родителей. В это время игрушкой для новорождённого может стать совершенно любой объект, который поможет ему научиться следить за движениями, понимать направление. Играть с ребёнком в первые недели его жизни нужно не больше 2−3 минут, чтобы не утомить малыша.

Игрушки для младенцев

Главное и первое развлечение у всех детей в первый месяц жизни — это погремушка. Её особенность — это то, что она способна издавать совершенно разные звуки: шуршание, звон, грохот, тарахтение и другие. Такой звук будет несомненно интересовать и даже завораживать ребёнка, заставляя его поворачивать головку по направлению к звуку, следить, откуда он раздаётся. Как вы можете понять, это очень полезные процессы для развития слуха, а также мозга в целом.

  1. В коляску или же на кроватку малыша можно повесить целые бусы из погремушек.
  2. Существуют погремушки, которые могут развивать тактильные ощущения ребёнка: из ткани, с прорезиненой поверхностью, с шуршанием, а иногда даже с вибрирующей деталью.
  3. Некоторые игрушки могут надеваться на ручку либо на ножку, что помогает ребёнку играть, используя свои конечности. Погремушки в виде браслетов довольно лёгкие, с ними способны играть даже груднички, которые ещё не умеют удерживать в руках определённые предметы.

Использовать простые погремушки из пластмассы не следует, так как они могут нанести травму. В свой первый месяц жизни ребёнок ещё плохо владеет руками и ногами, поэтому может случайно стукнуть себя по головке либо лицу. Поэтому играть с такой погремушкой нужно лишь под присмотром со стороны взрослых.

https://youtube.com/watch?v=Epx0UMyaqWA

Специальные подвески

В один месяц в кроватке малышу можно закрепить игрушку в виде подвески. Её особенность заключена в том, что она прикрепляется с помощью кронштейна либо специальной дуги. Мобили, которые стали очень популярными за последнее время, — из этой же серии. Мобиль — это вид карусели, на которой подвешены разные игрушки, небольшие по своему размеру, а также, как правило, имеющие разную форму.

  1. Подвесные игрушки на карусели помогают ребёнку сфокусировать своё зрение, развить координацию движения (так, он будет стараться схватиться за любую понравившуюся игрушку либо хотя бы слегка её ударить). Музыка может развлечь малыша, а также разовьёт его слух, разноцветные объекты на карусели познакомят его с основными цветами и оттенками, с геометрическими фигурками и др.
  2. Мобили могут быть разными, почти все они крутятся и играют приятные для малыша песни и мелодии. Некоторые игрушки могут быть со встроенным механизмом (заводятся с помощью ключа), а остальные — электрические (в комплекте к ним идёт дополнительная батарейка).
  3. Если же говорить о том, какие игрушки лучше всего подойдут для такого возраста, то мобили в этом списке нужно поставить на первое место. Такой гаджет для ребёнка прослужит до 3−4 месяцев, после его можно будет заменить игровым ковром со специальными дугами.
  4. Мобиль-ночник-проектор для кровати малыша — это устройство, которое поможет создать целый волшебный мир. Ребёнок начнёт с интересом рассматривать его, давая маме время отдохнуть либо заняться домашними делами.

https://youtube.com/watch?v=KkkPQRfTrgs

С чем играть детям от 6 месяцев до года?

В полугодовалом возрасте многие детки пытаются садиться из положения на четвереньках, активно переворачиваются во все стороны и способны увлекаться одной игрушкой подолгу. Сейчас можно давать младенцу более сложные игрушки. Хорошее время познакомить малыша с деревянными изделиями – они долговечны, приятны на ощупь и даже пахнут деревом, а вероятность ударить такой игрушкой самого себя гораздо меньше, чем в трехмесячном возрасте.

Игрушки, которые можно давать детям от 6 месяцев до года:

  • пирамидка – пусть ребенок разбирает ее, пытается нанизывать кольца на стержень в любом порядке, рассматривает разноцветные колечки, держит в руках, стучит ими, разбрасывает;
  • кубики с картинками или буквами – их можно трогать, ставить друг на друга, рассматривать разноцветные картинки, буквы на гранях;
  • мячики – разных размеров, цветов, с пупырышками или без, малыш может их катать, бросать, перекладывать из руки в руку;
  • строительный набор – комплект деревянных, пластмассовых или поролоновых кубиков, конусов, цилиндров, брусков, арок;
  • двигающиеся игрушки – заводные или на батарейках;
  • юла – обычная металлическая или с прозрачным куполом, внутри которого, например, карусель с лошадками;
  • развивающие книжки – покупные или ручной работы, с множеством деталей, которые можно пощупать, покрутить, открыть;
  • логические лабиринты из дерева или пластика;
  • бизиборд – доска со всевозможными кнопочками, крючками, выключателями, колокольчиками;
  • игрушки для купания – пластиковые, резиновые, заводные или работающие от батареек;
  • ходунки-каталка – это панель с развивающими элементами, которую ближе к году малыш может толкать перед собой и делать первые шаги;
  • конструктор с крупными деталями – пусть малыш учится разъединять их;
  • ведерко или коробка – ребенок учится складывать в емкость мелкие предметы.

Какие навыки нужно развивать у малыша?

Чтобы понять, какие навыки следует развивать у двухмесячных детей, нужно знать, какие умения должны быть у них в таком возрасте. Первое время после рождения младенец проводит в основном во сне. К двум месяцам дети становятся более подвижными, у них появляются выраженные периоды бодрствования.

Время активности рекомендуется проводить с пользой: играть с малышом, выполнять гимнастику, массаж. У двухмесячных детей следует развивать мышцы тела, моторику, интеллект, сенсорику, социальные навыки.

Груднички в двухмесячном возрасте должны уметь:

  • реагировать на звук, пытаться найти его источник;
  • удерживать головку непродолжительное время;
  • выражать эмоции при помощи мимики (улыбаться);
  • плакать с интонацией;
  • концентрировать взгляд на неподвижном предмете;
  • произносить простые гласные звуки;
  • изучать свое тело, предметы;
  • лучше координировать свои движения.

От 9 до 12 месяцев

Девятимесячный ребёнок обучается не просто захватывать игрушки, а изучать окружающую действительность. Сейчас он настоящий экспериментатор и исследователь.

Кроха активно ищет спрятанные в коробке любимые игрушки, находит применение старым предметам, пробует устанавливать причинно-следственные связи. К примеру, он может подолгу наблюдать, как выливается из ёмкостей вода, пересыпается крупа.

Поскольку младенец уже более подвижен и мобилен (некоторые детки пробуют ходить), за ним необходимо внимательно следить

Важное правило – убирать все представляющие опасность для малыша предметы повыше и подальше

Основные игрушки для этого возраста:

  • пирамидки;
  • матрёшки;
  • сортеры;
  • кубики (мягкие, пластиковые, деревянные);
  • наборы для купания;
  • первые куклы;
  • детская посуда;
  • мячики;
  • машинки;
  • элементарные конструкторы;
  • мозаика с крупными деталями;
  • пальчиковый театр;
  • книжки с крупными изображениями;
  • мягкие тоннели для ползания;
  • игрушечные горки и качели.

Разнообразные сортеры

Сортер – это развивающее игровое пособие, представляющее собой закрытый контейнер в форме дома, куба, почтового ящика, в котором имеются различные проёмы. Смысл игры – ребёнок опускает или геометрические фигуры, или силуэты зверушек в предназначенные для них прорези.

Сортеры обычно бывают 2 типов:

  • с фигурками, закрывающими проёмы;
  • с фигурками, проталкивающимися в прорези.

Для ребёнка младше годика следует подбирать игрушки с 3 — 4 отверстиями или углублениями. В ином случае кроха попросту не справится с игровым процессом, в результате чего «непонятная» игрушка плавно перекочует в корзину с ненужными предметами.

Само наименование игрового пособия «сортер» свидетельствует о принципе его работы. Ребёнок должен сортировать фигурки, то есть размещать предметы в прорези, ориентируясь не на свою силу, а на их формы, размеры, оттенки.

Такие упражнения помогают тренировать глазомер, моторную ловкость, логическое мышление, тонкие движения пальчиков, наблюдательность и усидчивость. Все эти качество пригодятся в развитии и совершенствовании речевых навыков.

Помимо этого, развиваются тактильные ощущения. Ребёнок, взаимодействуя с «волшебной коробкой», учится различать и узнавать оттенки и формы. Психологи убеждены, что такая игрушка также участвует в формировании творческих навыков. Ведь зная формы, малыши смогут скорее перейти через этап каракулей к понятным изображениям.

Сортер

Ходунки-каталки

Именно в этом возрасте большинство детей делают первые шаги. Чтобы облегчить обучение и тренировку навыка ходьбы, производители игрушек предлагают специальные тележки-каталки. Они являются ещё одной точкой опоры, держась за которую, ребёнок начинает шагать.

Обычно такие каталки выполнены в форме зверушек, автомобилей или простых тележек. В некоторых устройствах имеются игровые панели, которые позволяют слушать музыку и изучать, к примеру, цифры.

Польза такого игрового приспособления состоит в развитии:

  • крупной моторики (ребёнок обучается стоянию и ходьбе);
  • органа равновесия;
  • мелкой моторики;
  • координированности движений;
  • слуховых и зрительных ощущений (если каталка оснащена дополнительной игровой панелью).

А вот к традиционным ходункам у многих специалистов отношение довольно негативное. Если ребёнок слишком много времени проводит в таком устройстве, то нельзя исключить проблемы с развитие опорно-двигательного аппарата в будущем.
Каталка-ходунки

Игрушки, необходимые 2-месячному малышу

Многие молодые родители задаются вопросом, какие игрушки нужны ребенку в 2 месяца. В этот период следует развивать зрение, слух, тактильные ощущения.

Полезно приобрести такие игрушки для младенцев:

  • погремушки;
  • музыкальные мобили;
  • неваляшки;
  • куклы.

Погремушки

Погремушки должны быть у двухмесячного малыша в обязательном порядке. Они способствуют совершенствованию зрения, слуха. Гирлянду из погремушек стоит вешать над детской кроваткой или прикреплять к коляске.

Размещать ее следует на расстоянии 25 см от глаз крохи. Ребенок во время бодрствования будет рассматривать детали игрушки, интересоваться ее звучанием. Для развития моторики следует вкладывать в ладошку небольшие погремушки.

Младенец рефлекторно зажмет предмет в кулак, но не сможет удержать его более минуты.

Музыкальные мобили

Также двухмесячным малышам будут интересны мобили с мелодическим сопровождением. Дети уже лучше концентрируются на объектах. Они будут с интересом следить за перемещающимися деталями мобиля. Стоит отдавать предпочтение тем моделям, которые имеют фигурки разных животных.

Музыкальный мобиль

Куклы

Куклы являются идеальным подобием человека. Они могут быть выполнены из разного материала: пластика, тряпки, резины, фарфора. Самостоятельно двухмесячные дети играться с куклами неспособны. Но наблюдать за такими игрушками младенцам будет интересно.

Неваляшки

Неваляшка или ванька-встанька представляет собой игрушку, которая внутри корпуса имеет стабилизирующее устройство.

При выведении ее из равновесия игрушка раскачивается из стороны в сторону, но не падает и возвращается в исходное вертикальное положение. Малышам в 2 месяца будет интересно следить за такой игрушкой. Неваляшка способствует совершенствованию зрения.

Другие

Кроме рассмотренных выше предметов существуют и другие развивающие игрушки для детей 2 месяца. Для совершенствования слуха можно подвесить над кроваткой ребенка бубенцы, колокольчики. Малыш будет концентрироваться на звуке, пытаться искать его источник.

Также существуют игрушки на манжете, которые одеваются на руку. Они развивают зрение и тактильные ощущения. Для тренировки осязания рекомендуется приобрести мягкие игрушки в форме животных.

Но оставлять их около ребенка не стоит. Мягких зверей необходимо регулярно очищать от пыли и грязи. Можно изготовить игрушки для двухмесячных малышей и своими руками из подручных средств.

Например, для совершенствования осязания стоит смастерить маленькие мешочки с различным наполнением. Их надо вкладывать в ручки ребенка на некоторое время. Также малышам нравятся различные бытовые вещи. Например, колокольчик с двери, шуршащая обертка

Все это привлекает внимание и стимулирует развитие

Помимо игр для становления малыша также рекомендуется выполнять физические упражнения, массаж. Особенно полезна детям двух месяцев гимнастика на фитболе.

Нужны или нет

Этот вопрос интересует практически всех родителей. Некоторые мамочки считают, что в месяц малыш слишком мал и ещё не может реагировать на появление погремушек или других цацек. Поэтому и возникает спорный вопрос о необходимости возникновения игрушек в жизни карапуза.

Считается, что для новорождённого они не так уж и нужны. Связано это в большей степени с тем, что зрение ещё не достаточно чёткое и малыш не сможет как следует рассмотреть предлагаемую забаву. Да и слух ещё достаточно слаб.

Рекомендуем к прочтению:

  • «Во сколько дети начинают видеть»;
  • «Когда дети начинают слышать»

А вот для карапузов, начиная с месяца, игрушки важны. Они не только радуют малыша своим видом или звуком, но ещё и способствуют правильному развитию крохи. Главным условием является максимальная безопасность для карапуза. Нужно понимать, что ребёнку нужно приобретать только качественный товар, без запаха, острых углов, исключающих резкие и громкие звуки.

От 0 до 3 месяцев

До одного месяца малыш адаптируется к новой среде, привыкает к родным лицам и голосам. Так что новорожденный в игрушках не нуждается: то время, когда он не спит, целиком занято контактом с людьми.

В возрасте от 1 до 3 месяцев малыш учится слышать и видеть. Именно поэтому начиная с 1-го месяца малышу нужно приносить: 

  • Яркие картинки (в комбинации черного, белого и основных цветов: красного, желтого, голубого, зеленого) с четкими узорами, геометрическими фигурами и символами — их вы можете развешивать по бортикам кроватки или наклеивать на стену;
  • Также самое время установить подвесную игрушку или простой мобиль с тихой, спокойной музыкой.

К 2 месяцам малыш уже хорошо фиксирует взгляд на неподвижном предмете и учится следить за перемещающимися объектами. Теперь над кроваткой можно подвесить несколько фигурок простых форм и цветов. Малыш будет следить за ними взглядом, а ближе к 3 месяцам стараться тянуться к ним. Не стоит перегружать ими ребенка, пусть их будет всего несколько — так малышу легче заинтересоваться предметом и сфокусировать взгляд.

Учимся ползать

Отдельно хочется обратить внимание на такое упражнение, как «грудничковое ползание». Или его еще называют рефлекторное ползание

Глен Доман в своей книге не раз подчеркивает, насколько полезно это упражнение для развития ребенка (да-да, его методика состоит не из одних только карточек, как это принято считать :), физическому развитию уделяется ничуть не меньше внимания).

Если младенцу первых месяцев жизни, лежащему на животе, приставить к ступням ладонь, то можно заметить, что он постарается от нее рефлекторно оттолкнуться и тем самым продвинется вперед. Глен Доман предлагал смастерить для ребенка узкий трек с бортиками, от которых он будет отталкиваться и потихоньку перемещаться по треку. Тем самым, ребенок будет учиться ползать.

Однако, чтобы освоить с ребенком это упражнение, делать такую дорожку совсем необязательно! Можно положить ребенка на любую ровную поверхность, и подставляя руки к его ступням в качестве опоры, помогать ему перемещаться. То есть сначала необходимо поджать ножки ребенка к попке, как у лягушонка, уперев ступни в свои ладони. Когда ребенок оттолкнется и выпрямит ноги, вновь пододвинуть ножки к тазу и повторить упражнение.

Таким образом, ребенок потихоньку будет толчками перемещаться по поверхности. Поначалу у него это будет не очень хорошо получаться, и за раз он, возможно, осилит не более одного толчка, но если делать упражнение регулярно, ребенок здорово натренирует ножки и сможет активно двигаться.

Начинать делать такое упражнение можно уже с 3 недель. Если сомневаетесь, можно начать и немного позже, главное сделать это в течение первых трех месяцев, пока рефлекс еще активен.

Такое упражнение полезно делать не только в рамках комплекса гимнастики, но и просто в течение дня. Оно готовит малыша к обычному ползанию, укрепляет мышцы ног и спины, да и в целом оказывает благотворное влияние на физическое развитие малыша. Дети, с которыми регулярно выполняют такое упражнение, более подвижны и легче осваивают остальные двигательные навыки.

Такое упражнение мы практиковали с сыночком, в результате он начал ползать очень рано – когда ему даже не исполнилось 5 месяцев.

Безопасность и качество

Безопасность — это, конечно, самое главное требование к игрушке

Обязательно обращайте внимание на возрастные ограничения: игрушки с наличием мелких деталей, которые могут попасть в рот или в нос малышу, противопоказаны детям до 3 лет

Качеству материалов, использованных при изготовлении игрушки, надо уделять особое внимание: выбирать стоит деревянные, резиновые, пластмассовые или мягкие игрушки, не имеющие резкого запаха, спокойных цветов («ядовитый» цвет — признак наличия токсичного красителя), приятные на ощупь, с прочно соединенными деталями, гигиеничные (игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадниками бактерий). Качество и надежность сборки, подвижность в предусмотренных для этого местах и крепость соединения между собой элементов и деталей — вот характеристики игрушки, по которым она обязательно должна пройти вашу самую тщательную проверку

Если игрушка не позволяет свободно выполнять определенные действия, предполагаемые в обращении с ней «по умолчанию», соответствующие ее предназначению, она теряет всякий смысл и свое развивающее значение

Качество и надежность сборки, подвижность в предусмотренных для этого местах и крепость соединения между собой элементов и деталей — вот характеристики игрушки, по которым она обязательно должна пройти вашу самую тщательную проверку. Если игрушка не позволяет свободно выполнять определенные действия, предполагаемые в обращении с ней «по умолчанию», соответствующие ее предназначению, она теряет всякий смысл и свое развивающее значение.

Хорошо, если игрушка имеет сертификат безопасности, однако даже его наличие не всегда говорит о том, что с ней все в порядке. Поэтому перед покупкой проверьте игрушку: попробуйте сами поиграть с ней. Доверяйте брендам, давно представленным на рынке и хорошо зарекомендовавшим себя с точки зрения эргономики, качества материалов и исполнения.

И напоследок: правильно подобранная игрушка — это еще не все. Пожалуйста, помните, что только в общении с родителями, в совместной игре с ними ребенок полноценно растет и развивается, обогащает свое эмоциональное восприятие и испытывает потребность познавать окружающий мир. Будьте рядом!

Прорезыватель

Эта игрушка, когда малышу пойдет 3-4-й месяц, станет любимой для него — все надо пробовать на вкус, да и десны начинают чесаться. Значит запасаемся прорезывателями. В целом, любая игрушка и даже мамина рука могут стать для новорожденного «грызунком». Но все же лучше запастись отдельным прорезывателем.

Считается, что для младенцев до 6-ти месяцев лучше подобрать прорезыватель поменьше — у него пока режутся только передние зубы. А вот после полугода ребенку будет удобнее чесать десны более крупной игрушкой. С материалом придется экспериментировать. Никогда не угадаешь, какой прорезыватель понравится ребенку, — тканевый, деревянный, латексный или силиконовый. А еще у этих игрушек могут быть и дополнительные «функции» — например, охлаждающий эффект.

Как говорят стоматологи, о гигиене полости рта ребенка нужно заботиться с самого его рождения. Поэтому можно присмотреться к прорезывателям, которые по форме напоминают зубную щетку и имеют ворсинки. Так можно с младенчества развивать у ребенка навыки гигиены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector