Со скольки месяцев ребенок начинает держать голову
Содержание:
- Когда младенец начинает держать голову?
- Как поддерживать головку новорожденного
- Когда ребенок научится сидеть, ползать, ходить?
- Когда ребенок держит голову самостоятельно
- Когда должен ребенок полностью держать голову
- Почему малышу не нравится лежать на животике?
- Каким образом это происходит?
- Что делать, если на 3 месяц малыш не начинает держать голову?
- ПРИМЕЧАНИЕ к 1.8 и 1.9.
- Как помочь ребенку
Когда младенец начинает держать голову?
Ближе к 2-й неделе 1-ого месяца, малышу постепенно начинает интересовать окружающий мир — он задерживает взор на людях и предметах. К концу месяца он начинает поворачивать головку. В это время будет полезно время от времени малыша укладывать на животик, что не только полезно для укрепления шейных мышц, но и для устранения мучающих кроху коликов.
К концу первого месяца, малыш старается приподнимать головку и держит ее столько, сколько получается, примерно к 1,5 месяцам он это действие начинает делать более уверенно.
К 2-у месяцу малыш пытается удерживать головку наравне с туловищем, когда его пытаются поднять за ручки в положение сидя. А в лежачем состоянии его уже начинает интересовать окружающий мир, он оглядывается по сторонам, рассматривает предметы возле него.
Доношенные малыши к концу 2-ого месяца стараются держать голову в лежачем состоянии, но более уверенно у них это получается ближе к 3-м месяцам.
Для недоношенных детей к данным срокам надо приплюсовать тот срок, который малыш должен был провести в утробе матери.
В три месяца малыш уже может нормально управлять шейными мышцами и держит голову на линии туловища, но все равно пока еще нужно поддерживать голову ребенка.
К концу 4-ого месяца малыш не только должен хорошо держать голову, но и опираясь на ручки, должен понемногу поднимать тело.
Ближе к 5-и месяцам подстраховывать малыша не требуется. Ребенка начинает все больше интересовать окружающий мир и ему становится скучно лежать в кроватке.
Как поддерживать головку новорожденного
Если до того момента, как дети научатся сами держать шею, родители будут неправильно ее поддерживать, могут возникнуть сложности с освоением навыка
Важно именно поддерживать, а не держать голову ребенка, чтобы его мышцы постепенно тренировались. Главная задача взрослого, который держит малыша на руках, в том, чтобы не позволить его головке резко запрокинуться назад или вбок, а не в том, чтобы совсем не давать грудничку двигать ей
Есть только две ситуации, когда держать голову надо достаточно плотно.
-
Кормление.
В этот момент младенец испытывает большую нагрузку и дополнительно тратить силы на поддержание правильного положения головы не может. В результате, если не держать головку нормально, поесть грудничок не сможет. -
Движения взрослого с малышом на руках.
Любые резкие движения, а также вставание из положения сидя или, наоборот, опускание в кресло, когда ребенок на руках, могут привести к повреждению шеи, если ее не придержать. Это связано с тем, что еще слишком слабые шейные мышцы просто не смогут сопротивляться неестественным изменениям положения тела, которые для младенца еще и неожиданны.
Некоторые родители убеждены в том, что если не держать ребенку голову, он может погибнуть из-за резкого запрокидывания, получив перелом шеи. Однако в бытовых условиях это невозможно. Да, травмироваться малыш может, но не настолько сильно. Летальный исход из-за резкого движения и запрокидывания возможен только при автомобильных авариях, когда скорость движения оказывается очень высокой.
Контролировать правильность развития ребенка необходимо, чтобы не пропустить появления нарушений. При любых подозрениях на то, что малыш слишком рано начал держать головку или запаздывает с данным навыком, являются поводом для посещения врача. Не стоит слушать рассказы других родителей о том, как было у них, ведь, не имея медицинского образования, нельзя оценить грамотно каждый конкретный случай.
Мы выяснили, когда ребёнок начинает держать голову и как можно ему помочь развить этот навык.
Когда ребенок научится сидеть, ползать, ходить?
У новорожденного большинство внешних воздействий вызывает общую (диффузную) моторную активность. Так как малыш пока не в состоянии оторвать голову от поверхности кроватки из-за недостаточной развитости мышц шеи и плечевого пояса, он может поднимать ручки и ножки; когда же лежит на животике, рефлекторно поворачивает головку, чтобы не закрывался нос. Необходимо закрепить у малыша этот навык: несколько раз в день выкладывать его на животик, чтобы стимулировать поддержание головки.
К 3 неделям, если малыша взять на руки и держать у плеча в вертикальном положении, он в течение нескольких секунд сможет удержать голову прямо. К 6 неделям это время увеличивается до 1–2 минут, и у новорожденного появляется возможность рассматривать окружающие объекты.
В 2 месяца новорожденный уверенно поднимает грудную клетку, держит головку, лежа на животе. В 3 месяца уверенно держит головку в любом положении, осваивает поворот со спины на бок, подтягивается в сидячее положение, сидит при поддержке за обе руки, делает поочередные сгибания и разгибания ног; пытается протянуть руку за игрушкой.
В 4 месяца ребенок лежа на животе уже может приподнимать грудную клетку, опираясь на вытянутые руки; осваивает навык перекатывания (спина — бок — живот — спина); пытается подтягиваться, держась за руку взрослого, сидит с поддержкой.
В 5 месяцев самостоятельно переворачивается со спины на живот; лежа на спине, осваивает навык сидения: самостоятельно приподнимает голову и плечи, пытаясь сесть, при подтягивание за ручки может садиться; сидя на коленях у взрослого, захватывает предметы.
В 6 месяцев самостоятельно сидит в течение нескольких секунд, опираясь на ручки; осваивает навык стояния: делает первые попытки подняться на ноги и стоять, держась за руку взрослого или другую опору; сидя на стуле захватывает висячий предмет.
В 7 месяцев процесс освоения навыка сидения продолжается: малыш уже сидит с прямой спиной без помощи взрослого, садится из положения стоя на ногах. Уверенно стоит в течение более 10 секунд, лишь слегка опираясь на руку взрослого. Начинается освоение навыка ползания: передвигается, подтягиваясь на животе, осваивает поочередные движения ног; переступает, держась за опору.
В 8 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и обратно, стоит какое-то время при поддержке за руку, самостоятельно может сесть, встает на четвереньки и может проползти полметра, опираясь на колени и руки.
В 9 месяцев ребенок садится из любого положения, устойчиво и длительное время сидит, делает первые попытки подняться на ноги и встать, держась за опору (прутья кроватки), ползает быстро на четвереньках, преодолевая значительные расстояния. Начинает осваивать навык ходьбы: совершает поступательные движения ног, ставя одну ножку впереди другой. К концу 9-го месяца он уже может ходить, поддерживаемый подмышки или за руку взрослым.
В 10 месяцев встает и стоит без поддержки взрослого; пытается самостоятельно встать и идти.
В 11 месяцев малыш уже может уверенно стоять один; самостоятельно встает из сидячего положения; ходит, держась за руку взрослого; может даже совершить несколько шагов без посторонней помощи.
В 12 месяцев поставленный на пол может самостоятельно подойти к матери, если та позовет.
В 13 месяцев 50% малышей уже ходит самостоятельно; научаются карабкаться по лестнице.
В 14 месяцев самостоятельно стоит.
В 15 месяцев 90% детей уже ходят самостоятельно.
Вот такой поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка.
Когда ребенок держит голову самостоятельно
Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно? Перед тем как углубиться в вопрос, стоит отметить, что статистика международных организаций о сроках выработки навыка удерживания головы в вертикальном положении у новорожденных часто отличается друг от друга.
Во сколько малыш начинает держать голову
Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову? Не секрет, что раньше малышей в их первые месяцы жизни было принято пеленать, что не самым лучшим образом сказывалось на развитии отдельных мышечных групп, включая шейный отдел.
Как результат, детки, которые подвергались пеленанию, уверенно держали головку не раньше 4-4,5 месяцев, чего не скажешь о современных малышах, содержащихся с первых дней своей жизни в свободной одежде.
Умение держать голову появляется по мере развития мышц шеи
Так, современные крохи начинают пробовать поднимать головку уже в первые 1-1,5 месяца, правда, более или мене выработанным этот навык становится гораздо позже, приходясь на третий месяц жизни крохи. Естественно, на это умение влияет не одно только пеленание, но и особенности развития, в том числе и в перинатальном периоде.
В итоге до 85% здоровых малышей, действительно, держат головку в 2-3 месяца, тогда как дети, родившиеся раньше положенного срока, демонстрируют это умение ближе к четырем месяцам.
Не стоит радоваться и в том случае, если устойчивая выработка навыка происходит до полутора месяцев, ведь это явление считается прямой рекомендацией для показа ребенка детскому неврологу.
Объясняется это довольно просто, ведь в послеродовый период шейные мышцы малышей находятся в гипертонусе, что автоматически блокирует поднятие головы. Обратная же ситуация может указывать на отклонение от нормы, как впрочем, и продолжительная задержка выработки навыка.
Как проходят этапы развития навыка
Конечно же, держать головку малыш начинает не сразу, ведь это вопрос не одного дня. А для того чтобы контролировать физиологическое развитие младенца, исключая родовые и внутриутробные травмы, рекомендуется заранее изучить основные его этапы. Речь идет о следующих из них:
- Уже на 2-3 неделе младенец может пробовать приподнимать головку, находясь в положении лежа на животе. А вот удерживать ее в таком состоянии он сможет не дольше нескольких секунд, что является абсолютной нормой.
- В 2-3 месяца – в течение минуты.
- К трем месяцам обычно наблюдается удерживание головы в вертикальном положении без посторонней поддержки в течение 1-2 минут.
- После 3 месяцев, лежа на животике, кроха начинает уже приподнимать плечевой пояс.
Устойчивая способность хорошо держать голову в любом положении формируется к 2–3 месяцам
И если все перечисленные этапы проходили в указанной последовательности и сроки, то в возрасте 4,5 месяца малыш начинает демонстрировать новое умение. Заключается оно в поднятии головы из положения лежа на спине, а чуть позже и в удерживании ее в такой позиции в течение нескольких секунд/минут.
Нормы и сроки по Комаровскому
Тем, кто продолжает переживать по поводу того, укладывается ли их ребенок в общепринятые сроки, не помешает получить консультацию квалифицированного специалиста. Одним из наиболее авторитетных педиатров, имя которого уже давно у всех на устах, является доктор Евгений Комаровский.
Прославившийся своим умением развеивать формировавшиеся на протяжении многих десятилетий стереотипы, специалист сохраняет скепсис и в отношении сроков выработки навыка удерживания головы младенцев.
И если верить этому доктору, то первое, на что следует ориентироваться, это состояние, бодрость и аппетит ребенка. И если малыш активен, хорошо ест и набирает массу, то нет повода бить тревогу, если он начнет держать голову позже назначенного срока, даже при условии, что отклонение от нормы составляет месяц или еще более внушительный срок.
Ориентироваться следует и на болевой синдром, а также на наличие попыток ребенка поднимать головку. Отсутствие первого и присутствие второго фактора указывают на то, что ребенок совершенно здоров, и родителям нужно просто немножко подождать.
Когда должен ребенок полностью держать голову
Как уже сказано, примерно в 3-4 месяца наступает время, когда ребенок начинает держать головку весьма уверенно. У трехмесячных детей головка после некоторого времени ее удерживания в вертикальном положении может иногда откидываться назад, пугать этого не стоит, со временем этот навык полностью закрепится.
Если малыш уже после четырех месяцев, когда младенец не начинает держать головку или не может держать ее в течение долгого времени — это может свидетельствовать о ряде заболеваний.
Обычно о том, что имеются отклонения в развитии педиатр начинает подозревать уже на первых двух месяцах жизни малыша и в таком случае он направляет родителей на консультацию к неврологу.
Своевременное выявление проблемы часто помогает скорректировать патологию только при помощи гимнастики, курса массажа без лекарственных препаратов. Поэтому откладывать визит к специалисту не стоит.
Малыш не может или не пытается в три месяца уверенно держать голову, если наблюдаются следующие проблемы:
- Родовая травма. Травмирование шейного отдела позвоночника может привести к повреждению позвонков;
- Недоношенность или малый набор веса в первые недели жизни. Узнать о наборе граммов поможет контрольное взвешивание;
- Сниженный тонус мышц. Для коррекции такой патологии потребуется специальный курс массажа от специалиста и физиопроцедуры;
- Неврологические заболевания. Часть болезней центральной нервной системы успешнее всего лечатся именно в первые месяцы жизни крохи, и потому назначенный курс терапии поможет вашему малышу в дальнейшем полностью догнать своих сверстников;
- Родители не выкладывали ребенка на живот в первые недели его жизни. Естественно, что здоровый ребенок научится необходимым умениям и без должного ухода, но сделает это он гораздо позже тех малышей, о которых родители заботятся, так как надо.
Иногда родители беспокоятся, что их кроха держит голову под определенным углом. В таком положении чаще всего виновата привычка малыша спать на одном боку. Педиатр может в этом случае посоветовать использование специальных подушечек с валиком, которые будут удерживать шею в нужном положении.
Не стоит заранее радоваться и когда грудничок начинает держать голову ближе к одному месяцу. При современном быстром развитии детей приобретенный навык может быть нормой, а может быть признаком высокого внутричерепного давления. Развеять сомнения сможет только специалист после диагностических обследований.
Почему малышу не нравится лежать на животике?
Как только у ребенка заживет пупочная ранка в возрасте 2-2,5 недель, его начинают выкладывать на животик. При этом естественное любопытство побуждает кроху приподнимать головку, чтобы посмотреть, что находится вокруг него
Это упражнение необычайно важно для укрепления мышц шеи
Если кроха заливается плачем каждый раз, когда его кладут на животик, причин может быть несколько.
Из-за несовершенной системы пищеварения, в кишечнике накапливаются газики, и они давят на его стенки. Распирающая боль усиливается из-за положения на животе, и бедняжка начинает плакать.
1. Существуют различные ветрогонные препараты для детей первого года жизни, и их прописывают педиатры. Однако маленькие гурманы часто отказываются их пить, даже если подмешать в молоко. Кроме того, медикаменты иногда вызывают аллергическую реакцию.
На помощь придут газоотводные трубочки Windi. Они помогают быстро, безболезненно и совершенно безопасно избавить малыша от неприятных ощущений в животе.
Как это работает. Малышу делают массаж животика по инструкции на упаковке изделия. Затем слегка прижимают ножки к животу и аккуратно вводят смазанный вазелином кончик трубочки в анус. Иногда газики тут же выходят, но порой надо продолжить круговые поглаживания животика и немного подождать. Не забудьте подложить пеленку, так как кроха может тут же покакать. Для некоторых детей, страдающих запорами, это чуть ли не единственный способ опорожнить кишечник.
Ректальные катетеры Windi сделаны из упругого материала. Они снабжены ограничителем, поэтому их легко и безопасно вставлять. Принцип действия основан на том, что они механически снимают спазм сфинктера, который мешает дефекации и отхождению газов. Трубочки одноразовые, их используют не чаще трех раз в день.
Когда ребенка ничего не беспокоит, он готов лежать на животике и старательно пытаться приподнимать головку.
2. Иногда малышам не нравится находиться в непривычном положении, ведь обычно они спят и лежат на спинке. Веселая компания родителей или братиков-сестричек отвлечет от некомфортных ощущений. Игры в «ку-ку», различные погремушки, песенки в скором времени превратят выкладывание на животик в любимое занятие.
3
Обратите внимание на поверхность, где лежит ребенок. Возможно, жесткое одеяльце колет щечку, или малышу не нравится ворсистый коврик
Некоторые ребятишки выражают протест, когда их кладут на животик голышом, если в комнате прохладно.
Каким образом это происходит?
Обратимся к анатомии и физиологии шеи, мышцы которой обеспечивают движения головы. Условно разделим их на мышцы передней поверхности, главными из которых являются «кивательные», задней поверхности и боковых поверхностей. Мышцы передней поверхности наклоняют голову вперед, поднимают ее из положения лежа на спине. Мышцы задней поверхности наклоняют голову назад и поднимают ее из положения лежа на животе. Мышцы боковых поверхностей наклоняют голову в соответствующие стороны.
В норме в первые три месяца жизни формируется баланс работы мышц шеи. Происходит это постепенно и неравномерно. Сразу после рождения и до трех месяцев мышцы задней поверхности более активны. Это объясняется участием в защитном безусловном рефлексе новорожденных, который заключается в способности поднимать и разворачивать голову в сторону при лежании на животе. Развивающаяся нервная система создает условия для ускоренного развития функций их антагонистов — «кивателей», что приводит к возможности в два месяца удерживать голову в вертикальном положении. Однако полного баланса еще нет. Умея поднимать и удерживать голову в положении на животе, ребенок не способен на это в положении на спине. Такая возможность появляется, начиная лишь с 4 месяца жизни, и проявляется в способности перевернуться со спины на живот. Подробнее об этом в следующих разделах.
Так происходит в норме. При различных повреждениях нервной системы (причины могут быть самыми разнообразными) механизмы развития баланса сгибателей и разгибателей нарушаются. В подавляющем большинстве случаев развитие «кивателей» задерживается. В результате к двум месяцам ребенок не держит голову в вертикальном положении (она «падает» преимущественно назад), а позднее задерживается формирование переворотов со спины на живот.
Усилению дисбаланса часто способствуют внешние факторы. Их можно разделить на две группы.
Первая группа — это действия, способствующие перерастяжению мышц передней поверхности шеи (вредны всегда):
Вертикальное положение с поддержкой затылка при запрокинутой голове | Положение при кормлении или ношении с запрокинутой головой |
Тракции за руки или резкие подъемы, вызывающие запрокидывание головы
Вторая группа – факторы, усиливающие активность и без того активных мышц задней поверхности шеи (вредно при неумении правильно переворачиваться со спины на живот после 4 месяцев):
Ношение с наклоном корпуса вперед (даже с незначительным) | Стимуляция подъемов головы в положении на животе за высоко расположенной игрушкой |
Также стимуляция подъема головы при занятиях на мяче и подобных приспособлениях.
Еще больше усугубляют ситуацию попытки привить ребенку навыки, которыми «должен» обладать ребенок его возраста: стимуляция ползания, сидения и ходьбы.
Кроме описанного дисбаланса между сгибателями и разгибателями головы, нарушение баланса может возникнуть между мышцами, поворачивающими голову в стороны и мышцами, наклоняющими голову в стороны.
В первом случае голова в разных позициях имеет тенденцию к более частому или (и) на больший градус развороту в одну сторону.Во втором случае в разных положениях голова наклонена к одному плечу, нередко с вовлечением в процесс мышц корпуса с этой же стороны и образованием дуги.
Все описанные нарушения баланса развития мышц шеи (запрокидывание, разворот и наклон головы в сторону) могут сочетаться между собой в любой комбинации и нередко наблюдаются у одного ребенка.
Представленные ниже упражнения способны прекратить развитие негативных тенденций в начале их возникновения (у детей первых месяцев жизни), а также устранить их влияние на детей более старшего возраста при детском церебральном параличе и других заболеваниях, сопровождающихся синдромом двигательных расстройств.
Что делать, если на 3 месяц малыш не начинает держать голову?
При отклонениях в развитии рекомендовано пройти такие обследования:
- осмотр у педиатра и невролога;
- исследование крови, мочи;
- контроль массы тела;
- нейросонография;
- дуплексное сканирование.
Гимнастика
Если отклонений в состоянии здоровья не выявляют, врач назначает ежедневную гимнастику. Она включает следующие упражнения:
- ношение на руках горизонтально животиком вниз;
- ношение в вертикальном положении, придерживая затылок;
- удержание столбиком, когда подбородок упирается в плечо;
- выкладывание на живот;
- катание на фитболе.
Гимнастика для малыша — катание на фитболе Гимнастику выполняют между кормлениями, когда ребенок спокоен. В помещении должна быть оптимальная температура – 20-22 ⁰С. Регулярная тренировка мышц способствует формированию навыка.
Она позволяет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса. Ее разрешено выполнять с первого месяца жизни. Упражнения проводят в игровой форме, спокойно разговаривая с малышом. Они оказывают такой эффект на ребенка:
- Развитие двигательных навыков.
- Укрепление мышц.
- Тренировка равновесия.
- Развитие координации.
- Усиление кровообращения.
- Улучшение дыхания.
Мышцы и связки у малыша нежные и эластичные, поэтому все движения должны быть мягкими.
Упражнения помогают ребенку развиваться. Они не подходят для форсирования новых навыков. Если ребенка учат держать головк с 1 месяца, могут возникнуть осложнения. Удержание появляется тогда, когда к этому готовы мышцы спины и шеи.
Массаж
Массаж для малыша
- При хорошем состоянии кожных покровов, с 2 месяцев можно делать массаж. Он усиливает кровоснабжение мышц, рефлекторно стимулирует нервные окончания. Движения должны быть поглаживающими, легкими. Перед массажем нужно вымыть руки и согреть их. Для процедуры готовят детское массажное масло и пеленку.
- Если ребенок здоров, массаж может выполнять мама. При серьезной патологии, его проводят у специалиста. При гипертонусе непрофессиональный массаж может его усилить, а при гипотонусе, еще больше расслабить мышцы спины. Если процедуру проводят длительно, специалист может обучить маму технике массажа.
Положение по время сна
Важно менять положение во время сна. Рекомендовано поворачивать ребенка на правый или левый бок каждые 2-3 часа
Это предотвращает повышенный тонус мышц и кривошею. Такое положение препятствует попаданию пищи в гортань. Источник света также помещают попеременно справа или слева. Это обеспечивает активные движения головой.
Плаванье
Благотворное влияние на мышечную систему и опорно-двигательный аппарат оказывает плаванье.
- Купание в ванной начинают после заживления пупочной ранки. Для водных процедур применяют специальный надувной круг. Он поддерживает голову ребенка и позволяет свободно двигаться
- В ванной удерживать голову легче и ребенок быстрее приобретает этот навык. Потом он реализует его в других условиях.
Как купается малыш
Питание
На развитие ребенка влияет качество грудного молока. Кормящая мама должна употреблять достаточное количество кальция, фосфора, магния.
Выкладывание на живот проводят во время одевания, между кормлениями, перед сном:
- Процедура укрепляет мышцы, способствует выведению газов из кишечника. Если малыша раздевают, то он еще получает воздушные ванны.
- Ребенка кладут на твердую поверхность, накрытой пеленкой или одеяльцем.
- В первые дни процедура занимает несколько минут. По мере роста ребенка, его можно класть на живот на 20 минут.
- Поддерживать голову в позе на животе не нужно. Врожденные рефлексы обеспечивают поворот головки в сторону. Благодаря этому, ребенок свободно дышит.
Нельзя прекращать занятия из-за того, что малыш капризничает. Через несколько дней он привыкнет лежать на животе.
Как стимулировать малыша для упражнений
Для стимуляции движений, можно использовать звуки. Для этого берут погремушку, колокольчик, музыкальную игрушку и звенят с разных сторон от ребенка. Это заставляет ребенка вертеть головкой. Такие упражнения тренируют мышцы шеи и предотвращают кривошею.
В качестве дополнительных занятий можно применять такие упражнения:
- Поднятие в воздухе лицом вниз, когда одна рука находиться под грудью ребенка, а вторая на бедре.
- Катание на фитболе с двумя взрослыми (один держит кисти малыша, второй таз).
- Попеременное поднятие головы и таза, лежа лицом вниз на предплечье взрослого.
Гимнастика не должна вызывать болевых ощущений. Кратковременный плач бывает из-за непривычных ощущений. Чтобы успокоить ребенка, используют позу эмбриона. Для этого ручки и ножки прижимают к туловищу.
ПРИМЕЧАНИЕ к 1.8 и 1.9.
По мере увеличения времени самостоятельной фиксации головы в положении наклона вперед, увеличиваем угол наклона собственного корпуса, вплоть до почти горизонтального положения. Всегда лопатки ребенка прижаты к груди взрослого. При попытке ребенка сесть, увеличиваем угол наклона собственного корпуса.
ПРОГУЛКИ С РЕБЕНКОМ
На руках в вышеописанных позициях и в коляске строго горизонтально на спине. Как вариант, с валиком под затылком (укладка).
ПОЗИЦИЯ ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ
1. Угол наклона корпуса ребенка 30-45 градусов.
2. Одно из бедер взрослого располагается выше, поддерживая спину.
3. При наличии насильственных запрокидываний головы обязательна фиксация грудной клетки предплечьем и поддержка затылка (не шеи) локтевым сгибом с целью исключения запрокидываний. Таким образом, необходимо обеспечить легкий наклон головы во время кормления.
Большого ребенка удобно кормить в шезлонге или в коляске с жесткой спинкой, с валиком под головой.
Помимо запрокидываний головы назад, часто наблюдаются наклоны и (или) повороты головы в сторону.
Может быть несколько разновидностей этой проблемы:
Проблема №1.
Ребенок, находясь в разных положениях, держит голову развернутой преимущественно в одну сторону (часто вместе с наклоном головы в противоположную сторону).
1.10
Укладка на животе с фиксацией головы, развернутой в противоположную сторону, с фиксацией таза, прижатого к поверхности. Рука, к которой обращено лицо, вытянута в сторону.
Отвлекаем ребенка соской, водой из бутылочки, игрушками.
Плач ребенка, попытки вырваться и развернуть голову не являются основанием для прекращения упражнения.
Делаем 7 — 10 раз в день по 3-10 минут, завершая этой укладкой комплекс упражнений. Также эффективно укладывать в такую позицию засыпающего или спящего ребенка.
Коррекция ротации головы и шеи вправо
https://youtube.com/watch?v=BRN8KdGH0QE
Коррекция асимметрии шеи. Ношение.
https://youtube.com/watch?v=2UKv1s4IVK4
Проблема №2.
Наклон головы в сторону часто встречается у детей первого года жизни и обычно сопровождается наклоном корпуса в эту же сторону с образованием дуги.
1.11. Пассивная фаза
Формируем дугу в противоположную сторону, положение тела близко к горизонтальному, ухо почти прижимается к надплечью.
1.12. Активная фаза
В активной фазе угол наклона корпуса 30-45 градусов.
Рука ребенка перемещается в положение над рукой взрослого. Для улучшения качества подъема головы в сторону используем раздражение боковой поверхности корпуса пальцами.
Активную фазу используем только при наличии противонаклона. Если голова, несмотря на стимуляцию, не поднимается вверх, переводим ребенка обратно в пассивную фазу.
Сначала большую часть времени проводим в пассивных позициях, периодически пробуя активную фазу, затем пропорции постепенно смещаются в сторону использования активной фазы.
Упражнение 1.3. Лечебное ношение + косая позиция
https://youtube.com/watch?v=s0g-6Uywqd4
1.12 Коррекция «дуги» вправо
https://youtube.com/watch?v=spUDgPkFJj0
На данном этапе нельзя
- сажать ребенка;
- тренировать опору на ножки;
- водить, имитируя ходьбу;
- подтягивать за ручки (тракция за руки) вверх лежащего на спине ребенка, допуская запрокидывания головы;
- выкладывать на живот при насильственном запрокидывании головы в вертикальном положении.
Как помочь ребенку
Мышцы ребенка еще не могут развиваться самостоятельно, им требуется ваша помощь.
Выкладывайте малыша на животик
Выкладывание рекомендуется проводить с первых недель жизни. При этом поглаживайте малыша вдоль позвоночника от затылка к крестцу. Такая процедура не только укрепит шейные и спинные мышцы, но и избавит ребенка от вздутия кишечника.
Делайте ему массаж
С этого же возраста необходим и легкий профилактический массаж, заключающийся в поглаживаниях. Участковый педиатр обязан научить вас его технике.
- Первые процедуры проводят в период бодрствования ребенка, при его хорошем самочувствии, через час после кормления в течение 7-10 минут. После месяца рекомендуется уже более глубокий и продолжительный массаж.
- Процедуру необходимо проводить на жесткой поверхности, в месте, защищенном от сквозняков.
- Время вы выберете сами интуитивно, главное – проводить процедуру ежедневно. Непоседам желателен вечерний массаж после купания: он успокоит и расслабит ребенка, который легко и надолго заснет.
- Проводите процедуру в проветренном помещении при температуре воздуха около 20°С. Не бойтесь, что малыш замерзнет: его согреют ваши руки и теплая пеленка на пеленальном столике. Кроме того, массаж – прекрасный метод закаливания.
Займитесь гимнастикой
С 6 недель можно начинать тренировать мышцы шеи. Для этого:
- поворачивайте ребенка со спины на живот то в одну сторону, то в другую;
- усаживайте его, держа за ручки;
- приподнимайте малыша в горизонтальном положении над столиком, расположив свои ладони под грудью и животом.
Не менее эффективной будет гимнастика на фитболе. Уложите малыша на него животиком вниз и катайте вперед-назад, держа за ножки. При всех этих упражнениях он инстинктивно будет напрягать шейные мышцы, чтобы удержать головку.
Займитесь водной гимнастикой
- Как только заживет пупочная ранка, ребенку разрешены водные процедуры. Их лучше проводить после предварительного массажа.
- До двухмесячного возраста водную гимнастику совершают в домашней ванне, чистой и продезинфицированной.
- Стартуют с воды 35°С, постепенно снижая на 1°С до 32°С.
- Начинать водную гимнастику можно, когда младенец еще не способен держать голову. В таком случае пользуются специальным кругом в виде надувного воротника. Обычно круги для самых маленьких оснащены игрушками с погремушками. Для начала, дайте ребенку изучить круг вне воды. Пусть он привыкнет к новой игрушке.
- Ребенок должен быть в хорошем настроении, не сонливым и не больным. Плавать разрешено уже через полчаса после кормления. Первые сеансы не должны длиться более 10 минут, в дальнейшем время пребывания в воде удлиняют до 30 минут.
- С 2 месяцев рекомендуется посещение бассейна 2-3 раза в неделю.
- Основные водные гимнастические упражнения: погружения, покачивания, плавание на спине и животе, отталкивание от бортика.