Подростковый кризис

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним

На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи

Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Как сгладить проявления кризиса одного года

Чтобы менее болезненно пройти этот этап в развитии и сохранить психологическое здоровье малыша и родителей, необходимо прислушаться к следующим рекомендациям психологов.

Предоставьте ребёнку больше самостоятельности при познании окружающего мира. Конечно, в разумных пределах и под контролем взрослого. Для нормального развития ребёнку нужно учиться действовать самому. Если за него все будет делать мама, то ребёнок не получит необходимых умений и навыков

Установление многочисленных запретов не даёт ребёнку полноценно развиваться.
Запрещать то, что может нанести вред физическому и психическому здоровью ребёнка.
Убрать опасные и важные для родителей вещи с поля зрения малыша, чтобы не провоцировать появления истерик.
Переключать внимание ребёнка на другой объект во время эмоциональных вспышек, предугадывать ситуации, которые могут привести к ним.
Избегать в беседе с ребёнком слова «нельзя» и «нет», а также частицы «не». На них ребёнок реагирует особенно остро.
Проявлять терпение и выдержку, управлять действиями ребёнка спокойным доброжелательным тоном (не кричать, не бить, не швырять).
Демонстрировать ребёнку любовь к нему и принятие его любого – капризного и послушного, обнимать, целовать, говорить о любви, называть ласковыми словами.
Быть последовательными в своих запретах и разрешениях! Если что-то запрещено, то нужно придерживаться этого постоянно

Иначе ребёнок поймёт, что капризами можно добиться желаемого. Если не разрешили совершить какое-то действие, вытерпите последствия.
Согласованность в требованиях всех взрослых, которые причастны к воспитанию ребёнка. Таким образом малыш быстрее к ним привыкнет. Если мама будет запрещать какое-то действие, а бабушка разрешать его, то это только запутает ребёнка.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Кризис одного года

Дальше начинается новый период. Целый год ребенок почти все время на руках, нуждается во внимании взрослого, не может сам ничего: ни поесть, ни попить, ни позаботиться о себе. Все время нужно быть с ним рядом, его нужно кормить, греть, одевать, мыть. Потом происходит невероятное событие — он обретает самостоятельность передвижения. Примерно в последние месяцы первого года ребенок становится способен сам регулировать расстояние до родителя. Он обнаруживает, что не нужно плакать, звать, чтобы добраться до мамы или папы. Пошел и получил, что хотел. Это такое огромное достижение!

И начинается следующее плато, на котором ребенок с года примерно до 2,5-3 лет активно осваивает материальный мир, учится залезать, прыгать, брать, засовывать, высовывать. Он занимается постоянным обучением. Его пока не очень интересуют люди, это слишком сложно.

Еще советы

Основная задача взрослых — всю эту неуемную энергию обратить в нужное русло, а лучше всего в игру.

Например, на кухне открывается просто огромное поле для деятельности и игры любимого чада. Вместо исследования горячей плиты и холодильника, кроха может разбирать и складывать корзину с луком, чесноком и другими овощами. Кастрюли, сковородки, крышки от банок, ложки и небьющиеся тарелки — это просто сокровища для малыша и с ними он может делать все, что захочет. А можно также позволять ему кормить чем-нибудь свои игрушки.


Обучение первым навыкам

Вместе со своим крохой можно загружать и выгружать стиральную машину. Ему это очень понравится. А если разрешить ему нажать на нужную кнопочку, радости не будет предела.

В этот период проявления самостоятельности необходимо научить своего карапуза некоторым навыкам. Например, мыть руки, держать правильно ручку и ложку и другим.

В этот очень сложный, но в то же время интересный жизненный этап нужно не забывать о том, что такое безусловная любовь. Никаких нервов, криков и ругательств!


НЕ НАДО кричать на ребенка! Найдите другой способ объяснить ему, как правильно

Прежде чем начать свою истерику, нужно глубоко вдохнуть и подумать, поймет ли ребенок, которому, возможно, чуть больше года, все правильно. Негатив в сторону! Кризис — он пройдет! А все происходящее должно вызывать улыбку и гордость за малыша хотя бы за то, что он так быстро и хорошо развивается. А разрядку после напряженного дня можно получить и другим способом, вовсе не обязательно срываться на ребенке.

Нужно быть другом своему малышу, он должен знать, что в любую минуту может положиться на своих родителей. И это ощущение того, что его любят просто так, всегда понимают и поддерживают, очень поможет ему на протяжении всей его жизни.

Как легко пережить кризис

Чтобы кризис прошел быстро и безболезненно, родителям нужно подготовиться к этому важному периоду. Психологи советуют придерживаться следующего алгоритма действий:

Признать, что ребенок является личностью. Его требования на расширение прав естественны. Все родительские запреты должны быть аргументированы

Если ребенок хочет попробовать что-то сделать самостоятельно, нужно предоставить ему такую возможность, но под контролем взрослого.
Важно правильно формулировать запреты. Следует отказаться от использования в запрете частицы «не»

Вместо слова «нельзя» лучше использовать слово «опасно». При этом запретов не должно быть много. Прежде чем запрещать что-либо ребенку, родителям необходимо это обсудить между собой, чтобы выработать единый взгляд на воспитание в семье.
Создать безопасные бытовые условия. Если малышу будет разрешено участвовать в бытовых делах вместе с мамой, он будет в восторге.
Создавать условия для всестороннего развития ребенка.
Во время игр ребенку нужно разрешать ломать постройки из кубиков, разбирать мозаику. После того, как ребенок разрушил построенную башню, нужно ее снова построить. Это развивает логическое мышление.
Разговаривать с ребенком. Если малыш чем-то возмущен, нужно дать ему выговориться и обязательно постараться понять его чувства. Услышав спокойную речь мамы, малыш успокаивается. Свои высказывания мама может сопровождать поцелуями и поглаживаниями. Такое общение формирует доверительные отношения между ребенком и родителями.
Соблюдение режимных моментов важно для здоровья малыша. Не стоит от них отказываться только потому, что ребенок протестует. Их можно сохранить, если использовать не строгое принуждение, а игру.

«Четверть века» и новые вопросы»

Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья .

В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.

Характерные возрастные черты

На смену манипулятивным играм приходят ролевые. Родители становятся образцом для подражания, являются передатчиками общественных норм. Познание мира отношений между людьми дошкольником происходит через ролевые игры, общение.

Игровая обстановка является необходимой составляющей для правильного психоэмоционального развития маленького человека. В процессе игры малыш перестает бояться, избавляется от воздействия травмирующих моментов (к примеру, ночных кошмаров).

У дошкольника:

  • происходит активное развитие воображения;
  • осуществляется формирование наглядного мышления;
  • начинается формирование мышления с помощью понятий;
  • отстраивается собственное видение мира;
  • изменяется мотивационная система;
  • наблюдается большая свобода поведения.

Основа новой позиции— готовность ребенка к школе. Кроме того, следует понимать степень сформированности личности, ее характерные черты, перспективы. Психология ребенка 7 лет состоит из следующих факторов:

  1. Степень притязательности показывает, насколько ребенок уверен в своих силах. Формирование этого чувства происходит, благодаря «взлетам» и «падениям». Чем больше успешных результатов получил малыш, тем он увереннее в себе. Целью родителей является поощрение успехов ребенка, его направление в нужное русло.
  2. Перспективность подразумевает жизненную цель. Если малыш, смотря на взрослых, осознает, что учеба важна для достижения будущих успехов, он будет иметь положительный настрой к школе. Если ребенок не понимает смысла образовательного процесса, то будет всеми силами сопротивляться обучению.
  3. Концепция собственного «я» содержит 3 части: оценочную, эмоциональную и когнитивную. У ребенка в дошкольном возрасте почти отсутствует самооценка, ориентиром являются внешние критерии. Для его восприятия непонятны такие качества, как доброта и отзывчивость, но на уровне чувств он понимает их. Когнитивная часть подразумевает, насколько ребенок может описать себя. Эмоции характеризуют специфичность восприятия — малыш в таком возрасте все оценивает и запоминает на эмоциональном уровне. Поэтому с дошкольниками можно настроить общение через рисунки.
  4. Мотивационно-побудительная иерархия формируется к 5–6 годам. Малыш способен осмысленно совершать действия, он может делать выбор, проводить анализ смысла поступка.

Почему ты можешь чувствовать себя плохо?

1. Кризис первого года у ребенка

Малыш очень изменился за этот год: из беспомощного комочка он стал розовощеким ребенком, любопытным, подвижным, но по-прежнему требующим максимум внимания. Он осознает, что может сам производить какие-то действия, которые принесут результат, и начинает этим умением вовсю пользоваться. Кроме того, он активно познает мир.

Психолог Даниил Эльконин1, считал, что кризис первого года разделяет два этапа эпохи раннего детства – младенчество и ранний детский возраст.

Лев Выготский2 этот возрастной кризис объяснял возникновением новых навыков: ходьбы и автономной речи. Это кардинально меняет привычную картину мира ребенка, когда все потребности ребенка в большинстве случаев сразу же удовлетворялись.  

В годовалом возрасте ребенок начинает активнее изучать окружающий мир, его интересуют окружающие предметы, в его сознании теперь всплывают образы из памяти, все вызывает у него побуждение к действию.

По мнению психолога Екатерины Мурашовой3, в год у ребенка запускается биологическая программа, целью которой является определение границ дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведении ребенка агрессии, нытья, манипуляторного плача.

Конечно, кризис роста может сказаться на поведении ребенка: он становится более капризным, требовательным. Это не может не отнимать мамин ресурс.

2. Усталость

Вот уже год ты находишься в напряжении. Помнишь это чувство, когда выходишь из дома без ребенка и продолжаешь инстинктивно искать его глазами? Ты не можешь расслабиться ни на минутку. Какими бы включенными не были современные папы, основная ответственность все-таки лежит на мамах. Бессонные ночи, переживания, гиперответственность — все это не добавляет сил и энергии.

3. Конфликты с окружающими

С появлением ребенка происходит рождение новых социальных ролей: окружающие тебя люди становятся папами, бабушками, крестными и просто желающими дать тебе совет. 

Наверняка ты уже узнала о том, что молоко у тебя жидкое/невкусное/уже бесполезное, ребенку холодно без шапочки/жарко в этой куртке, ты с ним не занимаешься/замучила своими развивашками. Постоянное отстаивание своих границ, особенно перед ближайшими — мамой и свекровью — закладывает в голову вредные мысли о несостоятельности твоего материнства. 

Могут охладиться отношения с мужем. Заботы о малыше не оставляют места для приятных бесед по вечерам. Иногда мысли о ребенке вытесняют из головы матери все остальные. Не все супруги относятся к этому с пониманием, и тогда случаются ссоры, которые тоже не добавляют приятных эмоций.

4. Болезни малыша

К 12 месяцам мама уже успевает познакомиться с повышением температуры, возможно, аллергией и даже раз проглядеть, как малыш падает с кровати или дивана. Болезнь ребенка, особенно, если он первый, добавляет мамам тревоги и всегда бьет по самооценке.

5. Чувство “отсталости от жизни”

Твой круг общения и интересов значительно изменился и сузился. Практически все время ты посвящаешь заботам о малыше, и так давно не была на вечеринках и взрослых тусовках. Ты помнишь сотню детских песенок, но совсем перестала интересоваться тем, что происходит в мире. Тебе кажется, что все вокруг такие современные, а ты часами укачиваешь и варишь кашу. От этого, конечно, не становится веселее.

6. Обманутые надежды

Один год! Ты ждала этой мифической даты, после которой “станет легче”. Но легче почему-то не становится. Малыш не начал спать всю ночь, не стал сам есть ложкой и не заговорил. Наоборот, он стал гораздо подвижнее, научился подставлять табуреточку и открывать шкатулку с косметикой. Отсюда порой возникает чувство обманутых надежд.

У молодых мам могут возникнуть такие чувства как: 

  • апатия или раздражительность;
  • плаксивость;
  • чувство “нелюбви” к ребенку;
  • ощущение себя плохой мамой;
  • снижение сексуального влечения.

Причины

В психологии основными причинами кризиса одного года называют стремление ребенка к самостоятельности, потребность присутствия значимого взрослого.

Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.

Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.

Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.

Кризис первого года. Признаки

  1. Малыш перестает слушаться родителей. Он может стать с ними очень требовательным и агрессивным. А еще он начинает избегать посторонних.
  2. Ребенок переполнен чувством уверенности, что все может делать сам, даже если ему не хватает умений.
  3. У ребенка очень часто меняется настроение. Малышу ничего не нравится, ему очень трудно угодить.
  4. Ярко проявляется противоречивость в поступках. Он обнимает, а затем сразу же кусает, щипает, бьет. Очень просит что-нибудь, а получая — выкидывает!
  5. На замечания в его адрес ребенок реагирует болезненно. Он становится очень ранимым и обидчивым.
  6. Довольно часто капризничает без причины. И не знает, чего хочет.
  7. Опять, как и в раннем младенчестве, боится упустить из виду маму. И ходит, зацепившись за нее.


Говоришь, нельзя еду разбрасывать?!

Что превращает малыша в совершенно неузнаваемого человечка? В чем причины кризиса и что же со всем этим делать?

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский , советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» .

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет — поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Рекомендации по преодолению кризиса

Есть еще несколько полезных рекомендаций, соблюдая которые, вы поможете себе и ребенку преодолеть непростой период наиболее безболезненно:

  1. Не оказывайте давления на ребенка, показывая, что вы старше, а значит — сильнее.
  2. Не повышайте голос на свое чадо. Попробуйте рассказать ему о правилах поведения в игровом формате.
  3. Не пытайтесь отвлечь кроху от проблем с помощью конфеты или взяв на руки по первому требованию. Это может сформироваться в постоянную привычку.
  4. Придерживайтесь единой схемы воспитания. Это касается всех членов семьи, в том числе бабушек и дедушек.
  5. Станьте примером правильного поведения для своего ребенка и не срывайтесь по пустякам.
  6. Отучайте от грудного вскармливания малыша в тот период, когда первый возрастной кризис остался позади.

Подведем итоги. Кризис первого года жизни — скорее закономерное явление, которого не стоит бояться. Это вполне нормальный и естественный процесс для каждого ребенка, ведь именно в этот период происходит начальное формирование его личности. Относитесь к своему малышу с уважением и пониманием — тогда вы не только поможете ему преодолеть непростой этап, но и заложите прочный фундамент для хороших взаимоотношений в будущем. Удачи вам в воспитании самого ценного — наших детей!

Также рекомендуем ознакомиться с кризисом 5 лет у детей советы психолога.

Признаки

Не всегда кризис 1 года у ребенка начинается в одно время.

У одних может быть раньше уже в 10 месяцев, а в других через 2-3 месяца после года. Однако возрастная психология уверена – кризиса не избежать. Начало этого состояния можно определить по таким признакам:

    1. Ребенок очень негативно воспринимает все замечания, особенно запреты.
    2. Поведения малыша непоследовательно

Он просит то одно, то другое и тут же бросает.

    1. Ребенок капризный, плачет, кричит, топает ногами.
    2. Малыш отказывается выполнять последовательные действия, к которым раньше относился спокойно

Например, не хочет одеваться, купаться, садится на горшок.

    1. Часто нарушается спокойный сон крохи
    2. Ребенок пытается все делать самостоятельно, даже если не получается.
    3. Иногда ситуация бывает наоборот, ребенок не хочет ничего делать сам

Даже если до этого умел.

  1. Малыш требует к себе больше внимания, чтобы на него смотрели, с ним играли и прочее.
  2. У многих годовалых детей развивается страх потерять маму

Они требуют, чтобы она все время была рядом, не отпускают никуда ни на минуту.

У каждого ребенка свои особенности и проявления кризиса могут отличаться как по признакам, так и по степени их проявления. Поэтому каждый родитель, зная характер своего ребенка, сможет увидеть изменения в его поведении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector