Постановка звука [л] у детей с помощью логопедических упражнений
Содержание:
- Логопедические упражнения на звук «ц»
- Как заниматься с ребенком дома?
- Постановка звука Л по подражанию
- Как правильно проводить занятия дома
- Автоматизация звука
- Как составить конспект логопедического занятия
- Индивидуальные коррекционные занятия с дошкольниками
- Причины неправильного произношения
- Артикуляционные упражнения
- Виды дефектов речи
- В каких случаях следует посетить специалиста?
- Логопедические упражнения на звук «р»
- Способы постановки звука Р
- Домашние игры на развитие речи
- Характеристика развития ребенка 3-4-летнего возраста
- Советы родителям детей в возрасте 5–-6 лет
- «Большой альбом по развитию речи»
- Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры
- Как правильно проводить занятия дома
- Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет
- Уроки логопеда, звук «С»
Логопедические упражнения на звук «ц»
Существует несколько способов постановки звука «ц», два из них вы увидите далее:
- 1. Игровая форма.
- поднесите палец к губам и скажите ребёнку – «Не говори так громко. Тише!» — т-ц-ц; На крыше спит котик т-цццц. Не буди его, а то он съест мышек т-ццц. Всё вокруг тихо т-цццц. Мышки не шумите т-цццц;
- поезд при остановке говорит пассажирам т-ц-ц. Не шумите пассажиры т-цццц. Не торопитесь выйти т-ццц. Не разговаривайте так громко т-ццц.
- 2. От поставленных звуков.
Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук ц. Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука ц. Объясните ребёнку, что струя воздуха при произнесении ц должна быть одна. Повторяйте упражнение с ребёнком, пока он не устанет.
Как заниматься с ребенком дома?
От родителей, прежде всего, требуется максимум внимания к малышу, к его интересам и открытиям, страхам и печалям. Нужно создавать ему условия для общения с миром, брать с собой на прогулки, показывать новые места, знакомить с людьми разных возрастов. Все это расширяет кругозор и развивает мозг, а также укрепляет привязанность между детьми и родителями.
Можно попробовать проводить дома и специальные упражнения. Например, произношение шипящих и свистящих звуков относительно легко отработать самим, без вмешательства специалиста. Что касается звуков и , то они считаются более сложными для коррекции, хотя можно попробовать «поставить» и их.
Воспроизвести дома логопедическую гимнастику сможет каждый родитель — малышу намного веселее и проще будет повторять за мамой, чем за незнакомой тетей. Это займет совсем немного времени, зато принесет большую пользу и подарит приятные эмоции участникам. Для занятий понадобится зеркало – желательно большое, чтобы ребенок мог свободно видеть и свое отражение, и отражение мамы, выполняя упражнения «Дудочка», «Чашка» и другие.
После гимнастики можно поиграть в игры с ответами на вопросы, а можно потренироваться произносить слова, содержащие проблемные звуки. Если написать эти слова на карточках, учиться будет удобнее. Также отлично работают скороговорки, подобранные так, чтобы в них часто повторялись нужные звуки
При этом важно помнить, что на ребенка нельзя оказывать давление. Игры, занятия не должны приносить ему ничего, кроме радости и удовольствия, иначе эффект может оказаться прямо противоположным
Постановка звука Л по подражанию
Родители самостоятельно, находясь перед зеркалом, могут показать детям правильную артикуляцию. При произношении согласного:
- губы находятся в положении улыбки, рот приоткрыт, верхние и нижние зубы не соприкасаются;
- конец языка устремлён вверх, прижат к задней поверхности дёсен над верхними резцами;
- воздух выдыхается с обоих боков языка, устремляется в щёки.
Дети должны повторять действия за родителями, глядя в зеркало. Однако такой способ тренировки не подходит для маленьких детей, ещё не способных к подражанию. В данном случае используются другие способы постановки звука Л.
Как правильно проводить занятия дома
Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.
С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки
Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:
Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
Обязательно проводить уроки в игровом виде
Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания
Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.
Качественная разминка для губ и языка
Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.
Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания. Занятия в качестве разминки :
Занятия в качестве разминки :
- Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
- Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
- По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
- Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
- Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
- Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
- Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
- «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.
Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз
Автоматизация звука
Доведение чистого произношения звука до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука , а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.
После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:
- ля-ля-ля – летние поля;
- лю-лю-лю – молока налью;
- ли-ли-ли – мы лису нашли.
Чистоговорки сменяются скороговорками.
- Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
- Великану малы Валины валенки.
Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.
Твердый звук дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.
Как составить конспект логопедического занятия
Конспект логопедического занятия составляется в несколько этапов.
Первый этап можно назвать подготовительным. Он состоит из нескольких шагов:
- Определение темы, программного содержания с опорой на программу, перспективное планирование, план индивидуальной работы.
- Формулировка программного содержания. На этом этапе определяется цель занятия. Это может быть автоматизация какого-то звука, нормализация мышечного тонуса, закрепление знаний, развитие фонематического слуха.
В соответствии с целью определяются задачи. Они обычно делятся на коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные.
- Образовательные или обучающие предполагают перечисление того, чему ребенок будет учиться на этом занятии.
- Развивающие связаны с психическими процессами, закреплением изученного.
- Воспитательные задачи направлены на морально-волевые качества.
Задач не должно быть много. Каждую из них маркируют отдельно, не совмещая в одном пункте. При формулировке слова «учить», «формировать» следует заменять более конкретными «упражнять», «знакомить», «расширить», «уточнить», «систематизировать».
Подбор игр, упражнений.
Каждое из заданий должно решать одну из поставленных задач.
Подбор материала.
Выбирают материалы, которые пригодятся для проведения игр, заданий, упражнений. Их перечисляют в начале конспекта после целей и задач.
Второй этап предусматривает непосредственно описание хода образовательной деятельности.
- Оргмомент. Привлечение внимания ребят, напоминание правил поведения. Можно использовать сюрпризный момент. Приветствуется, когда образовательная деятельность имеет сюжетно-игровую форму.
- Основная часть включает игры, задания, упражнения, связанные общим сюжетом, одной целью. Необходимо просчитать время. Перед выполнением упражнения следует мотивировать детей. Например, расскажем кукле Даше, поможем медвежонку.
Задания располагают так, чтобы присутствовала смена деятельности. Они должны быть разными по степени активности.
Рекомендуется анализировать деятельность. Например, слушайте, как произносите, контролируйте силу вдоха.
В ход образовательной деятельности включается минимум одна физминутка.
Оформить конспект можно в виде таблицы.
№ | Содержание основной части | Цель |
1. | Ребята, к нам сегодня прилетела бабочка. Она совсем без сил.
Как вы это поняли? (повисли крылышки). Она рассказала, что у них на лугу повяли все цветочки, бабачки не могут собирать нектар. Почему цветы вянут? (нет воды). Как можно помочь бабочке? (посадить новые цветы). У нас есть много цветочков, но чтобы они выросли на лугу, нужно выполнить задания, которые на них написаны. |
|
2. | Чтобы расцвел первый цветок, нужно сделать артикуляционную гимнастику «Хоботок». | Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. |
- Подведение итогов. Следует вспомнить, чем занимались, похвалить ребят, указать на недостатки и сказать, как их исправить.
Индивидуальные коррекционные занятия с дошкольниками
По различным причинам, процесс развития полноценного произношения у многих детей замедляется. Дефекты произношения сами не устранятся, для их ликвидации, нужны системные упражнения со специалистом, а также совместные индивидуальные занятия дома.
Грамотно составленная система занятий обязательно поможет. Индивидуальные занятия по логопедии проводятся только после консультации и обследования.
Занятие логопедией в форме игры
Общие советы по проведению занятий дома
После подробного диагностирования речи воспитанника ДОУ, необходимо проводить коррекцию, начинать заниматься логопедическими заданиями для детей. Время занятий не должно быть более 20 минут. По теории логопедии, если заниматься больше, чем положено, материал не будет усвоен полноценно.
Кроме того, логопеды советуют заниматься играя, так как игра — главное занятие в дошкольный период.
Обратите внимание! Любые логопедические занятия по коррекции произношения звуков выстраиваются в форме игры
Как построить занятие
Ребенок лучше усвоит материал и совсем не устанет, если задания будут в форме игры
Помимо этого, занимаясь с воспитанником детского сада дома, важно правильно построить процесс:
Начинать упражнения надо с 3 минут, аккуратно повышая время занятий до 20 минут.
Правильно организовывать уроки, чтобы у малыша было искреннее желание позаниматься.
Запрещено заставлять заниматься — положительного результата от таких упражнений не будет.
Упражняться надо часто, но не долго.
Не критиковать ребенка за неудачи (важное условие), не кричать, относиться с пониманием.
Любую ситуацию надо разбирать, находить причину, почему не получается, и вместе стараться ее решить. Разновидностей логопедических упражнений много. Например, онлайн редакция Шаховской и Волковой предлагает занятия и игры.
Причины неправильного произношения
Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:
- ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
- язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
- язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
- язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).
В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:
- двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
- конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
- середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).
Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – дизартрия, вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.
Артикуляционные упражнения
При любой форме ламбдацизма перед основным комплексом исправляющих занятий необходимо пройти курс артикуляционной гимнастики, улучшающей подвижность речевых органов. Каждое упражнение выполняется 5 секунд, тренировки проходят ежедневно по 2 раза в день.
- «Гамак». Конец языка упереть в верхние резцы, прогнуть вниз. Удерживать в таком положении, отсчитывая секунды.
- «Вкуснятина». Язык расслабить, чтобы он стал широким. Лизать им верхнюю губу вверх-вниз. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Индюк». Выполнять такие же движения, как в предыдущем случае, только быстрее. При этом проговаривать «бл-бл-бл-бл».
- «Лошадь скачет». Язык расслабить, сделав широким. Щёлкать им по нёбу возле верхних резцов. Не двигать нижней челюстью.
- «Качели». Широко улыбнуться с приоткрытым ртом. Поочерёдно упирать конец языка то в верхние, то в нижние резцы.
- «Грибок». Язык прижать к нёбу так, чтобы натянулась языковая уздечка.
Тренироваться нужно не меньше 2 недель. После тренировки можно приступать к упражнениям, назначенным логопедом для постановки звука Л.
Виды дефектов речи
Прежде чем приступать к упражнениям и занятиям, рекомендуем разобраться с основными видами нарушений при произношении звуков. У ребенка речь может исказиться из-за:
Заикания. Наиболее распространенный речевой дефект. Определить наличие заикания у ребенка можно ближе к возрасту 3 лет, поскольку в этом периоде он начинает строить первые большие предложения. Занятий с опытным логопедом в этом случае не избежать. Специалист предложит игры на устранение дефекта и развитие речи, которые гарантировано дадут положительный результат. Заикание – коварная проблема
Важно не бросать занятия с ребенком даже после достижения успехов, ведь нередки случаи, когда проблема возвращалась.
Дислалии. Подобный дефект часто встречается у ребенка 3 5 лет
Если не вдаваться в науку, то дислалия – путаница в произношении некоторых согласных звуков («л», «р», «ш» и другие). С этой проблемой стоит обратиться к логопеду, как только стала заметна кривая речь, желательно в тот же год.
Гнусавости. Это явление также относят к категории дефектов, однако основной корень проблемы здесь находится в неправильном строении речевого аппарата. Обнаружив подобную проблему, обязательно обратитесь к отоларингологу, логопед помочь ребенку в этой ситуации не сможет.
ОНР (общее недоразвитие речи). Речь ребенка к 6 годам должна быть связной и интересной. Если же дошкольник испытывает определенные трудности при разговоре, то вероятнее всего причина лежит в неправильном подходе к общению с ним. ОНР часто встречается у малышей, чьи родители много сюсюкали, коверкали окончания и произносили только уменьшительно-ласкательные формы слов. Все это создало огромную «кашу» в детской голове, из-за чего теперь ребенок уже самостоятельно путает окончания и использует неверные предлоги. Вовремя устранить дефект можно, если отвести малыша к логопеду до 6 лет.
Заболевания на неврологической почве. Если вы заметили, что занятия с ребенком дома не приносят никаких результатов, проконсультируйтесь с квалифицированным неврологом. Возможно требуется особое лечение. Важно отметить, с этой проблемой логопед вашему ребенку помочь не сможет.
ЗРР (задержка речевого развития). К 3-5 году каждый среднестатистический ребенок начинает болтать без умолку. Если же вы заметили, что у вашего малыша маленький словарный запас, стоит обязательно посетить логопеда для проверки речи.
Наблюдайте за своим ребенком и его речью. Регулярно общаясь с малышом, вы обязательно заметите присутствие каких-либо проблем с произношением звуков. В случае обнаружения таковых, обязательно запишитесь на прием к логопеду независимо от того, сколько ребенку лет.
В каких случаях следует посетить специалиста?
Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:
- очень бедный словарный запас;
- неспособность правильно произносить большое число звуков;
- неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
- постоянные пропуски части слогов в словах;
- медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
- неразборчивая речь, заикание;
- постоянные запинки и паузы.
В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.
Логопедические упражнения на звук «р»
После разминки можно приступать к постановке звуков. Наиболее проблемным, как правило, является звук «р». В качестве специальной тренировки выполняйте следующие упражнения:
- 1. «Чьи зубки лучше блестят».
- раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубкам, так чтобы это напоминало чистку зубов;
- показать чистые зубки в улыбке.
Важно! На губах должна быть улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна
- 2. «Мы покрасим дом».
- растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;
- делать языком движения назад — вперед, как кисточку маляра, который красит дом.
Важно! Губы не должны двигаться, следить, чтобы язычок прикасался к внешней стороне зубов
- 3. «Кто дальше бросит мяч».
- сделать улыбку;
- высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить долго звук «ф», так чтобы получилось перегнать ватку на противоположный край стола.
Важно! Не делать щечки большими, контролировать чтобы ребенок произносил именно звук «ф»
- 4. «Вкусное повидло».
Немного открыть рот и сделать движение языком по губам так как будто на губах повидло и его нужно слизать. Можно реально капнуть капельку меда или повидла ребенку на губы
Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если ребенок пытается помогать языку нижней челюстью, язык не должен касаться уголков рта
- 5. «Птица».
- раскрыть рот, положить язычок на верхнюю губу и начинать движения широким краешком язычка по верхней губе назад и вперед;
- одновременно, стараться не отрывать язык от губ — выполнять поглаживание;
- выполнять упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и начать произносить бл-бл-бл как это делает голубь.
Важно! Язык должен работать хорошо, облизывая верхнюю губу, при этом он не должен вываливаться вперёд или уходить в сторону
- 6. «Музыканты».
- открыть рот в улыбке и побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D;
- упражнение должно напоминать барабанную дробь, с каждым разом нужно увеличивать скорость дроби.
Важно! Удар язычка должен быть четким как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения чувствуется сильная воздушная струя, рот не закрывается
Чтобы уточнить правильность выполнения, поднесите листок бумаги ко рту: листок должен отклоняться.
Способы постановки звука Р
Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука Р твердого и РЬ мягкого, используя механическую помощь: на деревянный шпатель надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Самолет гудит», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка.
Постановка звука с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях педагога.
Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.
Вибрацию языка иногда удается получить следующим приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка.
Важно: Необходимо строго следить, чтобы ребенок не вдохнул в себя комочек бумаги.
Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука , артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук («ддддддддддд…») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).
Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд…, ддддддд…, ддд-ддд-ддд»)
Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:
ддда аддд аддда
ддды ыддд ыддды
В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука .
Домашние игры на развитие речи
Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.
Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:
- игры с пальчиками;
- артикуляционная гимнастика;
- звукоподражание и логоритмика;
- игры на расширение словарного запаса ребенка.
Рассмотрим каждую категорию упражнений отдельно.
Игры с пальчиками на развитие речи
Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.
Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:
- «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
- «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
- «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
- «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
- «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».
Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.
Характеристика развития ребенка 3-4-летнего возраста
В 3 года малыш открыт к познанию родного языка, он с удовольствием повторяет все за взрослым и активно занимается словообразованием. Пассивный словарь к 4-м годам достигает 2500 слов, большинство из которых составляют глаголы и существительные.
Дети трехлетнего возраста имеют обширный пассивный словарь
В речи ребенка также присутствуют:
- простые прилагательные (красивый, маленький, большой);
- притяжательные местоимения (мой);
- слова-обобщения (животные, овощи).
Дошкольник еще не имеет большого жизненного опыта и производит образование новых слов по-своему. От этого возникают курьезные словоформы, например: «У мамы учеба, а у меня лежоба». Ребенок трёх лет способен поддерживать простой диалог.
Наиболее сложные для произнесения звуки — «Р» и «Л», а также свистящие «Ш», «С», «Ф». Часто даже по достижению четырех лет малыш не способен их выговорить.
Важно! Если в 3-4 года ребенок не произносит все звуки чисто, это не повод бежать к специалисту-логопеду. Звуки «Р», «Л», «Ш», «С», «Ф» ставятся, как правило, в более позднем возрасте
Однако если к 3-м годам малыш совсем не говорит, а в период беременности/родов/в первый год были серьезные заболевания или травмы — требуется консультация специалистов. По результатам обследований психолог, логопед и невролог расскажут, какие логопедические упражнения для детей 3-4 лет нужно выполнять.
Советы родителям детей в возрасте 5–-6 лет
Чтобы ребенку логопедические упражнения давались легко, а положительный результат появился как можно раньше, следуйте этим простым рекомендациям:
Даже не будучи логопедом по профессии, объясните ребенку смысл занятий. Расскажите, что все игры направлены на развитие его речи, а умение красиво и четко говорить – атрибут каждого взрослого человека.
Логопед игры с детьми должны проходить в легкой форме. Если ребенок увлечется происходящим, то направит все свои силы в нужное русло.
Ограничивайте время, которое уходит у ребенка на занятия по развитию речи и другие уроки по подготовке к школе
Желательно, чтобы упражнения были ежедневными, но не более 15 минут каждое, поскольку ребенку 5 лет еще сложно концентрировать внимание.
Хвалите малышей за успехи. К играм для развития речи привить интерес ребенка будет гораздо проще, если он будет уверен, что его не накажут, а поддержат.
Станьте объектом для подражания
У ребенка формируется речь из наблюдений за вашим поведением. Поэтому всегда говорите правильно, четко и с выражением.
Сколько бы не было лет ребенку, улучшать его речь и помогать со всесторонним развитием – одна из важнейших обязанностей родителей. Дополнительным помощником в этом нелегком деле может стать сервис BrainApps
На портале собраны сотни высокоэффективных тренажеров, занятия на которых улучшат память, внимание, мышление и концентрацию и взрослого, и ребенка. Если вы устали от обычных игр на развитие правильного звукопроизношения, попробуйте с малышом позаниматься на тренажерах BrainApps
Результат сможет вас приятно удивить и, вероятно, логопед ребенку не потребуется.
«Большой альбом по развитию речи»
В данной книге есть 3 блока, каждый для определенного возраста:
- Развиваем речь малыша (стр 6-89)
- развитие понимания речи
- развитие общей моторики
- дыхательная гимнастика
- пальчиковые игры
- артикуляционная гимнастика
- звукоподражание
- Развиваем речь младшего дошкольника (стр 92-183). Для детей 3-6 лет
- Развиваем речь старшего дошкольника (стр 186-277).
Эта книга замечательно подходит для увеличения словарного запаса ребенка, развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.
Такой же книги я уже не нашла (на Озоне появилась), однако есть отдельно книги для малышей, деток от 3 до 6 лет и старших дошкольников. Что также весьма удобно, если вам нужна книга для ребенка 4-х лет. Я нашла эту книгу, когда сыну уже исполнилось 3 года. Но я не переживала, у меня подрастает доченька, с ней и будем заниматься по первому блоку.
Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении, верьте в своего ребенка, радуйтесь его успехам, помогайте преодолеть неудачи. Логопедические занятия вместе с ребенком дома помогут вам стать еще ближе и роднее. Терпения Вам и удачи!
О том, как научить ребенка говорить, что нужно делать, а что нельзя тут.
Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры
Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут
Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается
Примерные занятия по изучению звуков:
- Четко произнести тот или иной звук.
- Выяснить, как при этом работают язык, губы.
- Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
- Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.
Рекомендуется выполнять общую артикуляционную гимнастику. Упражнения делаются 10—15 минут перед зеркалом. Каждое задание выполняется 5 раз:
- Растягивать губы в улыбку.
- Улыбнуться, показать зубы.
- Кончиком языка пройтись вдоль зубов движением влево-вправо — по нижней челюсти, затем по верхней.
- Вытянуть губы в трубочку.
- Открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
- Приподнять верхнюю и нижнюю губу, не разжимая зубы.
- Широко открыть рот, упереть кончик плоского языка в «бугорки за зубками».
- Толкать язычком щеки изнутри.
- Приоткрыть рот и передвигать язык из одного уголка рта в другой.
Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук. Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту
Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться
Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.
Как правильно проводить занятия дома
Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.
Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
Артикуляционная гимнастика должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком — необходимая и обязательная для родителей помощь
Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких — полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей — такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему
Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.
В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.
Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет
Большинство старших дошкольников имеют трудности с:
- освоением сонорных и шипящих звуков;
- звуковым анализом слов;
- развитием повествовательной речи;
- составлением рассказа и описаний.
Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.
Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.
Уроки логопеда, звук «С»
Профессиональный логопед Юлия Орлова дает урок
родителям с рекомендациями, что делать, если ребенок неправильно воспроизводит
звук или не произносит его вообще. Советует начать обучение самостоятельно, без
привлечения специалистов. На первом этапе выполнять задания вдвоем, сидя рядом.
Занятие необходимо обязательно проводить перед зеркалом, чтобы видеть
артикуляцию, проанализировать допущенные ошибки. Показано положение зубов, губ
и языка при произношении буквы «С», правильность выдыхания для получения
воздушной тонкой струйки (упражнение «Заборчик»). Для корректировки можно
пользоваться инвентарем: ватной палочкой, ложкой.