Методика раннего развития марии монтессори

Методика обучения и воспитания детей Марии Монтессори: описание

  • Монтессори разработала не только учебные пособия, но и уделила максимум внимания обустройству учебных классов. Все предметы, необходимые для полноценной жизнедеятельности ребенка, выполняются пропорционально детским параметрам и предоставляются в самостоятельное пользование детьми. Стимулирование детей к самообслуживанию по методике Монтессори происходит в игровой форме.
  • Свой главный принцип методики Монтессори выражает в коротком девизе: «Помоги мне это сделать самому». Система Монтессори выстраивает индивидуальное обучение детей, принимая их такими какие они есть, предоставляя им полную свободу действий.

Методика

Наилучший результат от обучения приносит самостоятельная практика. Чем дольше взрослые препятствуют независимым действиям ребенка, тем дольше он будет осваивать новые навыки. Любое действие, совершенное ребенком без помощи взрослого, откладывается на подсознании

Самостоятельные шаги повышают концентрацию, улучшают внимание и координацию движений

  • Для полноценного обучения ребенка создается подготовленная среда с разнообразными развивающими материалами. Педагог Монтессори помогает освоить принцип действия игровых предметов, но никогда не навязывает конкретный образец.
  • Предоставляется возможность выбора по разным направлениям. По методике Монтессори дети развиваются в индивидуальном темпе. Начинают обучение в игровой форме по заданному образцу и в дальнейшем проявляют свою тактику пользования предметами.

Описание

Монтессори-педагог отслеживает развитие ребенка, позволяет ему обучаться на собственном опыте. Стимулирует детей двигаться вперед

В сложных ситуациях переключает детское внимание на более простые задачи

Сензитивные периоды

Если человеческие тенденции присущи человеку в любом возрасте, то сензитивные периоды — временны. Мария Монтессори писала о них так: «Речь идёт об особой чувствительности в развитии, которая встречается в раннем возрасте у живых существ. Она имеет ограниченное рамками время протекания и служит тому, чтобы облегчить живому существу овладение каким-либо навыком или умением. Как только ребёнок осваивает какое-либо умение, то соответствующий ему вид чувствительности исчезает».

У сензитивного периода две стороны:

  • Внутренняя проявляется в жизненном импульсе к какой-либо деятельности.
  • Внешняя — это наблюдаемый интерес к действиям и занятиям, к получению опыта определенного рода: повторение, концентрация, и явное удовлетворение от работы вместо утомленности.

Родителям и педагогам важно знать виды сензитивных периодов и примерные сроки их наступления. Также, необходимо уметь распознавать моменты, когда ребёнок охвачен страстью и следует путём развития в собственном темпе

Монтессори готовит во взрослых деликатных помощников, способных вовремя предоставить необходимое и вовремя отстраниться, позволяя ребёнку действовать самостоятельно. Это развивает новые качества ребёнка и умение действовать вдумчиво и сосредоченно, формирует понимание себя как успешного человека.

Сензитивный период подобен лучу софита, приковывающему внимание зрителя и освещающему до мельчайших подробностей самое важное в этот момент спектакля. Но представление идёт своим чередом, и тот, кто отвлёкся и не смотрел на сцену, пропустит что-то важное. Сензитивные периоды со временем угасают, даже если обеспечиваемые ими задачи развития не были решены

Сензитивные периоды со временем угасают, даже если обеспечиваемые ими задачи развития не были решены

Но представление идёт своим чередом, и тот, кто отвлёкся и не смотрел на сцену, пропустит что-то важное. Сензитивные периоды со временем угасают, даже если обеспечиваемые ими задачи развития не были решены

Неблагополучное прохождение сензитивных периодов не всегда даёт очевидную деформацию психической жизни

Но сильно сказывается на дальнейших возможностях и качестве взросления, и взрослому важно предотвратить такое развитие событий. В отношении некоторых фундаментальных вещей упущенное время может быть драматическим

Опыт детей-маугли показывает, что человек не способен полноценно овладеть речью после того, как сензитивный период развития речи завершён.

Монтессори предлагает следование за ребёнком как универсальный способ индивидуализации личной образовательной траектории. Если мы позволяем ему самому выбирать, как долго и чем именно он будет заниматься в подготовленной среде, то он будет учиться всему в самый подходящий для себя момент. И доводить решение каждой задачи до конца, не оставляя непроработанных моментов.

Дидактический материал Монтессори — на что направлен

В системе Монтессори важную роль играет дидактический материал, которым может считаться даже бытовой предмет. В классах присутствуют «классические Монтессори-материалы»:

  • цветные катушки;
  • штанги красного цвета;
  • башня;
  • коричневая лестница.

Это лишь малая часть дидактических материалов Монтессори, которые направлены на развитие воспитанников. Работа подразумевает определенную последовательность:

  1. выбирается конкретный материал, который интересен воспитаннику;
  2. ученик готовит место, где он будет заниматься;
  3. происходит работа с материалом;
  4. коррекция ошибок;
  5. после занятия каждый воспитанник возвращает дидактический материал туда, откуда он его взял.

Дидактический материал

Во время занятий по методу Монтессори для детей необходимо придерживаться определенных правил:

  • Все предметы размещаются в комнате таким образом, чтобы воспитанник мог их без труда достать. При этом материал не должен находиться выше уровня глаз. Это побуждает детей к действиям.
  • Чтобы воспитанники могли сосредоточиться на выбранных материалах, существует правило, согласно которому они не могут брать несколько игрушек одновременно.
  • Чтобы воспитать аккуратность, преподаватель объясняет основные правила работы с предметами.
  • Во время работы с материалом дети должны действовать самостоятельно. Помогать им нужно лишь в случае, если они попросят. Но если воспитанник слишком часто просит о помощи и не проявляет инициативы, нужно стремиться поощрять его к самостоятельным действиям.
  • Во время занятий материалы не передаются между детьми.
  • Занятия должны постепенно усложняться. Этому способствует обновление дидактического материала в классе по мере развития воспитанников.

Обратите внимание! Согласно теории Монтессори, дидактический материал упорядочивает ум и дает возможность систематизировать знания об окружающем мире. При этом дети свободны и могут ходить от одного стола к другому

Ребенок собирает башню

Дидактический материал служи двум целям:

Прямая — это та, которую дети ставят перед собой. В пример можно привести сборку розовой башни.
Косвенная — это цель взрослого, придумавшего башню

Она заключается в том, чтобы дети при сборке развивали координацию движений, учились концентрировать внимание и готовились к изучению основ математики.

Важно! Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие и создание комфортных условий для самосовершенствования. Все предметы разрабатывались таким образом, чтобы детям было интересно с ними играть

Во время создания дидактического материала Мария Монтессори основывалась на нескольких принципах:

  • все предметы должны быть значимы для ребенка и интересны;
  • предметы должны постепенно усложняться в ходе обучения;
  • материал должен подготавливать детей к дальнейшему обучению.

Обратите внимание! Существует большое количество игр, которые созданы на основании методики. В пример можно привести карточки «Семья

Домашние животные», которые способствуют пониманию приемов классификации, а также позволяют научить чтению.

Во время обучения дети могут совершать такие простые действия, как переливание воды или просеивание крупы. Но эффект от таких занятий не сравнится со стандартной игрой. Ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным и уверенно продолжает познавать окружающий мир.

Монтессори

Мария Монтессори — это итальянский врач, педагог, ученый, психолог, работала с «особыми» детьми. Родилась в 1870 году, а в 1952 году ушла из жизни. В 1900 году создала школу для детей с отклонениями в развитии. Ортофреническая школа была первой в Европе с особым уклоном. Программа занятий построена на специальных упражнениях и играх, а также на особых условиях в группах детей.

До двадцатого века «особых» людей не лечили, а просто изолировали от общества. Но Мария Монтессори считала, что окружающий мир и среда, в которой находится человек, влияют на развитие. Невозможно вылечить больного с помощью изоляции. Для выздоровления им нужен уход, забота и комфортная обстановка.

М. Монтессори разработала специальный комплекс тренировок, чтобы развить моторику пальчиков для деток, которые плохо говорили. Она знала, что именно на кончиках пальцев находятся нервные окончания, благодаря которым можно простимулировать нервный центр в коре головного мозга. Чтобы дети понимали обучение, были разработаны специальные материалы, по которым они могли самостоятельно узнавать и изучать мир.

Благодаря школе, многие детки раньше своих сверстников научились писать, читать и считать. Это были поразительные результаты. Уже в 1907 году М. Монтессори открывает еще одну школу, но уже для обычных детей. Школа «Дом ребенка» была построена в самом бедном районе Рима, но со временем стала известна на всю страну.

Краткое описание сути педагогики Марии Монтессори

Кратко суть методики Монтессори можно передать в одной фразе «Помоги мне это сделать самому». Автор системы была глубоко убеждена, что в каждом малыше с рождения скрыт мощный внутренний потенциал

Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся, и тогда сформируется гармоничная личность

Система Монтессори предполагает воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Ключевым моментом будет «чего хочет ребёнок».

Основные принципы воспитания

В целом методика опирается на ряд принципов:

  1. Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) – пристально изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.
  2. Гуманизм — полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.
  3. Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.
  4. Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.
  5. Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.

Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать

В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:

  1. Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду, собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко всему этому.
  2. Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы. Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.
  3. Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия. Формируются представления о цвете, размере, форме.
  4. Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку, сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.
  5. Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности, книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.
  6. Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо, недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».

Из каких частей состоит система методики Монтессори?

  1. Зона повседневных бытовых навыков.
  • Пространство, укомплектованное предметами обихода, с помощью которых осуществляются ежедневные действия. Ребенок учится простым бытовым занятиям – мытье посуды, уборка, готовка еды.
  • Навыки формируются с помощью контакта с водой, сыпучими материалами, мелкими предметами.
  1. Зона развития органов чувств.
  • Территория, укомплектованная сенсорными развивающими материалами. Предметы помогают изучить вкус и аромат, сортировать цвета и формы.
  • Предметы разных размеров формируют такие понятие как вес, объем, величина. К примеру, кубики или башни собирательной конструкции.

Кубики

  1. Математическая зона.
  • Пространство этой территории наполнено предметами, предназначенными для знакомства с арифметическим рядом.
  • С помощью счетных палочек, бусинок, карточек дети учатся складывать, вычитать, совершать простые вычисления.
  1. Зона для развития речи.
  • Территория предназначена для знакомства с основами письма и чтения.
  • Закладываются фундаментальные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
  • Дети нарабатывают поведенческие навыки, учатся правильно выражать свои мысли и чувства.

Знакомство с чтением

  1. Зона космическая.
  • Игровые материалы дают детям начальные знания об окружающем мире, природе, о человеке и космосе.
  • Происходит знакомство с астрономией, биологией, физикой, химией, географией и т. д. Формируется картинка целостности мира.

Уроки тишины

Как мы уже сказали, в Монтессори-среде нет тяжелых и фиксированных парт. Вместо них предлагаются легкие парты и стулья, которые легко двигаются и издают звук. Но делается это не ради создания шума, а как раз наоборот. Монтессори-сад — это тихое место, где каждый ребенок увлеченно занят своим делом

И когда ребенок, вставая из-за стола производит шум, это отвлекает других детей, они обращают внимание на нарушителя тишины. Ребенку, издавшему шум, такое внимание неприятно, и в следующий раз он старается сделать это максимально тихо, чтобы не потревожить других детей

Все это развивает не только грациозность и мастерство вставать из-за стола незамеченным (а также тихо ходить), но главное дает осознание ценности чувств других людей, которым так легко помешать и нарушить их сосредоточенность.

Помимо этого, М. Монтессори разработала специальные уроки тишины, где дети учатся контролировать свое поведение и быть более организованными. Например, один из уроков тишины проходит так: воспитатель оставляет детей одних, а сама уходит в другую комнату и оттуда шепотом еле слышно называет одного из детей по имени. Задача ребенка услышать свое имя и очень тихо встать, не создав шума, пройти к воспитателю в другую комнату.

Действительно ли педагогика Монтессори работает только с дошкольниками?

У многих создаётся впечатление, что дети старшего возраста нуждаются в более традиционной модели образования, и что система Монтессори не эффективна для школьников. Это не так, ведь она основана на понимании того, как в действительности работает и развивается мозг.

Нельзя всех мерить одной меркой. Большинство школ, которые мы посещали в детстве, основывалось на единой универсальной модели. Мы все сидели в одном классе, изучали одни и те же предметы и работали в одном темпе. Некоторые школы предлагали разные уровни для продвинутых учеников. Но занятия по-прежнему были сосредоточены вокруг учителя, который давал урок всем ученикам сразу. Лишь изредка уроки были интерактивными или практическими. А независимое мышление не практиковалось и не поощрялось.

Хотя бывают исключения, но сегодняшние школы во многом схожи — не принимаются во внимание индивидуальные потребности учеников. Дети часто скучают или разочаровываются и теряют интерес к школе в совсем юном возрасте

Им приходится сидеть в течение школьного дня всё дольше и дольше. Игры, прогулки, движение, музыка и практическое обучение — всё это считается несущественным и пустой тратой времени.

В классе Монтессори обстановка меняется в зависимости от потребностей ребёнка. Вместо того, чтобы читать лекции всему классу, учитель перемещается по классной комнате, наблюдая за прогрессом каждого ученика, предлагая соответствующие инструкции. Дети Монтессори часто учатся друг у друга, работая в маленьких группах, более продвинутые (в этом конкретном задании) демонстрируют знания другим.

Педагогика Монтессори уделяет большое внимание практическим навыкам и физическому развитию. Дети фокусируются на знаниях и целостном понимании, вместо тестов и оценок

Это не означает, что учащиеся Монтессори-школ плохо справляются со стандартизированным тестированием. Напротив, они обладают лучшими навыками чтения и математики, чем их сверстники, посещающие традиционные школы.

Говорят, в Монтессори-школах нет учебников, домашнего задания и оценок. Это правда?

Правда. Ученикам Монтессори-школ предлагается взять ответственность за обучение на себя. Это важный шаг в развитии естественного внутреннего стремления впитывать знания.

Почему такой подход? Потому что дети с внутренней мотивацией гораздо чаще становятся ответственными, самодисциплинированными, уверенными в себе, инициативными, обладающими высокими академическими знаниями и неугасаемой тягой к знаниям. Это ключ к образованию в том виде, в каком оно должно существовать. Так дети будут действительно получать знания.

Учебники ограничивают. Учебники не вписываются в эту систему, потому что они ограничивают ребёнка. Представьте, когда для поиска ответа есть только учебник. А теперь заберите его. Что произойдёт? Ученики не смогут найти необходимую информацию.

Например, дети заполняют рабочие тетради, содержание которых точно соответствует порядку информации в учебнике. Зачастую ответы даже выделены жирным шрифтом или курсивом. Дети учатся лишь копировать то, что видят перед собой. Это способ не учит их добывать информацию.

В подходе Монтессори используются практические уроки, различные формы движения, манипулирование объектами, сбор информации и другие способы. Они позволяют детям научиться мыслить и быть независимыми.

Ещё один ограничивающий фактор учебников в том, что все присутствующие в классе должны следовать одному направлению. Но каждому ребёнку свойственно учиться в своём темпе и в разном возрасте он проявляет интерес к различным вещам.

Сензитивные периоды, в течение которых дети наделены особой восприимчивостью к конкретной информации, определяют их интересы. Педагогика Монтессори использует их по максимуму. Так дети беспрепятственно и своевременно получают доступ к необходимой им информации.

Проблемы, связанные с домашней работой. Домашняя работа — довольно редкое явление для ученика класса Монтессори. Не нужно озадачивать ребёнка работой в школе, или дома. Дома родителям рекомендуется поддерживать идеи детей.

Это не означает, что у вас дома не должно быть правил или границ, или что вы должны позволять делать всё, что детям заблагорассудится. Родители могут обеспечить безопасную, богатую и способствующую новым открытиями среду, которая отвечает естественным интересам ребёнка. В этом случае он может продолжить свою «работу» дома по собственному желанию.

Не следует забывать, что существует множество повседневных домашних дел, которые сами по себе могут быть домашней работой. Такие практические занятия, как помощь в сервировке стола или складывание белья, способствуют математическим и/или языковым навыкам, увеличивают ловкость и повышают уверенность в себе. Ежедневное чтение с детьми — это ещё одно увлекательное занятие и приятный способ общения и отдыха для всей семьи.

Оценочные листы. Вместо оценок монтессорианцы концентрируются на «мастерстве». Они работают над полным и всесторонним пониманием сути вещей. Что совсем не то, что запоминание информации для прохождения теста.

Чтобы проиллюстрировать разницу, позвольте мне спросить: сколько раз вы сдавали экзамен, получали хорошую оценку и вскоре всё забывали? Большинство из нас заучивали материал, чтобы закончить учебный год и двигаться дальше. Но насколько всё выглядело бы иначе, если бы всё ваше время и усилия были направлены на получение знаний, которые бы обогатили вашу жизнь? И представьте, что вы бы наслаждались процессом обучения и хотели узнать ещё больше? И в этом разница между образованием, ориентированным на тесты, и педагогикой Марии Монтессори.

Благодаря методу Монтессори дети развиваются более всесторонне, получают радость от естественного процесса познания, делая это без учебников, домашних заданий или оценок.

Бонус-вопрос. Если я не учитель, какую пользу мне принесёт изучение принципов Монтессори?

В двух словах: изучение педагогики М. Монтессори улучшает жизнь родителей. Это больше, чем просто стиль обучения, это естественный и радостный способ воспитания. Вы начинаете понимать, как работает ум вашего ребёнка и как он на самом деле учится. Вы узнаёте, как подготовить среду по потребностям своего малыша и используете по максимуму все сензитивные периоды. Так вы помогаете ему раскрыть весь потенциал, заложенный природой.

Статья написана экспертами 

Перевод: Светлана Соловьёва

Фото предоставлены ММЦ «Отрада»

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Методика Монтессори и семья

Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.

Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.

По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори:

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если детей часто критикуют — они учатся осуждению.
  3. Если детей часто хвалят — они учатся оценивать.
  4. Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться.
  5. Если с детьми честны — они учатся справедливости.
  6. Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими.
  7. Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить.
  8. Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми.
  9. Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться.
  10. Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению.
  11. Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.
  12. Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.
  16. Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.
  17. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
  18. Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  19. В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

Различия между Монтессори и традиционной школой

В настоящее время процесс обучения детей организован в разных странах по-разному, но в большинстве своём по-прежнему основан на старой доброй классно-урочной системе и некой её экстраполяции на дошкольное образование. Этот подход можно назвать традиционной системой. Обозначенный парадокс она игнорирует.

Монтессори-метод же предлагает выстроить такую образовательную среду, учитывающую возрастные потребности, в которой именно ребёнок выступает полноценным субъектом обучения, а взрослый является частью этой образовательной среды как тот, кто способен её создавать и помогать ребёнку с её помощью овладевать культурным богатством человечества. При такой расстановке сил внутреннее влечение к познанию и саморазвитию становится компасом, с помощью которого прокладывается индивидуальный образовательный путь.

Традиционная система отличается от Монтессори-образования, как пионерская столовая от шведского стола: первым делом в глаза бросается различие в блюдах, но коренное отличие кроется в самой организации процесса.

Идея столовой состоит в том, чтобы разработать дешёвое, но полезное меню, которое примерно одинаково хорошо (ключевое слово – одинаково) подходило бы всем пионерам одного возраста, несмотря на то, что они довольно сильно отличаются друг от друга. Никто не бывает голоден совершенно одинаково и в одно и то же время: кто-то регулярно нуждается в плотном завтраке, а кому-то на пользу пойдёт сытный обед или даже ужин; у кого-то один список любимых и нелюбимых продуктов, у кого-то другой. Но, усреднив вкусы и потребности потенциальных едоков, налаженная работа столовой позволяет сделать так, чтобы голодающих в вашем пионерском лагере не было.

Шведский стол решает проблему, что все люди разные, иначе: на каждый приём пищи предлагается несколько разных блюд, каждое из которых потенциально полезно и может быть частью завтрака (обеда, ужина). Каждый посетитель сам конструирует себе индивидуальное меню всякий раз, когда пришёл поесть, и даже время, когда он может прийти, немного варьируется.

Никакой анархии нет: вы не можете «позавтракать в ужин», но и давиться едой, когда ещё не проголодались, только потому, что следующий раз будет не скоро, вам не приходится. Кажется, что на это нужно гораздо больше затрат, но это, по большей части, иллюзия. Для режима шведского стола опытным путём можно подобрать такое количество каждого блюда, какое нужно приготовить, чтобы остатки были минимальными, а вот столовая производит большое количество отходов, поскольку индивидуальные и ситуативные потребности пионеров никуда не деваются и приходится закладывать их в нормативы как погрешность. Больше того, когда не нужно вмещать всех одновременно, зал для того же количества человек вам потребуется меньшего размера.

Приведённое рассуждение об организации питания почти буквально справедливо для образовательных систем, которые в некотором роде есть организации духовного обогащения. Материалы Монтессори-классов, как школьных, так и дошкольных, устроены таким образом, что ребёнок знакомится с ними при помощи взрослого (и чем старше ребёнок, тем непосредственная помощь меньше), и затем работает самостоятельно.

При этом материал организован так, что ребёнок может легко контролировать ошибки и понять, когда у него начнёт получаться хорошо то, на что направлен материал. Именно самоконтроль ошибок и сравнение полученного результата с запланированным, а не отметка как внешняя оценка результата, выступает главным критерием успешности выполненного упражнения, задания, работы.

Роль взрослого при таком подходе велика, но сконцентрирована на стадии подготовки, создания дидактического пособия или упражнения, и состоит в том, кому и когда какой материал предложить, как познакомить ребёнка с ним. Взрослый может организовывать групповые занятия, но даже в дошкольных классах это иногда начинают делать сами дети, а в школьных – почти всегда организуются в группы самостоятельно.

Большим достоинством Монтессори-метода я считаю его методологическое единство на разных образовательных ступенях при большом методическом разнообразии. Если традиционная система пытается учесть в работе данные возрастной психологии, то Монтессори-метод основан на научных данных возрастной психологии и использует их в качестве методологической основы. Монтессори-образование ориентировано не само на себя как на цель, а на то, чтобы быть средством для жизни, как настоящей, так и будущей. Эффективность традиционной системы особенно низка в раннем возрасте, когда ребёнок в наибольшей степени зависим от взрослых и в наименьшей способен понять и выразить свои потребности.

Вопрос о воспитании чувств

Система МИР рассматривает развитие систем восприятия как первоочередную задачу родителей и воспитателей — педагогов. Без развитых систем восприятия (зрение, обоняние, слух, вкус и т.д. включая экстрасенсорные), оптимальное развитие интеллекта невозможно.

Развитие систем восприятия начинается в системе МИР еще до рождения, а для детей, которые начинают позже, предусматриваются определенные рекомендации по реабилитации. Тюленев идет вслед за быстро развивающимися органами чувств ребенка, стремясь использовать малейшие достижения этих чувств для развития интеллекта. В результате оказывается, что все те сенсорные материалы, которые использовались Монтессори в возрасте 4 – 6 лет и старше, у Тюленева дети проходят еще в младенческом возрасте. Комплекс разнообразных зрительных образов ребенок в виде так называемых динацессов («динамических процессов изменения формы. цвета и размеров» получает еще до исполнения 2 – 3 месяцев, в сенсорный период называемый у Тюленева «смотрунковым». Иначе говоря, ребенок в системе МИР проходит многие программы Монтессори на 3 – 4 и более лет раньше, когда он становится, по терминологии «системы МИР» «трогунком»

Так же как и у Монтессори, сенсорный материал Тюленева развивает все органы чувств и дает возможность узнавать все необходимые свойства предметов — величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность. Разумеется, ребенок впоследствии переносит эталоны качеств и свойств предметов на реальное окружение.

Монтессори-материал

Часть Монтессори-материала вы могли видеть уже выше в разделе Монтессори-среда.

Дидактический материал Монтессори создавался не на пустом месте, частично это наработки уже известного на протяжении 200 лет «Даров Фребеля» (Фребель — немецкий педагог, основатель первого детского сада в 1836 году), частично это методики Сегена и Итара. Монтессори дорабатывает их материал, а также создает свой собственный.

Материал выполняется преимущественно из дерева и других природных материалов. На каждую группу выделяется по одному-два экземпляра каждого вида Монтессори-материала, что может вызывать у детей некое негодование. Детям не разрешается мешать другому ребенку, который уже действует с набором, и поэтому приходиться ждать, когда он освободиться (но ребенок как правило не ждет, а берет другой набор). По завершению действий с набором, ребенок должен самостоятельно сложить его и отнести на полку, лишь после этого набор доступен другим детям. Так Монтессори-среда вырабатывает в детях терпение, дисциплину и чувство личных границ других людей.

Особенность Монтессори-материала — это заложенная функция контроля при действиях с инструментом, когда ребенок сам видит свои ошибки. Это важный элемент в данной системе. Например, Блок с цилиндрами. Если ребенок неправильно расположит цилиндры местами, то некоторые будут слишком глубоко в отверстии, а некоторые будут возвышать над уровнем границы.

Принцип Монтессори-материалов частично можно перенести в домашние условия на многие предметы обихода (но в них не будет функции контроля): банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, различные дары природы (камешки, песок, желуди), продукты (крупы, макароны, бобы) и так далее. Все это доступно ребенку дома, при должном подходе родителей.

Стоит также учитывать, что в Монтессори-среде весь материал располагается на стеллажах и комодах открытого типа, не выше уровня глаз ребенка, чтобы он мог спокойно и в любое время подходить и брать его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector