Развитие ребенка до года по месяцам
Содержание:
- Чему учится ребенок от 2 до 3 месяцев
- Нормы роста и веса мальчиков и девочек до 1 года
- Развитие детей от 4 до 5 месяцев
- Эмоции и интеграция в общество
- Развитие ребенка в 9 месяцев
- Способности детей: что умеют делать в год и 2 месяца
- Двухмесячный возраст
- Физиологические изменения
- Развитие мальчика в 9 месяцев
- Физическое развитие ребенка по месяцам
- Особенности физического развития месячного ребенка
- Особенности формирования психики малышей
- Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев
- Чему научился малыш в первый годик жизни?
- Развитие ребенка по месяцам от 1 до 6 месяцев
Чему учится ребенок от 2 до 3 месяцев
- дает радостную реакцию на голос родителей, активно улыбается;
- агукает;
- хорошо удерживает головку на весу;
- начинает сосать кулачки;
- учится переворачиваться со спинки на бочок.
Именно в этом возрасте у малыша начинает сформировываться режим. Это одно из самых главных достижений для родителей. Ребенок начинает просыпаться примерно в одно и то же время, кушает по расписанию. Ночной сон становится более продолжительным, а дневной уменьшается.
Если малыш будет чем-то недоволен или его будет что-то тревожить, он будет демонстрировать это своим криком и плачем
Таким образом он привлекает к себе внимание. Наблюдательные мама и папа смогут заметить первые проявления характера.
В этот период дети особенно жаждут общаться с окружающими. Родителям стоит почаще разговаривать с ребенком, рассказывать о происходящем. Для игр подойдут легкие погремушки. Нужно почаще класть ребенка на животик, чтобы укреплялись спинные и шейные мышцы, также это эффективно во время коликов.
Малыш вырастает еще на 2-3 см, в весе прибавляет 700 г.
Нормы роста и веса мальчиков и девочек до 1 года
Но нужно учитывать, что на физическое состояние ребенка влияют такие факторы:
- срок появления на свет (вес и рост недоношенных детей меньше, чем у тех, что родились вовремя);
- половая принадлежность (мальчики рождаются крупнее девочек).
Нормы параметров тела детей до года по месяцам приведены в таблице.
Возраст в месяцах | Рост, см | Вес, кг | Окружность головы, см | Окружность грудной клетки, см | ||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | |
49 | 50 | 3,2 | 3,3 | 33,9 | 34,5 | 33,9 | 35,0 | |
1 | 54 | 55 | 4,2 | 4,4 | 36,5 | 37,3 | 36,0 | 36,3 |
2 | 57 | 58 | 5,1 | 5,5 | 38,3 | 39,1 | 38,1 | 39,0 |
3 | 60 | 61 | 5,8 | 6,3 | 39,5 | 40,5 | 40,0 | 41,3 |
4 | 62 | 64 | 6,4 | 7,0 | 40,6 | 41,6 | 41,8 | 42,8 |
5 | 64 | 66 | 6,9 | 7,5 | 41,5 | 42,6 | 43,0 | 44,3 |
6 | 66 | 68 | 7,3 | 8,0 | 42,2 | 43,3 | 44,3 | 45,4 |
7 | 68 | 70 | 7,7 | 8,3 | 42,8 | 44,0 | 45,0 | 46,4 |
8 | 69 | 71 | 8,0 | 8,7 | 43,4 | 44,5 | 46,0 | 47,2 |
9 | 70 | 72 | 8,3 | 9,0 | 43,8 | 45,0 | 46,7 | 47,9 |
10 | 72 | 73 | 8,5 | 9,2 | 44,2 | 45,4 | 47,3 | 48,3 |
11 | 73 | 75 | 8,8 | 9,4 | 44,6 | 45,8 | 47,7 | 48,7 |
12 | 74 | 76 | 9,0 | 9,7 | 44,9 | 46,1 | 47,7 | 49,0 |
Незначительные отклонения от нормы не должны сильно пугать родителей. Каждый ребенок индивидуален, на его рост и развитие влияет наследственный фактор. Большое значение имеет отношение и забота близких.
Причинами плохого набора массы тела и задержки в росте могут быть:
- нерациональное, несбалансированное питание;
- недоедание;
- отсутствие режима;
- наличие патологий (врожденных и приобретенных);
- степень активности малыша.
Развитие детей от 4 до 5 месяцев
На 5 месяц малыш начинает очень активно двигаться, пытается переворачиваться, садиться, ползать. В такие моменты родители должны следить за безопасностью ребенка. Если ребенку недостаточно места в манеже, то можно положить его на пол.
У многих деток начинает перестаиваться режим сна, активности и кормления. Иногда ребенок может проспать всю ночь и даже не проснуться покушать.
В этом возрасте отмечаются следующие достижения:
- уверенно переворачивается со спинки на животик;
- может сидеть с поддержкой взрослых;
- часто играет со своими ножками и ручками;
- уверенно берет вещи и может долго держать их в руках.
К 5 месяцам малыш узнает голос мамы и лица членов семьи. Понимает интонацию при разговоре с ним – на веселый и нежный голос начинает смеяться, а на строгий тон может хмуриться. При нехватке общения с родителями может сильно капризничать.
В таком возрасте малыши нередко путают день и ночь (иногда такое встречается в более раннем возрасте). Это может быть связано с отсутствием достаточной активности в дневное время.
Вес также увеличивается на 700-750 г, вырастает на 2-2,5 см.
Эмоции и интеграция в общество
- Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
- Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
- Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
- Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
- В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
- Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
- В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
- Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
- Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
- Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
- Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
- Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.
Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.
Развитие ребенка в 9 месяцев
Девятимесячный ребенок еще не может самостоятельно ходить, но уже предпринимает попытки встать на колени, а потом на ножки, используя близлежащие предметы в качестве опоры. Многие малыши делают свои первые, неуверенные шаги при помощи взрослых.
В 9 месяцев большинство детей осваивают так называемый “щипковый захват” — метод, при котором ребенок берет вещь большим и указательным пальцем. С этого момента значительно улучшается мелкая моторика рук. Родителям необходимо быть бдительными: следить, чтобы малыш не тянул в рот и нос детали конструктора, пуговицы, бусины и другие опасные предметы небольшого размера.
В этом возрасте дети начинают внимательно изучать действия окружающих и пытаются им подражать. Мир вокруг становится все интереснее!
Способности детей: что умеют делать в год и 2 месяца
Сложно выявить все навыки малыша в этом возрасте. Они напрямую зависят от семьи, в которой развивается ребенок. От усилий, приложенных родителями. От времени, которое они тратят на развитие ребенка. Слишком заметна разница приобретения определенных умений между разными детьми.
Важнейшим показателем правильного развития является установление контакта с теми близкими, с которыми проводится больше времени. Если малыш не реагирует на слова мамы, не смотрит в глаза и не любит проводить время в компании взрослых, необходимо проконсультироваться с педиатром. Но обычно всевозможные отклонения выявляются до года.
Каждая мама задаётся вопросом, что же должен уметь ребенок к определенному возрасту.
У малыша постоянно формируются новые навыки, сначала незаметно, затем более наглядно и с каждым днём ребенок становится интереснее и самостоятельнее. Конечно, необходимо непосредственное участие взрослых, совместные игры и общение.
Основные умственные и двигательные навыки детей 14 месяцев:
- Понимание значений разных слов: названия посуды, одежды, бытовых принадлежностей, действий. Малыш подойдёт к телевизору, если попросить, а не к дивану. Откроет шкаф, положит пульт.
- Выполнение простых просьб.
- Развитие речевой активности. Пополняется активный словарный запас новыми словами или слогами, обозначающими слова.
- Умение стоять, ходить, забираться, удерживать в руках предметы и совершать действия с ними; легко передвигаться по дому, без помощи мамы.
- Организация игровых действий. Ребенок знает, как играть с машинками, кубиками, велосипедом…
- Подражание действиям взрослых – расчесывание, разговор по телефону, и даже нанесение макияжа.
Все дети развиваются по-разному. Нужно сравнивать детей в разумных пределах с другими или с собой в этом возрасте.
Отличительные особенности мальчиков и девочек
Если до года отличия между разнополыми детьми зрительно прослеживались лишь по физическим параметрам, то после года различие поведения девочек и мальчиков становится несколько заметнее.
Девочки охотнее контактируют с окружающими, более самостоятельны. Быстрее приобретают различные умения. Моторные навыки у маленьких принцесс начинают функционировать тоже раньше: даже в самообслуживании девочки преуспевают лучше мальчиков, раньше начинают одеваться самостоятельно (например, натягивать носочки, шапочку), «привыкают» к горшку. Девочки активнее запоминают и произносят новые слова. Качественнее формируется активный словарь.
Мальчики более активны, неусидчивы. Им требуется больше времени для усвоения нового. Но потом, не обращая внимания на окружающий мир, они будут долго заняты определенным делом.
Конечно, явных различий между детьми заметить нельзя, так как помимо пола каждый ребенок обладает разными способностями и темпераментом. И, учитывая, что, в основном, девочки начинают раньше ходить и говорить, можно отметить также большой процент мальчиков, обладающих такими же характеристиками.
Двухмесячный возраст
На втором месяце ребёнок становится более активным. Это своеобразная стадия «оживления», когда он начинает различать эмоции родителей и проявлять свои. Ближе к концу этого возраста малыш прибавляет в весе до 800 грамм и в росте 3 см. Также увеличивается объем головы и обхват грудной клетки младенца.
Двухмесячный ребенок умеет:
держать голову на весу, лежа на животе, до 20 секунд;
переворачиваться с бока на спину и разводить ручки в сторону;
начинает гулить и произносить некоторые звуки;
удерживать внимание на неподвижном предмете довольно длительное время;
пытается дотянуться до предмета и следит за ним глазами;
искать источник звука и поворачивать голову в его сторону;
хватать небольшие предметы руками;
стараться вставать, приподнимая грудь на небольшое время;
различать желтый, оранжевый, черный и белый цвета.
Читайте подробнее: Нормы развития ребенка в 2 месяца
Физиологические изменения
Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.
Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.
Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.
Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.
Развитие мальчика в 9 месяцев
В девять месяцев ребенок умеет:
- он настойчиво продолжает свои попытки подняться на ножки и у многих детей это получается именно в этом возрасте;
- во время ползанья может развернуться и поползти в обратную сторону, умеет сесть из положения «лежа» и встать из положения «сидя»;
- старается дотянуться до всего, что он видит, если не получается, он может выразить свое недовольство криком, именно в девять месяцев ребенок активно проявляет свой характер;
- словарный запас ребенка постоянно пополняется, он быстро запоминает названия всех предметов, которые ему показывают, знает значения слов «дай», «принеси», «положи», «кушать», «нельзя» и др.
В этом возрасте мальчик может повторять простые действия за мамой или папой (берет расческу и расчесываться, брать телефон и прикладывать к ушку), самостоятельно играется, специально скидывает предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги уже может дублировать (отсюда появляется «ма-ма», «па-па»).
Подробнее о том, что должен уметь мальчик в 9 месяцев…
Физическое развитие ребенка по месяцам
Designed by azerbaijan_stockers / Freepik
Узнайте рост и вес вашего ребенка, воспользовавшись нашим КАЛЬКУЛЯТОРОМ
Первый месяц
Ребенок начинает держать голову лежа на животе, продолжается период приспособления к внешнему миру, важен телесный контакт с родителями. Новорожденный должен реагировать на голос матери и осматривать окружающее пространство. Питание хаотичное, опорожнение кишечника происходит до 12 раз в сутки.
Вес и рост по нормам ВОЗ: 4,2 кг/53,7 см
Два месяца
ребенок должен проявлять первые мимические реакции в виде улыбки, уметь удерживать игрушку. Младенец учится фокусировать взгляд и устанавливать зрительный контакт с другими людьми. Питание без режима, частота стула снижается до 1-8 раз в сутки. Устанавливается ночной сон.
Рост и вес ребенка в 2 месяца по нормам ВОЗ: 5,1 кг/57,1 см
Три месяца
Появляются попытки управления телом, начинаются пробы удерживать себя, опираясь на руки, ребенок умеет поворачиваться, реагирует на знакомые вещи, начинает гулить. Устанавливается ритм кормления и сна. Младенец уверенно держит голову в горизонтальном положении на животе, громко смеется, осматривает и сосет руки.
Вес и рост по нормам ВОЗ: 5,9 кг/59,8 см
Четыре месяца
Появляются попытки сесть, появляется сильный интерес к окружающему миру, ребенок способен хватать игрушки. Движения становятся более осознанными и стабильными.
Рост и вес ребенка в 4 месяца по нормам ВОЗ: 6,4 кг/62,1 см
Пять месяцев
Происходит резкое повышение активности, появляются попытки принять вертикальное положение, ребенок готовится к ползанию в виде появления частых перекатываний. Младенец узнает значимых взрослых, начинает понемногу ползать, сидеть с поддержкой. Проявляется интерес к взрослой еде. Кормление становится прерывистым.
Вес и рост по нормам ВОЗ: 6,9 кг/64 см
Шесть месяцев
Ребенок уверенно сидит и опирается на руки, разнообразно манипулирует предметами, появляется новая стадия развития речи в виде детского лепета. Наступает время введения прикорма.
Вес и рост по нормам ВОЗ: 7,3 кг/65,7 см
Семь месяцев
Младенец начинает активно ползать, уверенно сидеть, некоторые дети предпринимают попытки встать. В речи выделяются отдельные слоги: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и т.д. Руки активно функционируют, ребенок может перекладывать предметы из руки в руку. Ребенок активно пробует еду взрослых.
Вес и рост по нормам ВОЗ: 7,6 кг/67,3 см
Восемь месяцев
В это время дети начинают вставать на четвереньки, могут самостоятельно садиться, включаются в игру со взрослым. Появляется повышенный интерес к новым предметам и собственному отражению в зеркале, мимика обогащается. Ребенок ползает с большой скорость, может брать небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев, в речи появляются звукоподражания.
Вес и рост по нормам ВОЗ: 8 кг/68,8 см
Девять месяцев
Ребенок ползает на четвереньках, встает с помощью опоры, повторяет движения взрослых. Активно прорезываются зубы.
Вес и рост по нормам ВОЗ: 8,2 кг/70,1 см
Десять месяцев
Дети могут долго стоять с помощью опоры и без, играть в более сложные игрушки, включая сбор пирамидки, закрывание и открывание крышек. Ребенок начинает ходить.
Вес и рост по нормам ВОЗ: 8,5 кг/71,5 см
Одиннадцать месяцев
Ребенок осваивает ходьбу и более сложные игры с куклами, машинками и т.д. У некоторых детей речь достигает этапа произнесения первых слов.
Вес и рост по нормам ВОЗ: 8,7 кг/72,8 см
Один год
Осваивается самостоятельное хождение, приседания. Ребенок карабкается на диваны, подражает движениям взрослого и сверстников, начинает понимать простые просьбы.
Вес и рост ребенка в 12 месяцев по нормам ВОЗ: 9 кг/74 см
От одного до полутора лет
В этот период ребенок умеет активно двигаться, осваивает различные движения, учится пользоваться ложкой и чашкой, умеет следовать простым действиям по слову взрослого.
Осваивает отличия предметов по форме, величине и цвету. Активно развивается речь
Ребенок воспроизводит знакомые действия на игрушке, часто обращает внимание на взрослого и сверстников, нуждается в эмоциональном контакте.
Игры становятся более сложными, малыш нуждается в постоянном взаимодействии со взрослыми. Речь дополняется мимикой, жестами. Появляется интерес к другим детям, разнообразная реакция на музыку, интерес к картинкам в книжках. Происходит освоение навыков одевания, рисования, игр с мячом.
Особенности физического развития месячного ребенка
Надо отметить, что первый месяц жизни малыша в большей степени проходит во сне: новорожденные могут бодрствовать только по 4-6 часов в сутки. Это – нормальное явление, когда ребенка ничего не беспокоит и он здоров.
Когда малыш не спит, он по-своему активно «двигается» — много сучит ножками и ручками, иногда совершает непроизвольные движения. Это явление называется гипертонусом новорожденных и относится к характерным особенностям развития ребенка в 1 месяц.
Как можно чаще выкладывая младенца на живот, родители, сами того не зная, стимулируют его приподнимать голову, очень скоро он научится держать ее. Сначала несколько секунд, потом время увеличится. Быстрее будет получаться удерживать голову, находясь в вертикальном положении («столбиком»). Читайте подробнее о том, как держать ребенка столбиком>>>
Физическое развитие ребенка в 1 месяц тем и отличается, что младенец уже не спит в позе эмбриона, его движения становятся более координированными.
К концу первого месяца жизни он будет стараться поднимать вместе и голову, и попу. Если пятки малыша смогут опереться на мамину ладошку, то он сможет самостоятельно оттолкнуться – это будет его первое серьезное перемещение.
Таблица роста и веса*
Рост, см | Вес, кг | Окружность головы, см | |
---|---|---|---|
Мальчик при рождении | 50 | 3,3 | 34,5 |
Мальчик, 1 мес | 55 | 4,5 | 37 |
Девочка при рождениии | 49 | 3,2 | 34 |
Девочка, 1 мес | 54 | 4,2 | 36,5 |
* — Данные приведены согласно графикам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
- Рост девочек с рождения до 2-х лет.
- Рост мальчиков с рождения до 2-х лет.
- Вес девочек с рождения до 2-х лет.
- Вес мальчиков с рождения до 2-х лет.
- Окружность головы, девочки 0-2 года.
- Окружность головы, мальчики 0-2 года
Особенности формирования психики малышей
После года интерес детей к внешнему миру проявляется заметней. Маленькие исследователи рассматривают игрушки, реагируют на различные звуки, взаимодействуют со сверстниками, иногда вступают в конфликты. Любят разбирать, перекладывать предметы, складывать, осваивать новые способы манипуляции с игрушками. Иногда малыши заинтересовываются каким-либо предметом, и могут длительное время быть им увлечены. Ребенок благодаря многофункциональным игрушкам развивает свою мышечную активность, совершенствует моторные навыки. Меняется характер игры. Если раньше игрушки просто разбрасывались, то теперь, с каждым месяцем кроха пытается придумать новый способ игры: сложить кубики, надеть кольца на пирамидку.
Малыш подражает взрослым, любит прикладывать что-либо к уху, имитируя разговор по телефону, повторять за взрослыми различные звуки. Возрастает речевая активность: из слов начинают формироваться простые фразы: «мама – дай», «баба – на».
Терпит изменение эмоциональный фон ребенка. А также его эмоциональное общение с окружающими. Дети начинают соотносить реакцию взрослых со своими действиями, и, если мама выразила восхищение по поводу какого-либо происшествия, кроха попытается вновь это повторить. В следствие нехватки ласки со стороны мамы или папы, малыш будет требовать недостающее любым способом: плачем, криком. В этом случае не стоит бурно реагировать на поступки малыша или поддаваться манипуляции, тем более ругать, так как это может снизить доверие ребенка.
Малыши после года идут на контакт с улыбающимися и зовущими их людьми, уже не так дифференцируя между своими и чужими. Конечно, более недоверчивые дети предпочитают контактировать с мамой и папой, наблюдая за сверстниками с рук родителей. Но такие образы поведения – это вариант нормы. Ведь разные черты характера детей появляются с рождения и развиваются вместе с ними.
Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев
Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются
Десятый месяц
Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.
Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.
Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.
Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.
Одиннадцатый месяц
В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.
Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.
Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко — это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.
Двенадцатый месяц
У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.
В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.
Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.
Чему научился малыш в первый годик жизни?
Календарь развития ребенка от рождения и до года заполнен множеством событий. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.
Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.
Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.
Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.
Если у вас еще остались вопросы, где взять понятные и простые шаги, что и как делать с ребенком до года, чтобы он рос спокойным счастливым и гармоничным, посмотрите курс Мой любимый малыш: главные секреты развития и воспитания ребенка до года.
Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.
Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.
- Ребенок ходит на носочках: причины
- Как развить самостоятельность у ребенка
- Как научить ребенка кушать самостоятельно
Развитие ребенка по месяцам от 1 до 6 месяцев
На этом этапе происходят серьезные изменения в развитии зрительного и слухового восприятия мира, эмоциональных реакций и двигательных функций грудничка. Ребенок учится узнавать родителей, проявлять радость, начинает выполнять первые направленные движения. Развивается его сенсорное восприятие, начинает тренироваться моторика и координация.
Как развивается ребенок до полугода? Рассмотрим основы типичного развития грудничков по месяцам.
В 2 месяца
- может долго смотреть (наблюдать) на интересующий неподвижный и движущийся предмет;
- пытается определить направление звука – поворачивает голову в поиске его источника;
- проявляет заинтересованность и улыбается при виде других детей;
- издает спонтанные звуки.
В 3 месяца
малыш оживляется, когда взрослые с ним разговаривают;
способен достаточно долго (до 40 секунд) удерживать внимание на статичном или движущемся предмете, на лице, говорящего с ним родителя;
при случайном контакте с игрушкой над кроваткой, проявляет к ней интерес, старается ухватить ее пальцами и при этом следит за движением руки;
в положении лежа на животе поднимает не только голову, но и предплечья, держит их в таком положении до 2,5 минут;
около минуты может опираться всей стопой с согнутыми ногами о твердую поверхность (при поддержке взрослых);
в вертикальном положении (на руках взрослых) хорошо держит голову.
В 4 месяца
- узнает маму, папу;
- пристально смотрит на родителя в ожидании внимания, а когда мама (папа) заговорит с ним, проявляет радость (улыбается, гулит, тянется на руки), проявляет отрицательные эмоции, когда родители от него отходят;
- определяет направление звуковых раздражителей, когда находит глазами источник звука, задерживает на нем взгляд до 10 секунд;
- изучает глазами интересующие предметы, игрушки, исследует их на ощупь;
- в периоды бодрствования часто оживляется, улыбается, смеется, реагируя на обращенную к нему речь, при виде другого ребенка;
- гулит;
- выполняет направленные захватывающие движения (держится за бутылочку, грудь матери во время кормления).
В 5 месяцев
- ребенок узнает и различает людей по лицам – радуется при виде мамы, папы и других близких, настораживается при виде посторонних;
- не только узнает голоса близких людей, но и чувствует интонацию, реагирует соответственно;
- может долго лежать на животе с опорой на локти;
- переворачивается со спины на живот и обратно;
- не только реагирует на других детей, но и взаимодействует с ними – гулит, берет игрушку из рук другого малыша;
- целенаправленно берет предметы (игрушки) из рук взрослых и долго удерживает их в руке;
- при поддержке может устойчиво держаться на ногах несколько минут;
- долго гулит;
- медленно ест, хорошо открывает рот, чтобы взять еду с ложки (снимает пищу губами).
Развитие ребенка в полугодовалом возрасте
- откликается на свое имя, знает имена окружающих;
- уверенно берет в руку предметы, перекладывает их из руки в руку;
- перевернувшись со спины на живот, начинает медленно передвигаться, переставляя руки и подтягивая тело (подползая) в направлении интересующего объекта;
- начинает лепетать (произносить слоги), внимательно слушает речь взрослых и пытается повторить за ними звуки;
- пьет из чашки, хорошо кушает с ложки.