Учимся кушать самостоятельно

Как научить малыша пить из кружки?

Как только ребенок освоится с новым предметом и родители заметят, что он достаточно уверенно держит его, можно переходить к следующему этапу. На нем предполагается заполнить емкость небольшим количеством воды. Дать первый раз попробовать воду из кружечки лучше всего, когда ребенок находится в хорошем расположении духа, играет и улыбается. Так, с чашкой у него будут вырабатываться позитивные воспоминания.

Категорически НЕ рекомендуется ругать малыша, если он пролил воду. Все родительские укоры в этом возрасте очень хорошо запоминаются. Со стороны родителей потребуется масса терпения, ведь не у всех освоить новый способ пить получается сразу.

Необходимо учесть следующие моменты:

  • не следует оставлять затею перейти на использование кружки при неудачных попытках ребенка, делать это нужно систематически, спустя некоторое время, до достижения желаемого результата;
  • необходимо наливать напиток, который ребенок больше всего предпочитает, например, компот или сок;
  • оптимальным местом для освоения кружки считается ванная комната, когда во время купания нет опасений, что содержимое емкости прольется на карапуза, да и саму обстановку можно назвать весьма комфортной;
  • нельзя силой стараться напоить малыша, если он отказывается пить и зажимает ротик, лучше дать ему передохнуть и подождать более подходящего момента;
  • нельзя настаивать на использовании кружки, когда ребенок отказывается от нее;
  • следует учитывать, что первое время дети не могут выполнять несколько глотательных движений подряд, так как этот навык, они смогут освоить лишь к 1 – 1,5 года;
  • наливать жидкость в кружку и ставить ее перед малышом необходимо каждый раз, когда он кушает;
  • всегда предлагать попить из чашки, когда малыша мучает жажда;
  • не пытаться обучить ребенка, когда у него режутся зубки или когда он болен.

Способствуйте развитию мышц челюсти

Многие из мышц, которые ребенок использует во время речи, также участвуют в жевании. Примерно к восьми месяцам дети начинают лепетать. Поощряйте эти первые попытки заговорить — отвечайте на «реплики» ребенка и корчите смешные рожицы, чтобы ребенок повторял за вами (тем самым тренируя мышцы челюстей).

Обратите внимание на снижение рвотного рефлекса ребенка

Каждый ребенок рождается с рвотным рефлексом, который помогает ему с помощью языка выталкивать посторонние предметы изо рта, уберегает его от удушья. Примерно к шести месяцам этот рефлекс ослабевает, и это значит, что ребенок готов к тому, чтобы учиться жевать. Этот рефлекс не уходит сразу, и вначале, когда ребенок будет учиться жевать, рефлекс будет проявляться (ребенок давится, выплевывает пищу). Самое худшее, что вы можете сделать на данном этапе, это переволноваться и вернуться к жидким пюре. Вам нужно успокоиться и под пристальным присмотром продолжать давать ребенку пищу с кусочками, такую пищу, которую он сам может взять руками и попытаться прожевать. Чем больше практики у него будет, тем лучше он научится контролировать рвотный рефлекс.

Какая еда способствует жеванию малыша

Примерно через три недели после того, как ваш ребенок начал есть пюре, ему необходимо постепенно знакомиться с продуктами, которые нужно жевать, чтобы развить данный навык. Сначала нужно предложить ему более густое пюре. Позже можно добавить хорошо проваренный рис или кусочки банана или яблока, вместо того, чтобы перемалывать их блендером. Также предложите ему еду, которую можно взять руками и жевать. Скорее всего, вначале ребенок вряд ли откусит кусочек хлеба или огурца, но вы продолжайте предлагать ему твердые, но легко жующиеся кусочки еды, которые он может сам взять руками. Со временем мышцы челюстей станут сильнее, у ребенка начнут прорезываться зубки, что облегчит жевание. Помните, что не стоит давать слишком твердую пищу. Она должна быть такой консистенции, чтобы ребенок мог размять ее языком. Если вы добавляете кусочки пищи в пюре, то добавляйте какой-нибудь один вид еды в одно блюдо, чтобы ребенок почувствовал одну текстуру, а не сразу несколько. Так ему будет проще понять, как жевать.

Разновидности еды

Есть восемь факторов, которые помогут вам определить, насколько легко или сложно вашему ребенку прожевать ту или иную еду:

  • сила давления, которую ребенок прилагает, чтобы прокусить еду
  • сенсорное восприятие (например температура и сезонность пищи)
  • размер (более тонкие кусочки легче жевать, чем толстые)
  • форма (еду, нарезанную узкими полосками будет удобнее жевать, чем если это будут толстые полоски)
  • мягкая текстура, которая легко разминается во рту
  • консистенция (еду с однородной консистенцией, например, банан, проще прожевать, чем с неоднородной, например, неочищенный огурец)
  • часть рта, которой ребенок кусает и жует (боковая, средняя, передняя)
  • количество жевательных движений, необходимых, чтобы размягчить определенную пищу для глотания.

Когда вы будете выбирать еду для малыша, который начинает учиться жевать, начните с самой простой для него, такой как полоски вареной моркови — они узкие и тонкие, не требуют больших усилий для того, чтобы их откусить и жевать, и быстро размягчаются во рту. Когда он научится справляться с такими видами еды, можете перейти к более сложным, таким как свежие фрукты и овощи, мясо и печенье.

Что указывает на то, что есть проблема: ребенок не жует

У некоторых детей слишком чувствительный рвотный рефлекс (обычно это дети, страдающие рефлюксом). Такие дети дольше учатся жевать и глотать пишу. Многие мамы замечают, что детям проще есть, если они сами берут еду руками, а не когда их кормят с ложки. Так они контролируют ситуацию. Большинство детей перерастают свой слишком чувствительный рвотный рефлекс к двенадцати месяцам; поэтому, если в год ребенок не жует или не может жевать кусочки и еду, которую может сам взять руками, обратитесь к врачу.

Учимся убирать за собой

Где-то с 1 года – с 1 года 3 месяцев уже можно начинать объяснять ребенку, как надо убирать за собой на место игрушки, с которыми он только что поиграл. О том, как это делать можно подробнее почитать в статье, посвященной методике Марии Монтессори. Система Монтессори, это не только рамки-вкладыши и переливание водички, как многие привыкли думать, в ней очень много внимания уделяется именно предоставлению ребенку максимальной самостоятельности во всем, в том числе и в уборке.

Итак, самое главное при обучении малыша первым навыкам самообслуживания:

Всегда помните это, и у вас все получится. Ну а напоследок хочу рассказать, о том, как мы с дочкой учились самостоятельно кушать ложкой.

В 11,5 месяцев я заметила у Таси существенный интерес к ложке, она стала смотреть на нее не как на игрушку, а именно как на орудие. Я тут же начала предлагать ей кушать самостоятельно, и она с удовольствием начала осваивать эту науку. Уже на второй день своих попыток Тая довольно достойно справлялась со своим обедом, во всяком случае, с его частью, потому что остатки, конечно, приходилось докармливать. Но стоило только мне несколько дней порадоваться, как дочь почему-то стала отвергать ложку. Стала нервничать при любом предложении помочь ей. В какой-то момент мне показалось, что лучшим решением будет сделать небольшой перерыв и не давить на ребенка. И мы вернулись к кормлению из ложечки с маминой помощью.

Чуть позже я стала прибегать к такой хитрости. Накладывала еду себе и дочке одновременно. Давала ей съесть несколько ложечек, а потом, оставив Тасину ложку в тарелке, принималась за свой обед, объясняя, что мама не успевает кушать и кормить ее одновременно. Поев немного сама, я вновь поворачивалась к дочери, чуть-чуть ее кормила и снова ела сама и т.д. Иногда Тая терпеливо ждала, иногда возмущалась, а иногда пыталась сама поковыряться ложкой в тарелке. Вскоре она, видимо, поняла, что никто ее ни к чему не принуждает, и стала даже иногда забирать у меня ложку, когда я ее кормила. В итоге в год и несколько дней дочь стала съедать сама часть еды, а в год и месяц уже съедала подчистую всю тарелку, собирая все до последней крохи. С тех пор ест сама.

Ну вот и все, до встречи! Рекомендую также почитать статью:

ИГРЫ НА  РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Искренне ваша, Яна Разначенко

По каким причинам ребенок может отказываться от твердой пищи, пищи с комочками?

Исходя из вышесказанного – это несоответствие размеров кусочков пищи возрасту ребенка. Скорее всего, ваша попытка раннего введения (до 5-6 месяцев) пищи с комочками будет неудачна, так как в этом возрасте у детей еще не угас сосательный рефлекс, и автоматически срабатывают защитные рефлексы. Ребенок еще не способен снять еду с ложки, не то что жевать.
Если же малыш достиг 6 месячного возраста, у него прорезываются зубки, он проявляет интерес к пище, к посуде, а кормление пищей с комочками сопровождается отказом, ее выталкиванием изо рта, не отчаивайтесь – изо дня в день повторяйте свои попытки. Не каждое новое блюдо (например, овощное пюре) нравиться детям, и для того чтобы наконец-то его ввести в рацион требуется предпринять много попыток. Отнеситесь к этому с терпением – ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям. Ни в коем случае не предпринимайте насильных действий, не заставляйте малыша есть через силу – это не приведет ни к чему хорошему, у ребенка только закрепится негативное отношение к новой консистенции продукта и к приему пищи в целом. Многие детские психологи предлагают вариант «собственного примера»: перед тем как начать кормить ребенка сами съешьте первую ложку из его тарелки, всячески изображая удовольствие, показывая, как это вкусно. Все движения делайте медленно и выразительно, чтобы ребенок успел рассмотреть.
Ребенок может отказываться от кормления твердой пищей с ложечки, если это действие у него связано с неприятными ассоциациями, например, вы даете лекарства из этой же посуды. Поэтому постарайтесь давать лекарства, осуществлять малоприятные манипуляции (рассматривать зубки и прочее) другими предметами.
Отказ от твердой пищи, и рвотный рефлекс может вызвать неправильная техника кормления, а также неподходящий размер ложки для крохи. Глубокое введение ложки в рот, ее большой объем могут привести к раздражению корня языка, что непременно вызовет рвотный рефлекс. Эти ощущения крайне неприятны не только для детей, но и для взрослых. Не допускайте «закрепления» рвотного рефлекса и негативных ассоциаций у малыша, соблюдая правильную технику кормления: ложка должна касаться кончика языка или его середины. Проследите за тем, чтобы ложка, которой вы кормите ребенка, была небольших размеров по длине, ширине и глубине (объем — 2,3-3 мл).
Негативное отношение ребенка к твердой пище может быть вызвано тем, что вы слишком быстро вводите новые продукты, стремительно увеличивая объем твердых частичек. Не торопитесь, старайтесь придерживаться врачебных рекомендаций по срокам введения, объемам и консистенции пищи

К моменту введения твердой пищи в рацион, у ребенка уже появились свои вкусовые пристрастия, начните введение мелких частичек того продукта, который ему нравится, обращая внимание на самочувствие крохи и индивидуальную переносимость продуктов. Помните, что ваш малыш – личность, не терпящая насилия, и что для знакомства с новым, ему нужно время.
И пожалуй, самая серьезная причина по которой ребенок отказывается от твердой пищи – это плохое самочувствие или наличие медицинских проблем

Если все ваши попытки введения более твердой пищи в рацион питания ребенка были правильными, но не увенчались успехом и малыш по-прежнему отказывается от «новой» еды, возможно, его необходимо проконсультировать у специалистов (невролога, гастроэнтеролога) для исключения патологии, мешающей принимать твердую пищу. Возможно, ребенку понадобятся лечение и наблюдение врача. Если же ваш ребенок полностью здоров, но все-таки продолжает капризничать – отнеситесь с терпением к особенностям его характера. У вас все получится!Лариса Титова
Педиатр, диетолог, сотрудник кафедры питания детей и подростков Российской медицинской академии последипломного образования

Главные правила

Иногда мамочки замечают отчаянное рвение малыша к самостоятельности и совершенно не знают, как помочь своему крохе в обучении. Но есть и детишки, которые до полутора лет не проявляют никакого интереса к действиям без помощи мамы. В любом случае в возрасте одного года нужно начинать приучение малыша к ложке, чтобы он мог управляться ей самостоятельно.  Существует несколько небольших хитростей и правил, которые помогут вам научить ребенка есть ложкой самостоятельно.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

  1. Голод – не тётка. Начинать обучение лучше в тот момент, когда малыш испытывает чувство голода. В это время крохе будет не до показа характера, а все его силы будут направлены на стремление поскорее удалить голод. Поэтому маме следует в этот момент дать малышу в руку ложку и, помогая ему своей рукой, отправить первую порцию каши в рот. Если вы заметили, что кроха вполне уверенно держит столовый прибор, постепенно снизьте «свое участие» в приеме пищи. Это поможет научить малыша есть самостоятельно в довольно короткие сроки.
  2. Играть с едой нельзя! Запомните, что сытый малыш начинает воспринимать еду как некую игру. Размазанная по столу каша или пролитый специально суп становятся объектом самой веселой игры. Если вы видите, что ребенок наелся, то уберите еду и постарайтесь научить малыша, что играть с едой нельзя.
  3. В ногу с природой. Некоторые мамы упорно вкладывают ложку в правую руку ребенка, а левой заставляют держать хлеб. Но если ваш ребенок левша, то это дано природой, и он просто не сможет качественно выполнять действия правой рукой. Поэтому главная задача мамы – просто научить малыша аккуратно есть.
  4. Пища вкусная и красивая. Учить ребенка самостоятельно есть ложкой, нужно начиная с его любимых блюд. Чем красивее будет оформлено блюдо, тем быстрее малыш захочет его попробовать. Украсьте кашку ягодами, а к картофельному пюре добавьте зеленый горошек и веточку укропа. И тогда малыш наверняка захочет самостоятельно отправить эту красоту в ротик ложкой.
  5. Не заставляйте. Если малыш наелся или помогает себе ручками, то не стоит ему перечить. Прислушивайтесь к своему ребенку, поскольку научить его чему-либо против воли просто невозможно.
  6. Главное спокойствие! Многие родители просто помешаны на чистоте. А окружающий их беспорядок, повергает их в настоящую депрессию. Поэтому таким родителям приходится особенно трудно, пока их чадо учится есть ложкой самостоятельно. И они готовы до школы кормить своего ребенка, лишь бы не видеть кашу и суп на полу. Это в корне не верно. Пусть малыш ест и проливает еду на себя и на стол. Не спешите ловить капли налету, пусть ребенок спокойно поест, а только потом начинайте уборку.
  7. Приучайте к порядку. Когда малыш все съест, а на столе и на полу останутся следы его пиршества, дайте ему салфетку и покажите, как нужно убирать пролитый суп. После нескольких совместных уборок кроха будет стараться соблюдать чистоту и станет меньше опрокидывать еду.
  8. Научить ребенка и приучить его есть самостоятельно ложкой можно только в том случае, когда он видит перед собой наглядный пример. Садитесь всей семьей за стол и обязательно сажайте рядом малыша. Пусть он видит, как аккуратно едят окружающие.

Пока малыш находится на стадии обучения пользования ложкой, родителям стоит запастись терпением, салфетками и хорошим настроением. Если вы очень щепетильно относитесь к чистоте, тогда вам стоит подумать над оборудованием места для кормления. Постелите на стол клеенку, а на малыша оденьте клеенчатый фартучек. Таким образом вы избавите себя от лишних переживаний и перенесете первые самостоятельные приемы пищи на позитивной нотке.

Типичные ошибки родителей

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», — делится Евгений Олегович.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу — научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
Нерегулярность обучающего процесса

Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

Покупаем посуду

Позаботьтесь о подходящей посуде для малыша. Рекомендуется использовать тарелку на присоске – ее карапуз не опрокинет неловким движением. Лучше, если на дне тарелки будет привлекательная картинка. Дети охотнее станут кушать, если перед ними поставить цель «поздороваться с зайчиком» или «улыбнуться солнышку».

Столовыми приборами служат небольшая ложечка и специальная детская вилка с широкими тупыми зубчиками

Важно, чтобы столовые приборы хорошо лежали в руке малыша

При выборе ложечки обратите внимание на форму и особенности материала:

  • Металлическая чайная ложечка. Классический, максимально доступный вариант. Если прибор выполнен из серебра, это еще и полезно для здоровья малыша, так как этот металл обеззараживает пищу.
  • Пластиковая одноразовая ложечка. Она очень легкая, и ребенку будет сложнее координировать свои движения, когда в руки попадет металлический столовый прибор. Обязательно убедитесь, что у ложки нет острых выступов пластмассы.
  • Резиновая ложечка для прикорма. Ребенку неудобно ей самостоятельно есть.
  • Анатомическая ложечка для малышей. Если научить ребенка кушать таким прибором, ему сложнее будет привыкнуть правильно держать нормальную ложку.

Во сколько лет начинать обучение

Когда родители задаются вопросом «Как научить ребенка соединять буквы в слоги?», то сталкиваются с тем, что не знают, в каком возрасте можно начинать обучение. Но конкретных цифр нет, потому что все зависит от самого малыша.

Важно! Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, имеет разный характер и наклонности. Но есть несколько признаков психологической готовности, по которым можно определить, что с ребенком можно целенаправленно заниматься обучением чтению

Ребенок говорит полными предложениями и понимает смысл сказанного и услышанного от родителя, может описать увиденную ситуацию.
У него развит фонематический слух, т. е. он различает звуки в словах и может отличить похожие слова друг от друга. Например, разницу между словами: лук и люк, дом и том.
Ребенок не имеет логопедических проблем, он произносит все звуки. Если на пятый год жизни есть какие-то логопедические нарушения, то следует показаться специалисту.
Он хорошо знаком с понятиями «влево», «вправо», «вверх», «вниз»

Да, до конца их сразу выучить сложно, путать их он еще может, но следить за строкой слева направо должен уже уметь.
Концентрирует свое внимание хотя бы на некоторое время.
Испытывает интерес к книгам, предложение почитать вместе не вызывает у ребенка негативных эмоций.

Если родитель может отнести большинство высказываний к своему малышу, то стоит начинать заниматься с ним обучением чтению. Главное — помнить, что обучение должно носить игровой характер, а не быть занятием по принуждению.

Учить ребенка читать в возрасте 3-4 лет еще рано, если он сам не проявляет стойкого интереса к этому занятию.

Правильная подготовка

Приучать ребёнка есть столовыми приборами нужно лишь после того, как у него возник интерес к процессу приёма пищи. А вызывать заинтересованность с помощью игр, угроз или мультиков во многом бесполезно – это не вызовет желания чему-то научиться.

Лучший способ пробудить интерес к употреблению пищи – садиться за стол всей семьёй. Традиционный обеденный ритуал особенно важен для ребятишек, которые находятся на естественном вскармливании.

Кроме того, возможность употреблять пищу вместе со взрослыми – не просто интересное зрелище для ребёнка и шанс провести время со всеми домочадцами, но ещё и своеобразный мастер-класс, позволяющий изучить этикет и особенности использования столовых принадлежностей.

Важно помнить, что заставлять малышей съедать приготовленное блюдо нельзя. Подобное принуждение способно нарушить пищеварительную систему малыша и привести к проблемам с психикой

Например, к таким нарушениям, как анорексия или ожирение.

Родителям важно не упустить момент, когда ребёнок начинает интересоваться ложкой – маминой или папиной. Увидев, что малышу хочется самому подержать этот предмет, необходимо выдать специально приобретённую пластиковую ложечку и начать, тем самым, тренировку

Если правильно подловить момент, то можно с определённой уверенностью утверждать, что уже в 18 — 20 месяцев ребёнок сможет сам съесть негустой творог, кашку и даже суп.

Если кроха пытается взять ложку из рук взрослого уже в начале прикармливания, не нужно этому препятствовать. Также не следует мешать, если малыш тянет ручки, пытаясь взять кусочек блюда из тарелки мамы или папы. Это ещё одно проявление интереса к пище.

Процесс обучения займёт какое-то время, ведь необходимо не только научить ребёнка правильно держать ложку, но и доносить еду до рта, тщательно её пережёвывать. Ошибки в этот период неизбежны, поскольку малыш лишь будет становиться «опытным» едоком.

Самые распространенные ошибки

Ошибки, наиболее часто встречающиеся у родителей:

  1. Нетерпеливость. Порой родители ждут мгновенных результатов, думая, что их малыш с первого раза самостоятельно возьмет прибор, быстро съест целую тарелку и не уронит никуда ни единого кусочка. В действительности все совсем не так. Обучение — это очень трудоемкое и медленное дело, требующее выдержки и терпения. Нельзя забрасывать учебу, если научить не получается сразу.
  2. Давление. Не нужно ругать и торопить кроху. Конечно, если он балуется с едой и столовыми приборами, такое поведение надо пресечь. Но не нужно перегибать палку. Также не надо заставлять его доедать пищу, если он не хочет. Если он устал – необходимо дать ему отдохнуть. И никогда не нужно сравнивать его с остальными детьми. Развитие каждого ребенка проходит индивидуально. Если один научился чему-то раньше, это не значит, что так будет и у других.
  3. Отвлекающие моменты. Привычка смотреть что-то во время еды присуща многим людям. Но не нужно прививать это ребенку, тем более в период обучения самостоятельному кормлению. Это сильно скажется на переваривании пищи и в дальнейшем может вызвать проблемы с желудочно-кишечным трактом. Дело в том, что, когда малыш не сосредоточен на еде, плохо вырабатывается желудочный сок и пища переваривается с трудом.
  4. Продолжение кормить с ложки. Многие мамы и бабушки, когда дети уже едят сами и хорошо с этим справляются самостоятельно, все равно продолжают их кормить. Пора отказываться от этой привычки.
  5. Оставление ребенка одного. Он может подавиться кусочком еды, а помочь себе сам или позвать на помощь будет не в силах.

Правильная консистенция

Дети должны получать удовольствие от приема пищи. Нельзя заставлять или насильно пихать еду в ребенка, который сопротивляется и отмахивается от «самолетиков» и «поездов», везущих кашу. Учить малыша кушать самостоятельно нужно, когда он проголодается. Приготовить вкусное пюре или супчик, обязательно измельчить до однородного состояния. Зачерпнуть густую пасту из овощей гораздо проще, чем макаронину или кусочек картофеля, плавающий в бульоне. Малыш, у которого не получается выловить морковку или тефтельку из супа, начнет нервничать и перехочет учиться. Легче, когда мама достает лакомые кусочки и кладет их просто в рот.

У некоторых детей не складываются отношения с ложками. Им нравятся вилки, на которые можно наколоть макаронину или порезанный банан. Что делать маме? Вручить малышу тот столовый прибор, который ему по душе, и не переживать. Однажды ребенку надоест возиться с вилкой, и он потребует тарелку супа и ложку. Нужно только подождать.

Основные правила

Чтобы минимизировать последствия таких трапез, маме следует запастись:

  • клеенчатым фартуком для малыша;
  • обычными газетами и прочей макулатурой, которые можно застилать на пол под столом;
  • отдельным специальным детским столиком для кормлений, который будет более удобен для ребенка, и его можно будет устанавливать в любом месте дома;
  • специальным детским высоким стулом, если предполагается обучать малыша кушать сразу за общим обеденным столом;
  • специальной изогнутой ложкой, которые также имеют специальные присоски, чтобы сократить количество падений на пол;
  • вкусной едой, которая будет эффективно стимулировать желание ребенка поглощать ее любым способом.

Что касается общих рекомендаций на период обучения самостоятельной еде, то они достаточно простые, но при этом очень эффективные и дают положительные результаты:

  • Правильная подготовка, которая заключается в стимулировании интереса ребенка к самостоятельному приему пищи. Одними из наиболее действенных методов заинтересовать ребенка в таком способе еды, является личный пример, когда он окажется за одним столом со всеми членами семьи во время обеда.
  • Отсутствие насилия, ведь, как известно, любые попытки заставить малыша пользоваться ложкой могут возыметь совершенно обратный эффект. Кроме того — это не самым лучшим образом может сказаться на детской психике и даже системе пищеварения.
  • Отсутствие спешки, ведь малыша нельзя торопить кушать, как долго бы не затянулась трапеза. Следует помнить, что на начальном этапе обучения, для ребенка новое занятие будет не только способом утоления голода, но и интересной игрой, развлечением и удовольствием. В этой связи его необходимо хвалить и поощрять, а не торопить.
  • Учет индивидуальных особенностей развития ребенка, ведь некоторые малыши даже в возрасте 1,5 года и старше предпочитают, чтобы их кормили из ложечки мамы.
  • Правильный выбор времени для обучения, когда малыш проявляет максимум интереса к новому предмету и пытается научиться им пользоваться. В этот период ребенку обязательно необходимо предоставлять ложечку, чтобы он имел возможность потренироваться кушать самостоятельно.
  • Оказание помощи ребенку собственным примером, как необходимо обращаться со столовыми приборами. Также потребуется некоторое время направлять его еще недостаточно скоординированные движения ручками с ложкой по направлению к ротику.
  • Присутствие взрослых, когда ребенок пытается освоить трапезу с помощью ложки, ведь в любой момент ему может потребоваться помощь мамы. В таких ситуациях собственное бессилие может настроить малыша агрессивно, заставить капризничать. В последствие он будет неохотно делать попытки кушать ложкой или вовсе откажется от нее на некоторое время.

Придерживаясь таких простых правил, а также заинтересовав малыша красивыми столовыми приборами и интересно оформленными, вкусными блюдами, родители смогут научить дитя кушать самостоятельно и правильно пользоваться столовыми приборами.

https://www.youtube.com/embed/

Как научить малыша есть без помощи взрослых?

Если во время кормления малыш стремится отобрать у мамы ложку и пробует есть сам, то «время пришло». Используйте этот момент!

Поначалу малышу непросто есть самостоятельно жидкую еду, например, суп. А кусочки фруктов или макароны он наверняка захочет взять руками. Поэтому идеальная еда для первых тренировок — каша  или овощи, которые предварительно нужно размять вилкой.

Хорошим подспорьем в обучении станет игра. Можно тренировать навык в песочнице. Помогите малышу зачерпнуть песок лопаткой, аккуратнонасыпать его в формочку, сделать куличик. Купите набор игрушечной посуды, пусть ребенок кормит маленькой ложечкой кукол и плюшевых мишек. Это улучшает координацию движений, развивает мелкую моторику и поможет ему обращаться с настоящими столовыми приборами.

На первых порах обучения одна ложка должна быть в руках у мамы, а вторая — у ребенка. Она кормит малыша, а кроха лишь пытается набрать еду сам и отправить ее в рот. Таким образом малыш не останется голодным и при этом будет постепенно совершенствовать свои навыки.

Поддерживайте ребенка на этом этапе взросления, не ругайте за промахи и хвалите за успехи. Главное терпение и уверенность в том, что все получится.

Как Монтессори-педагоги помогаютмалышамнаучитьсядержатьложку

Татьяна Петулько

Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться

Мы в соцсетях

Какую ложку выбрать?

Очень важно выбрать правильную ложку, чтобы малышу было удобно ею пользоваться. Для детей можно использовать следующие ложки

  • Серебряная – это дань традиции. Часто серебряные приборы дарят малышу крестные родители в день Крещения. Достоинством серебра является то, что оно обеззараживают пищу.
  • Резиновая — хороша тем, что не травмирует нежный ротик малыша, но она подходит лишь для введения прикорма. Самостоятельно таким прибором кроха не сможет воспользоваться, так как для неуверенных детских пальчиков он слишком неудобен.
  • Анатомическая – это специальная разработка, предназначенная для самых маленьких. Такую ложечку удобно держать в руке, ею просто зачерпывать еду. Но у прибора есть существенный недостаток: после привыкания к анатомической ложке малышу будет сложно кушать обычной.
  • Чайная ложка – это классика. Именно такими ложечками кормили нас мамы и бабушки. Она удобна, компактна и идеально подходит для обучения.

Для детей от 10 до 18 месяцев можно использовать пластмассовые ложки. Они легкие, красочные, отлично ложатся в детскую ручку. Благодаря многообразию форм вы можете выбрать наиболее удобный прибор.

Деткам постарше рекомендуется покупать обычные железные ложки, схожие со взрослыми аналогами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector