Тропы в литературе. таблица с примерами
Содержание:
Русский язык: средства выразительности
Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.
Средства выразительности в русском языке можно разделить на:
- Лексические средства
- Синтаксические средства
- Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. | Замена отвлеченного понятия конкретным образом. |
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) | Художественное преувеличение. |
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). | Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. |
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания |
Литота — Мужичок с ноготок. | Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. |
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) | Переносное значение слова, основанное на сходстве |
Метонимия — Класс зашумел | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий |
Окказионализмы — Плоды образования. | Художественные средства, образованные автором. |
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. | Наделение неживых предметов свойствами живых. |
Перифраз—Лев = царь зверей. | Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. |
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. | Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. |
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. | В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. |
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). | Перенос значения по количественному признаку. |
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». | Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. |
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста |
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый | Слова, имеющие противоположенные значения |
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки | Устаревшее слово или оборот речи |
Анафора — Не напрасно шла гроза. | Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. |
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;. | Противопоставление. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. |
Инверсия — Жили-были дед да баба. | Обратный порядок слов. |
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. |
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. | Намеренное использование повторяющегося союза. |
Оксюморон — Мёртвые души. | Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. |
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия. |
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста |
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) | Сходное, параллельное построение фраз, строк. |
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. | Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. |
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста |
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. | Одинаковая концовка нескольких предложений. |
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей | Повтор согласных, создающий образ. |
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. | Повтор гласных, создающий образ. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (в |
https://youtube.com/watch?v=xo_iJSUvTxA
https://youtube.com/watch?v=w4-vZEhisP4
Таблица
Многомудрый Литрекон объединил все языковые средства художественной выразительности в таблицу:
Название | Пример | Простое определение |
Фонетические: | ||
Аллитерация | Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила, Говорила им горилла, Приговаривала. (К. Чуковский) |
Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении. |
Ассонанс | У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. (М. Лермонтов) | Повторение однородных гласных звуков в стихотворении. |
Звукоподражение | Волны скачут лата-тах!
Волны скачут а-ца-ца! (В. Хлебников) |
Имитация акустических эффектов звуками. |
Лексические: | ||
Метафора | Сонное озеро города (А.Блок). | Переносное значение слова, основанное на сходстве. |
Синекдоха | «Отсель грозить мы будем шведу» (А. Пушкин) — не одному шведу, а всем шведам — то есть замена множественного числа на единственное. | Замена количественных и материальных отношений, использование единственного числа вместо множественного, материала изготовления вместо предмета и т.д. |
Метонимия | Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) Представители всех стран приравнены к флагам по принципу смежности этих понятий — представительской функции. |
Перенос значения по принципу смежности. |
Эпитет | «Весна золотая» (Н. Некрасов) | Образное определение, характеризующее свойство предмета. |
Олицетворение | «Отговорила роща золотая» (С. Есенин) | Перенесение человеческих свойств на неодушевленный предмет или явление |
Сравнение | Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) | Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, по общему признаку. |
Гипербола | И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам) | Художественное преувеличение. |
Оксюморон | Туристы в родном городе. (Тэффи) | Сочетание противоположных по значению слов. |
Литота | «Мальчик с пальчик» (Г. Андерсен) | Художественное преуменьшение |
Перифраз | «Люблю тебя, Петра творенье!» (А. Пушкин) | Замена слова описательным оборотом. |
Аллегория | «Вагоны шли
привычной линией, Вздрагивали и скрипели; Молчали жёлтые и синие, В зелёных плакали и пели». (А. Блок) |
Описание отвлеченной идеи через конкретный образ. |
Фразеологизм | Дама приятная во всех отношениях (Н. Гоголь) | Устойчивый оборот в речи. |
Ирония | «Ты все пела? Это — дело…» (И. Крылов) | Скрытая насмешка, когда слова употребляются в противоположном значении. |
Символ | Не осенний частый дождичек
Брызжет, брызжет сквозь туман: То слезы горькие льет молодец На свой бархатный кафтан. (А.Дельвиг) |
Слово, условно выражающее суть какого-либо явления. |
Синтаксические: | ||
Анафора | Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел… (А. Пушкин) |
Повторение сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов. |
Эпифора | «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.» (Н. Гоголь) | Повторение сходных звуковых элементов в конце смежных ритмических рядов. |
Инверсия | «стояла зима», «дул ветер из степи» (Б. Пастернак) | Нарушение обычного порядка слов в предложении. |
Градация | «Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне.» (Б. Пастернак) |
Стилистический прием с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим. |
Парцелляция | «Пришли соседи…Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает» (С. Есенин). | Разделение одного предложения на несколько самостоятельных с целью усиления выразительности текста. |
Синтаксический параллелизм | «Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?» (М. Лермонтов) |
Сходное построение смежных фраз. |
Эллипсис | «нам вехой — наша тень», «уходим. За спиной — стеною лес недвижный» (Б. Пастернак) | Намеренный пропуск слов. |
Риторический вопрос | «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь оставит дом» (С. Есенин). | Вопрос-утверждение, не требующий ответа. |
Риторическое обращение | Meчты, мeчты! Гдe вaшa cлaдocть? (Пyшкин). | Высказывание в адрес неодушевленного предмета. |
Художественные средства выразительности
Художественные средства — это специальные приемы языка, придающие речи выразительность и усиливающие ее эмоциональное воздействие на адресата.
Они применяются в публицистической, разговорной, научной и других сферах, но наибольшее значение приобретают в написании литературных произведений.
По языковому уровню средства выразительности делятся на:
- фонетические;
- лексические;
- синтаксические.
Фонетические — это средства выразительности языка, использование которых вызывает определенные ассоциации, создавая выразительные и запоминающиеся образы, способствующие точной передаче смысла.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Применение фоники характеризуется благозвучием речи или художественного произведения. К фонетическим средствам относятся повторяемость звуков, интонационное акцентирование, звуковой символизм и т. д.
Лексические — это выразительные средства, придающие языку как в устной, так и в письменной форме эмоциональность и красочность для яркого воздействия на слушателя или читателя. К лексическим средствам относится употребление фразеологизмов, синонимов, устаревших слов, иноязычной лексики и т. д.
Синтаксические — это средства выразительности, определяющие связь между словами и словосочетаниями, указывающие на цельность и законченность предложения и его интонационные особенности. К синтаксическим средствам относятся стилистические речевые фигуры, синонимичные стилистические единицы, однородные члены, вводные слова и т. д.
Тропы
Тропы — употребление слова в переносном значении.
Перечень тропов | Значение термина | Пример |
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. | Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин) |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. |
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский) Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. |
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов). Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихамиНесчастье Невских берегов… (А.Пушкин) |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь). |
Метафора |
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. |
Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина) |
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения. |
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.) На серебре, на золоте едал. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин) |
Перифраз (или перифраза) | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. | «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. |
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.) Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напoлеоны. |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. |
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) |
Синтаксические средства
Синтаксичкские средства – это такие языковые средства, которые связана с предложением или словосочетанием. Синтаксические средства иногда называют грамматическими, так как синтаксис наряду с морфологией является частью грамматики. Остановимся на некоторых синтаксических средствах.
Однородные члены предложения
Это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, являются одним членом предложения и, кроме того, произносятся с особой интонацией перечисления.
В саду росли розы, ромашки, колокольчики. — Это предложение осложнено однородными подлежащими.
Вводные слова
Это слова, которые чаще выражают отношение к сообщаемому, указывают на источник сообщения или способ оформления мысли. Проанализируем примеры.
К счастью, выпал снег.
К сожалению, выпал снег.
Наверно, выпал снег.
По словам друга, выпал снег.
Итак, выпал снег.
В перечисленных предложениях передана одна и та же информация (выпал снег), но выражена она с разными чувствами (к счастью, к сожалению), с неуверенностью (наверно), с указанием источника сообщения (по словам друга) и способа оформления мысли (итак).
Диалог
Разговор двух и более лиц. Вспомним в качестве примера диалог из стихотворения Корнея Чуковского:
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда…
Вопросно-ответная форма изложения
Так называется построение текста в виде вопросов и ответов на них. «Что плохого в пронзительном взгляде?» — задаёт при этом вопрос автор. И сам себе отвечает: «А всё плохо!»
Обособленные члены предложения
Второстепенные члены предложения, которые на письме выделяются запятыми (или тире), а в речи – паузами.
Лётчик рассказывает о своих приключениях, улыбаясь слушателям(предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
Дети вышли на поляну, освещённую солнцем (предложение с обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом).
Без брата, его первого слушателя и поклонника, он вряд ли добился бы таких результатов. (предложение с обособленным распространённым приложением).
Никто, кроме её родной сестры, не знал об этом (предложение с обособленным дополнением).
Я приду рано, часов в шесть утра (предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени).
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Преимущества использования средств выразительности
В русском языке более 200 тысяч слов, наиболее часто в речи используется около 30 тысяч слов.
Лексикон обычного человека в среднем 2000-2500 тысячи слов. Речь красноречивого человека всегда выглядит убедительнее, чем скудный словарный запас человека косноязычного. Обладая красноречием можно излагать свои мысли наиболее точно, складно, гладко, красиво.
Если отсутствует умение правильно подбирать слова, ясно выражать своё мнение, образно аргументировать складывается впечатление, будто человек несведущ в теме или может быть даже попросту глуп.
Навык сцеплять вагоны красноречия в стройный состав поезда окажется полезным и обретёт несомненную ценность в рамках политических технологий. Политический трибун способный увлечь идей и направить массы в нужном направлении всегда в выигрыше.
Навык общительности, развитый регулярным применением и использованием средств выразительности, поможет в проведении филигранных бизнес-переговоров, заключении договоров, проведении презентаций по услугам и товарам в бизнесе. Речь, наполненная художественными образами, несомненно, научит вести неявную беседу, словно бы исподволь, но на языке выгод.
Мастерство публичного красноречия не всегда приносит счастье, но счастья без мастерства владения живым убеждающим словом не бывает.
Чтобы не превратиться в аутсайдера, занимаясь делом своей жизни, необходимо прорабатывать умение художественно применять средства выразительности.
Грамматические средства выразительности
Многие литературные фигуры речи используют именно переносные значения слов. Это явление можно заметить не только в стихотворении Пушкина или тексте для выступления, но и в каждодневном общении.
Метафора. Другими словами, это переносное значение слова, которое имеет определенное сходство с другим действием или вещью. Метафора так плотно вошла в нашу жизнь, что мы попросту ее не замечаем. Вовремя вставленные метафоры позволяют сделать текст оратора ярким и запоминающимся, однако, злоупотребление или использование заезженных словосочетаний может попросту свести всю выразительность к нулю. Богатство словарного запаса может сыграть решающую роль.
Пример метафор:
Льется дождь.
Стальные нервы.
Тяжелое время и так далее.
Метонимия. Если метафора использует схожие по значению слова, то метонимия означает слова, которые тесно связаны. Применение метонимии разнообразно, и вот некоторые стилистические примеры:
Злато (металл или богатство).
Класс (группа людей или школьный класс).
Переход (подземный или процесс).
Синекдоха. Это литературный прием переносного значения в речи, который обозначает количественный смысл слова. Например:
Орудие выстрелило (любое оружие).
В роте осталось десять штыков (штыки подразумевает человек).
Белый воротничок (обозначает профессию интеллектуального труда).
Аллегория. Такие стилистические приемы можно встретить в тексте стихотворения Пушкина или другого писателя. В основном эти фигуры речи используют для насмешек над недостатками людей.
Примеры:
Весы – правосудие.
Крест – вера.
Якорь – надежда.
Сравнение. Используется для привлечения большого внимания к некоторым вещам или действиям. Многие ораторы в своей речи, основные моменты переводят в сравнение, чтобы придать более яркий образ сказанному.
Но вставлять в свое выступление такие банальные фигуры, как «храбрый, как лев» только испортит впечатление. Богатство сложного русского языка позволяет составлять предложения, в которых сравнения заиграют разными красками. Правда, не стоит употреблять эти фигуры речи слишком часто, иначе можно потерять основные мысли, которые надо донести до слушателя.
Примеры:
Легкий, как пух.
Красивая, как цветок.
Оскалился, как волк
Эпитеты. Выразительные средства языка, которые помогают описать вещь или действие красивыми и запоминающимися выражениями. В правильном обращении эпитеты в тексте позволяют выразить отношение к той или иной вещи, показать истинные эмоции.
Проведите анализ средств выразительности и оцените, насколько часто вы используете эти стилистические приемы в построении сложного предложения. Эпитеты нужны в стихотворении или произведении, тем самым показывая богатство речи, но чрезмерное употребление может привести к бессмыслице предложения. Поэтому стоит быть осторожнее.
Вторая младшая группа
Во второй младшей группенеобходимо создать условия для развития у детей начальных элементов образно-пластического творчества — через формирование первичных наглядно-действенных представлений о простейших выразительных возможностях языка движений для воплощения образа и «бессловесного» общения.
Начальное развитие способности к образному перевоплощению проходит поэтапно.
Сначала дети учатся передавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий (петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна, кукарекает), причем «спектр» внешних действий персонажа берется по возможности более широкий, чтобы обогатить представления дошкольников об образе и возможностях его воплощения с помощью выразительных движений.
Затем дети начинают осваивать способы передачи внешних свойств, характерной пластики персонажа — способы, с помощью которых воссоздается внешний облик героя. Например, чтобы изобразить мышку, нужно передвигаться легко, бесшумно, короткими и частыми шажками, как будто уменьшившись, «сжав себя внутрь». Наоборот, чтобы изобразить медведя, следует двигаться медленно, тяжело, широко, как бы увеличив занимаемое телом пространство. Образно-смысловое сопоставление контрастных проявлений той или иной характеристики движения: темпа (быстрый — спокойный), амплитуды (маленький — большой), наполненности (легкий — тяжелый), характера протекания (плавный — резкий) и др., — помогает детям осмысливать движения и передавать с их помощью образное содержание более или менее выразительно.
И, наконец, осваиваются способы выражения в движениях внутренних свойств образа — эмоций, особенностей характера (грустный — веселый, добрый — злой, трусливый — храбрый и др.). В многообразных заданиях один и тот же персонаж может переживать разные внутренние состояния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и, наоборот, разные персонажи испытывают (по-своему) одно и то же чувство (грустят и заяц, и петушок, и медведь).
Первичное освоение образного содержания позволяет уже в младшей группе знакомить детей с сюжетными историями, фрагменты которых «рассказываются» посредством выразительных движений. А это в свою очередь дает возможность воплощать образы не абстрактно-изолированно, а конкретно-мотивированно — через проигрывание ситуаций, показывающих, почему персонаж загрустил, или развеселился, или подобрел и т. п., что значительно обогащает образ, помогает представить его в развитии и тем самым активизирует творческое воображение. Принцип сюжетности в игровых заданиях подводит детей к тому, чтобы воспринять саму идею: жесты, пластика, движения — это своеобразный язык.
Параллельно идет развитие эмоционально-пластического взаимодействия. Осваивая тот или иной жест, дети знакомятся с его семантикой и способом выполнения; затем пытаются использовать его как средство общения с игровым партнером, причем в качестве такового выступает в начале года — кукла, с середины года — взрослый (в роли какого-либо персонажа), а к концу — возможно, и сверстник. Общение с партнером при помощи жестов также очень активно помогает детям открыть для себя язык движений. И это открытие — один из главных результатов работы с детьми в младшей группе.
В творческих заданиях дети демонстрируют первые результаты: самостоятельно подбирают движения к заданному смыслу (компонент «сочинительского» творчества), демонстрируют отдельные «штрихи» эмоционально-пластической выразительности (фрагменты исполнительского творчества)
Если же ребенок, пусть даже без видимого результата, только пытается найти движение и старается исполнить его выразительно, это само по себе уже очень важно
Классификация тропов
Для того чтобы понять и четко выяснить, какие слова и выражения, в каком контексте относят к изобразительно-выразительным средствам языка, обратимся к следующей таблице.
Тропы | Определение | Примеры |
Эпитет | Призван определять нечто художественно (предмет, действие), чаще всего выражен прилагательным или наречием | Бирюзовые глаза, чудовищный характер, равнодушное небо |
Метафора | По сути, это сравнение, но скрытое за счет переноса свойств одного предмета или явления на другой | Душа поет, сознание уплывает, голова гудит, ледяной взгляд, острое слово |
Метонимия | Переименование. Это перенос свойств одного предмета, явления на другой на основе смежности | Заварить ромашку (а не чай из ромашки), школа вышла на субботник (замена слова»учащиеся» на название учреждения), читал Маяковского (замена произведения на имя автора) |
Синекдоха (является разновидностью метонимии) | Перенос наименования предмета с части на целое и наоборот | Копейку сберечь (вместо деньги), ягода в этом году вызрела (вместо ягоды), покупатель сейчас требовательный (вместо покупатели) |
Гипербола | Троп, основанный на чрезмерном преувеличении (свойств, размеров, событий, значения и др.) | Я сто раз тебе говорила, весь день простояла в очереди, напугал до смерти |
Перифраза | Неделимое в семантическом плане выражение, которое в образной форме описывает какое-либо явление, предмет, указывая на его особенность (с негативным или положительным смыслом) | Не верблюд, а корабль пустыни, не Париж, а столица моды, не чиновник, а канцелярская крыса, не собака, а друг человека |
Аллегория | Иносказание, выражение абстрактного понятия при помощи конкретного образа | Лиса — хитрость, муравей — трудолюбие, слон — неуклюжесть, стрекоза — беззаботность |
Литота | То же, что и гипербола, только наоборот. Преуменьшение чего-либо с целью придания выразительности | Как кот наплакал, я свою копейку зарабатываю, тоненькая, как тростиночка |
Оксюморон | Сочетание несовместимого, контрастного, противоречивого | Громкая тишина, назад в будущее, горячий холод, любимый враг |
Ирония | Употребление слова в смысле полностью противоположном его значению с целью насмешки |
Заходите в мои хоромы (о маленькой квартире), это тебе обойдется в копеечку (большие деньги) |
Олицетворение | Перенесение свойств и качеств живых существ на неодушевленные предметы и понятия, которым они не присущи | Плачет дождь, шепчется листва, воет вьюга, напала грусть |
Антитеза | Троп, основанный на резком противопоставлении каких-либо образов или понятий | |
Эвфемизм | Нейтральное в эмоциональном и смысловом плане слово или сочетание слов, используемое вместо неприятных, грубых, неприличных выражений | Места не столь отдаленные (вместо тюрьма), у него своеобразный характер (вместо плохой, тяжелый) |
Из примеров становится понятно, что изобразительно-выразительные средства языка, а именно тропы, используются не только в художественных произведениях, но и в живой разговорной речи. Необязательно быть поэтом, чтобы иметь грамотную, сочную, выразительную речь. Достаточно иметь хороший словарный запас и умение выражать мысли нестандартно. Насыщайте свои лексические кладовые чтением качественной литературы, это крайне полезно.