Во сколько младенцы начинают видеть и слышать

Какие цвета ребенок начинает видеть первыми?

Зрение у грудничка формируется за счет развития светочувствительных рецепторов, расположенных в сетчатке. Благодаря их возможности преобразовывать световые волны в импульсы, картинка проецируется в головном мозге. Передача данных происходит посредством зрительного нерва. Примерно спустя три месяца от рождения этот процесс начинает активизироваться, видеть ребенок дальше будет все лучше. За восприятие цветов отличают рецепторы сетчатки, в которых содержатся такие пигменты, как хлоролаб, эритролаб и родопсин.

Научно это объясняется тем, что именно он обладает наибольшей спектральной волной (это значение колеблется в пределах 620-760 нанометров). Поэтому родителям советуют в первые месяцы после рождения грудничка покупать ему игрушки красного цвета. Желтый — второй цвет, который сумеет распознать малыш. Рекомендуется, чтобы в первые 6 месяцев жизни ребенок контактировал с вещами этих двух оттенков. Чтобы этапы зрительного развития происходили правильно, малышу достаточно 4-5 игрушек разного размера и формы. В таком случае он сможет сосредоточиться, начнет постепенно изучать текстуру. Не следует предлагать малышу сразу большое количество предметов разных оттенков. Разнообразить ассортимент можно спустя месяц, когда ребенок через осязание и зрительный контакт поймет, что все окружающие его предметы имеют разную форму и цвет.

К 6-месячному возрасту ребенок окончательно сможет различать теплые тона. Затем его зрение начнет расширяться — постепенно малыш увидит цветовую гамму зеленого спектра. Синие цвета и оттенки грудничок сможет воспринимать примерно к 8-9 месяцам. Таким образом, до года маленькие дети могут безошибочно определять четыре основных цвета — красный и желтый, зеленый и синий. В годовалом возрасте малыш сможет уже указывать на те предметы, которые ему называют (например, синий шар или красный квадрат). По мере того как грудничок будет преодолевать речевого развития этапы, он сможет понимать и другие оттенки (фиолетовый, малиновый, розовый и пр.).

Бинокулярное зрение новорожденных детей

Бинокулярность — свойство зрения, при котором изображение на обоих сетчатках соединяется в одну объемную картинку. Бинокулярное зрение также помогает определять форму предметов, расстояние до них или между ними. При его отсутствии по какой-либо причине у ребенка развиваются патологии: косоглазие, амблиопия, близорукость и другие.

На 4-5 месяце жизни развивается хватательный рефлекс, при этом направление движения определяется верно, а вот с оценкой расстояния до предмета еще существуют трудности. Также малыш не способен оценить объем в полной мере: он пытается схватить ручками солнечные блики или движущиеся тени.После полугода начинается освоение дальнего пространства. Осязательный рефлекс заменяет активное ползание, а после 10 месяцев — ходьба. При этом ребенок учится оценивать расстояния до объекта, к которому он движется, наступает понимание того, что с края кровати можно упасть.Бинокулярное зрение у новорожденных детей сразу после появления на свет еще отсутствует из-за несформированного полностью глазного аппарата. А вот в 6-8 недель он уже должен уметь фиксировать глаза на предмете, в 3-4 месяца это должно стать нормой

Родителям стоит обратить на это особое внимание

Как правильно учить с ребёнком цвета на русском языке в игровой форме: приемы

Удивительно, но некоторые способные малыши могут различать несколько цветов уже до года. Однако в этом заслуга не только хороших врожденных данных ребенка, но и настойчивости родителей, уделяющих достаточное количество внимания своим детям. Известно, что на познавательную активность ребенка так же влияет развитие его моторики (мелкой), поэтому и другие занятия не следует игнорировать.

Эффективные и игровые приемы:

  • Называем все правильно и четко. Это не то, чтобы игра – а привычка. При любых занятиях следует обязательно называть цвета предметом. Например: хочешь я налью тебе чай в СИНЮЮ чашечку или давай наденем вот эту КРАСНУЮ кофточку.
  • Сравнение. Называя один из цветов, вам обязательно следует сравнивать его с тем, что так хорошо уже знакомо малышу. Например, машинка голубая, как небо, а блинчик желтый, как солнышко.
  • Спрашивать «что тебе нравится». Привязывая к названиям цветов свои чувства (нравится или не нравится цвет), ребенок легче и быстрее запоминает их. Например: мне нравится розовый и не нравится черный.
  • Смена обстановки. Иногда образовательный процесс наскучивает ребенку только потому, что происходит одинаково и всегда в одном помещении. Смена обстановки поспособствует тому, чтобы малыш проявил интерес к урокам. Тем более, что заниматься можно не только, навязывая знания, но и «между прочим». Например, если вы в магазине, не поленитесь заехать в отдел овощей и фруктов, чтобы назвать все их цвета.
  • Развлечения. Если малышу трудно воспринимать простую речь родителей, вы можете заменить ее песенками и звучными стишками, которые воспринимаются намного легче и приятнее, легко запоминаются на долгое время.

Игровые формы обучения детей цветам

Методики обучения цветам

Перед началом учений убедитесь, что ребенок готов воспринимать новую информацию в данный момент. Предложите вашему чаду занимательное занятие по сортировке цветов. Ребенок будет им увлечен несколько часов, а вы в это время успеете съездить за покупками.

Для эффективного обучения будет достаточно двух или трех цветов. После того, как ваше дитя научится их четко отличать, можно добавлять по 1 новому цвету каждую неделю. По сценарию, ребенок должен складывать детали одного цвета в отдельную емкость. Нужно стараться, чтобы в одной коробке был только зеленый цвет, а в другой только красный и т. д.

Установите правило, что предметы можно брать для сортировки пинцетом или ложкой. Если дитя удачно справилось с сортировкой цветов, тогда уже и можно приступать к обучению.

Могут ли цвета влиять на детей?

Ученые полагают, что ребенок реагирует на окружающие его цвета по-разному. Например, есть оттенки, которые успокаивают, а также те, которые, наоборот, раздражают.

Схожими свойствами обладает зеленый цвет. Однако, несмотря на положительные характеристики этого оттенка, не рекомендовано окружать грудничка большим количеством зеленых объектов и предметов: умеренное их число принесет пользу, а избыток — может вогнать в тоску.Красный цвет способствует концентрации внимания. Поэтому ребенок хорошо реагирует на игрушки и вещи такого типа. Однако использовать красный при оформлении интерьера детской комнаты не рекомендуется, поскольку это может спровоцировать у ребенка раздражительность. Для этого лучше выбрать пастельный желтый или оранжевый цвет.

Как определить форму дальтонизма у ребенка?

Окулисты выделяют несколько разновидностей дальтонизма. Одна из форм заболевания — это дейтеранопия. Она заключается в том, что для ребенка затруднительно различать зеленый цвет и его оттенки. Характерным проявлением этого состояния является то, что маленькому ребенку сложно отделить друг от друга, например, кубики желтых и зеленых тонов. При дейтеранопии происходит слияние этих оттенков в одну цветовую палитру. Лечение патологии не имеет никаких особенностей. Терапия направлена на то, чтобы снять очевидные симптомы. В таких случаях окулисты назначают детям ношение специальных очков или контактных линз со световым фильтром.

Второй вид заболевания — протанопия. При этой патологии человек не способен различать красный цвет и его оттенки. Если она была выявлена в раннем возрасте, то окулисты говорят о наследственности, то есть нарушении Х-хромосомы. Врожденная форма протанопии неизлечима. Терапии поддается только приобретенная форма. Например, если у ребенка протанопия вызвана воздействием на сетчатку ультрафиолетовых лучей, то потребуется оградить малыша от этого фактора. В некоторых ситуациях окулисты рекомендуют использовать детям затемненные очки.

Последняя форма разновидностей дальтонизма — это тританопия. Люди, у которых имеется данная патология, неспособны правильно воспринимать цвета сине-фиолетового спектра. Такая форма заболевания у детей встречается реже, чем две предыдущие. Если у ребенка выявили тританопию, то предметы, окрашенные в синий и фиолетовый цвета, он видит как серые. Других нарушений зрения окулисты не обнаруживают. На глазном дне не происходит никаких изменений, а острота зрения остается прежней.

Рекомендации по знакомству с цветом

Для большей эффективности упражнений на изучение цвета следует соблюдать несколько правил.

Фигурки, с которыми работает малыш на первых порах, должны быть одинаковыми по форме и размеру, отличаться только цветом. Другие отличия могут путать ребенка.


Разговаривая с ребенком о цвете, следует правильно формулировать предложения.

Словосочетания наподобие «желтый шарик», «синяя бабочка» могут быть восприняты малышом как названия конкретных предметов: «желтыйшарик» и «синяябабочка».

Лучше сказать так: «Вот шарик. Он желтый». В таком случае слово «желтый» будет восприниматься как некий признак.

Можно также приводить примеры других предметов этого цвета: «Шарик желтый. А вот цыпленок. Он тоже желтый». Это поможет малышу быстрее определить тот признак, о котором идет речь.

Знакомство с новым материалом должно происходить постепенно. Для закрепления полученных знаний можно проводить дни, посвященные одному цвету. Начинать такой день можно с сортировки, отбирая игрушки или предметы нужной окраски. Подбирать подходящие оттенки в одежде, творчестве.

По возможности подбирать продукты и готовить блюда одного цвета. Во время прогулки можно искать его в окружающих предметах. Выбирать книги, в иллюстрациях которых он встречается. Можно отвести для этой игры определенный день недели и запланировать тематику «цветных дней» на несколько недель вперед. А чтобы малыш знал, какой день его ожидает, обводить дни в календаре соответствующим фломастером.

Правда ли, что у всех новорожденных глаза голубого цвета

Правда ли, что все дети рождаются с глазами голубого цвета? Какого цвета на самом деле глаза у новорожденных и как генетика влияет на внешность ребенка, читайте в материале.

Если вы впервые стали мамой, то, конечно, у вас намного меньше опыта, чем у мам с несколькими детьми. И это абсолютно естественно. А еще естественно то, что вы сталкивались с разными фактами о новорожденных, которые могут быть, а могут и не быть правдивыми.

Например, наверняка вы слышали, что все дети рождаются голубоглазыми. А как выглядит новорожденный на самом деле? Если только вы не медицинский сотрудник в родильном отделении, перед которым каждый день проходят сотни малышей, узнать истину довольно сложно, даже если вы регулярно читаете, как происходит развитие ребенка по месяцам. Что ж, давайте разбираться.

Что есть правда? Прежде всего, то, что не все детки рождаются с голубыми глазами. Афро-американцы, испанцы, азиаты с самого рождения имеют темные глаза, которые такими и остаются на протяжении всей жизни. Так происходит потому, что эти этнические группы от природы имеют пигмент в коже, глазах и волосах. Пигмент называется меланин, и преобладает он у более темнокожих представителей человеческой расы.

Читай также: Ученые обнаружили, что младенцы плачут на своем родном языке

Белокожие люди имеют меньше меланина, почему цвет их волос, кожи и глаз может меняться. Люди с голубыми глазами имеют наименьшее количество меланина в радужке, в то время как среднее количество пигмента приводит к зеленым или карим глазам. Те люди, у которых меланина больше всего, имеют темно-коричневые глаза, при чем оттенок может варьироваться.

Да, это правда, что белокожие дети чаще всего рождаются с голубыми или серыми глазами, которые со временем меняют свой цвет. Так происходит из-за того, что уровень пигмента увеличивается по сравнению с изначальным. Таким образом, цвет глаз у новорожденных далеко не всегда остается таким же по мере роста ребенка. Так что, если у вашего малыша сейчас светлые глаза, это вовсе не значит, что они такими и останутся, когда он немного подрастет — еще в младенчестве они могут стать зелеными, карими или темно-коричневыми.

Цвет глаз вашего партнера и других членов семьи поможет предположить, какой цвет глаз будет у вашего ребенка в будущем. Чтобы вам было легче, посмотрите на таблицу, где показана в процентном соотношении вероятность того или иного цвета глаз младенца в зависимости от цвета глаз родителей.

Так что теперь вы знаете все, что нужно, чтобы понять, какого цвета будут глаза у вашего ребенка, когда он подрастет.

Читай также: 29 вещей, которые смогут понять только новоиспеченные родители

Читай также: Физическое развитие ребенка в первые три месяца жизни

Читай также: На какие подвиги способен малыш в первые дни жизни

Причины для тревоги

Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:

  • у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
  • в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
  • на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи

Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.

Ссылки:

* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных

** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей

(1
оценок; рейтинг статьи 5.0)

Критерии перевода малыша в младшую группу детского сада

Как бы родители ни хотели, но для зачисления малыша в младшую группу есть несколько однозначных критериев. Вот они:

  • возраст не менее 2 лет и 10 месяцев;
  • самостоятельное пользование горшком (унитазом);
  • умение самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы;
  • умение самостоятельно обуваться, застёгивать липучки на ботинках;
  • хорошие коммуникационные навыки;
  • умение слушать взрослых;
  • усидчивость в течение нескольких минут.

Это среднестатистические требования. В каждом детском саду есть заведующая, которая в сложных случаях прибегает к помощи психолого-педагогической комиссии для решения вопроса о более раннем переводе крохи в детский сад.

Симптомы

Есть несколько методик, как определить дальтонизм у ребёнка ещё до тотальной проверки перед школой. Их могут использовать родители самостоятельно после того, как малышу исполнится 3 года. К этому времени цветовая гамма уже достаточно сформирована и патологию при желании можно заметить.

Если у вас появились какие-то подозрения насчёт того, не дальтоник ли растёт в вашей семье, устройте ему небольшие испытания. Результаты развеют или подтвердят ваши сомнения.

  1. Понаблюдайте, как ребёнок раскрашивает картинки. Признаки дальтонизма — если у него трава постоянно не зелёная, а коричневая (к примеру), небо — не синее, а зелёное. Это один из первых тревожных звоночков.
  2. Положите перед ним два одинаковых предмета (можно мячики), но разного цвета. Причём один должен быть серым или чёрным, а второй — ярким. При нормальном зрении дети тут же тянутся ко второму. При патологии они будут в замешательстве, могут задуматься и взять любой предмет наугад.
  3. Ещё один признак — постоянная путаница в цветах. Малыш их знает, уверенно называет, но на практике для него светло-розовый — это белый (к примеру).

Все эти признаки дальтонизма могут увидеть у детей внимательные родители, особенно если в роду по материнской линии такое заболевание присутствует. При первых же подозрениях на патологию нужно проконсультироваться у офтальмолога, который либо подтвердит, либо опровергнет диагноз.

Двенадцатый месяц

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

Читайте в статье, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>

  • Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
  • Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
  • Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку>>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Рекомендации по знакомству с цветом

Для большей эффективности упражнений на изучение цвета следует соблюдать несколько правил.

Фигурки, с которыми работает малыш на первых порах, должны быть одинаковыми по форме и размеру, отличаться только цветом. Другие отличия могут путать ребенка.

Разговаривая с ребенком о цвете, следует правильно формулировать предложения.

Словосочетания наподобие «желтый шарик», «синяя бабочка» могут быть восприняты малышом как названия конкретных предметов: «желтыйшарик» и «синяябабочка».

Лучше сказать так: «Вот шарик. Он желтый». В таком случае слово «желтый» будет восприниматься как некий признак.

Можно также приводить примеры других предметов этого цвета: «Шарик желтый. А вот цыпленок. Он тоже желтый». Это поможет малышу быстрее определить тот признак, о котором идет речь.

Знакомство с новым материалом должно происходить постепенно. Для закрепления полученных знаний можно проводить дни, посвященные одному цвету. Начинать такой день можно с сортировки, отбирая игрушки или предметы нужной окраски. Подбирать подходящие оттенки в одежде, творчестве.

По возможности подбирать продукты и готовить блюда одного цвета. Во время прогулки можно искать его в окружающих предметах. Выбирать книги, в иллюстрациях которых он встречается. Можно отвести для этой игры определенный день недели и запланировать тематику «цветных дней» на несколько недель вперед. А чтобы малыш знал, какой день его ожидает, обводить дни в календаре соответствующим фломастером.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Как научить малыша цветам и цифрам на английском?

Постигать цветовую азбуку на английском языке нужно увлекательно, предварительно заготовив подручный материал: цветные карточки, фигурки животных и людей. Хорошо, если под рукой окажется букет живых цветов, овощи или фрукты с огорода.

Как научить цветам на английском языке:

  • надо показать малышу томат или вишенку, декламируя стих: «Этим цветом мир согрет, называется он red»;
  • при демонстрации карточки с изображением дерева, проговорить: «На дерево это дружок, посмотри: какие листочки у дерева — green»;
  • или такой стишок: «Мы сегодня яблоко ели, какое оно — yellow»;
  • смотря с малышом на небо, можно произнести: «Смотреть на небо я люблю, ведь небо красивое — blue».

Такие простые стихи помогают ребёнку быстро запомнить названия цветов на английском языке. Параллельно с изучением цветов ребёнок осваивает счёт до десяти. Чтобы цифры не казались малышу скучными, рекомендуется применять специальные рифмовки. Самыми популярными считаются стихи «Матушки Гусыни». Это классика не только для русскоговорящей аудитории, но и для детишек – носителей английского языка.

Изучение цифр не обойдётся без песенок. Например, считать до 10 малыши любят, просматривая мультфильм-песню про индейцев (The Little Indians). Можно распечатать карточки с индейцами для каждого малыша и слушая песенку, закрывать ладонью нужного человечка. Отличное решение — превратить мультфильм в игру, сделав ребятишкам маски индейцев. Можно использовать пластиковые ободки, вставляя в них нужные картинки.

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Приобретенный дальтонизм

Приобретенные формы дальтонизма образуются при следующих состояниях и заболеваниях:

  • глаукома, вследствие которой образуется повышенное давление на сетчатку, из-за чего нарушается микроциркуляция, нервные окончания не получают достаточное питание через кровь;
  • катаракта, приводящая к помутнению хрусталика, что нарушает восприятие света, который переходит к сетчатке;
  • заболевание головного мозга, доброкачественная и злокачественная опухоль, гематома, невралгия, отек;
  • механические повреждения тканей глаз или структуры головного мозга, что приводит к нарушениям восприятия или проведения нервных импульсов.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие:

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие:

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector