Учим ребенка выговаривать сложные буквы р, л, ж, ш, с

Содержание:

Упражнения для постановки звука «Л» у детей

Упражнения имеют устоявшиеся названия, обучая ребенка выполнению каждого из них, следует стараться, чтобы ребенок его запомнил. Это превратит занятие в игру и избавит от ежедневных объяснений, чего именно хочется от малыша.

Чтобы звуки произносились правильно, необходимо добиться подвижности языка, поскольку именно он отвечает за произношение звуков в наибольшей степени. Упражнения позволяют растянуть уздечку – у большинства малышей с проблемами произношения она короткая и недостаточно эластичная. Кроме того, регулярные занятия тренируют мышцы губ, языка, учат ребенка правильно дышать.

Комплекс динамических упражнений позволяет получить четкое произношение.

«Индюшонок»

При помощи упражнения развивается двигательная активность передней области языка и отрабатывается его верхний подъем.

Упражнение делается с приоткрытым ртом. Кончиком языка необходимо дотрагиваться до верхней губы. Движения языком вперед-назад выполняются сначала медленно, а потом во все более быстром темпе.

«Лошадка»

Упражнение учит ребенка цокать, это укрепляет мышцы языка и помогает малышу правильно располагать его в момент произнесения звука «Л». Попросите малыша улыбнуться, показав зубки, и поцокать языком, упираясь им в нёбо.

После того, как ребенок научится выполнять это упражнение, попросите его повторить, но уже без звука.

«Пароходик»

Ребенок растягивает губы в улыбке, помещает кончик языка между зубами, слегка прикусывает его и произносит протяжный звук «Ы».

Упражнение «Чистим зубки»

Выполняется с приоткрытым ртом. Необходимо водить языком из стороны в сторону с внутренней стороны зубов, имитируя их чистку.

«Вкусное варенье»

Широким языком ребенок облизывает верхнюю губу.

Постановка звука [л]

В логопедии опираются на два основных способа постановки звука .

Попробуйте вместе произнести – весело, протяжно, нараспев и т. д. Далее попросите повторить за вами короткие слова со слогом -лы-: клыки, лыжи, лыко, улыбка, слышать и т. д. В один прекрасный момент малышу удастся поймать межзубное положение языка, и он произнесет слово правильно

Когда это случится, заострите его внимание на том, куда должен упираться кончик язычка.
Упражнение также выполняется совместно. Откройте рот так широко, чтобы были видны все зубы

Высуньте язык между зубами и произнесите . Параллельно слегка сомкните челюсть, прижав кончик языка. Должен получится слог –ла-. Когда ребенок начнет чисто произносить , предложите ему переместить язык в верное положение.

Способы постановки звуков Л и Ль

От какого звука можно поставить звук Л определяется индивидуально для каждого ребенка с учетом возможностей и умений. В логопедической практике выделяют такие методы:

  1. По подражанию. Выполняется сидя перед зеркалом. Малышу показывают правильное расположение речевых органов в отражении и просят повторить. После успешно выполненной задачи предлагают озвучить букву в таком положении.
  2. Постановка от буквы «Ы». Происходит в игровой форме имитируя пароход. Кроху просят широко улыбнуться. Язычок слегка прикусить и протяжно произнести звук «Ы». Он плавно перейдет в протяжное л-л-л. Такое упражнение можно пробовать выполнять с другими гласными звуками.
  3. Постановка от буквы «В». Занятие нацелено на торможение нижней губы. Проговаривая букву «В» малышу нужно не шевелить нижней губой. Если не получается взрослый придерживает губку пальцем. Для дошкольников читают специальные стихи или поют песенки с обилием в словах буквы «Л» и просят повторять.
  4. Постановка от звука «Ль». Мягкий звук произносится ребенком охотнее. Он не требует напряжения языка и получается быстрее. Чтобы получить твердую фонему малышу предлагают воспроизводить слоги (Ла, Ло, Лу). При этом просят кончиком языка доставать верхней губы.
  5. Механический способ. Выполняется с помощью специального инструмента или чистых пальцев. Проводить манипуляцию только под контролем логопеда или с его участием. Язычок просят приподнять за верхние резцы. Инструментом поддерживают его на нужном уровне во время произношения фонемы. Метод подходит пациентам с дизартрией.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Выше обозначенные способы можно выполнять по одному или включать в работу сразу несколько. Все секреты выполнения методик можно узнать на консультации у логопеда.

Что делать, если ребенок вместо [л] говорит [в]

Логопедические занятия на букву Л позволяют вырабатывать правильное звучание. Сложнее исправить случаи, где ребенок меняет на другой звук, например, на  или .

В таком случае при постановке правильного звука, взрослому нужно пальцами удерживать губы ребенка в улыбке. Так он постепенно сможет произнести нужное звучание.

Для выговаривания звука важна правильная артикуляционная поза

Поэтому особое внимание уделяют гимнастике. Дошкольник должен уметь растянуть губы и собрать их в кучку

Ребенка учат переключаться с улыбки на «трубочку» и обратно

Важная часть коррекции замены звука — дифференциация. Для этого каждому звуку лучше присвоить определенный символ. Например,  — самолет, а  — дерево, которое согнуто ветром. После дошкольнику предлагают разные задания, где он должен на слух различить звуки.

Можно называть ему слоговые дорожки: ВА-ВА-ЛА, ЛА-ЛА-ВА, ЛА-ВА-ЛА и т. п. Или взрослый специально называет неправильно слово и просит ребенка найти ошибку — «гампа» вместо «лампы», «выжи» вместо «лыжи» и т. п.

Выговаривание того или иного звука может быть искаженным. Поэтому если родители сомневаются в том, правильно ли их ребенок говорит — им нужно обратиться к логопеду. Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее от него получится избавиться.

Принципы работы

Если ребенок не выговаривает букву Л, необходимо регулярно работать над тем, чтобы он научился говорить правильно

Однако родителям важно придерживаться ряда правил

  • Работа перед зеркалом поможет малышу контролировать свою мимику.
  • Тренировки не должны утомлять и надоедать, 1-2 упражнения, повторяемых несколько раз, для одного дня будет достаточно.
  • Похвала – важная часть процесса, рождающая желание заниматься тщательно и оправдать ожидания родителей, поэтому надо вместе с ребенком радоваться его малейшему успеху.

Эти несложные правила помогут сделать занятия максимально продуктивными.

Правильная артикуляция звука «Л»

Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:

  • Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
  • Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
  • Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
  • Голосовые связки создают звучание голоса.

А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:

Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.

Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?

Почему не шипит буква «Ш»

Причины неправильного произношения могут быть следующими:

Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
«Сюсюканье» с ребенком

Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
Плохо развиты память, мышление и внимание.
Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).

Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.

Методические рекомендации для родителей

Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».

Советы по постановке звука

Научиться правильно произносить звук не так легко и поэтому ребенок нуждается в поддержке взрослых людей. Каждый день нужно уделять занятию около 20 минут.

Разминка для языка и губ

Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.

Она включает следующие упражнения:

  1. «Согреем ладошки».
    Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки.
  2. Непослушный язычок.
    Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются.
  3. Приклей конфетку.
    Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык.
  4. Качели.
    Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов.
  5. Лошадка.
    Поцокать, как лошадь.
  6. Блинчик.
    Расслабленный язык разместить на нижней губе.
  7. Кошечка.
    Ребенку нужно дотянуться языком до носа.
  8. Фокус.
    Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Упражнения постановки от звука С

Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.

Воздух должен выходить без лишних усилий, ребенку не следует напрягать мышцы лица, излишнюю мимику. Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно совершается для того, чтобы наглядно объяснить различия в принимаемом положении языка. Верхнее положение при звуке С дети часто путают с нижним звука Ш, из-за чего происходит смешение свистящих и шипящих.

Мимическая гимнастика

Во время мимической гимнастики осуществляется тренировка всего артикуляционного аппарата, принимающего непосредственное участие в произношении звуков.

Взрослый показывает картинки и говорит, что на них изображено, а ребенок играет мимикой:

  • «Вот лисенок. А это взрослый лось. Глянь, насколько он подрос» − малыш должен показать удивление;
  • «Коту дали молоко, он его лакает. А Полина в стороне мило улыбается» − ребенок должен показать, как кот пьет молоко, и улыбку девочки;
  • «Плакала малышка Маша, потеряла она кашу» − кроха показывает, как плачет девочка.

Мимическая гимнастика также включает в себя упражнения с маленьким шариком, в который продет шнур:

  • ловить шарик при помощи рта, не используя рук;
  • толкать шар языком;
  • выталкивать губами, прилагая определенные усилия;
  • произносить скороговорки с шариком во рту.

Еще одна разновидность мимических упражнений – с использованием ложки:

  • взять ложку небольшого размера в кулак, поместить в рот и толкать при помощи языка, стараться провернуть ее в разные стороны;
  • совершать легкие похлопывания ложкой по языку;
  • обвести ложкой овал губ, предварительно сложив их трубочкой.

Как научить ребенка разговаривать

Каждому родителю хочется, чтобы их чадо как можно скорее начало говорить. Но все дети разные, и сам процесс говорения у них начинается по-разному. Поэтому они задумываются о том, как научить ребенка говорить и помочь ему справиться со сложностями выговаривания звуков и слогов.

Стадии

Чтобы правильно подготовить малыша к взрослой жизни и научить его выражать словесно свои мысли необходимо многое узнать.

Процесс освоения речевых знаков проходит в несколько стадий:

  1. Первые звуки кроха начинает издавать в возрасте 2-3 месяцев, может даже различать голоса. Остальное для него – как приятная мелодия.
  2. В 7-9 месяцев малыш старается произнести короткие слова, состоящих из слогов – «па-па», «ма-ма», «дай-дай», подключаются эмоции.
  3. В годовалом возрасте у маленького говоруна появляется осмысленная речь, его словарный запас составляет несколько несложных слов.
  4. После года пополняется словарный запас до 50-70 слов.
  5. В 2 года малыш пользуется более развернутыми фразами, использует 120-300 слов.
  6. На третьем году жизни происходит увеличение словарного запаса (до 800 слов). Здесь необходимо помочь развить артикуляцию (в этот период он склонен сложные звуки заменять на простые «шарик- саик»).

Как научить ребенка разговаривать, какие существуют эффективные упражнения и методики для развития речи карапуза? Многие и другие вопросы очень интересуют родителей, поэтому к этой теме необходимо подойти серьезно и с ответственностью.

Методики

Родителям важно знать, как научить ребенка разговаривать, используя эффективные методики для того, чтобы процесс обучения был интересным и не утомлял карапуза. Для того, чтобы развивать логическое мышление и воображение, нужно использовать игры для всестороннего развития

Усвоение новых знаний происходит лучше всего во время игр, с применением фигур разной геометрической формы, головоломок, оригами

Для того, чтобы развивать логическое мышление и воображение, нужно использовать игры для всестороннего развития. Усвоение новых знаний происходит лучше всего во время игр, с применением фигур разной геометрической формы, головоломок, оригами.

Когда ребенок начинает говорить — это значительно облегчает жизнь молодым родителям

Развить интеллектуальные способности поможет мелкая моторика рук с использованием гимнастики пальцев. Применяя эту систему развития, у чада формируется связь – мышление с действием.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Разговорная речь активно развивается у детей, начиная с двухлетнего возраста. Родители часто задаются вопросом, как научить ребенка говорить?

Существует несколько методик, как научить ребенка разговаривать в 2 года:

  • Говорить с чадом много и везде.
  • Знакомить ребенка с окружающими звуками.
  • Давать малышу играть с мелкими предметами: бобами, фасолью, бусинами, песком.
  • Чтение сказок, рассказов, стихов, совместное пение песен.
  • Побуждать ребенка назвать предмет, который он просит и мычит, но не называет.
  • Поощрять общение крохи с другими детьми.

Мелкие детали очень важны, даже если вам кажется это не так. Книги, яркие картинки и громкие звуки, а также многое другое формируют художественные вкусы. Если малыш научится выражать эмоции в творчестве, то словесно для него не будет проблемой.

С навыком речи ребенок переходит на новый уровень развития

Автоматизация звука [л]

Если результаты есть, то нужно постепенно закреплять звук в слогах. Можно начать с закрепления мягкого :

Ля-ле-лю-ли ( лямка, Коля, Валя; лес, Леша, Лена; Люба, люди, Люся; листья, ливень, лиса, лимон).

Постепенно усложняем:

Летнее солнышко любит Люба; лев сильнее всех; поле зеленеет.

Когда начнет получаться в прямых слогах, можно будет переходить к обратным и сочетанию с другими согласными:

  • аль-юль-оль-ель-ыль-яль (небыль, пыль, быль, соль);
  • фле-флю-фля-фли (флейта, флюгер, фляга, флис) и другие звукосочетания.

Можно активно использовать чистоговорки:

Толь-толь-толь – мы просыпали соль.

Уль-уль-уль – моль съела тюль.

Ыль-ыль-ыль – на дорогах пыль.

Твердый придется отрабатывать намного дольше. Начинаем снова с прямых слогов:

ло-лу-ла-лы-лэ (лодка, лошадь, ловкий; ладони, ластик, лава; луна, Лунтик, луч; лысый, лыко, полы).

Ло-ло-ло: едет лошадь далеко.

Лы-лы-лы: Лола вымыла полы.

Ла-ла-ла: наша Леночка мала.

Лу-лу-лу: любят дети пахлаву.

Далее переходим к обратным слогам:

Ал-ол-ул-ыл-эл (мал, спал, стул, стол, кол и т. д.)

Переходим к чистоговоркам:

Ал-лл-ал: Коля еще мал.

Ол-ол-ол: сели мы за стол.

Ул-ул-ул: ветер сильно дул.

Ыл-ыл-ыл: суп уже остыл.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы улучшить речевой слух ребенка, логопеды применяют специальные упражнения, представленные в виде игр:

  • «Говори громче и тише» − в зависимости от размера показываемой игрушки, нужно говорить громко или тихо;
  • «Найди ошибку» − ребенку показывают картинку, называя ее нарочно с ошибками, если малыш заметил ее, то должен хлопнуть в ладоши;
  • «Угадай, чей голос!» − взрослый инсценирует голоса зверей, а ребенок должен угадать, кому какой принадлежит;
  • «Выбирай одно слово!» − логопед показывает картинку и перечисляет слова, ребенок должен выбрать то, которое соответствует изображению.

Для поэтапной постановки звука «л» требуются регулярные тренировки с упражнениями разной сложности, проведение музыкальных занятий.

Правила проведения упражнений

Для  того чтобы ваши занятия соответствовали методическим и врачебным требованиям, необходимо соблюдать несколько правил.

  • Занятия проводятся ежедневно для успешного перехода полученного умения в навык.
  • Нельзя выполнять более 5 упражнений за занятие.
  • При подборе заданий нужно руководствоваться принципом «от простого к сложному».
  • Занятия проводят в форме игры.
  • Из 5 упражнений лишь одно должно быть новым для малыша. 4 остальных ему знакомы по предыдущим занятиям.
  • Занятие проводится только в сидячем положении.
  • Ребенок хорошо видит и свое лицо, и лицо взрослого, чтобы контролировать правильность выполнения задания. Лучше расположиться рядом с большим зеркалом.
  • Взрослый должен контролировать правильность выполнения упражнения.
  • Занятие проводится в непринужденной обстановке с позитивным настроем малыша.
  • Выделять и хвалить любые успехи малыша.

Подготовка к упражнениям на постановку «л»

Улучшение подвижности мышц языка и губ – первый шаг при восстановлении речевого развития. Подготовка к упражнениям на постановку «л» заключается в следующем:

  • облизывание поверхностью языка верхней губы, проводя им сверху вниз и удерживая нижнюю губу неподвижно;
  • выполняются движения, аналогичные предыдущему упражнению, но в ускоренном темпе и с произношением «бл»;
  • пощелкать языком по верхнему небу около зубов, нижние резцы остаются неподвижными, рот немного приоткрыт;
  • широко улыбнуться с приоткрытым ртом, считать во время тренировки: раз – кончик языка уперся в верхние зубы, два – в нижние (поочередно);
  • язык упирается в небо до натяжения уздечки.

Данные упражнения помогают при любых видах неправильного произношения «л». Выполнять их необходимо как минимум две недели. По рекомендациям логопеда длительность тренировки можно увеличить до месяца.

Подготовка к упражнениям

Прежде чем начать тренировку, ребенку показывают, как должен правильно звучать Л. Произносят несколько слов с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен увидеть, как располагаются губы и язык. Называют несколько слов, где есть эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она стоит.

Ошибки, которые делает ребенок.

Затем ребенку предлагают выполнить подготовительные упражнения:

  1. «Гамак».
    Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Выгнуть язык, чтобы он стал похож на гамак, и некоторое время удержать в таком состоянии. Можно выполнять на счет.
  2. «Вкуснятина».
    Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна двигаться.
  3. «Индюк».
    Упражнение похоже на предыдущее, но несколько сложнее. Его выполняют с большей скоростью. Можно добавить произношение сочетаний «бл-бл-бл».
  4. «Лошадка».
    Язык делают широким, поднимают и щелкают им по небу. Рот немного приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Такое упражнение полезно делать, когда ребенку трудно удерживать язык на весу и упираться кончиком в верхние зубы.
  5. «Качели».
    Рот приоткрывается, нужно широко улыбнуться. Кончик языка должен быть твердым. Дальше упражнение делается по счету. На «раз» язык поднимается, кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счет «два» кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяют несколько раз.
  6. «Грибок».
    Спинку языка прижимают к твердому небу, она становится похожей на шляпку гриба. Зафиксировать в таком положении и удержать 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.

Этот комплекс выполняется не меньше 2 недель до начала постановки звука.

Другие статьи по теме:

Как правильно ставить ударения в сложных словах?
как научить ребенка разговаривать
упражнения для речи
Как научить ребенка говорить звук «Р»?
Как научить ребенка пересказывать текст?
Как составить рассказ по картинке?
пальчиковый массаж
Как играть с логопедической куклой
Большакова. Алалия
Интервью с логопедом Мариной Решетко
Рекомендации для родителей детей с задержкой речевого развития; признаки нарушений речевого развития
Нормы психомоторного и доречевого развития ребенка
Интервью с логопедом Оксаной Виноградной, автором логопедических пособий для неговорящих детей
Автоматизация звука «С» в слогах и словах

Что такое ламбдацизм и его разновидности

Ламбдацизмом принято называть неправильное произношение звука Л или же его полное выпадение в речи.

Различают несколько видов этого нарушения:

  1. Носовой — поток воздуха при выдохе идет через нос. Причина такого произношения в том, что мягкое небо соприкасается с корнем языка. Вместо «лампа» получается «нгампа».
  2. Двугубный — при произношении напрягаются губные мышцы, вместо нужного звука ребенок произносит «у» — «уапата» вместо слова «лопата».
  3. Межзубный — кончик язычка выпадает между зубами.
  4. Нижний — язык ложится на нижние зубы. Эту разновидность труднее всего корректировать.
  5. Фрикативный — вместо нужного звука получается смягченный («украинский») Г.

Замена звука Л на другие называется параламбдацизмом.

Наиболее частые разновидности замены:

  • В — «вук» вместо «лук»;
  • Д — «дожка» вместо ложка;
  • Й — «йампа» вместо «лампа»;
  • мягкий Л — «плет» вместо «плот».

У части детей наблюдается полное выпадение звука Л. Вместо слова «лиса» произносится «иса».

Развиваем речь

Родителей в речи их ребенка в основном пугает неправильное произношения звука «р», являющегося самым сложным. Однако начинать паниковать раньше, чем ребенку стукнет 5-6 лет, не стоит, потому что выговаривать данный звук дети могут научиться именно к указанному возрасту.

Вот несколько причин, почему дети не могут правильно произносить звук “р”:

  • Короткая подъязычная уздечка.
  • Звук не автоматизирован.
  • Ребенок подражает тем, кто неправильно выговаривает звук.
  • Фонетический слух недоразвит.
  • Малыш заменяет этот звук на другой.
  • Расстройство речи, которое связано с поражением коры головного мозга. В данном случае нужен комплексный подход не одного специалиста.

Как научиться выговаривать букву Р

Важным условием постановки звука является систематичность. С ребенком необходимо заниматься по 15-20 минут ежедневно. И это не только занятия с логопедом.

В домашних условиях родителям следует использовать упражнения, которые помогут выработать необходимые движения языка. Гимнастику нужно проводить каждый день, однако следите, дабы ребенок не уставал. Идите от более простых упражнения к сложным, сначала выполняйте их медленно, и постепенно увеличивайте количество повторений.

Все упражнения лучше делать перед зеркалом, пока малыш не научиться делать их уверенно. Также советуем делать их вместе с ребенком, чтобы он вам подражал.

Индюк

Приоткройте рот и широким кончиком языка попытайтесь быстро двигать вперед-назад по верхней губе, при этом произносите звук, который близок к “бл-бл-бл”. Данный звук необходимо тянуть 5-7 секунд, предварительно сделав глубокий вдох.

Грибок

Откройте рот и покажите зубы. Цокнув языком, присосите к небу плоский язык и в таком положении удерживайте 5-10 секунд. “Ножка гриба” – это уздечка языка, а “шляпка” – сам язык. Повторяйте упражнение 2-3 раза.

Лошадка

Приоткройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Начните языком медленно цокать, затем быстрее, быстрее и опять медленно. Это делать нужно с небольшими паузами. При этом старайтесь не двигать нижней челюстью.

Маляр

Широко откройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Кончиком языка двигайте по небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку), будто “красите потолок”. Язык не должен выскакивать за зубы, а также двигать вправо-влево или открываться от “потолка”. Также и нижняя челюсть не должна двигаться. Повторяйте данное упражнение по 5-6 раз в каждую сторону.

Вкусное варенье

Плоским широким кончиком языка оближите верхнюю губу сверху вниз. При этом нужно, чтобы были видны нижние зубы (нижнюю губу оттяните вниз, зубы не должны прикусывать язык). Повторяйте 3-5 раз.

Скороговорки для объединения звуков Л и Р

Лара и Валя играют на рояле. Пал град на пять гряд. Король – орел, орел – король. Враль клал в ларь. Малина – не Марина. Марина малину перебирала, а Арина грибы мариновала.

Скороговорки для постановки звуков Рь и Р

Добры бобры идут а боры. У редьки и репки корень крепкий. Три вороны на воротах. Бобр добр до бобрят. Пекарь Петр пек пирог. Три вороны – на воротах. Три сороки – на пороге.

Правильная артикуляция «л»

При произношении любого звука работают те или иные органы. Совокупность их действий, нужных для того, чтобы речевой аппарат издал определенный звук, и называется артикуляцией. Какие же органы участвуют в правильном произношении звука «л»? Это и губы, и зубы, и язык. Задействованы все важные артикуляционные инструменты. При верном произношении «л» происходит следующее:

  1. Губы занимают то положение, которое продиктовано последующими согласными и гласными
  2. Кончик языка упирается в верхние резцы или их десны
  3. Края нёба, губ и всей ротовой полости не соединяются с верхними резцами, поэтому сбоку получаются проходы для выдыхаемого воздуха
  4. корень языка при произношении твердого «Л» поднимается
  5. мягкое нёбо тоже поднято, им закрыт проход в носовую полость
  6. голосовые связки должны быть сомкнуты, ощущается их вибрация

Что делать, если ребенку 4 года и он не разговаривает

При соблюдении всех этих условий получается верное произношение твердого звука «л». Для мягкого же существует ряд условий:

  • Поднят не корень языка, а переднесредняя часть его спинки
  • Происходит смыкание не только кончика языка с деснами, но и бОльшей части спинки языка с альвеолами
  • Зачастую мягкое «л» получается, если опущен кончик языка, а передняя часть спинки смыкается с альвеолами

2019 год

Цель: постановка звука

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Расширение и активизация словаря  

Коррекционно-развивающие:

— активизация мышц речевого аппарата, формирование артикуляционных укладов;

— развитие фонетического слуха, выделение звука из звуковых, слоговых потоков и слов;

— обучение произнесению звука в изолированном виде и слогах.

Коррекционно — воспитательные:

— воспитывать интерес к совместной деятельности, развивать внимание и сосредоточенность. Оборудование: зеркало, рисунок летящего самолетика, картинки к артикуляционной гимнастике

Оборудование: зеркало, рисунок летящего самолетика, картинки к артикуляционной гимнастике.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

— Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

  1. Артикуляционная гимнастика,  подготовка к постановке звука ,

— Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево, не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?

Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” — сказал Язычок. Упражнение “Месим тесто”.

Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик”

Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор”

Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”. Весело качаться с Язычком на качелях!

Вдруг Язычок   увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк”. Испугался Язычок и убежал домой.

Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”.

Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно, и он отправился на полянку.

Затем взял свою любимую игрушку самолетик стал с ней играть.

  1. Развитие плавного длительного выдоха

— А сейчас мы превратимся в самолетики. Мы отправляемся в путь. Заводим моторы. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ф-ф-ф, щеки не раздувать.    

  1. Постановка звука

А теперь мы начнём учить с тобой звук . Но сначала попробуй погудеть, как самолёт.

— Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук . Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.

Динамическая пауза. Координация речи с движениями.

Мы садимся в самолет, (приседаем)

Отправляемся в полёт! (встаем, руки в стороны)

Мы летим над облаками.  (руки в стороны, кружимся)

Машем папе, машем папе. (по очереди правой и левой рукой)

Видим, как течет река, (показываем руками волны)

Видим, в лодке рыбака. («Забрасываем» удочку)

Осторожнее: гора! (наклоны влево, вправо)

Приземляться нам пора! (приседаем)

  1. Развитие мелкой моторики

Упражнение «Летим на самолёте». Поймай кончик языка зубками, держи его крепко-крепко и произноси долго звук . Проведи пальчиком по следу, который оставил самолёт между облаками, и гуди. Услышишь звук .

(пальчиком проводит по «следу» самолета из мелкой наждачной бумаги)

Упражнение «Подружи звуки». Покажи путь к самолету. Проведи пальчиком по дорожке слева направо. Какие слоги получились? Повтори каждый слог несколько раз. Раскрась самолеты.

Л______________________________________а

Л______________________________________о

Л_______________________________________у

Л_______________________________________э

Л________________________________________ы

  1. Развитие фонетического слуха.

Давай поиграем в игру: «Лови звук». Если услышишь звук – хлопни в ладоши.

— Послушай звуки: и, м, л, к, н, л, з, л.

— Послушай слоги: ту, то, фы, ла, па, ха, ло, ду.

— Послушай внимательно слова: кофта, пароход, ЛАК, мешок, ЛАСТОЧКА, ЛОДКА.

Дома научи маму и папу упражнениям, которые мы сегодня сделали. Давай еще раз споём песенку «Самолетика» (повтор упражнений).

  1. Итог занятия

— Наша сказка подошла к концу.

— Она тебе понравилась?

— Что тебе запомнилось?

— Какой звук ты сегодня учился произносить?

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука ».

Игра «Сочиняем на ходу»

После коротеньких разминочных загадок можно перейти к более сложному заданию — текстам, которые ребенку тоже необходимо прочесть вслух или же повторить со взрослым. Желательное условие для данного упражнения — паузы.

Следует научить ребенка говорить с выражением и не спеша

В заданиях подобного рода это важно, потому что слоги имеют похожую структуру и переплетаются, при этом слова имеют разный смысл. Скороговорка здесь не получится

Не торопите детей. Пусть он читает без спешки, сосредоточившись на смысле текста. Только поняв суть сказки, ребенок поймет, с какой интонацией правильно читать текст, а вы сможете научить его говорить правильно и без запинки. В ниже приведенных текстах отрабатывается как твердый «Л», так и мягкий звук «ЛЬ».

Сказочка про куклу Милу

Купила мама маленькой Людмиле куклу. Кукла Люде очень полюбилась. Людмила назвала куклу Милой. Кукла была мила. Целые дни Люда была с Милой. Она шила ей костюмы и платья, расчесывала пышные белые волосы. Люда укладывала Милу спать и баюкала. Девочка берегла куклу. Но как-то Людмила уложила Милу спать. Пока девочка обедала, куклу унесла собака Лайка. Она потрепала куклу. Поплакала-поплакала Люда, но куколку любимую не оставила. Тогда мама решила купить дочурке такую же куклу. Пока дочка спала, мама подложила новую вместо старой куклы. Людмила даже не догадалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector