Тема: «звук «н» и буква «н». твердые и мягкие согласные звуки»
Содержание:
- Как правильно написать имя существительное
- Развивающие задания
- Ход занятия
- Ход занятия:
- Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе, тема: «Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов»
- Ход занятия.
- Как выбрать Н и НН в словах, образованных от глаголов
- Сказки и шарады с буквой Н
- Стихи про букву Н для детей
- Список имен на букву Н
- Как правильно написать имена прилагательные
- Ход занятия.
Как правильно написать имя существительное
Чтобы не запутаться, выбирая правило, надо разобраться, от какого слова и как образовано разбираемое слово.
Имя существительное с НН
- Если образовано от существительного, корень которого заканчивается буквой Н, с помощью суффиксов, начинающихся на Н (-ник-, -ниц-), то пишем удвоенную согласную: дружиНа – дружиН-НИК, придаН-ое – беспридаН-НИЦ-а.
- Если образовано от прилагательного или причастия, в которых уже было НН: коНН-ый – коНН-иц-а, плеНН-ый – плеНН-ик, послаНН-ый – послаНН-ик.
Имя существительное с Н
Слова, образованные с помощью суффиксов –ИК-, -ИЦ-, ОСТ- от прилагательных (отыменных или отглагольных), имеющих в составе одну Н:
ветреН-ый – ветреН-ОСТь, ветреН-ИК, ветреН-ИЦа; дровяН-ой – дровяН-ИК, маслеН-ый – маслеН-ИЦа, смышлеН-ый – смышлеН-ОСТь, гостиН-ый – гостиН-ИЦа.
Развивающие задания
- Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Н».
- Раскрасить большую и маленькую буквы ”Н” в синий цвет. Написать маленькую букву “н” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “н”. Обсудить, кто изображён на картинках?
- На какую букву начинаются все эти слова?
- Раскрасить картинки, узнать, кто на ней изображен, вставить букву “Н” в слове ”Незнайка”. Учимся писать букву “Н”- нужно обвести буквы и разноцветными карандашами, а потом найти носкам пары и соединить их линиями между собой.
- На какую букву начинается слово ”носок”.
- Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “Н” — обводим пунктирные линии.
- Ищем пять букв «Н» там, где представлены картинки, и раскрашиваем их в синий цвет. (Игра в буквы на внимательность).
- Помочь Нюше из мультфильма “Смешарики” собрать все буквы ”Н,” обвести аккуратно пунктирные линии, вставить букву “Н” в слове ”Нюша”.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.
Педагог приветствует детей.
Педагог: Сядет тот, кто назовет глазные звуки. Затем согласные.
Дети отвечают.
Педагог: Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова: слон, сон, клоун.
Варианты детей.
Педагог: Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н.
2. Звук . Артикуляция звука. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.
Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.
Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.
Ребенок. Н-н-н!
Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н», губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук?
Дети. Согласный
Педагог Как вы догадались, что это согласный звук?
Дети: Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.
Педагог: А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?
Дети: Синим кружочком
3. Игра «Поймай звук» Развитие фонематического слуха. Выделение звука из ряда гласных звуков, слогов
Педагог: Вам нужно поймать звук . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.
4. Игра «Определи место звука в слове»
Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука .
Нос в веснушках у Наташки.
Наша Ната – первоклашка.
Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.
П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука .
Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове.
Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук в каждом из этих слов.
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук , и определение места звука в слове: нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.
Педагог: молодцы, вы хорошо справились с заданием.
5. Знакомство с буквой Н. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н.
Педагог Ножка, ножка
Поперёк наложили поясок.
Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.
Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н?
Дети: Три
Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н, а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н. Попробуйте выполнить также.
Педагог убирает контейнеры.
П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске. Одна большая, а другая маленькая.
6. Упражнение «Найди картинки». Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.
Педагог вывешивает картинку.,
П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н.
Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.
П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.
Д е т и. Нарциссы.
П е д а г о г С какого звука начинается это слово?
Д е т и. Со звука .
7. Упражнение «Давайте почитаем». Формирование навыка чтения.
П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.
Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.
8. Физкультурная пауза.
9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.
Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?
Д е т и. Это буква Н.
П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?
Д е т и. Синим.
Педагог Почему?
Д е т и. Это согласная буква.
П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом, а маленькую букву сначала обведите, а потом раскрасьте.
Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.
П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?
Д е т и. Мы видим нитки.
11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?
Д е т и. Со звука .
11. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?
Дет и. С буквой Н.
Пе д а г о г Какая это буква?
Дети Соласная.
Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н?
Д с т и. Три палочки.
Пе д а г о г Какие слова на звук вы запомнили?
Дети
Пе д а г о г Что мы делали на занятии?
Ход занятия:
Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошёл со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, то на высокой берёзе увидела ворону. У неё в клюве был какой-то мешочек. И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам. Я подняла его и посмотрела. Что в нём. И вот, что я увидела. (Воспитатель достаёт записку с каракулями). Видите, ребята, какая-то бумажка с маленькими буквами. И одной большой, написанной внизу. А вы узнали эту букву?
Ребята, посмотрите, буква М приготовила нам сюрприз. Здесь стихотворение и задание. Слушайте внимательно. Я буду читать его. А вы если услышите твёрдый согласный (м) покажите синюю карточку, а если мягкий (мь) то покажите зелёную карточку.
На полу скребётся мышка. Убежала в норку мышка.
Спит в берлоге бурый мишка. Спать залёг в берлогу мишка.
Этот мишка очень мил, мальчик мал, но очень мил,
Только лапы он не мыл. Он водичкой руки мыл.
Молодцы ребята. Все справились с заданием.
А сегодня мы идём в гости к новому звуку (Н). И поиграем в игру «Кто внимательный». Вам нужно запомнить слова со звуками (н-нь), которые встретятся вам в сказке. Садитесь поудобнее, спины прямые. ноги на полу.
На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он — Буратино. Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился. — Надоело мне этот Буратиний нос делать,- бурчит Никита. — Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом. Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал — ничего не получается! Надулся Никита. — Наклею его лучше прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился. — Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.
(Новый, нарядиться, Никита, нос, намазать, Буратино, нарезал, ножницами, носище, надоело, буратиний, нитками, носорогом, наматывать, надулся, намазал, надоел, невидимка.)
Звуки (Н-Нь) рады, что вы назвали так много слов, в которых они живут. Они просят, чтобы я вам рассказала, как правильно их произносить
Губы разомкнуты, зубы на небольшом расстоянии, голосовые связки вибрируют. Воздушная струя направлена на кончик языка, она встречает во рту преграду. При произнесении твёрдого звука (н) язык находится за верхними зубами, а при произнесении мягкого звука (нь) за нижними зубами.
Звуки (н-нь) согласные, бывают твёрдыми и мягкими.
У звуков н-нь сегодня новоселье. Они построили дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Это животные. В названиях которых есть звук (н). Давайте новосёлам поможем вселиться в дом.
У меня на столе картинки. Вам нужно заселить этих животных в дом, сопровождая свои действия словами. «телёнок будет жить на первом этаже в квартире слева.» и т. д.
Давайте ребята выберем подарки для наших новосёлов. Но раз мы в гостях у звуков (Н-НЬ, то подарки наши должны быть с этими звуками. Выбирайте, пожалуйста. (выставляются картинки с изображением предметов со звуками н-нь и без них: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок. Выбрав подарок вы должны рассказать, что кому подарите. Я подарю диван бельчонку, который живёт на втором этаже справа. и т. д.
Звуки (н-нь) хотят с вами поиграть в игру «твёрдый- мягкий». Если услышите в слове твёрдый согласный (н, поднимите синюю карточку, а если мягкий то зелёную. (сон, линь, сосна, снег, встань, лень, Наташа, Нина. Никита).
У звуков Н-НЬ есть буква Нн. Познакомьтесь. Она живёт на четвёртом этаже в квартире № 1.
Из каких элементов состоит буква Н? (из двух длинных и одной короткой палочки).
А теперь я предлагаю вам выложить букву Н из ниточек на карточке из бархатной бумаги.
Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе, тема: «Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов»
Автор ННОД: учитель-логопед I кв. категории Шестакова Оксана Ивановна.
Задачи:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Способствовать развитию фонематического слуха.
Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат.
Учить определять место звука в слове и обозначать его на схеме, используя условное обозначение.
Продолжать учить детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Учить интонационно выделять звук в слове.
Познакомить с печатным написанием буквы «Н».
Учить писать слова «ЛУНА», «МЫЛО» с помощью условных обозначений и букв.
Учить проводить фонематический разбор этих слов.
Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
Изображение Незнайки, рабочие тетради, карандаши цветные, ручки, предметные картинки, карточки-схемы места звука в слове; символы гласных и согласных звуков, кубики, зеркала, магнитные буквы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Посмотрите на меня,повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде на занятиях, в игре
Верно, чётко говорим никуда мы не спешим.
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Немое кино» мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки — догадайтесь сами (логопед беззвучно артикулирует пройденные гласные звуки)- дети их озвучивают: а, у, о, и, ы.
Логопед: Ребята, какие это звуки?
Вспомните, какой согласный звук мы изучили на прошлом занятии? (м, мь)
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
2. Знакомство со звуками «Н», «Нь». Характеристика звука.
Ребята отгадайте загадки (с опорой на картинки):
Очень много силы в нем, Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос, Будто нос тыщу рос (слон)
Ребята отгадайте 2-ю загадку:
Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру. Кто это? (конь)
Логопед: А какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но- но -но)
Логопед: Можно пропеть звук Н? Что участвует в произнесении звука Н? (язык, зубы, губы (работа с зеркалами)
В слове слон, последний звук Н согласный, твёрдый. А в слове конь — какой последний звук? (Нь). Значит, звук Н бывает твёрдым и мягким Нь.
3. Игра «Какой звук?». Определить твердость и мягкость звуков «Н», «Нь»в словах: нора, норка, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин, кабан, олень, коньки (Поднимите фишки синего цвета, когда услышите твердый звук в слове, зеленый-мягкий)
4. Звуковой анализ слова кони. Составление схемы слова.
Дети составляют схему на столах, логопед на доске.
5. Знакомство с буквой Н. Показ и рассматривание буквы.
Логопед: На что похожа буква Н? Выкладывание буквы из палочек, спичек, мазаики (на выбор)
5. Чтение слогов.
НА, НО, НУ, НИ, НЫ
АН, ОН, УН, ИН, ЫН
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «Запретное движение»
6. Работа в тетрадях С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» стр. 24
Задание №4 «Заполни клетки по образцу».
Пальчиковая игра «Карандаш»
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
№5 «Прочитай и напечатай слово до конца строки по образцу».
7. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа «Нос».
Логопед: Послушайте интересную информацию о разных носах.
У Буратино, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А у животных нос это важный орган, он спасает им жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу. Дятлы, например своим носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц и у рыбы-меч есть страшное оружие — свой нос, им она протыкает свою добычу. Свинья своим носом-пятачком выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы — трюфели.
Логопед: Ребята, подскажите, какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (это слон).
Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.
А в наших лесах живёт птичка – клёст. Эта птичка своим носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них семена.
В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв — это измеритель температуры песка, в песок они закапывают яйца, чтобы вылупились птенцы. Песок должен быть определенной температуры.
У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды, какой как вы думаете? (муравьев).
8. Итог занятия.
Подготовила учитель-логопед Семенова Маргарита Васильевна
Как выбрать Н и НН в словах, образованных от глаголов
Чтобы разобраться с количеством Н в отглагольных словах (к ним относятся прилагательные и причастия), первым делом надо уточнить, в полной форме употреблено слово или в краткой.
Слова в полной форме с НН
Выбор двойной согласной для правильного написания отглагольных прилагательных и страдательных причастий определяется следующими условиями:
Для образования разбираемого слова был использован глагол на –евать или –овать: рискОВАТЬ – рисковаННый, корчЕВАТЬ – корчеваННый. Исключения: кованый, жеваный
Для образования разбираемого слова был использован глагол совершенного вида: бросить – брошеННый, уличить – уличенный, решить – решенный, обещать – обещанный
ВАЖНО помнить слова, исключенные из этого правила только в определенном контексте (т.е. только в указанных сочетаниях): Прощеное воскресенье, конченый человек, посаженый отец (мать), названый брат (сестра).
Требуют двойной согласной любые отглагольные прилагательные и причастия, если в контексте к ним относятся зависимые слова. Например:
мощеНая мостовая (от гл. мостить – несовершенный вид, поэтому с одной Н) – мощеННая красным булыжником мостовая (чем? булыжником – зависимое слово, поэтому НН);
стрижеНая лужайка (стричь – несовершенный вид – одна Н) – коротко стрижеННая лужайка (как? Коротко – есть зависимое слово – НН) Слова, не подчиняющиеся правилу, стоит запомнить отдельно: неслыханный, невиданный, негаданный, нежданный, нечаянный и образованные от них наречия (нежданно-негаданно, нечаянно).
Сказки и шарады с буквой Н
Для закрепления материала подходит сказка Ириса Ревю:
«Жила-была буква Н. Настойчивая, настырная, напористая. Ах! Как она любила говорить своим подружкам-буквам слово «нет»! На все у нее был готов ответ. Нарисовать нарциссы? Нет! Нарядиться? Нет! Нарвать нектаринов? Снова нет! Букве Н нравилось говорить «нет» и ничего при этом не делать. Какая неуживчивая буква! Перестали буквы к ней обращаться. Кому хочется в ответ все время слышать «нет»?
Поначалу буква Н чувствовала себя необыкновенно! Никто ее ни о чем не просил, ничего не требовал, ни с чем не обращался! Но как быстро ей это надоело! Она захотела быть нужной! И буква Н начала стараться. Она научилась прислушиваться к тому, что произносят другие буквы. Слово «нет» она произносила лишь изредка. И стала совсем другой! Нужной! Нежной! Находчивой! Так буква Н превратилась из недовольной буквы в ту, которая всем нравится! А одна маленькая буква из Алфавита сказала, что буква Н хорошая, потому что она — самая новогодняя на свете!»
Шарады:
Шарада Буквы Н
С «Н» — он детям ночью снится, С «К» — в жару дает напиться. (сон — сок) С «Р» — вас сыпью награждает, С «Н» — на скачках побеждает. (корь — конь) Я не пройду в ветвистый лес, Мои рога в ветвях застрянут, Но обменяю Л на С — И листья леса все завянут. (олень-осень)
Стихи про букву Н для детей
Подборка стихов про букву Н для детей.
Букву Н промолвить чтобы,Язычок приставишь к Нёбу,Напоешь ее одну:Вот так Новость —Ну и Ну!
***
Кто такая Буква Н?ЗНают Ночь и зНает ДеНь.ЗНают СолНце и ЛуНа,ЗНают ОсеНь и ВесНа.
По секрету вам скажу,Что я тоже с Ней дружу.Жизнь свою я с Ней связал,Ведь зовут меНя Назар!
***
Н — проНырливая Норка,Целый день каталась с горкиВ Новой модНой юбкеИ пушистой шубке.
***
С буквой Н знаком давно —С детства мне твердят:«Но-но!»А подрос, теперь в ответЧасто слышу слово:«Нет!» «Не хочу!»А мама: «Надо!»В общем, с буквой Н не ладим.Стёр бы Н из алфавита,Но меня зовут Никита…
***
КараНдаш возьмём в ладошки,С Н Напишем «Нос» и «Ножки».Ночь Настала, Надо спать —Буква Н НужНа опять.
***
Смотрим, думаем недолго:Ножки — две, по центру — полка.Этажерка между стен,Так запомним букву Н.
***
На Нос Ношеный НосокНацепив НаискосокБуква Н легла в кровать,Чтоб Назавтра Не хворать.
***
Неуклюжий носорогНосит новенький носок —Несказанную красуНе на ножке — на носу!
***
Я НеНавижу слово — Нет!Не НужеН мНе его запрет!И мне Не Нравятся, друзья,Словечки гНусные —
«Нельзя», «Не лезь!»,«Не Надо!», «Не вертись!»,«Не Ной!», «Не бегай!»,«Не дерись!»
СплошНые «Не» и заграждеНияС утра мНе портят НастроеНие;А скучНое словечко — «Надо!»-Не обещает мНе Награды:
Оно всегда мНе портит дело,Оно мНе очень Надоело!А вот, — «Не буду!», «Не хочу!» —Я с удовольствием кричу.
***
Носорог Носки НаделИ обул ботиНкиИ Незнайку покаталНа широкой спиНке.
***
НожНиц мНого купят НиНе,В деНь рождеНья в магазиНе.Будет НиНа у камиНа,Резать длиННые штаНиНы.
***
Норка вылезла из норкиИ пошла к знакомой норке.В норку норкину вошла,Норку в норке не нашла.Если в норке нету норки,может, норка — возле норки?Нет нигде. Пропал и след.Норка — здесь, а норки — нет!
***Нерпа Нежится на льдинеИ мечтает о Налиме.Но Налим живет в реке,Он от Нерпы вдалеке.
***
Нашла Ножницы Наташа, Стала НиНу подстригать,А ее подруга Маша,Стала Надю Наряжать.
***
Носки одевают на пяткиИ взрослые, и ребятки,Но нету на свете носковДля носиков и носов.
***
Буква Н схватила ноты,Но играть ей не охота.
***
Наполеон
Наполеон был грозный враг,Но не боюсь его атак.Мы за обедом поглядим,Как быстро я расправлюсь с ним.
***НАША НЮРА под кроваткойС котиком играет в прятки.НЕПОСЕДА так и скачет,Поясок за спинкой прячет.Кот мурлычет, хвост трубой. —НЕ угнаться за тобой!Котик сунул НОС в НОСОК…НЕ НАШЁЛСЯ поясок!
***
Незабудки небесного цветаВова в день рожденьяМаше подарил,В первый день июля, в самый разгар летаВ лес за незабудками он с утра сходил.
***
Нарвал – животное-загадка,Окутанное древней тайной,О нем легенды странныеХодят не случайно,
Они гласят, что где-то естьНа свете чудный зверь такой,Похожий внешне на коня,Но с необычной головой,
Украшенною длинным рогом,И звать его Единорогом,Но в тех легендах правды мало,Нарвал не конь, скорей – дельфин,
В холодных северных морях живут нарвалыСреди снегов и льдин.И рог – не рог, а длинный клык,Прямой и крепкий, словно штык.
***
Небо Низко Наклонилось.Мышка в Норке затаилась.У неё устали НожкиУбегать от страшной кошки.
Нас Накрыла Ночи тень,Завтра будет Новый день.Раз-два-три-четыре-пять,Букву «Н» нам надо знать!
***
Н – Незабудка
Незабудка здесь растёт,Погляди-ка на неё!Раз увидишь даму ту –Не забудешь красоту!
***
Навоз пахуч, но не духи.А без него дела плохи.Добавишь ты навоза в грядки –И с урожаем всё в порядке.
***
***
Какой стих про букву Н понравился вам больше всего?
Список имен на букву Н
Женские
Наала — сердечная
Набат — леденец
Навишта — записанная
Надежда — Надежная
Надежда (стар., слав.) — «надежда»
Надежда — надежда
Наджия — наперсница
Надира — редкая
Надия — надежда
Надия (нар., от Надежда) — «надежда»
Назира — веселая, цветущая
Назифа — чистая, прямая
Наиля — добивающаяся
Наима — мир
Наима — счастливая, богатая, спокойная
Наира — свободная
Найля — получающая, достигающая своего; полезная; дар, подарок
Найрият — освещающая, сияющая, испускающая свет
Накраса — Самая красивая
Нана — нежная
Наоми — приятная
Нара — довольная
Наргиз (Наргиза) — нарцисс
Наргиза — способная преодолеть пламя
Наре — от названия древнего армянского селения Нарек
Нарима — глубокоуважаемая, изящная, красивая, прелестная
Нарине — cветлая
Нармин — мягкая
Нарспи — красивая девушка
Нарчиса — нарцисс
Нарыйаана — нежная
Насима — обаятельная, миловидная, мягкосердечная
Настасья — Статная
Настасья (нар., от Анастасия) — воскресшая
Натали — родная
Наталья / Наталия — родная
Наталья — родная
Нателла — светлячок
Нативидади — Рождество
Натия — родная. См. Наталья
Нафиса — изящная, красивая, знатная
Нафица — черноглазая
Нафын — светлая
Нацуко — летний ребенок
Наэма — поразительная
Наэр — змея
Нева — от названия реки
Невена — сербское название растения календула
Невия — родимое пятно
Негомила — Нежная и милая
Негомира — Нежная и мирная
Негослава — Нежная и славная
Нежана — Нежная
Неждана — нежданный ребенок
Неждана — Нежданная
Незвана — Незванная
Нела — правительница
Нелли — молодая
Нелли — светлая
Нельг(д)а — Счастливая
Нелюба — нелюбимая
Ненагляда — Ненаглядная
Ненила — Нянька
Неонила — принципиальная
Несмеяна — грустная
Несса — горностай
Нехир — река, течение
Ниа — целеустремленная
Нив — святая
Нигара — симпатичная, миловидная, привлекательная, красивая
Нигиг — выдра
Нигора — возлюбленная
Нигяр — красивая, верная
Низора — блеск
Ника — «богиня победы». Имя появилось от Богини победы Ники Самофракийской жившей в древней Греции.
Ники — победа
Никол — победительница народов
Николина — победительница народов
Николь — победительница народов
Нилам — сапфир
Нилуфар — лотос
Нина — правительница
Нинг — спокойствие
Нинель — “Ленин” наоборот
Нино — от имени ассирийской богини плодородия Нин
Ноа — шатающаяся
Нова — бабочка
Новелла — новая
Новожея — Новый житель
Ноган — зеленая
Ноо — четвертая
Нора — милость. См. Элеонора
Ноябрина — рожденная в ноябре
Нояна — княгиня
Нуо — изящная
Нура — известняк
Нурай — яркая луна
Нурания — светлая, освещающая
Нурия — светящаяся
Нурсида — молодой свет
Нурсия — светлая, любимая
Нэле — молодая. См. Нэлли
Нюргуяна — подснежник
Мужские
Наби — пророк
Нага — достойный
Наганигабо — стоящий впереди
Нагим — живущий в достатке
Надир — редкий
Назар — посвятивший себя Господу
Назар, Назарий — посвященный Богу
Назарий — посвященный Богу
Назим — строитель
Наиль — приобретающий
Найджел — облако
Накар — черноглазый
Нану — ребенок
Наоки — честное дерево
Наран — солнце
Нарек — от названия древнего армянского селения Нарек
Наримон — сильный духом
Насиф — справедливый
Натан — данный Богом
Наум — утешение
Нафтали — борящийся
Нахо — светлоглазый
Нейдуни — звезда
Нейт — Данный Богом
Нейтон — данный, подаренный
Нектарий — нектар
Неман — название реки
Неманя — не имеющий
Ненад — ненадобный, ненужный
Нео — подарок
Неон — блистающий
Неонил — принципиальный
Нестор — от «ностео»
Нианзу — думающий о предках
Нивен — святой
Никазий — побеждать
Никандр — победитель мужчин
Никанор — увидевший победу
Никита — побеждать
Никитас — победитель
Никифор — победоносец
Никифорос — победоносный
Никлас — победитель народов
Никодим — победа + страна
Никола — победитель народов
Николай — победа народа
Николаос — завоеватель
Николас — завоеватель
Николоз — завоеватель
Николя — победитель народов
Никон — Победоносец
Никос — завоеватель
Никхил — целый
Нил — от названия реки Нил
Нильс — победитель народов
Нифонт — разумный, рассудительный
Ноа (Ной) — умиротворяющий, успокаивающий. См. Ной
Ноам — приятный
Ноах — спокойный
Нобу — вера
Нобуо — преданный
Новомир — новый мир
Нодир — редкостный
Нолан — победитель, чемпион
Номин — изумруд
Норд — север(ный)
Нохай — собака
Ноэ — покой
Нурасыл — светлый и драгоценный
Нурдин — свет веры
Нурислам — луч ислама
Нурлан — сверкающий
Нурсил — поток лучей
Нурсултан — свет султана
Нуто — огонь
Ньургун — самый лучший
Нэф — светлый
Ня — второй
Нягоэ — нежность
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
З | И | Й | К | Л | М | Н |
О | П | Р | С | Т | У | Ф |
Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |
Как правильно написать имена прилагательные
Правила для прилагательных, образованных от существительных и от глаголов, разные. Поэтому сначала надо определить, от какой части речи образовано слово и какой суффикс для этого использовался.
Отыменные прилагательные
Если от имени существительного при помощи суффиксов -АН-, ЯН, -ИН-, то пишем одну Н:
кожа – кож-АН-ый, лед – лед-ЯН-ой, серебро – серебр-ЯН-ый, песок – песч-АН-ый, дрова – дров-ЯН-ой.ВАЖНО помнить слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
мышь – мыш-ИН-ый, орел – орли-НЫ-й.ВАЖНО помнить, что слова бараний (баран), свиной (свинья) тюлений (тюлень), сазаний (сазан), фазаний (фазан) образованы по-другому, поэтому в них пишется одна Н. С помощью суффикса -Н- от существительных, основа которых заканчивается на Н, пишут с НН: тумаН – тумаН-Н-ый, истиН-а – истиН-Н-ый, стариН-а – стариН-Н-ый
Слова-исключения: юный, румяный, пряный и все образованные от них слова (юность, румяна, пряность) пишутся с одной Н. Слово юннат – сложное слово, образованное сложением частей слов юный натуралист. Прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН
солома – солом-ЕНН-ый, искусство – искусств-ЕНН-ый, станция – станци-ОНН-ый, вентиляция – вентиляци-ОНН-ый.ВАЖНО помнить, что слово ВЕТРЕНЫЙ образовано от глагола (ветрить), поэтому пишется согласно правилу правописания отглагольных прилагательных с одной Н.-, пишутся с НН: Трудные случаи, когда написание определяется значением слова:
солёный – соляной: первое слово означает «с добавлением соли, содержащий какое-то количество соли» – образовано от слова солить, т.е. это отглагольное прилагательное; второе слово означает «состоящий полностью из соли» — отыменное прилагательное с суффиксом –ЯН.
серебрёный – серебряный: первое слово от глагола серебрить (покрывать слоем серебра), второе означает изделие из серебра.
ветреный – ветряной: первое слово, образованное от глагола ветрить, имеет прямое и переносное значение. В прямом – ветреная погода – сопровождается ветром. В переносном – ветреная девушка – с ветром в голове. Слово ветряной имеет значение «работающий от силы ветра» — ветряная станция, ветряная мельница.
масленый – масляный: первое слово имеет значение «в масле, с маслом» (руки, блины, каша), второе – «из/для масла, работающий на масле» (масляная краска, масляный двигатель).
Ход занятия.
Организационный момент.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Воспитатель.Отгадайте загадку:
Меж двух светил
В середине я один.
Дети. Нос.
Дыхательная гимнастика.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо —
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Воспитатель. Ребята,скажите: какой звук вы услышали в слове НОС.
Дети. Звук .
— Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук .
— Губы у нас сомкнуты или разомкнуты?
Дети. Разомкнуты.
А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами?
Дети. За верхними.
— А теперь произнесите звук .
— Губы у нас тоже разомкнуты?
Дети. Разомкнуты.
— А язык за нижними или за верхними зубами?
Дети. За нижними.
— Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить и . —
— Что у нас с голосовыми связками происходит?
Дети. Вибрируют.
— А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка?
Дети. Кончик языка мешает.
— Ребята, звук – какой это звук: гласный или согласный? Звонкий или глухой? Мягкий или твёрдый?
Дети. Согласный, звонкий, твёрдый.
— Повторите звук .
— Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук ?
Дети. Твёрдый согласный звук обозначаем синим цветом.
— А как будет звучать мягкий согласный ? Повторите его.
— Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук ?
Дети. Мягкий согласный звук обозначаем зелёным цветом.
— Правильно!
— А теперь давайте поиграем в игру «Поймай звук». Девочки хлопают на звук , а мальчики топают на звук .
Игра «Поймай звук».
— из ряда звуков: Р, О, Н, С, У, Н, Нь, Т, Е, Нь, Л, Т, К, Й, Нь, Н, К, И.
— из ряда слогов: Па, На, Он, Ра, Ар, Но, Ка, Ил, Уа, Пу, Ут, Ни, Ань, Онь.
— из ряда слов: Роль, Ноль, Лопата, Сон, Моль, Калина, Нитка, Сом, Коньки.
— Молодцы! Справились с заданием!
Игра «Найди предмет со звуком и .
— Ребята, а теперь попробуйте найти и назвать предметы со звуком и .
— Давайте сядем за стол. Перед вами лежат домики с тремя окошками. Эти домики обозначают слова. Первое окошко – начало слова, второе – середина, третье – конец слова. Я сейчас вам буду называть слова, а вы определите в каком месте слова есть звук или . СЛОН, НОСКИ, КОНЬКИ.
Звукобуквенный анализ слова САНИ, НОС.
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят … САНКИ!
— Маленькие – САНКИ, а большие – САНИ.
— Составим схему слова САНИ.
— Сколько слогов в слове САНИ? (похлопали)
Дети. Два слога.
— Какой первый слог?
Дети. СА.
— Какой первый звук в этом слоге?
Дети. Звук .
— Дайте ему характеристику.
Дети. Согласный, глухой, твёрдый.
— Какой фишкой обозначим?
Дети. Обозначается синей фишкой.
— Какой второй звук в этом слоге?
Дети. Звук .
— Дайте ему характеристику
Дети. Гласный звук.
— Какой фишкой обозначим?
Дети. Обозначается красной фишкой.
— Какой второй слог в слове САНИ?
Дети. Слог НИ.
— Какой первый звук в слоге НИ?
Дети. Звук ,
— Дайте характеристику звука .
Дети. Согласный, звонкий, мягкий.
— Какой второй звук в слоге НИ?
Дети. Звук .
— Дайте характеристику звуку .
Дети. Гласный звук.
— Молодцы!
То же самое со словом НОС.
Физминутка «Собрались мы все в кружок»
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. С мячом.
Темный – светлый
Короткий – … (длинный)
Холодный – … (теплый, горячий)
Пасмурный — … (ясный, солнечный)
Ветер — … (безветрие, тихая погода)
Заморозки — … (оттепель)
Зимний — … (летний).
Знакомство с буквой Н.
— Ребята, есть звуки и . Мы их говорим, слышим. А есть буква Н, в которой живут звуки и , которую мы пишем и читаем.
— А на что похожа буква Н?
Дети. На гамак, лесенку и т. д.
— Из каких элементов состоит буква Н?
Дети. Из двух длинных палочек и одной короткой.
— Давайте выложим букву Н из счетных палочек и напишем её на манной крупе.
— А теперь, сядем за стол, возьмем ручки и попробуем ее написать в воздухе.
— Пропишем букву Н в тетрадях.
— Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?
— А о какой букве?
— А что для вас было самым сложным?