Звук ж в словосочетаниях и предложениях: автоматизация звука ж при помощи мнемодорожек

Содержание:

Автоматизация звука [Ж]

  • Логопеда.Нет
  • Автоматизация звуков
  • Автоматизация звука

Твёрдый звук обычно легко ставится по подражанию, если ребёнок правильно произносит звук . При произнесении слогов и слов необходимо соблюдать правило длительности.

Звук окрашен синим цветом (всегда твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

Звук произносится длительно (см. артикуляцию звука ).

1) Произносить (читать) слоги со звуками

Звук произносится длительно (см. артикуляцию звука ).

Образец: жд__а, жд__о, жд__у, жд__ ы, жд__э

2) Произносить (читать) слоги со звуком

Образец: ж__а, ж__о, ж__ё, ж__у, ж__и, ж__е

3) Произносить (читать) слова со звуком в начале слова

Образец: ж__а-ба

  • жаба
  • жало
  • жаль
  • жуки
  • желе
  • жижа
  • жакет
  • жетон
  • живот
  • жилет
  • жатва
  • жутко
  • жалоба
  • жалела
  • жадный
  • жасмин
  • жёлтый
  • жидкий
  • желудок
  • желание
  • желатин
  • жёсткий
  • животное
  • живопись

4) Произносить (читать) слова со звуком в середине

Образец: лу-ж__а

  • лужа
  • кожа
  • сажа
  • ожог
  • ножи
  • лыжи
  • лежу
  • хожу
  • вижу
  • мажу
  • лежи
  • ниже
  • вожак
  • лужок
  • пыжик
  • стужа
  • ежата
  • вожжи
  • пижама
  • покажу
  • дюжина
  • флажок
  • урожай
  • кожура
  • сапожок
  • наживка
  • вожатый
  • пирожок
  • дрожать
  • пружина

5) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком в середине

Образец: нуж__но

нужно
нужда
важно
можно
ножны

дождик
лыжник
важный
каждый
нижний

ножницы
таёжный
ближний
книжный
надежда

багажный
художник
булыжник
вежливый
пирожное

6) Произносить (читать) словосочетания

  • Жёлтая кожа.
  • Кожаные вожжи.
  • Дюжина ежей.
  • Женина пижама.
  • Нижнее место.
  • Оживлённая улица.
  • Таблица умножения.
  • Весенние дожди.
  • Глубокая лужа.
  • Столовые ножи.
  • Желе из ежевики.
  • Ложный опёнок.
  • Каждый день.
  • Бумажный флажок.
  • Ближний экипаж.
  • Уважаемый художник.
  • Нижний этаж.
  • Нужное животное.
  • Кожаный сапожок.
  • Жёлтый жук.
  • Каждая лужа.
  • Таёжный посёлок.
  • Лёгкий снежок.
  • Нежный пух.
  • Кованые ножны.
  • Новые лыжи.
  • Жёлтый желток.
  • Жужжит жук.
  • Женя жуёт.
  • Жидкое желе.

7) Проспрягать предложения

  • Я лежал(-а) на пляже.
  • Я жду Женю.
  • Я вижу жёлтого жука.
  • Я живу на нижнем этаже.
  • Я бежал(-а) на лыжах по лыжне.

Образец:

  • Я бежал(-а) по лужам.
  • Ты бежал(-а) по лужам.
  • Он (она) бежал(-а) по лужам.
  • Мы бежали по лужам.
  • Вы бежали по лужам.
  • Они бежали по лужам.

Произносить (читать) предложения

Образец: Ж__е-ня, ж__у-ёт, ж__ел-ток

  • Дети сажали жёлуди.
  • Женя похожа на маму.
  • Жаба поймала жука.
  • Женя бежал на лыжах по лыжне.
  • Жанна лежала на пляже.
  • Галя сажала жасмин и жимолость.
  • Жужжат над жасмином жуки.
  • Женя любит спать на жёстком.
  • Жанна живёт на пятом этаже.
  • По лыжне бежал лыжник в жёлтом костюме.
  • Женя надел джинсы, жилет и кожаные ботинки.
  • В снежную, вьюжную погоду надевают тёплую одежду.
  • Женя жаловался на боль в животе, мама уложила Женю в постель.
  • Летний дождик оставил на лужайке небольшие лужицы.
  • Поток воды бежит по жестяному жёлобу.

9) Произносить (читать) чистоговорки

  • Жа — жа — жа, жа — жа — жа, Жало, жаба, жатва, жар.
  • Жо — жо — жо, жо — жо — жо, Пирожок, дружок, флажок.
  • Жу — жу — жу, жу — жу — жу, Абажур, тужурка, жук.
  • Жи — жи — жи, жи — жи — жи, Жила, жир, моржи, ежи.
  • Кто дрожит, тот и бежит. Живёт, не жнёт, а хлеб жуёт.
  • Живёт, не тужит, никому не служит.
  • Дружба дружбой, а служба службой.
  • Ёжику нужен жук на ужин.
  • У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  • Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
  • Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
  • Пошёл котик на Торжок, купил котик пирожок.

10) Произносить (читать) и пересказывать текст

Живой подарок

Женя принёс Жанне живой подарок — ёжика. Ёжик жил под лежанкой. Жанна склеила ёжику бумажный домик. Когда темнело, ёжик выходил из домика и бежал к жестяной миске с молоком. После этого на полу оставались маленькие лужицы.

Жанна полюбила ёжика. Уезжая от Жени, Жанне было жаль покидать ежа. Жанна положила ежа в коробку и отвезла домой. Позже она отнесла ежа в живой уголок. Там уже жили жабы, ужи, хомяки. Дети прилежно ухаживали за животными.

11) Произносить (читать) стихотворения

Жук жужжит: «Жу, жу, жу!» Я живу, не тужу. Я на ветке сижу И жужжу, жужжу, жужжу!»

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому.

Жадная жаба на свете живёт, Жадность той жабе спать не даёт. Даже жутко — не одна Такая жадина она!

Каждый жук жужжит о том, Как же жутко быть жуком, Каждый может обижать. Как об этом не жужжать?

12) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Вот от ножек и до ушек Моет Женю жаркий душек, И макушку, и живот Жене душ водой польёт. Моет Женю жаркий дождик От макушки и до ножек, Моет шею. Моет уши, Как же хорошо под душем!

Ошибки при автоматизации

Делать ошибки при автоматизации звука могут родители, приступившие к занятию первый раз. Как правило, они возникают в первый день, когда взрослые не понимают, почему ребенок встречает сложности при автоматизации, неправильно произносит звук, не хочет заниматься. Логопеды предупреждают, процесс автоматизации не так прост, как кажется, подходить к нему стоит ответственно, изучив подробно каждый этап.

В логопедии за многолетний практический опыт имеется подборка распространенных ошибок родителей при самостоятельных занятиях с детьми.

  • К автоматизации звука начинают переходить, когда ребенок еще не произносит его четко и правильно изолированно (в отдельности от других слогов, слов, букв).
  • Начинают автоматизацию со сложного материала, пропуская чтение слогов, слов, словосочетаний. Сразу начинают работать с чистоговорками, скороговорками.
  • Пропускают артикуляционную разминку, которая предназначена для того, чтобы настроить речевой аппарат на правильную и легкую работу со звуками, разогревая его и делая язык, губы, щеки более подвижными.
  • Одновременно сочетают автоматизацию нескольких звуков, особенно если малыш путает их в речи: с-л, р-л, ж-с, ш-ж и т. д. Только при успешном закреплении одной буквы можно переходить к следующей.
  • Взрослый просит ребенка повторить слова, слоги или предложения, не произнося четко звук, без артикуляционной позиции. Родитель должен быть как зеркало, как образец, за которым малыш должен повторять и учиться. При произношении Ж необходимо четко показывать, немного утрируя, как правильно проговаривать звук.
  • Автоматизация звука проходит каждый раз на одном и том же материале, без применения наглядности.
  • Родитель не хвалит ребенка за успехи, а только указывает на ошибки. Таким образом у малыша отпадает желание делать верно, работать и совершенствоваться, он теряет веру в себя.
  • Автоматизация проходит скачкообразно, периодами, что неверно. При непостоянной работе невозможно достичь быстрого и эффективного результата. Необходимо проводить занятия с малышом ежедневно, не более времени, отведенного для его возрастной группы.

Поэтому пред началом занятий в домашних условиях лучше проконсультироваться у логопеда. Он проведет диагностику и укажет на имеющиеся дефекты. Также специалист даст рекомендации по коррекции нарушений и автоматизации звуков.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Мы занятие начнем.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

Какие бывают звуки?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?

Какой он, опишите?

Назовите слова со звуком .

3. Введение в тему.

-Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по сказочной стране, где мы с вами познакомимся с еще одной тайной страны Азбуки.

В этой стране нас ожидает много нового, интересные встречи с таинственным новым звуком и буквой, загадки, задания и конечно игры.

Но чтобы путешествии удалось, сначала нужно разгадать загадки.

Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку. (показ картинки)

Вы согласны?

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Узнать его непросто,

Узнать его легко,

Высокого он роста

И видит далеко.

Черный, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Летит-воет,

Сядет-землю роет.

*Как можно назвать всех одним словом?

*Произнесите все слова хором и подумайте, что объединяет эти слова?

-Сегодня мы с вами поговорим о таинственном звуке и букве Жж.

4.Изучение нового материала:

-Картинка, где изображено, как жужжит жук, обозначает звук.

а)характеристика звука .

-Давайте потренируемся в произношении звука , но для этого повернитесь друг к другу произнесите звук .

*Что происходит с губами, с зубами и языком (губы чуть вытянуты вперед, зубы слегка сближены, кончик языка приподнят и касается верхнего неба)

-А теперь вместе со мной произнесем звук.

*Какой это звук?Почему?

*Как звучит звук , твердо или мягко?

-Правильно, звук произносится всегда твердо, независимо от того, какая гласная рядом. Это одна из тайн звука .

-Надеваем наушники, закрываем уши руками и произносим звук еще раз.

*Что вы слышите шум или голос?

*Звук — звонкий или глухой?

*Охарактеризуйте звук .(согласный, всегда твердый, звонкий)

б)игра «Поймай звук» (я называю слова, если в слове есть звук , дети хлопают в ладоши, если нет этого звука — подносят палец к губам.

УЖИ ЖИЗНЬ ЖЕЛЕЗО

ШАР ЖЁЛТЫЙ ДЖИНСЫ

ПИДЖАК ШИНА ЖЕНЯ

-Мы с вами можем произносить слоги, слова со звуком , а мы можем увидеть этот звук (нет, звук -невидим).

*Что мы еще знаем о звуках (звуки мы произносим и слышим)

в) игра «Услышь звук» — работа со схемами №3, №4

г) знакомство с буквой Ж

-Давайте станем волшебниками и превратим звук в букву.

Но для этого надо с закрытыми глазами произнести волшебное заклинание, хором.

Эни, бени, рики, тайся

Звук в букву превращайся (появляются на доске печатные буквы Жж)

*Почему их две?

*Где и когда пишется большая буква?

*Чем похожи и чем отличаются эти буквы?

-Эта буква живет на ленте букв на улице звонких согласных.

*Есть ли у нее парная согласная?

5.Закрепление нового материала:

а)упражнение для запоминания зрительного образа — буквы Ж.

-Выложите букву из палочек.

*На что похожа буква Ж?

-Эта буква широка и похожа на жука.

Потому что у нее 6 жучиных ножек.

И при этом точно жук, издает жужжащий звук.

*Каким цветом мы закрасим букву Ж?

б) чтение слогов и слов хором, цепочкой, индивидуально. (таблицы на доске)

в) игра «Превращение слов»

-Вот слог ЖИ превратите в слово УЖИ

*Что для этого нужно сделать?

-Слово УЖИ — в слово ЛУЖИ

г) игра «Рассыпалось слово» — работа в парах (детям раздаются макеты букв определенного слова, каждая пара составляет самостоятельно свое слово)

Ж А Э Т — ЭТАЖ

Ж Б А А — ЖАБА

Ж О К А — КОЖА

Ж И К У — ЖУКИ

Ч Ж ИИ — ЧИЖИ

-Читаем составленные слова

д) обобщение.

А сейчас я вам открою еще и тайну природы. В мире существуют несколько тысяч видов жуков. Среди них есть вредные полезные.

Но самый большой жук-олень, он занесен в Красную книгу. Как вы думаете, почему? (п. ч. Жук находится на грани исчезновения). А чтобы этого не случилось, мы с вами должны защищать и охранять их. Верно?

Жук-олень не просто красавец,он приносит большую пользу: личинки этого жука перерабатывают гниющую древесину и тем самым удобряют почву. Поэтому, берегите и охраняйте природу!

6. Итог занятия, домашнее задание.

На память жук дарит вам свой портрет. Он черно-белый, если есть желание то закрасте его.

*С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?

Звук [Ж] в обратных слогах и со стечением согласных звуков

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука .

Материал для автоматизации звука в обратных словах и со стечением согласных звуков будет полезен практикующим логопедам и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Звук  в обратных слогах и слогах со стечением согласных:

АЖДА – ОЖДА – УЖДА – ЫЖДА

ЯЖДА – ЁЖДА – ЮЖДА – ЕЖДА

АЖМА – ОЖМА – УЖМА – ЫЖМА

ЯЖМА – ЁЖМА – ЮЖМА – ИЖМА

АЖНА – ОЖНО – УЖНУ – ЫЖНЫ

ЯЖНА – ЁЖНО – ЮЖНУ – ИЖНЫ

ЖДА – ЖДО – ЖДУ – ЖДЫ

ВЖА – ВЖО – ВЖУ – ВЖЕ

ЖМА – ЖМУ – ЖМЫ – ЖМО

БЖА – БЖО – БЖУ – БЖЕ

МЖА – МЖИ – МЖО – МЖУ

ГЖО – ДЖО – МЖО – НЖО

ЖНА – ЖНО – ЖНУ – ЖНЫ

ГЖУ – ДЖУ – МЖУ – НЖУ

НЖА – НЖО – НЖУ – НЖИ

ГЖИ – ДЖИ – МЖИ – НЖИ

Звук  в словах с обратным слогом и со стечением согласных звуков:

Ждать, жду, жди, одежда, надежда, между, однажды, дважды, каждый, дождик, прежде, вождение, рождение, нужда, убеждать, джинсы, джин, джем, джемпер, джунгли, колледж,  коттедж, лоджия, жмурки, выжмет, нажмёт, дружба, ложбинка, жнец, жнёт, можно, важно, нежно, бережно, пирожное, отважный, надёжный, многоэтажный, ложный, художник, ножницы, бумажный, нижний, ближний, книжный, булыжник, лыжник, нужно, дружный, южный, вьюжный, монтажник, богажник, пляжный,  вежливый, одолжение, продолжение, Алжир, ржавый, ржёт, коржи, моржонок, баржа, держи, держать, моржи, жвачка, позже. Слова, насыщенные звуком Ж

Слова, насыщенные звуком Ж

Жжужжать, жужжание, жужжи, жужелица, жужжу, жужжалка, жажда, жаждать, жижа, жжение, жжёт, вожжи, можжевельник, разжижение.

Повтори словосочетания и предложения со звуком :

* Нижнее место, каждый день, ближний лужок, весенние дожди, бумажный кораблик, ложный опёнок, солдатская служба, таёжный посёлок, нежный пух, нижние этажи, дюжина ежей, жужжание жука, нежное пирожное, поджареное мясо, ржание жеребёнка, южная жара, тяжёлая баржа, дождевая лужа.

* Женя живёт в многоэтажном доме. Каждый должен уметь кататься на лыжах. В снежную, вьюжную погоду надевайте тёплую одежду. Летний дождик оставил на лужайке мелкие лужицы. Пожарные дружно бежали к пожарным машинам. Жук под оранжевым абажуром жужжал и жужжал. Моржи живут на севере, а жирафы — на юге. Жуки жужжат над жасмином. Нужно ценить дружбу. Жора жуёт жвачку. Мне можно работать с ножовкой. На нижней полке этажерки лежат журналы и книжки.

Словосочетания со звуком Ж (речевой материал):

Жаба в луже, желтое жабо, бежевое жабо, тяжелая баржа, на жаровне жаркое, ржание жеребенка, жандарм ждёт, ужалила жалом, жужжание жука, жалко жаворонка, кожаный жакет, южная жара,  жёлтый жёлудь, жалить жалом, ужасная жалоба, жалко ужа, жалко журавля, жук жужжит, ежи на лужайке, жуткий пожар.

Жёсткие жернова, прожжённый жакет, кожаный жакет, ужасно жарко, нежная кожа, бежевый жакет, жулик жульничает, бумажный жук, Женино жабо, жёлтая пижама, жёлтый жук, жалобы жильцов, вожатый бежал, жилище жужелицы, кожа жирафа, у жены жемчуг, урожай желудей, жизнь на ложе, жевать желе, желтый желудь.

Жилетка мужа, завяжи туже, тяжёлая ножовка, жена в пижаме, на лежанке книжонка, можно рожок, жалкий жонглёр, жонглер жонглирует, жирное жаркое, жаворонок возле лужи, жбан не для жарки, урожай на меже, жить и не тужить, наживить живчика,  Женя и Жора, дружные жители,  жизнь животных.

Положу книжонку, вожатый в луже, вожатый в жакете, положил жучка, влажная кожа, ужи живут, подержанные вожжи, в жюри женщины, уважать мужа, желе дрожит, жатва ржи, жуткий жучок, желание жевать,  жужжу и не тужу, жевать жвачку, положу на лежанку, выхожу на бережок.

Ножницы у Жанны, брожу по лужайке, флажок Жени, нужная бумажонка, в каждой бумажечке, вожжи дрожат, бумажечку прижать, пирожок с творожком, убежал от медвежонка, мажут жир, кружить на лыжах, жнёт урожай, вяжу жилет, ужи не жалят, жалко жучка, дюжина джигитов, медвежонок задрожал, ежик жмурился.

На ёжика похожа, ёжик ёжится, оранжевый флажок, лыжник по лыжне, пиджак сложили, ажурное жабо, отважный жук, Жанна ужинает, вижу пожарника, наложить крыжовник, вижу ежонка, наложить макияж, обжёг живот, пирожок с ежевикой, поджёг бумажонку, пирожок ежу, немножечко ежевики.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений на развитие речевого аппарата. Артикуляционный аппарат — основа качественного звукопроизношения.

Он включает в себя:

  • язык;
  • губы;
  • мягкое и твердое небо;
  • челюсть.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  1. Задания выполняют поэтапно, последовательно по уровню сложности.
  2. На начальных занятиях комплекс выполняется перед зеркалом, медленно. Зеркало убирают после освоения ребенком правильной техники.
  3. Каждое упражнение отрабатывается по 10-15 подходов, к следующему переходят, когда у ребенка получается правильно говорить букву.
  4. В домашних условиях задания выполняют ежедневно для автоматизации и закрепления.
  5. Задания оформляются в игры, чтобы у малыша возникло желание продолжать работу.
  6. Если ребенок испытывает затруднение в процессе выполнения, то используют логопедические инструменты, черенок чайной ложки, палочку от мороженого.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

  1. «Блинчик». Язык неподвижен, расслаблен, лежит на нижней губе, открывая верхние зубы и касаясь уголков рта. Такое положение удержать 10 секунд.
  2. «Чашечка». Из положения «Блинчик» поднять кверху и изогнуть боковые края и кончик языка к бугоркам. Удержать 10 секунд.
  3. «Заборчик». Открыть рот и поставить зубы верхней и нижней челюстей друг на друга, произносить звук «И». Удержать в течение 10 секунд.
  4. «Трубочка». Выполняя «Заборчик», губы вытянуть вперед и округлить, проговаривая длительное «О».
  5. «Варенье». Язык расслабить и положить на нижнюю губу, после облизать верхнюю губу. Челюстью не шевелить.
  6. « Фокусник». Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.

Выполнение артикуляционных упражнений.

Отработка артикуляции «Ж»:

  1. Приложить руку на горло, произнести звук «Ш».
  2. Усилить громкость, чтобы горло завибрировало. Получится звонкий «Ж».
  3. Протягивать звук «Ж» 20-30 секунд.
  4. Перед зеркалом дети совместно с педагогом рассматривают, в каком положении находятся губы и зубы, как расположен язык.

Причины неправильного звукопроизношения

Существует несколько причин, по которым малышу может не даваться звук:

  1. Короткая уздечка языка — придется надсечь ее, поскольку она не дает языку подняться вверх, что необходимо для произношения шипящих;
  2. Высокое узкое твердое небо;
  3. Аномальное строение зубов и челюстей — щели между зубами, расщелины неба и верхней губы;
  4. Особенности прикуса — открытый, глубокий с протрузией.

В этих случаях необходима консультация ортодонта. Но в большинстве случаев дети просто не понимают, как правильно произносить звук или копируют речь других детей, например в детском саду. В этом случае помогут логопедические упражнения «ж» и гимнастика — артикуляционная и дыхательная.

Дыхательная гимнастика

Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.

  • Пушинка:
    Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Буря в стакане:
    В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.

Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию

Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах

Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.

Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж , Ж и З до начала автоматизации нового звука

Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия

Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:

Хлопни, когда услышишь звук!

Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»

  • Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
  • Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.

Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:

  • собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
  • выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
  • обведи букву на манке, на песке, на доске
  • закрась фигуры, где видишь букву ж

Почему некоторым детям трудно произносить звук «Ж»?

Существует ряд физиологических причин, по которым некоторым детям сложно произносить звук «Ж»:

  1. Патологии строения челюстей, приводящие к формированию неправильного прикуса. Среди них прогения (нижняя челюсть выступает вперед), прогнатия (верхняя выдается вперед). Также привести к нарушению звукопроизношения может закрытый прикус, когда при смыкании челюстей нижних зубов невидно, то есть их целиком перекрывают верхние.
  2. Неправильная работа языковой мышцы. Здесь отмечают чрезмерное напряжение задней части спинки языка и вялость передней.
  3. Проблемы со слухом. Это может быть общее снижение слуха или нарушение фонематического (звукового) слуха.
  4. Патологии голосовых связок.

Помимо физиологических есть также внешние причины, которые могут повлиять на формирование ошибочного звукопроизношения «Ж». Среди них:

  • орфоэпические ошибки окружающих. Если кто-то из родственников или друзей неправильно произносит этот звук, появляется большая вероятность того, что ребенок будет говорить его так же. Например, в детском саду дети часто перенимают друг у друга дефекты речи;
  • повторение взрослыми неправильно сказанных слов. Многие родители вместо того, чтобы поправлять ошибочное произношение, начинают в шутку повторять сказанное малышом. В итоге ребенок не видит своих ошибок, а замечает только умиление взрослых после того, что говорит. Это приводит к дальнейшим проблемам со звукопроизношением.

Автоматизация звука [Ж] в словах. Место звука [Ж] в начале, середине и конце слова

Игра «Картинки на спинке»

Посмотри на картинку. Назови предметы, отчетливо произноси звук .

Сейчас я дотронусь до твой спины, где нарисован желудь. Чувствуешь? А сейчас, где нарисован пожарный. А сейчас до чего я дотронулась? (Дотрагиваетесь до спины ребенка, а он называет, то что в этой части нарисовано на майке).

Словарь игры: жаба, жук, жёлудь, пружина, ежик, пижама, джем, пожарный.

Игра «Лабиринт»

Собери в лабиринте картинки, в названии которых есть звук . Называй то, что ты берёшь.

Словарь онлайн игры:

1. Пижама, крот, веер, ёжик, рыба, акула.2. Юла, козёл, жираф, зефир, мороженое, корзина.3. Пожарный, газета, ножницы, зима, краб, моржик.4. Земля, земляника, желудь, зебра, пружина, жаба.5. Пирожное, свинья, жук, зеркало, зелёнка, кожура.

Игра «Самолёт»

Управляй самолётом и собери картинки, в названии которых есть звук . Называй то, что ты берёшь.

Словарь онлайн игры:

1. Земля, земляника, желудь, зебра, пружина, жаба. 2. Пирожное, свинья, жук, зеркало, зелёнка, кожура.3. Пожарный, газета, ножницы, зима, краб, моржик.4. Юла, козёл, жираф, зефир, мороженое, корзина.5. Пижама, крот, веер, ёжик, рыба, акула.

Игра «Найди картинку»

Найди картинки, в названии которых есть звук . Называй то, что ты берёшь.

Словарь онлайн игры:

1. Пирожное, свинья, жук, зеркало, зелёнка, кожура.2. Земля, земляника, желудь, зебра, пружина, жаба. 3. Пожарный, газета, ножницы, зима, краб, моржик.4. Пижама, крот, веер, ёжик, рыба, акула.5. Юла, козёл, жираф, зефир, мороженое, корзина.

Работа в словах

Выбирать нужно только те слова, которые содержат отработанный слог. Работа строится в таком порядке:

  • звук находится в начале;
  • в середине;
  • в конце.

Начинают автоматизацию со слов с прямыми и обратными слогами. Каждое наименование желательно иллюстрировать, приглашать «в гости» игрушки – все это сделает занятие не только интереснее, но и эффективнее.

Примеры упражнений

Аналогично предыдущему этапу, на первых уроках речевой материал проговаривает взрослый, затем совместно с учеником, а потом ребенок повторяет самостоятельно. Постепенно, когда отработанных слов будет больше, малыш называет их без подсказок логопеда.

На этапе автоматизации фонемы в словах параллельно проводится работа по развитию фонетико-фонематических процессов. Ребенку объясняют, где у слова начало, середина и конец. На занятиях составляют схемы слов и предлагают задания на развитие слухового самоконтроля.

На этом же этапе автоматизации начинается постепенное введение автоматизируемой фонемы в связную речь. Делают это на примере словосочетаний, Ш или Ж могут быть как в одном, так и в каждом слове:

Повторение слов:

ША: шар, шапка, шайба.

ШУ: шум, шуба, шутка.

ЖА: жаба, жара, жало.

И таким образом подбирают слова на каждый отработанный слог.

  • Ребенку предлагают внимательно прослушать слова и поправить взрослого. Взрослый специально в некоторых словах делает ошибки в произношении автоматизируемого звука. Это задание направлено на воспитание слухового контроля за речью.
  • Добавить нужный слог, чтобы получилось слово. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используют картинки, чтобы им было легче выполнить это задание. Например, дано изображение шапки и второй слог – ПКА. Ребенку нужно добавить слог из предложенных вариантов (ША).
  • Повторение слов с двумя звуками Ш или Ж. Например: шишка, штанишки, шутишь и т. д.
  • Повторение словосочетаний:
    • На Ш: дедушкины шашки, новая шапка, смешная шутка, швейная машинка.
    • На Ж: жук жужжит, оранжевый жакет, жидкое желе.
  • Составить словосочетание. Перед ребенком раскладывают карточки и предлагают составить словосочетание самостоятельно.
  • Назови ласково. Например: штаны – штанишки. Это упражнение не только закрепляет правильное произношение шипящих, но и формирует навык словообразования с использованием суффикса.
  • Игра «Кто назовет больше слов со звуком Ш или Ж».
  • «Посчитай, сколько здесь предметов». Это упражнение помогает дополнительно отработать навык счета.

Когда у ребенка получится произносить звук в словах правильно, переходят к более сложному этапу коррекционной работы – автоматизации звуков в предложениях. Этот блок уже объемней по предлагаемому материалу, потому что является подготовкой к введению автоматизируемой фонемы в связную речь.

Автоматизация звука

Начинать автоматизацию нужно с правильной постановки и артикуляционной гимнастики, после переходить на закрепление произношения. Занятие должно проходить в дошкольном возрасте не более 10 минут, в младшем школьном до 15, в среднем школьном 20, взрослые могут уделять автоматизации звука до 30 минут. В полное время входит подготовка (гимнастика) и основная часть (автоматизация).

Работа со слогами и словами

Переходить сразу к автоматизации не стоит. Начинать закрепление нужно с изолированного произношения. Несколько раз проговорить Ж, пока не будет выработана правильная позиция. Ребенку самостоятельно тяжело определить, как произносится звук, следить за переходом от одного задания к другому стоит педагогу или родителю.

Начать работу нужно с изолированного произношения: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Затем подключать слоги, сначала с закрытой позицией, после с открытой: жа-жо-жу-жи, ож-аж-уж-иж.

Для малышей-дошкольников можно проводить упражнение «Хлопни, как услышишь Ж». Педагог или родитель произносит слова, ребенок должен услышать звук Ж и хлопнуть в ладоши. После упражнения предлагают ребенку вспомнить, какие слова были, произнести их.

Младшему школьнику можно предложить раскрасить жирафа, и закрашивать места, где он увидит букву Ж.

Взрослому и подростку можно читать слова с буквой Ж, от простых к сложным. Используют упражнения «Найди слово», «Буквы перемешались». Нужно соотнести слова с картинками, составить слово из слогов.

Работа с предложением и текстом

При работе с дошкольниками важно делать упор на составление предложений, так как дети не умеют читать. Помогут в работе специальные карточки, индивидуальные мнемотаблицы

Они позволяют отточить навык произношения при составлении предложений, в разговорной речи

Работая по мнемотаблицам, одновременно развивают психические процессы: внимание, воображение, память, мышление, речь. Таблицы можно подбирать по возрастам

При работе с дошкольниками и школьниками над закреплением произношения звука активно используют скороговорки и чистоговорки. Перед их выполнением можно предложить малышу составить самостоятельно по карточкам словосочетания с буквой Ж: жираф жует, кожа жирная, желтый цветок.

Важно подбирать интересный материал по возрасту, по степени сложности начинать всегда с простого, и переходить на более тяжелое задание. Чистоговорки предназначены для оттачивания артикуляционной позиции и правильного, четкого произношения звука

Ребенку или взрослому предлагается говорить, повторять за логопедом или читать предложения, утрируя и выделяя интонационно звук Ж.

При переходе к скороговоркам следует проговаривать слова быстро, не обращая внимание на проблемную букву, так, как человек говорит в обыденной жизни. Работать со скороговорками нужно правильно:

произнести медленно, четко выделяя каждый звук;
артикуляционные органы активно работают (утрировано), ребенок или взрослый должен на каждой букве сохранять нужную артикуляционную позицию, следить за речевым аппаратом;
после медленного прочтения или повторения попытаться проговорить быстрее скороговорку, заостряя внимание на проблемном звуке;
когда получится произнести четко слова с Ж в предложении, ускорить речь, читать скороговорку в быстром темпе, не обращая внимание на проблемный звук.

Жу-жу-жу я на лавочке сижу

Жи-жи-жи, ну-ка сказку расскажи

Жо-жо-жо мне живется хорошо

Жа-жа-жа, а на улице жара.

Автоматизация в связной речи

Закрепление звука Ж в связной речи подразумевает его оттачивание с помощью стихов, текстов, чтобы человек при чтении или повторении не заострял внимание на проблемной букве, произносил слова легко, не задумываясь над прочитанным или сказанным. Когда ребенок или взрослый научится говорить правильно Ж в разговоре и не обращать внимание на верность произнесенных слов, автоматизация считается успешной

Применять для автоматизации слов, где встречается буква Ж можно различные стихотворения по возрастам. Ребенку от 7 лет предлагают прочитать текст, дошкольнику повторить за взрослым.

Стихотворения можно заучивать, ставить по ним сценки, применяя элемент театрализации. Нужно сочинять самостоятельно по картинкам рассказ, нарисовать рисунок по заданной теме и попросить малыша проговорить, что изображено на картинке в форме рассказа, составить сказку совместно со взрослым. Младшим школьникам нравится читать рассказы, где пропущены слова, либо зашифрованы в картинках. Это отвлекает малыша от концентрированности на нужной букве, делает процесс автоматизации более легким и интересным.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком  (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало Жука, не стало Жабы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, жаба, лапа, жук, желе. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, жук— много жуков, жилетка — много жилеток, ножик — много ножиков). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЖУК, к маленькому — ЖУЧОК.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — жаба, но две, три, четыре — жабы, пять — жаб). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука «Ж» в словах. Игры на автоматизацию звука «Ж» при помощи картинок будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Причины неправильного произношения

Неправильное произношение шипящих и свистящих называется сигматизмом.

Причины, по которым он может появляться, различные. Наиболее распространенные из них следующие:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата: укороченная уздечка, «готическое» небо (когда у ребенка высокий свод твердого неба), дефекты строения челюсти (неправильный прикус), носоглотки.
  • Слабая иннервация мышц языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
  • Нарушение фонематического восприятия.
  • Задержка в развитии нервной системы ребенка.

Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне подражания неправильной речи взрослого

Важно, чтобы ребенок слышал правильную, чистую речь не только на уроках со специалистами, но и дома

Общие рекомендации родителям

Если у ребенка возникли проблемы со звукопроизношением «Ж», родители чаще всего способны сами исправить ситуацию. Общие рекомендации по исправлению дефекта будут такими:

Когда малыш говорит слова неправильно, даже если это происходит в первые годы формирования речевых навыков (1,5-3,5 года), его обязательно нужно поправлять, но в мягкой форме

При этом важно объяснять, почему лучше говорить правильно: ребенок должен понимать, что замечания ему делают для его же блага.
Ни в коем случае нельзя повторять за малышом неправильно сказанные слова, даже когда он говорит очень смешно. А если так все же получилось, нужно объяснить ему, что это была шутка, а затем указать на ошибку и пояснить, как нужно говорить правильно.
В свою речь необходимо чаще включать слова, содержащие букву «Ж»

Проговаривать их важно четко, без ошибок. И ребенку задавать больше вопросов, слова-ответы на которые предполагают присутствие в составе этой буквы.

Если занятия в течение длительного времени не дают должного эффекта, стоит обратиться за помощью к специалисту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector