Автоматизация звука [ч]. часть 2. звук [ч] в начале слова и в прямых слогах

Постановка звука Ч методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Произнесение звука «Ч» нередко вызывает сложности у детей. Чтобы научить ребенка произносить его, нужно пройти несколько этапов.

Подготовительная работа

Работу над любым звуком стоит начинать с артикуляционной гимнастики. Это позволит размять язвчок и настроиться на работу. Для разминки можно выбирать любую игровую методику. Рассмотрим лишь несколько вариантов.

1. «Качели»: такое упражнение помогает укрепить мышцы языка и научить ребенка управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок поочередно касается языком верха полости рта и низа, затем верхних зубов и нижних, места за верхними зубами и нижними.

2. «Язык шагает через зубы» Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок касается языком наружной и внутренней поверхности верхних и нижних зубов.

Кроме того, можно попросить ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «Ч». Затем следует произносить сначала просто разные звуки, потом слоги и слова. Этот прием позволит оценить, насколько хорошо малыш узнает нужный звук. Если у ребенка лучше развито наглядное мышление, стоит вместо слов предложить ему картинки, в названии которых есть «Ч».

Постановка звука «Ч»

Звук «Ч» состоит из звуков «Щ» и «ТЬ». Это значит, что ребенок, правильно произносящий последние два звука, легко справится и с произнесением «Ч». Существует два способа постановки данного звука.

1. Ребенок должен очень быстро произнести сочетание звуков «ТЬ» и «ШЬ»

При этом очень важно, чтобы губы находились в широкой улыбке. 2

Ребенок очень быстро произносит звук «ТЬ», повторяя его. Сначала язык должен касаться основания зубов с внутренней стороны, затем следует постепенно отодвигать его немного глубже, к альвеолам. Если научить произносить «Ч» не удается, можно обратиться к логопеду, который поставит звук с помощью специального зонда.

Чтобы убедиться, что звук поставлен, следует проверить, как ребенок произносит его изолированно. Для этого также применяются игровые методики: малыша можно попросить имитировать ход часов с помощью звука «Ч» или успокоить кого-то («Ч-Ч-Ч»). Если всё в порядке, можно приступать к автоматизации.

Автоматизация звука «Ч»

Проводить автоматизацию нужно с учетом возраста ребенка. С малышом лучше всего использовать картинки или игрушки, с детьми постарше отлично подойдут стишки и песенки. Начинать стоит с произнесения слогов, а затем постепенно переходить к словам и предложениям. При этом нужно подбирать такой материал, чтобы звук «Ч» оказывался в разных позициях. В любом случае автоматизация должна проходить в игровой форме. Игры можно использовать самые разные.

1. «Песенки вместе с любимым персонажем». Необходимо выбрать любого сказочного или мультипликационного персонажа, который интересен ребенку, написать на карточках слоги, содержащие букву «Ч». Затем нужно предложить следующее задание: «Твой любимый герой решил помочь тебе научиться произносить «Ч» и приготовил для тебя песенки из слогов. Спой вместе с ним! Ча-ча-ча; Чо-чо-чо; Чу-чу-чу; Чи-чи-чи»

Очень важно, чтобы звук «Ч» ребенок в слоге произносил правильно, только в этом случае можно переходить к следующему слогу. 2

«Эхо». Ребенок должен повторить несколько слов, произнесенных взрослым, в том же порядке, выделяя звук «Ч». 3. «Предложение». Для этого упражнения можно написать несколько слов с буквой «Ч» на бумаге или использовать картинки. Задача ребенка — составить с каждым из них предложение. 4. «Детеныши». Следует предложить назвать детенышей различных животных и птиц (белок, зайцев, галок, волков), выделяя при этом звук «Ч». 5. «Неразбериха». Ребенку предложены наборы букв из одного слова в перемешанном порядке. Его задача — собрать слово и произнести.

Автоматизация звука [Ч] в начале слова и в прямых слогах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Материал для автоматизации звука в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопедам и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Звук в прямых слогах: 

ЧА – ЧА – ЧА        

 ЧЁ – ЧЁ – ЧЁ         

ЧУ – ЧУ – ЧУ         

ЧИ – ЧИ – ЧИ        

 ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ

АЧА – АЧА – АЧА               

ОЧЁ – ОЧЁ – ОЧЁ            

УЧУ – УЧУ – УЧУ

ИЧИ – ИЧИ – ИЧИ                            

ЭЧЕ – ЭЧЕ – ЭЧЕ

Звук в словах с прямым слогом:

      Чай, чайка, чайник, чаинка, час, чад, чаша, чашка, чабан, чаепитие, чуб, чум, чудо, чудный, чувство, чугун, чудак, чулок, чудить, чудеса, чулан, Чукотка, чиж, числа, чистить, чисто, чистый, читать, чинить, читатель, чихать, чихает, чей, чек, челюсть, червяк, чердак, черпак,  чепуха, чебурек, черепаха, чемодан, чемпион, черника, чернила, четверг, чехол, чёлка, чёткий, чёрный, чёрт.

       Очаг, свеча, печать, начало, мочалка, качает, кочан, мычать, обучать, кричать, ворчать, качать, причал, печатать, внучата, зайчата, бельчата, скучать, стучать, удача, сдача, куча, туча, задача, дача, передача, бычок, плечо, бачок, пучок, значок, крючок, скачок, кабачок, светлячок, зайчонок, бочонок, учёба, учёный, печёный, печёнка, ночёвка, драчун, молчун, ворчун,  дочурка, кручу, верчу, плачу, лечу, учу, точить, учить, мочить, лечить, учитель, мячи, лучик, ключик,  точит, зайчик, плечи, качели, печенье, лечение, мучение, учебник,  ученик, печень, короче,  кочегар, почему.

Повтори словосочетания и предложения:

      Чёрный чум, могучий человек, чёрная ночь, пачка печенья, честный человек, точные часы, мальчик Чипполино, чёрная туча, прочный чехол, коричневые чулки, гремучий ручей, горячий чай, четвёртый четверг, горячий горчичник, чёрный грач.

      Чемодан в чулане. На чемодане чехол. К чаю подали печенье. Ах, ручей, чей ты, чей? Волк учуял овечек. Ученик ничего не отвечал. Девочка и мальчик качаются на качелях. У мальчика черепаха. Калачи на печи, как огонь горячи! В новом сервизе красивые чашки. Девочки на даче устроили чаепитие. Леночке подарили черепаху. Чижик вылетел из клеточки. Чист и прозрачен осенью воздух. Всё короче и короче становятся дни. Нину лечили врачи. На дворе мычал бычок. У причала кричали чайки. Мальчики у печи жуют калачи. Ёжик очень колючий! Грачи таскают личинок и червей. Черныш рычал на мальчика. На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу. Мальчик ловит рыбу удочкой. Ландыш — очень пахучий цветок.

 Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук Ч

Ча – ча – ча — у меня нет ключа.                                     

Чо – чо – чо — солнце светит горячо.

Ча – ча – ча — надо вызвать врача.                                  

Чи – чи – чи — испеки мне калачи.

Ча – ча – ча — в комнате горит свеча.                             

Чок – чок – чок — стучит мамин каблучок.

Чу – чу – чу — я стихи учу.                                              

Чок – чок – чок — за печкой поёт сверчок.

Чу – чу – чу — громко в дверь постучу.                         

Чок – чок – чок — быстро вертится волчок.

Чу – чу – чу — говори, я помолчу.                                  

Чей – чей – чей — течёт лесной ручей.

Повтори скороговорки:

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

Калачи на печи, как огонь, горячи.

Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Чайка чаю не пьёт, хоть и чайкой слывёт.

Грачи грачатам кричат, грачи берегут грачат.

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука  возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

малышу предлагают проговаривать всегда мягкий  и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения

Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук , можно заменить его на ;
ребёнка просят проговорить и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей  :

нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой , а за ним . Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения

Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков  и , ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Автоматизация звука [Х] в середине слов

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:   

Уха          муха            папаха              эпоха 

ольха      пряха           помеха              рубаха 

засуха     мачеха         неряха              стряпуха             черепаха

хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта

Проговаривать слова по 2-3 раза.  При затруднениях —  произносить слова по слогам.

веха           бу-хан-ка            ахать            охапка

муха           махать                папаха         охота

уха             макуха                утеха           о-хот-ник

Михей        отдыхать             помеха         ма-хо-вик

Всегда объясняем все непонятные слова!

Упражнение «Сосчитай до 5-ти» — счёт от 1 до 5 (10) и обратно: охапка, моховик, помеха

Например: одна муха; две (3,4) мухи; пять мух 

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:   

охать             сахар               махал               знахарь 

лихач             пахнет             ухабы               буханка                 шахматы 

ухо                уход                 сухо             охота 

поход            хохот                пехота         тихоня 

охотник        ледоход            вездеход       тихоход 

яхта          бухта              вахта         пихта 

тахта         шахта             кухня         вихрь 

Проговаривать слова по 2-3 раза:

махнуть            бухта           пухнуть         от-дох-нуть

тахта                вахта           пыхтеть         хвоя

пихта               хохма           яхта              хвост

Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ

Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.

Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.

При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш»

Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».

Упражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:

  1. Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
  2. Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
  3. Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

Рекомендуется разучить стихотворение:

На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчелка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается —
Это ей не нравится.

Можно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.

Повела курица цыплят учить червяков искать.
— Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка. Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.
— Это и есть червяк, — кричал цыпленок.
— Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.
После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
— Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.
(По М. Петрову)

Требуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:

Солнце улыбается
В тысячу лучей,
Солнцем освещается
Тысяча вещей:

Луг, река,
Над речкой мост,
А по мосту едет воз,
На возу мешки с пшеницей,
На мешках сидит возница,
Высоко сидит возница,
С высоты видна станица.

Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.

Автоматизация звука [Ч] в начале слов

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––  

Повтори (прочитай) слова:                                                                   15

чай

чадо

чайка

чахотка

чан

чабан

чайник

чаепитие

чат

чаевод

чаинка

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 16

(в словах со свистящими и шипящими звуками)

час

чащоба

частник

чайница

часы

часовой

частица

частушка

чаша

чашка

частота

частокол

чаща

часть

часовня

часовщик

(в словах со звуками , , , )

чары

чалма

чарка

чародей

чалка

чадра

чардаш

чарльстон

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай):                                                                  17

Час чаепития.

Часовой в части.

Чалма чародея.

Чашка с чайником.

Чайница для чая.

Час от часу не легче,

Часть частушек.

Частокол у часовни.

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 18а

чин

чека

чемодан

чемпион

чих

чета

чекмень

чиновник

чип

чепуха

чеканка

чемпионат

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 18б

, (в словах со свистящими и шипящими звуками)

чиж

чепец

число

чипсы

чибис

чешуя

чеснок

чижик

честь

чистота

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 18в

, (в словах со звуками , )

чело

чилим

челнок

чилибуха

Чили

человек

чистюля

Чиполлино

чехол

читатель

чистотел

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 18г

(в словах со звуками , , , )

чирок

чертог

чернила

чернослив

череда

чепрак

черемша

черепаха

четыре

чертёж

черешня

черёмуха

чинара

червяк

чехарда

черепица

черепок

чердак

Чернушка

Чебурашка

черенок

черпак

чернота

чернобурка

черешок

четверг

червонец

чернильница

чебурек

черкесы

черновик

чириканье

черта

черника

чернозём

чертополох

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай):                                                                  19а

Четыре чёрненьких чертёнка.

Чинить чемодан.

Чёрные чернила.

Чешуя в челноке.

Чистый черпак.

Чемпион из Чили.

Чин чиновника.

На чеканке — черепаха.

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай):                                                                  1б

Черенок черешни.

Чертить чертёж.

Червяк в черносливе.

Четыре чижика.

Чебурек с черемшой.

Черепица на чердаке.

Чернила в чернильнице.

Читать про Чиполлино.

Чемпионат в Чехии.

Чернозём под черёмухой.

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 20

(под ударением)

чек

челядь

честь

четверть

чех

череп

чешки

честность

Чехов

чернь

челюсть

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 21

чёт

четки

чёрточка

чёрствость

чёлн

чёлка

чёрканье

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай):                                                                  22

Чей чек?

Чешские чешки.

Чёрная чёлка.

Четвёртый чёлн.

Чётное число.

Чёткая чёрточка.

Чествовать чехов.

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 23а

Чук

чума

чудак

чугунка

чудо

чуб

чуни

чубук

Чукотка

чутьё

чум

чугун

чувяки

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Повтори (прочитай) слова:                                                                 23б

(в словах со свистящими и шипящими звуками)

чушь

чуваш

чушка

чужбина

чужак

чудеса

чувство

чудесник

чужой

чумиза

чуткость

чудовище

 –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 23в

(в словах со звуками , , , )

чулан

чурек

чурбан

чулок

чурка

Повтори (прочитай):                                                                   24

Чужие чуни.

Чум на Чукотке.

Чуткий Чу к.

Чурек в чугунке.

Чудесный чуб.

Чурки от чурбака.

Чулки в чулане.

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 

Нарушение произношения

Чтобы подобрать правильную тактику обучения и понять, как поставить звук «Ч» необходимо знать какие виды нарушений у детей существуют. Фонема «Ч» складывается из 2 букв «Т» и «Ш». От освоения ребенком этих звуков зависит произношение «Ч».

Классификация дефектов:

  1. Межзубный. Язык находится между зубов, когда малыш пытается проговорить фонему. Звук становиться шепелявым и нечетким.
  2. Призубный. Язык напряжен и располагается за верхними резцами. Кончик органа касается альвеол. Боковыми сторонами упирается в коренные зубы. Такое положение языка может вызывать замену «Ч» на твердое или мягкое «Т». Воздушная струя толчкообразная.
  3. Губно-зубный. Язык приспущен к низу. Бока касаются коренных резцов, расположенных в верхней челюсти. Нижняя губа приподнимается, соприкасаясь с верхними резцами, находящимися по центру. Происходит замена «Ч» на «Ф» (чайник – Файник).
  4. Боковой. Воздушная струя при выдыхании проходит по одной из сторон языка. Орган может находиться у верхних или у нижних резцов. При этом имея наклон в одну из сторон. Звучание невнятное.
  5. Шипящий. Язык напрягается и выгибается. Кончик органа находится внизу. Он делает упор книзу ротовой полости. Воздушная струя проходит по всей области языка. Происходит замена «Ч» на мягкий «Ш» (чуб – Шюб).
  6. Свистящий. Речевой орган касается нижних центральных резцов. Серединка языка изогнута и образовывает желобок. Боковые стороны прилегают к задним верхним зубам. Губы в улыбающемся положении. Воздух на выдохе проходит посредине языка. Происходит замена «Ч» на твердую или мягкую «С» (чудо – Сюдо, чашка – Сашка).
  7. Носовой. Язык опускается вниз и слегка оттягивается назад. При этом спинка органа напрягается серединой касаясь неба. Воздушная струя выходит через нос. Звучание становится гнусавым (чудо – Хнюдо).

Ход занятия

1.Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

«Дорогие ребята!

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в необычный город Звукоград.

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваш новый звук»

Воспитатель: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в Звукограде?

Дети: Звуки.

Воспитатель: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новым звуком.

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Дети: Звук .

Воспитатель : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку . Произнесите звук ч.

Дети: Ч-ч-ч.

Воспитатель: Звук ч можно пропеть?

Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный.

Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук всегда мягкий.

Вика, дай полную характеристику звука .

Вика: Звук согласный, всегда мягкий.

2. Основная часть

В.: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить слова. Вы хлопайте в ладоши, если услышите слово со звуком .

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Воспитатель : Молодцы, все были очень внимательными.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем со звуками.

Вам надо быть внимательными и место звука в слове указать.

В слове ключ звук находится в конце слова.

(аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, чеснок, печка).

Воспитатель: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

Воспитатель : Ребята, наше путешествие по Звукограду продолжается и я вас приглашаю на улицу Чистоговорок. (дети идут по кругу)

Ча-ча-ча-у меня три калача.

Чу-чу-чу-всем друзьям по калачу.

Чи-чи-чи-красные кирпичи.

Чо-чо-чо-ох, как горячо.

Ач-ач-ач-пришел врач.

Оч-оч-оч-скоро ночь.

Уч-уч-уч-у меня ключ.

Ча-ча-ча-увидели грача.

Чу-чу-чу-молоточком стучу.

Чи-чи-чи-пироги в печи.

Работа на интерактивном оборудовании

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Чей детеныш?».

(дети называют детенышей и запоминают в каком названии есть звук ч)

Воспитатель : Ребята, скажите в названии каких детенышей животных есть звук ч?

Дети: волчонок и зайчонок.

Воспитатель:А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом)

Вам надо назвать друг друга по имени ласково, в этом вам и поможет звук ч.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сейчас выполнить интересное задание.

На столе разложены картинки с разными предметами, вам надо определить есть ли в слове звук ч, если нет, то подумать как можно его изменить, добавляя звук ч. Например, в слове лиса звука ч нет, а если мы скажем ласково лисичка, то звук появится.

На каждом стуле прикреплена схема, обозначающая место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Вы находите нужную схему и садитесь на этот стул.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все справились с заданием.

7. Подведение итогов занятия

Воспитатель: В какой город мы совершили путешествие?

Дети: В Звукоград.

Воспитатель: С каким звуком познакомились?

Ребята. Назовите еще раз характеристику

звука .

Дети: Звук – согласный и всегда мягкий.

Воспитатель: Ребята, эти картинки из Звукограда и звук ч вам их дарит.

Готовность речевого аппарата ребенка

В речи ребенка звуки формируются постепенно. В раннем детстве образуются такие звуки, как «К», «Б», «М», «П», «Ф», «В», «Т», «Д», «Н», «Г», «Х». При их произношении проблем у детей не возникает. В дошкольном возрасте образуются шипящие и свистящие звуки, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно.


Логопед помогает развить артикуляционный аппарат.

«Ч» и «Ц» — согласные звуки сложного образования, которые состоят из 2 компонентов (аффрикаты), они возникают в речи позже остальных, к 4-5 годам, в связи с постепенным созреванием речевых отделов головного мозга и развитием органов речи.

Упражнения

Перед началом занятий специалист может направить ребенка на обследования:

  • умственных способностей;
  • слуха;
  • правильного строения и развития артикуляционного аппарата.

Также логопедом проводится сбор анамнеза (сведения). Информация нужна для определения среды обитания ребенка. Часто причиной неправильного произношения является окружение. Например, двуязычие в семье. Тогда возникает потребность в дифференциации фонемы.

Логопедические занятия состоят из постепенного перехода этапов по освоению звука «Ч». В подготовительной группе проводят артикуляционную гимнастику для развития подвижности органов.

Задания можно выполнять в домашней обстановке, например:

  • «Пирожок» (укрепление мышц языка). Ротовую полость открываем. Речевой орган высовываем, чтобы он принял лопатообразную форму. Боковые стороны приподнимаем до образования желобка. Губы улыбаются. Упражнение выполняем 10 секунд 2-3 раза.
  • «Фокус»

    (отработка умения держать приподнятый язык и контролировать поток воздуха). Ротовую полость держим открытой. Губы улыбаются. Язык высовываем. Его боковые стороны и кончик приподнимаем. Середину опускаем вниз. Удерживая органы в таком положении стараемся выдувать воздушную струю. Она должна ощущаться на кончике носа.

  • «Рупор» (укрепление и выработка подвижности губных мышц). Зубы смыкаем. Движения выполняем только губами. Они имитируют воспроизведение гласных букв.
  • «Варенье» (отработка движений языка). Приоткройте рот. Губами улыбнитесь. Языком возите сначала по верхней, а потом по нижней губе. При этом орган принимает лопатообразную форму. После кругообразных движений язычок втяните в ротовую полость. Его боковые стороны должны касаться верхних коренных резцов. Упражнение выполняйте 3-4 раза.
  • «Лошадка» (растягивание уздечки). С помощью языка имитируйте стуканье копыт лошадки. При этом рот широко откройте, а губы растяните в улыбке. Длительность занятия 15 секунд.

После успешного прохождения подготовительного этапа следует проведение постановки звука «Ч».

Способы

  1. Воспроизведение от мягкой буквы «Т». Ребенка просят быстро проговаривать звук. Язык должен касаться кончиков передних резцов. Во время произношения специальным шпателем или лопаткой кончик языка немного сгибают к верху. Образовывается звук «Ч».
  2. Произношение от «Т» и «Щ». Необходимо проговаривать фонемы по очереди в быстром темпе. Губы должны улыбаться.
  3. Появление звука «Ч» с помощью слогов (ать, оть, ить). Малышу предлагают повторить много раз один из представленных слогов. При этом ложкой или шпателем отодвигают кончик языка к альвеолам. Тогда получается «ач, оч или ич».
  4. Способ подражания. Взрослый произносит фонему перед зеркалом, показывая артикуляцию, а ребенок старается повторить. Это упражнение предполагает наличие усидчивости у малыша и терпения у родителя.

В логопедической базе находится целая картотека различных заданий. Поэтому родителям не стоит пренебрегать посещением специалиста.

Ход работы:

1. Организационный момент.

— Здравствуй.

— Мне позвонил старичок — Лесовичок и пригласил в гости на дачу. Хочешь отправиться со мной?

2. Артикуляционная гимнастика.

— Необходимо приготовиться к поездке. Надо подготовить язычок.

«Часики»

Чок-чок, чок-чок,

Наш весёлый язычок

На часы взглянул — идут:

«Тик-так, тики-тук!»

«Вкусное варенье»

На солнышке повалялся

И проголодался.

«Маляр»

Хватит отдыхать, вставай!

Не ленись и не зевай,

В руки кисточку возьми,

Потолочек побели.

«Чашечка»

Потолочек побелили,

А ведь чашки не помыли!

Чок-чок,чок-чок,

Я весёлый язычок.

День прошел и — на бочок.

3. Уточнение артикуляции звука .

— Расскажи, куда ставим язычок, когда произносим звук ?

4. Изолированное произнесение звук .

— Предупреди всех, что язычок лёг спать!

— Ч-ч-ч-ч.

5. Характеристика звука.

— Возьмём звук с собой в гости к Лесовичку?

-Расскажи, какой это звук?

6. Связь звука с буквой.

— В какой букве живёт звук ?

-Напиши в воздухе пальчиком букву Ч.

— Выложи ниточкой букву Ч.

7. Автоматизация звука в слогах.

— Надо предупредить Лесовичка о том, что мы к нему уже едем.

-Позвони по телефону и скажи на лесном языке.

Повторение слогового ряда:

ач-оч-уч ча-чо-чу

очк-ычк ыч-ач-ыч

чу-ча-чу учк-ачк

8. Мимические упражнения.

-Обрадовался Лесовичок, когда узнал, что мы приедем.

— Нахмурится, когда мы постучим к нему в дверь.

— Улыбнётся, когда нас увидит.

— Загрустит, когда мы будем уезжать.

9. Развитие фонематического восприятия. Пальчиковые упражнения.

— Нужно собрать необходимые вещи в дорогу со звуком , а поможет нам светофор. Каким цветом мы обозначаем звук ? Почему?

-У светофора тоже есть «глазок» зелёного цвета. Я буду называть слова, а ты включай у светофора зелёный «глазок», если услышишь в слове звук Ч.: носочки, курточка, сумка, юбка, кофточка, брюки, перчатки.

10. Дифференцированное произнесение слов.

— Без подарков в гости не ходят. Выбери подарки со звуком Ч для Лесовичка, сложи их в сумку (очки, книга, бабочка, ручка, альбом, чайник).

11. Физминутка.

Руки согнуть в локтях, вытягивать руки вперёд поочерёдно, имитируя движения колёс паровоза. Выполнять упражнения, произнося утрированно звук Ч.

Чу-чу-чу, далеко я укачу.

Чу-чу-чу, я на дачу хочу.

Ча-ча-ча, вот видна и да-ча.

12. Упражнение на развитие воздушной струи.

— Нам осталось пройти через полянку, и мы будем на даче у Лесовичка.

Отгадай, кого я вижу на полянке?

Спал цветок — и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел!

Потянулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

— Видишь бабочку? Помоги ей взлететь, подуй на неё.

На нитке подвешена к потолку бумажная бабочка, ребёнок дует на неё, а логопед незаметно подтягивает бабочку на нитке вверх — она полетела.

13. Автоматизация звука Ч в словах различных грамматических категорий.

— Вот мы и добрались. Стучи в дверь.

— Поздоровайся с Лесовичком.

— Покажи нам Лесовичок как ты живешь?

— Что это? (печь) Что стоит на печи? (чугунок) В чугунке каша какая, рисовая или гречневая? Для чего нужна прялочка? Что вяжут из ниточек? Что это за коробка? (сундучок) Какая одежда лежит в сундучке? (юбочка, кофточка, носочки, перчатки, рукавички).

14. Итог.

— За каким звуком мы сегодня следили в речи?

— Какой звук повторялся в словах?

— У кого в гостях мы были?

-Попрощайся с Лесовичком.

Звук «Ч», его профиль и описание.

спинки отходит от места смычки, образуя щель с твёрдым нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята. Мягкое нёбо поднято (Ч — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ч – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки смыкается с передним краем твёрдого нёба, а затем (второй момент артикуляции) отходит от места смычки, образуя щель.

Нарушениязвукопроизношения. При произнесении звука ч губы, как при всех шипящих, вытянуты и округлены. Расстояние между зубами 1—2 мм. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке т)- Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается щелевым элементом (как при щ),

который звучит кратко. Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой (рис. 6).

Среди недостатков произношения звука ч, помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену ч мягкой свистящей аффрикатой ц,

не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а такжет или ш.

Способы постановки.

1. По подражанию:

— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч:

— ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т’, щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:

— ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками. 4

От опорного звука с механической помощью:

4. От опорного звука с механической помощью:

— ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;

— ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится

звук ч.

Артикуляционная гимнастика.

Нормативное произношение звука

профиль звука

Правильный уклад звука Ч.

Верхняя артикуляция

Губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель. Кончик языка и передняя часть спинки подняты. В первый момент артикуляции прижимаются к переднему краю твёрдого нёба, затем (второй момент артикуляции) передняя часть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector