Как развивать ребенка в 1 год

Физическое развитие ребенка в 1 год

Темпы физического развития малыша после 12 месяцев начинают замедляться. Рост и вес младенца будут увеличиваться теперь не так быстро, как это происходило в первые месяцы жизни. Регистрировать эти показатели необходимо каждые 1-3 месяца, чтобы убедиться, что развитие ребенка не отклоняется от нормы.

Таблица веса и роста ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам

Месяц Девочка Мальчик
Рост Вес Рост Вес
12 (1 год) 73,8 9,5 75,5 10,3
13 (1 год 1 мес.) 75,0 9,8 76,8 10,6
14 (1 год 2 мес.) 76,1 10,1 78,0 10,9
15 (1 год 3 мес.) 77,2 10,3 79,0 11,1
16 (1 год 4 мес.) 78,3 10,6 80,0 11,3
17 (1 год 5 мес.) 79,3 10,8 81,0 11,5
18 (1 год 6 мес.) 80,3 11,0 82,0 11,7
19 (1 год 7 мес.) 81,3 11,2 83,0 11,9
20 (1 год 8 мес.) 82,2 11,4 83,9 12,1
21 (1 год 9 мес.) 83,1 11,6 84,7 12,2
22 (1 год 10 мес.) 84,0 11,7 85,6 12,4
23 (1 год 11 мес.) 84,9 11,9 86,4 12,6
24 (2 года) 85,8 12,1 87,3 12,7

Параметры роста и веса могут не укладываться в норму, это может быть как отставание в росте, так и опережение усредненных педиатрами параметров. Каждый ребенок растет и созревает по своему собственному графику. О нарушении темпов развития можно говорить лишь тогда, когда ребенок имеет аномально низкий или высокий рост/вес по сравнению со своими сверстниками.

Основные моменты по увеличению роста и веса малыша к одному году, сколько раз кушает годовалый ребенок и какие навыки он начинает осваивать в этом возрасте также рассмотрены в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=tuaYA-IB1X0

Пропорциональность тела

Внешний вид малыша в год меняется сильнее, чем размеры тела. Самые большие части тела у годовалого крохи – голова и животик, который выпячен вперед. Лицо имеет округлые, мягкие контуры. Ручки и ножки ребенка относительно тела короткие, мягкие, без намека на мускулистость.

Увеличение объема головы

Окружность головы в этом возрасте достигает 46,6 см и к полутора годам увеличивается до 47,9-48 см. На протяжении второго года жизни объем головы может увеличиться на 2,5 см. К двум годам размер головы малыша будет составлять почти 90% от стандартного размера головы взрослого человека.

Количество зубов

Данный показатель в больше степени зависит от наследственности. Немалое значение имеет и достаток кальция в организме. В среднем цифра может варьироваться от 4-6 до 10 прорезавшихся зубов

Важно, чтобы в питании младенца присутствовали молочные продукты (грудное молоко, детский творожок, кефир), а также витамин Д

На заметку! Оценить физическое развитие ребенка в один год педиатр может на основании пропорциональности, которая учитывается наряду с массой и длиной тела. У хорошо сложенного малыша окружность груди больше окружности головы на количество сантиметров, равное возрасту ребенка.

Различия в развитии мальчиков и девочек в год

По стандартным данным ВОЗ у детей разного пола различаются параметры роста и веса. Сравнить показатели с года до двух лет по месяцам можно по вышеприведенной таблице. Рост и вес в год по усредненным данным ВОЗ у годовалых малышей такие:

  • Мальчики. Вес – от 10,0 кг до 10,9 кг. Рост – от 75,3 до 78 см.
  • Девочки. Вес – от 9,0 кг до 10,6 кг. Рост – от 74,0 до 77,4 см.

Что касается навыков, то у мальчиков и девочек они развиваются примерно одинаково, хотя, по наблюдениям специалистов, девочки могут начать говорить раньше. Также некоторые исследования говорят о том, что мальчики более активны и подвижны в играх, но эта разница не слишком значительна.

Физическое развитие детей в 14 месяцев

В зависимости от наследственной предрасположенности физические параметры детей при рождении сильно отличаются.

В течении первого года жизни организм готовится к двигательной активности. Основные показатели физического развития детей в 1 год 2 месяца можно отметить в таблице:

Мальчики

Вес, кг 10,1 – 12,7
Рост, см. 76 – 83
Окружность грудной клетки, см 49,4
Окружность головы, см 48,22

Девочки

Вес, кг 9,2 – 11,8
Рост, см. 74 – 80
Окружность грудной клетки, см 48,29
Окружность головы, см 48,7

Разумеется, параметры физического развития сугубо индивидуальны, не стоит переживать, если ваш ребенок в чём-то не соответствует статистическим показателям. Если существуют определенные предрасположенности к каким-либо проблемам развития, это обязательно заметит педиатр.

В возрасте 1 года 2 месяцев у ребенка обычно сформировались нижние и верхние центральные резцы. Приходит время для прорезывания нижних и верхних боковых резцов, а с ним и сложные будни для родителей.

Изменения в весе, по сравнению с годовалым возрастом, незначительные. Увеличения в массе может вообще не происходить, либо измениться на 50-100 грамм. Физическое развитие оценивается по приобретённым ребенком навыкам. В этом возрасте малыш с нормотипичным развитием может вставать без опоры, стоять и делать самостоятельные без поддержки шаги. Считается, что к 1 году 2 месяцам дети должны начать ходить, но иногда это происходит до 18 месяцев. В этом случае учитываются не только физические возможности ребенка, но и психологическая готовность к процессу самостоятельной ходьбы. Бывают случаи, что дети в следствие испуга после падения начинают ходить значительно позже, даже при условии крепких мышц. Но всё же координация движений детей с каждым месяцем значительно меняется. Шаги становятся увереннее, движения разнообразнее. Малыш может забраться на невысокий диван и слезть с него. Легко приседает и встаёт.

У ребенка уже появились первые зубы: от 6 до 12, и, в связи с этим качественно меняется режим питания. Малыш пробует твёрдую пищу, постепенно угасает рефлекс сосания. Грудное вскармливание, либо приём смеси сокращается до 4-5 раз, кроха больше приобщается к «взрослому столу». Мелкая моторика рук и пальцев еще недостаточно развита, чтобы малыш мог самостоятельно держать стакан или ложку. Но это прекрасный возраст для начала воспитания правильных навыков питания. Для приёма жидкой пищи рекомендуется приобрести правильный набор посуды, с внешним прорезиненным донышком, чтобы тарелочки и кружки не скользили по столу и способствовали формированию самостоятельности.

Занятия с малышом

Игры

Умеет строить башню из 4-5 кубиков, собирает пирамидку из 3-4 колец, можно научить строить пирамидку из двух — трех колец, учитывая размер.

Постройте пирамидку сами, а затем предложите сделать это малышу. Попросите его найти самое большое и самое маленькое кольцо.

Затем скажите «сначала ставим большое, а потом маленькое кольцо», следите за самостоятельной деятельностью ребенка, не давайте сразу подсказку, если у него не получается.

Когда все попытки оказываются не удачными, тогда помогите малышу, сказав «сначала ставим большое, потом маленькое, не забывай об этом».

Во время игр с различными развивающими наборами, запоминает и различает такие формы, как круг, квадрат, треугольник.

Может подобрать по предложенному образцу и по вашей просьбе одинаковые по форме предметы.

Например, вы просите ребенка найти из предложенных картинок предметы круглой формы.

Если ребенок не находит, тогда можно ему подсказать, потом через какое — то время еще раз спросить, таким образом, он постепенно запомнит предметы круглой формы и будет отличать их от квадратной и треугольной.

Дети этого возраста умеют вкладывать меньшую форму в большую. Так он умеет вкладывать друг в друга мисочки, стаканчики, колпачки, матрешки.

Очень полезны игры с вкладышами. Так, малыш уже спокойно может вставить в соответствующие отверстия одну или две фигуры.

Но при появлении нового пособия из –за недостаточно развитой системы зрительной координации, часто пытается всунуть в отверстия неподходящие фигуры, но если ему показать, как сделать правильно, то потом он запомнит это и может играть самостоятельно.

Игры ребенка все чаще носят конструктивный характер. Малыш уже может построить паровозик, положив 3-4 кубика подряд.

Умеет выполнять различные действия на одной игрушке. Например, причесать, покормить, уложить куклу спать.

В играх начинают проявляться элементы сюжетной игры.

Ребенок теперь не просто катает машинку, научите его положить в кузов игрушечные овощи или фрукты и отвезти их на кухню.

Так же в таких играх ребенок легко заменяет настоящий предмет другим, либо вообще придумывает несуществующий.

К примеру, может возить кубик в машине, называя его телефоном, или кормит всех членов семьи несуществующей кашей.

Малыш умеет держать карандаш и чиркать в пределах листа. Если показать, как рисовать линию, старательно повторяет это действие.

Любит листать и рассматривать книги с красочными иллюстрациями. Причем перелистывает по одной странице, а не по несколько, как раньше.

Очень полезны пальчиковые игры.

Например, игра «Семья», где называются члены семьи и по очереди загибаются пальчики ребенка.

Для развития речи будет очень полезно читать малышу сказки, петь песни, читать стихи и просить его повторять услышанное.

Рекомендуем посмотреть видео про идеи для игр:

Игрушки

Самыми любимыми игрушками малышей в этом возрасте все еще остаются пищащие, говорящие, светящиеся и яркие игрушки.

Но также они любят играть со сборно –разборными игрушками, такими как матрешки, пирамидки, разноцветные стаканчики, вкладыши.

Различные конструкторы с крупными деталями, кубики также очень интересны детворе.

Дети очень любят книжки с музыкой, разговаривающих кукол.

Интерактивные игрушки очень нравятся детям всех возрастов.

Чек-лист этого месяца

  • Купите обувь для малыша. Если малыш начал ходить, пора задуматься о первой паре обуви! Обувь должна быть из гибкого материала и иметь нескользящие подошвы. Размер должен быть с запасом – через 2-3 месяца купленная пара, скорее всего, станет мала. Будет здорово, если первую пару обуви вам поможет подобрать консультант специализированного магазина, чтобы точно выбрать правильный размер.

  • Запланируйте визит к педиатру. На этом приеме врач может сделать прививки и в целом оценить состояние здоровья и развитие малыша. Не забудьте задать врачу все накопившиеся вопросы.

  • Запишите малыша на прием к стоматологу. Если вы еще этого не сделали, сейчас подходящий момент запланировать первый визит к стоматологу.

  • А чтобы узнать еще больше полезной родителям информации, подпишитесь на нашу рассылку:

child 1 year old — checklist

Календарь развития ребенка с рождения до 3 месяцев

Первые три месяца первого года жизни малыша считаются самыми трудными, поскольку в это время только налаживается работа всех систем организма, а кроха адаптируется к окружающему миру.

Чтобы проследить за корректностью развития ребенка, можно воспользоваться таблицей основных навыков и показателей для деток первых месяцев жизни:

  • с рождения до 1 месяца кроха очень слаб, поэтому большую часть времени проводит во сне. Мышцы тела еще не развиты, удерживать самостоятельно головку малыш не может,  в то же время конечности большее время поджаты и находятся в пружинистом состоянии. Нормальный вес для ребенка этого возраста составляет от 2,5 до 4,5 кг, при росте от 45 до 54 см. Развитие органов зрения и слуха будет продолжаться на протяжении первых 90 дней, вначале ребенок не различает цвета, а громкие звуки его вовсе не пугают, что характеризует слабо развитый слух;
  • с 1 до 2 месяцев явно проявляются внешние изменения – черты лица ярко выражены, отечность тела проходит, кожа приобретает нормальный оттенок. Проходит мышечный тонус, ребенок уже может разгибать кулачки, ненадолго приподнимает головку, активно размахивает конечностями. Проявляется развитие разговорных навыков, грудничок начинает агукать и осознанно улыбаться. В это время уже можно установить зрительный контакт с крохой, он внимательно рассматривает все вокруг и уже узнает знакомые лица, глазки еще могут немного косить, но это скоро пройдет. Развитие слуха проходит очень активно, поэтому остерегайтесь громких и резких звуков – они могут сильно испугать малыша;
  • с 2 до 3 месяцев – активная стадия, проявляется умение брать игрушки и любые интересующие предметы. Уменьшается время дневного сна, при этом ночной отдых может быть непрерывным на протяжении 5-6 часов. Кроха стремится познавать окружающий мир, для чего своими силами пробует поднимать голову в положении на животе, упирается ножками, чтобы приподняться, и т.д. К 3 месяцу рост деток достигает 53-62 см, а вес может быть в пределах от 4 до 7 кг.

Окончание первого триместра года знаменуется относительно спокойным и планомерным развитием организма малыша. Все системы начинают работать без перебоев, психическое состояние ребенка нормализуется, устанавливается определенный режим бодрствования и сна, что позволяет маме планировать день.

Что должен уметь годовалый малыш?

Многие родители беспокоятся о том, чтобы их малыш развивался правильно. Полезно знать, что должен уметь ребенок в годик. Но нужно учитывать, что все дети разные. Поэтому к концу 11 месяцев они могут прийти с отличительными показателями.

На то, что может делать годовалый ребенок, влияют такие факторы:

  • психоэмоциональное состояние;
  • наличие врожденных или приобретенных патологий психики, опорно-двигательной, сердечной системы;
  • индивидуальные особенности организма;
  • отношения родителей, атмосфера в семье;
  • генетическая предрасположенность к раннему или позднему развитию;
  • особенности питания;
  • наличие условий для развития;
  • как часто и правильно ли занимаются родители с малышом.

Все умения можно поделить на три категории:

  1. физические показатели;
  2. психоэмоциональные;
  3. психомоторные навыки.

Физические показатели

В год кроха имеет немало двигательных навыков. Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, ВОЗ отмечает, что к 12 месяцам малыш должен прийти с определенными физическими показателями.

В год ребенок должен уметь:

  • стоять, держась за руку взрослого;
  • сидеть;
  • ползать;
  • ходить вдоль опоры;
  • забираться на диваны, стулья, прочие предметы мебели;
  • шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • нажимать на игрушки, которые издают звук;
  • спускаться с кровати, дивана;
  • катать коляску;
  • приседать;
  • вставать на ноги из любого положения.

Иногда дети пропускают стадию ползанья. К таким малышам относятся те, которые рано встали на ножки и выбрали для себя взрослый способ передвижения (ходьбу). Они очень подвижны, активны, быстро развиваются в физическом плане. К году они могут уже ходить без помощи родителей.

Психоэмоциональные навыки

Нервная система годовалых детей становится более крепкой. К 12 месяцам у малышей наблюдаются различные психоэмоциональные навыки.

Для ребенка в 1 год свойственны такие способности:

  • проявление чувств к родителям, игрушкам;
  • боязнь незнакомых людей;
  • реагирование на появление новой игрушки;
  • выражение радости при виде тети, бабушки, дедушки, других знакомых людей;
  • указывание на предметы, которые перечисляет взрослый;
  • возмущение на запреты, строгий тон родителей;
  • узнавание членов семьи на фотографии;
  • подражание действиям взрослых людей;
  • обнимание, целование родителей;
  • проявление интереса к книжкам (перелистывание страниц, разглядывание рисунков);
  • рассматривание своего отражения в зеркале;
  • подражание звукам, издаваемым транспортом, животными;
  • реагирование на свое имя;
  • копирование интонации взрослых.

К 12 месяцам дети обычно произносят около 10 слов, пытаются общаться с другими малышами. В этом возрасте уже хорошо проявляются личностные качества: уравновешенность, спокойствие, усидчивость, активность.

Дети в год умеют выполнять несложные просьбы: например, «покажи кошку», «дай игрушку», «где глазки». Они танцуют и подпевают, когда слышат музыку, которая им нравится.

Малыши в 12 месяцев умеют хлопать в ладоши, хорошо понимают слова «нельзя», «нет»

Они способны на несколько минут сконцентрировать внимание на мультфильме, книжке

Приведенные навыки и умения специалисты относят к обязательным. Заботливые родители могут ускорить психоэмоциональное развитие своего малыша.

Психомоторные навыки

Годовалые дети продолжают активно познавать мир. Им интересно, что находится в шкафу, как устроена игрушка. Они приобретают ряд психомоторных навыков.

Дети в 12 месяцев должны уметь:

  • собирать и разбирать пирамидку из 2-3 колец;
  • снимать с кастрюль и коробок крышки;
  • составлять башню из двух кубиков;
  • проталкивать небольшие предметы в отверстия;
  • класть в коробку какой-то предмет;
  • пить из чашки;
  • есть с ложки;
  • закрывать коробку крышкой;
  • держать взрослого за руку;
  • причесывать куклу;
  • перекладывать игрушку из одной руки в другую;
  • возить машинку;
  • стучать палкой по предметам;
  • бросать и ловить мяч;
  • открывать и закрывать двери шкафов, выдвигать и задвигать ящики;
  • брать большим и указательным пальцами маленькие предметы.

Многие годовалые малыши играют со своей одеждой, ботинками. Маленькие предметы позволяют развивать мелкую моторику, а большие – крупную.

Испытание на выносливость для мамы

Одним из его прогрессов является умение проявлять себя по-разному при разных людях. И чем ближе к нему человек, тем он больше капризничает и балуется. С чужими людьми он самый воспитанный и скромный ребенок.

Когда рядом мама, крошечка дерется, балуется, топает ножками, выплевывает еду. Маме может показаться, что он испытывает ее любовь на прочность.

И чем раньше он это поймет, тем меньше будет вредничать. Если мама неадекватно реагирует на такое баловство — поведение чада только усугубиться.

В годик в рацион крохи уже могут быть введены почты все продукты.

Радует то, что ребенок с ловкостью держит ложку с вилкой, умеет ими орудовать. Привычные бутылочки с соской можно сменить на чашечки или поильники. Хотя бы дома.

Особенности психоэмоциональной сферы

В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.

Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.

Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.

Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.

Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.

Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.

Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.

Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке. Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей

Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта

Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.

Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.

Что может уметь дитя в двенадцать месяцев?

  • говорить около пятнадцати легких слов и их имитаций;
  • ходить без посторонней помощи;
  • менять поведение при разных людях;
  • делать самостоятельные поступки;
  • ярко выражать отрицательные эмоции;
  • складывать пирамидки, делать башню из нескольких фигур;
  • делать из пластилина колбаски или лепешки;
  • проявлять интерес к определенным занятиям, выражать любовь или неприятие к ним;
  • комментировать происходящее при рисовании;
  • откусывать и пережевывать твердую еду;
  • самостоятельно пользоваться ложкой с чашкой;
  • приседать, вставать самостоятельно на ноги;
  • залезать на диван и слазить с него;
  • открывать и закрывать крышечки банок, складывать и доставать оттуда предметы;
  • имитировать поведение взрослых — кормить, ругать, ухаживать за своими игрушками;
  • открывать и закрывать шкафчики, доставать и складывать оттуда вещи;
  • эмоционально показывать различные чувства;
  • реагировать на музыку;
  • имитировать речь взрослых;
  • махать ручками по типу прощания, делать ладушки;
  • различать и указывать на предметы;
  • делать гримасы.

Первый годик самый знаменательный. Малюсенький, мало ориентирующийся в происходящем человечек стал увереннее, самостоятельным, теперь кроха знает, чего хочет и требует этого от других. Сейчас вы уже общаетесь с ним с помощью слов, у него их целых десять или пятнадцать.

В большинстве своем произношение ребенка эмоционально, не поддается законам грамматики и больше похоже на сплошные междометия. Малыш чаще говорит сам себе, но обращаясь к остальным — ждет понимания со своевременной реакцией. Он может жестикулировать, чтобы вы понимали, что ему нужно. Он с удовольствием делает все, что вы ему поручите.

Ребенок воспринимает слова запрета и поощрения, понимает, когда его бранят, а когда дают свободу действий. Он уже знает название занятий. Например, гулять, кушать, отдыхать, и дает реакцию на них соответственно. Может радоваться либо сопротивляться.

Развитие речи

Речь и психика взаимосвязаны настолько, что разделить их невозможно. Процесс познания происходит через развитие речи. Ребенок начинает обобщать. Теперь для него «би-би» – это и игрушечная машина, и самосвал на улице.

Понимание речи уже сформировано. Активный словарь ребенка (слова, которые он произносит) состоит из 15 – 20 слов-заменителей. Пассивный словарь (понимание обращенных к ребенку слов) довольно объемный. С помощью интонации ребенок может передавать свои эмоции.

Ребенок произносит все гласные звуки и некоторые согласные. В двухсложных словах он произносит ударный слог («мишка» – «ми»). Начинают появляться первые предложения из двух слов: «Дай ми».

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не надо разговаривать с ребенком его детским языком, коверкая слова. Все слова следует произносить правильно. Больше комментируйте все, что происходит вокруг. Побуждайте ребенка к речи, как можно чаще задавая ему вопросы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Исследователи заметили, что ребенок, в речи которого преобладают существительные, – это будущий аналитик. Тот малыш, который чаще употребляет глаголы (дай, гулять) вырастет очень деятельным человеком.

Упражнения на развитие речи:

  • все игры, развивающие мелкую моторику (движения пальцев рук);
  • чтение книг;
  • «Позови игрушку»;
  • «Погладь киску»;
  • «Покажи у собачки глазки, носик, ушки»;
  • Различные «Прятки» с игрушками и самим ребенком;
  • «Поздоровайся с куклой. Как ее зовут? »;
  • «Кто как кричит».

Родители должны наблюдать за своим ребенком. В случае, если в возрасте 17 месяцев он ничего не говорит, не ходит, не умеет самостоятельно принимать пищу – это очень серьезный повод обратиться к специалистам, поскольку развитие ребенка не соответствует установленным в педиатрии нормам.

Любите и развивайте своих детей.

Особенности психоэмоциональной сферы

Они проявляются в поведении ребенка:

  • малыш, который умеет не только ходить, но и бегать, вдруг начинает часто «проситься на ручки»;
  • проявляет необычную требовательность к мелочам – пьет только из определенной чашки или ест только выбранную им еду;
  • избирательно относится к выбору игрушек, собственной одежды или обуви;
  • требует от родителей ежевечернего чтения сказки (иногда – одной и той же) – все это лишь консервативное желание стабильности и ощущение защиты и контроля для ребенка.

Родителям необходимо использовать такие особенности малыша грамотно – выполняя его просьбы, можно обеспечить ребенку ощущение стабильности и уверенности.

Ребенок в этом возрасте эмоционален, активен, всегда находится в состоянии какой – либо деятельности.

При положительных оценках его действий хорошо настроен и стремится выполнять все просьбы взрослых. При неудачах расстраивается и быстро отказывается от выполнения любых действий.

Часто упрямится, капризничает и настаивает на своем, но легко «переключается» (при грамотной попытке старших отвлечь внимание малыша на другое действие или предмет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector