Драка в детском саду: как реагировать?

Что делать, если дети дерутся в детском саду?

Если дети дерутся в детском саду из-за игрушек

Разделите игрушки и постарайтесь, чтобы у каждого ребенка был свой личный набор. По мнению ребенка, общих игрушек не бывает, они всегда кому-то принадлежат. Поэтому, если в детском саду есть игрушка, из-за которой ребенок бьет детей в детском саду, лучше приобрести ему личные вещи, которыми он сможет безраздельно распоряжаться. Даже если ребенок не будет долго пользоваться какой-то вещью, она автоматически не должна переходить к другому без разрешения владельца. Если в момент спора за игрушку родитель или воспитатель будут уговаривать ребенка поделиться, призывая его «не быть жадиной», малышу будет непонятно — почему вдруг другому ребенку уделяют больше внимания и уважения, чем ему.

Чтобы избежать драк за игрушки, необходимо научить детей спрашивать друг у друга: «Можно ли у тебя взять игрушку?». При этом у каждого из них должно быть право ответить «нет». Если ребенок, которому отказали, расстраивается и плачет, лучше отвлечь и переключить его на другое занятие, а не уговаривать другого, взывая к чувству вины.
При этом правило для всех должно остаться неизменным: если разрешили — брать можно, не разрешили — нельзя.

Часто бывает так, что вашему ребенку хочется иметь такую же игрушку, «как у Пети». В таком случае правильным будет приобрести ему аналогичную вещь, чтобы избежать конфликтов и драк. В каждом саду есть личные шкафчики и полки, где можно хранить приобретенные игрушки, если ребенок не желает, чтобы ими пользовался кто-то другой.

Необходимо воспитывать в ребенке чувство собственного достоинства и уважения к другим. Если ваш ребенок дерется в детском саду из-за игрушек, требуя, чтобы кто-то с ним поделился, объясните ему, что право на личные вещи есть у каждого: «Ведь машину твоего папы не может взять без спроса никто: ни я, ни бабушка, ни наш сосед, даже если нам этого очень хочется. И мой телефон не может взять без спроса ни мой коллега, ни даже ты. Так почему ты хочешь брать чужое, когда тебе это запретили?». Культуру уважения к чужим вещам необходимо воспитывать в каждой семье.

Если дети дерутся, чтобы привлечь внимание или восстановить справедливость

Если драки в детском саду происходят спонтанно, и дети прибегают к воспитателю или родителю с жалобами на то, что «он первый меня ударил», не стоит устраивать разбирательства и принимать чью-то сторону. Главная задача — развести дерущихся детей и не дать им продолжать драку. Если же вы попытаетесь принять чью-то сторону, чувство справедливости у другого ребенка будет обостряться, и в этот момент вы рискуете создать трещину в детских отношениях.

Если через короткое время дети попытаются устроить совместную игру, не стоит им разрешать это делать: объясните, что раз вместе они быть не могут — значит, должны играть по-отдельности.

Не стоит увещевать детей, говоря им, что «драться плохо» или «дети не должны драться». Необходимо понять, что дерутся дети не просто так — всегда существует какая-то причина, о которой взрослый может не знать. Поэтому, пока страсти не улягутся, просто не давайте драчунам сходиться. Если вы не будете принимать ни одну из сторон, то ни у кого из детей не будет накапливаться невысказанная обида. А когда «возраст драк» пройдет, дети будут продолжать мирно сосуществовать и помогать друг другу.

Агрессивное поведение до года

В первые месяцы жизни ребенок выражает недовольство при помощи криков и мимики. Полугодовалый малыш помимо этого уже способен кусаться и щипаться – это его способ показать миру свои негативные чувства. Злость – это одна из базовых человеческих эмоций, обусловленная особенностями нервной системы человека

Детям важно сразу же начать объяснять (вербально и поступками), что эмоции следует выражать социально приемлемыми способами

Если малыш в возрасте до года дерется, это означает, что он неосознанно реагирует на негативный эмоциональный фон мамы, с которой пока еще тесно связан

Чтобы исключить агрессию с его стороны, маме важно разобраться со своими проблемами, больше отдыхать и гулять на свежем воздухе с малышом

Кто виноват?

Прежде чем переходить к решению проблемы, важно выяснить ее причины – они могут быть различными. В раннем возрасте, до 1 года, попытки укусить маму или дать приятелю из песочницы лопаткой по голове носят характер обычного любопытства: «А что из этого получится?» Попутно малыш уяснит для себя, вкусная ли у мамы рука, и громко ли будет плакать приятель

От года до двух драки часто являются для ребенка способом выразить те эмоции, которые он пока не умеет выразить словами. В некоторых случаях (чаще во время баталий с мамой и близкими родственниками) малыш размахивает кулаками для снятия напряжения и воспринимает драку как веселую игру, не осознавая пока негативных последствий, в частности, что причиняет кому-то боль.

В возрасте от трех до пяти лет малыш уже неосознанно ищет границы допустимого поведения – «что такое хорошо и что такое плохо». Это период, когда дети активно взаимодействуют на детской площадке в процессе игры: конфликты возникают неизбежно – но ребенок не всегда знает, как их разрешать мирно.

В возрасте от пяти лет драки становятся способом самоутверждения, особенно для мальчиков. Конкуренция в мужском мире существует даже на уровне дошкольников. Как выделиться на фоне других? Как добиться авторитета и внимания к своим словам и поступкам? Впрочем, к дракам прибегают далеко не все ребята, так как многие из них к этому возрасту успевают научиться мирному разрешению споров.

Можно также выделить несколько причин детской агрессии, не имеющих отношения к возрасту ребенка. Они могут провоцировать малыша на драки практически в любом возрасте, кроме, возможно, самого младшего:

состояние здоровья, например болезнь (она вызывает чувство дискомфорта, которое, в свою очередь, выливается в неоправданную агрессию);
особенности характера (вспыльчивый, нетерпеливый);
подражание кому-либо из близких родственников (либо отцу, который часто ввязывается в «выяснение отношений», либо маме, которая склонна выплескивать раздражение на окружающих);
протест против жесткого воспитания или против гиперопеки;
способ привлечь внимание взрослых;
неумеренная самооборона;
конфликты в семье (даже если ребенок не видит их своими глазами, он чувствует напряжение);
ревность (ко второму ребенку или новому мужу мамы);
практика телесных наказаний в семье (вырабатывается установка «бить других можно»);
воспитание (мама и папа убеждают ребенка в его исключительности и внушают, что необходимо любыми способами, в том числе кулаками, отстаивать свои права).

Канадские ученые, совместно со специалистами больницы Сэн-Жюстин, в ходе наблюдений доказали, что агрессивное поведение ребенка является генетически наследственным явлением. Исследователи попросили родителей 667 пар близнецов оценить уровень агрессии детей в разные возрастные промежутки: 20, 32 и 50 месяцев. Практика подтвердила теорию: агрессия наиболее характерна для детей раннего возраста. По мнению ученых, «роль» генов в агрессивности детей составляет 50%. Остальными факторами, приводящими к повышенной агрессивности, исследователи называют окружающую среду и ролевые модели в семье. К счастью, несмотря на «давление» генов, большинство детей эту проблему перерастают.

Как реагировать?

Запомните важное правило: «Насилие порождает насилие». Если не хотите, чтобы ваш ребенок дрался, не показывайте ему негативный пример. Так что же делать родителям, как правильно себя вести:

Так что же делать родителям, как правильно себя вести:

  • Зная повадки своего малыша, когда он рассержен, совсем не сложно догадаться, когда он начнет драться. Не нужно выжидать и спокойно смотреть на то, как он бьет вас. Предотвратите этот момент, придержите его руку, чтобы он не смог вас ударить.
  • Метод «Нельзя». Эффективен с детками от двух до шести лет. Главное правильно пользоваться этим методом. Если после каждого приступа агрессии просто повторять «нельзя» – это будет лишь пустой звук.

Психологи рекомендуют пошаговую модель поведения в данной ситуации:

  1. Подойдите близко к ребенку и крепко возьмите его за запястье.
  2. Серьезно и глядя в лицо скажите фразу: «Драться нельзя!».
  3. Не переигрывайте с суровостью, голос не повышайте, а говорите нейтрально. Главное дать понять, что это не наказание, а норма поведения, которую следует соблюдать.
  4. Не отпуская руки ребенка, молча отведите взгляд и сосчитайте до двадцати. Если он захочет заговорить с вами или вырваться: молчите и сохраняйте спокойствие.
  5. После этого повернитесь к нему лицом и повторите: «Драться нельзя!». Затем отпустите руку.
  6. Если малыш вас тут же ударил, повторите все с самого начала, не пропуская ни одного пункта.

Если ваш двухлетний малыш совсем перестал слушаться или трехлетний ребенок постоянно закатывает истерики – вам стоит ознакомиться с рекомендациями психологов и особенностями этого возраста.

Как предотвратить агрессивное поведение

Приказы и запреты – это не решение проблемы детской агрессии. Если ребенок дерется в детском саду, телесные наказания могут только усугубить ситуацию. К сожалению, даже сегодня есть родители, не осознающие абсурдности физического наказания. Но ведь речь идет, по сути, о физическом насилии. Они бьют детей по рукам, по ягодицам, по лицу, утверждая при этом, что биться нельзя. Но какое послание они дают ребенку, который в настоящий момент подвергся физическому нападению? Что можно бить только более слабых? Или можно побить кого угодно, кто неправ?

Для всех возрастов особенно важно быть с ребенком, уделять ему время. Научитесь не только задавать вопросы, но и (прежде всего) слушать

Попробуйте понять, что вызывает агрессивное поведение, что скрыто на заднем плане. Ребенок часто дерется в детском саду из-за страха или гнева. Надо помочь ему научиться управлять эмоциями разумным способом.

У самых маленьких детей агрессивное поведение (укусы, царапанье) важно заметить в самом начале, настоятельно указать, что оно недопустимо. Вместо шлепков, наказаний, можно отойти от него, чтобы он не мог причинять вам физическую боль

Необходимо всегда реагировать на агрессивное поведение негативно. Смеясь над ним один раз, и осуждая во второй раз, вы собьете ребенка с толку. Он продолжит тщательно проверять реакции.

Определите стимулы, способные увеличить детскую агрессивность. Они очень разнообразны. Родители могут определить, что заставляет их действовать агрессивно. Чаще всего это страх, гнев, безнадежность. По мнению психологов, наиболее агрессивное поведение увеличивает разочарование невыполнением. В первую очередь, речь идет о необходимости внимания. Каждый ребенок нуждается во внимании, признании своим окружением. Если не получается достичь внимания позитивным способом, он попытается привлечь его негативным

К сожалению, агрессия и злость кажутся некоторым детям наиболее эффективным способом привлечь внимание родителей

Чувство защищенности и безопасности незаменимо для ребенка. Слишком много приказов, запретов ограничивают их. Но чрезмерная свобода, недостаток временной структуры сбивают их с толку. Родители также не должны забывать, что маленькие дети любят ритуализированное поведение – например, ежедневный цикл «ужин → ванна → сказка → кровать» обеспечивает им чувство безопасности, потому что они знают, что последует за конкретным действием.

Это также относится к дошкольникам. Родители могут использовать спокойные моменты перед сном, чтобы проанализировать прошедший день, оценить его (при условии, что ребенок не слишком устал). Но анализ должен проходить в оптимистичном направлении («Что сегодня можно было сделать иначе?», «Что можно сделать лучше в следующий раз?»). Ребенок должен уснуть спокойно, без упреков, тем более, без слез. Многим родителям помогает разбор (и «исправление») проблемных ситуаций путем использования кукол, мягких игрушек. Это позволяет детям лучше понять ситуацию.

Чувства и плач не стыдны

Предотвращение непропорционального агрессивного поведения – это, прежде всего, искусство познания себя, понимания своих чувств

Важно осознание возможности испытывать грусть, гнев, потерю, не причиняя вреда окружению и себе. Поэтому родители, педагоги не должны стыдиться говорить с детьми о своих чувствах

Даже простой факт, что эмоции иногда переживают и другие люди, успокоит их, убедит в «нормальности», происходящего.

Слезы, плач, как мальчика, так и девочки не должны быть стыдными. Плач – это интенсивный способ смыть накопленные эмоции. Он помогает не только детям, но и взрослым. Напротив, попытка перетерпеть приводит к еще большему разочарованию. Подавленные чувства в конечном итоге вырвутся на поверхность. Чем больше их будет, тем интенсивнее будет эмоциональный взрыв.

Поэтому детей надо научить открыто говорить о своих чувствах, уметь их называть. Вместе можно лучше искать разные стратегии для решения проблем. Например, интенсивная физическая активность (бег, боевые искусства) может помочь контролировать не только тело, но и эмоции. По мнению экспертов, достаточное пребывание на природе, в идеале в сельской местности, способствует успокоению, как детей, так и взрослых.

Но некоторые поведенческие модели должны обеспокоить родителей или воспитателей. Речь идет о следующих ситуациях:

  • неоднократное жестокое поведение, без каких-либо признаков сожаления;
  • использование физического или умственного превосходства над окружением без признаков четких границ.

В таких случаях следует обратиться за профессиональной помощью.

Причины драк

Для начала давайте проанализируем корень проблем. Ведь сложно бороться с агрессивным поведением, не зная его причины.

Если вы позволяете себе бить (шлепать по попе, рукам, губам) своего ребенка, то ждите обратной реакции. Правило личного примера еще никто не отменял. В этом случае чадо может бить родителей или сверстников, вымещая на них свою злобу или показывая просто «нормальное для него» поведение.
Агрессивность старших друг к другу, постоянные скандалы, истеричное поведение также оказывают огромное влияние на ваше чадо. По мнению психологов, 50% детей, выросших в таких семьях, проявляют агрессию в обществе.
Если родители, старшие братья или сестра морально подавляют младшего, то позже из него вырастает жестокий человек, который озлоблен на весь мир. Что имеется в виду под подавлением? Это унижения, оскорбления, угрозы.
В последнее время психологи все чаще говорят о наследственности, от которой никуда не убежать. Один ученый как-то сказал: «Агрессивный малыш в итоге станет агрессивным ребенком, а агрессивный ребенок наверняка вырастет агрессивным взрослым».
В первые годы жизни навыки общения только формируются. Поэтому зачастую дети начинают драться между собой из-за невозможности высказать свои мысли и желания. Даже если малыш еще не умеет говорить, проговаривайте с ним все ситуации. Ведь его пассивный словарь уже работает.
Иногда таким способом ребенок проверяет взрослых и границы дозволенного. Своим поведением дети пытаются понять, как можно вести себя в той или иной ситуации

Приемлемы ли, например, капризы в магазине, или нет? Можно ли силой отобрать у сверстника понравившуюся игрушку или нельзя?
Ребенок может привлекать к себе внимание агрессивностью. Если родители игнорируют его, не уделяют ему должного внимания, то результат – драки

В таком случае он получает хотя бы негативный, но ответ со стороны старших. Поэтому необходимо  хвалить детей за какие-либо их достижения и хорошие поступки. А  не только ругать малыша за  проступки.  Часто мы как родители забываем о позитивных моментах.
Если психика ребенка уже нарушена (например, жестокостью в семье), то путем агрессивного поведения он может самоутверждаться в жизни. Например, ему приносят удовольствия драки, издевательство над животными и т.д. Тогда это уже более тяжелый случай, где может понадобиться помощь психолога.

Что говорят психологи, педиатры, педагоги?

Основная причина немотивированной детской агрессии, по мнению большинства психологов, исходит от раздражительности родителей, чаще – мам. Выплескивает он на них свою озлобленность пинками, кулачками, зубами, плевками, швыряют всем, что сможет кинуть. Таким способом он доказывает, что уже может постоять за себя.

Подобных детей почти ежедневно наблюдает в клинике известный детский врач Комаровский. Но не по поводу их драк, конечно же, а чаще по различным соматическим заболеваниям маленьких пациентов. Его мнение расходится с психологическими аргументами. Он считает, что не нужно мирно уживаться и убеждать словами маленьких тиранов, ожидая, когда они подрастут и поймут нелепость драк.

В ответ на укусы ребенка, его удары родителей должны следовать адекватные ответы. Естественно, не взрослыми по соизмеримости. На детскую агрессивность должна быть взрослая, но контролируемая. Он против мягких педагогических мер к таким детям, демократия в таких случаях позитивного результата не даст.

В Средние века педагоги и схоласты часто предлагали нечто подобное. Разбил ребенок окно зимой, в наказание его надо посадить не слишком одетым около него, и пусть думает о своем поступке. Но сейчас как наказывать ребенка за драчунство, решают родители.

Как отучить драться?

  1. Держите эмоции под контролем и проговаривайте их.

Если малыш путем драк выплескивает свою негативную энергию, то объясните и покажите ему на собственном примере, что так нельзя. Например, когда вы злитесь, расскажите ребенку, что вы чувствуете.

Затем предложите варианты действий: пойти прогуляться, побыть одному, прочитать пару страниц интересной книги, послушать музыку, поиграть в игрушки и т.д.

  1. Учите дружбе.

Объясните своему чаду, что такое дружба. И как она проявляется на деле. Ведь сегодня не только дети, но и многие взрослые не умеют дружить! Учите малыша уважению к окружающим, к другим мальчикам и девочкам. Покажите своему ребенку  как хорошо уметь ладить со сверстниками. Разберите с ним примеры конфликтных ситуаций. Предложите ребенку самому выбрать вариант  модели поведения в них. Затем разъясните, как лучше всего себя вести в том или ином случае.

Конечно, большинству родителей кажется, что их чадо еще несмышленое дитя, которого нужно оградить от всех сложностей в жизни. Но этот подход не верен. С ранних лет ребенок должен понимать, что такое ответственность, и, как ее нести за свои поступки.

  1. Беседуйте.
  1. Не бойтесь быть активными.

Малыши, детсадовцы, школьники — еще не до конца сформировавшиеся личности. Поэтому иногда родителям приходиться вмешиваться в их социальную жизнь. И это нормально. Если у ребенка случился конфликт с кем-либо, окажите ему всестороннюю помощь не только со своей стороны, но иной раз попросите подключиться друзей, учителей или воспитателей.

Только подойдите к этой ситуации не с упреком, а с желанием поделиться личным опытом и знаниями. Позитивный настрой очень важен. Однако вмешиваться в детские конфликты очень часто не стоит.

Нужно ли учить ребёнка давать сдачи, чтобы постоять за себя

Учить малыша давать сдачи или нет? Неимоверно сложный вопрос для многих ответственных родителей. И однозначного ответа на него нет, ведь даже у психологов мнения разнятся. Так, одни считают, что учить ребёнка бить в ответ неправильно. Причин тому несколько:

  • чадо в дошкольном и младшем школьном возрасте не умеет контролировать свою силу и может сильно поранить обидчика;
  • ответный удар может вызвать ещё один выпад, и в итоге начнётся бой без правил, ведь агрессия вызывает агрессию.

Оптимальный вариант — обходить задиру стороной, а в случае конфликта научить ребёнка говорить, что ему не нравится, когда его бьют.

Сложная дилемма для родителей: учить или не учить ребенка давать сдачи

Другие же психологи считают, что неправильно запрещать ребёнку давать сдачи, особенно мальчикам. Специалисты приводят такие аргументы:

  • мы живём в жестоком мире, и человек, который не умеет защищать себя, может плохо кончить;
  • ребёнок, которого приучили терпеть побои, ощущает себя очень униженным, так можно сломать его личность.

Маленького человечка нужно приучать к тому, что первым бить нежелательно, хотя иногда это единственный способ ответить на нефизическую агрессию. Расскажите школьнику, что нельзя бить по голове, в живот и ниже пояса, это смертельно опасно. И вообще, главное — дать понять любимому чаду, что он должен реагировать на оскорбление согласно ситуации, проявляя гибкость мышления.

Отметим, что по большей части всё вышесказанное относится к мальчишкам. А вот к девочкам нужен особый подход. Им стоит дать понять — с мальчиками драться нельзя и провоцировать их тоже, ведь рано или поздно она может столкнуться с мужчиной, которого не учили, что бить представительниц слабого пола плохо. Когда её обижают, стоит вначале поговорить с обидчиком, если не поможет, рассказать взрослым.

Важный момент: не стоит учить детей, что нельзя рассказывать взрослым о проблемах со сверстниками — это вовсе не ябедничество, а призыв о помощи. Лучше объясните: когда ваше чадо чувствует, что само не справляется, лучше рассказать старшим. Возможно, это даже спасёт кому-то жизнь.

Драки — естественная часть взросления ребёнка. Существует множество причин агрессивности — как внешних, так и внутренних. Но только от вас зависит, закрепится ли привычка размахивать кулаками, или маленький человечек научится решать конфликты мирным путём.

Что делать: пошагово

Далеко не все переживают из-за детских ссор. Есть те, кто пускает дело на самотек. Это – точно неверное решение. Что делать родителям при ссорах детей:

  • Выявить причину. Присмотреться, в каких случаях возникают ссоры, из-за чего, когда чаще;
  • Действовать аккуратно. Не стоит говорить «в лоб» — дети, вы ругаетесь, потому что вам скучно. Это не поможет. Доверительный разговор с каждым ребенком в отдельности, наводящие вопросы, примеры из своей жизни – вот то, что нужно;
  • Не отклоняться от той линии поведения, которую вы выберете для решения ситуации. Один разговор не поможет. Надо постоянно поддерживать достигнутый результат;
  • Когда дети ведут себя хорошо, вместе мирно играют – похвалите их. Для них это будет стимул на будущее.

Причины детской агрессивности

Ребенок бьет других детей — причину рекомендуется искать в воспитании, поведении родителей, общении. Есть немало факторов, вызывающих приступы агрессии.

Основные причины:

физическое самочувствие. Частая утомляемость, раздражительность, возбудимость появляются на фоне повышенного внутричерепного давления;

семейные конфликты. Ссоры родителей, приводящие к проявлению агрессии между родителями — плохой пример. Малыш считает нормальным выяснять отношения, используя аргументы – кулаки, крик;

просмотр вредных мультфильмов, игры, содержащие сцены жестокости. Ссоры на экране телефона, компьютера, телевизора часто решаются кулаками. Малыш не понимает, что драки условные, следуя негативному примеру в жизни;

избалованность

Чрезмерное внимание родителей, вседозволенность также завершаются неприятным явлением — ребенок дерется с мамой, сверстниками. Для бурного негодования достаточно отказа удовлетворить просьбу, требование;

одиночество

Родители, беспокоящиеся только о благополучии малыша, часто отказывают во внимании. Чувствуя себя ненужным, нуждаясь в душевных разговорах, маленький человечек пытается вызвать интерес необычным способом — приступами агрессии.

Почему ребенок проявляет агрессию

Чтобы бороться с проблемой, изначально родителям стоит подумать о ее первопричинах. Дети открыты и бесхитростны, они редко притворяются, а все их эмоции являются выражением внутреннего состояния. Задумайтесь, что могло послужить поводом для такого поведения! Самых распространенных причин несколько:

Малыш привлекает внимание. Многие дети проявляют агрессивное поведение еще до того, как начали разговаривать. Если ваш ребенок еще совсем маленький, то вполне вероятно, что он бьет вас, чтобы добиться «дозы» вашего времени

Когда родители часто заняты домашними делами, подолгу могут находиться за компьютером или просмотром телевизора, то ребенок, заскучав без родительской ласки, может легко «напомнить» о себе шлепками, укусами и т.п. При этом действии малыш может не и понимать, что делает взрослым больно или неприятно. Ему важен результат любой ценой, а именно получение родительского внимания

Если ваш ребенок еще совсем маленький, то вполне вероятно, что он бьет вас, чтобы добиться «дозы» вашего времени. Когда родители часто заняты домашними делами, подолгу могут находиться за компьютером или просмотром телевизора, то ребенок, заскучав без родительской ласки, может легко «напомнить» о себе шлепками, укусами и т.п. При этом действии малыш может не и понимать, что делает взрослым больно или неприятно. Ему важен результат любой ценой, а именно получение родительского внимания.

Ребенок хочет получить то, что для него запретно. Ребенок увидел что-то интересное для себя, у него появилось желание получить какой-то предмет «здесь и сейчас», но родители отвечают отказом. Малыш вне состоянии контролировать эмоции, и с проявлением агрессии он выказывает свое недовольство по поводу сложившейся ситуации.

Изучает границы дозволенного поведения, проверяет уровень «критической точки». Эта причина чаще всего характерна для поведения детей младшего дошкольного возраста. «Что будет, если я так сделаю?».

Ребенок воспитывается в железной дисциплине, слышит большое количество запретов от родителей. Если ребенок здоров, хорошо и по возрасту развивается физически и морально, то он будет активным, «живым», любознательным малышом. Таким детям просто необходимо выплескивать накопившиеся за день эмоции. Поэтому им показано прыгать, бегать, лазать, проявлять активность. Такое состояние является нормальным, особенно для детей дошкольного возраста. Если же в семье практикуется строгая дисциплина, ребенку не позволяют быть полноценным «ребенком», требуют от него спокойного поведения, постоянного послушания, постоянно делают замечания и одергивают, то рано или поздно малыш обязательно «сорвется». Агрессия, направленная на родителей, в такой ситуации будет ничем иным, как выплеском накопившейся энергии и протестом против чрезмерно строгого отношения.

Ребенок повторяет поведение родителей. Если родители часто конфликтуют при детях, проявляют агрессию по отношению друг к другу или же часто шлепают ребенка, то почти наверняка, что эта модель поведения будет скопирована и им самим. Притом обижать, «поднимать руку» он чаще всего будет на более слабых, например, на младших братьев-сестер или на домашних животных.

Родители постоянно мотивируют ребенка «давать сдачу». Часто взрослые, видя, что их ребенка обидел другой ребенок, требуют подойти и поколотить обидчика, «не отступать», ответить тем же. Ребенок подсознательно запомнит, что таким образом нужно всегда решать конфликтные ситуации и впоследствии легко станет применять эту модель поведения и с родителями.

Малыш демонстрирует радость. Иногда ребенок в порыве положительных эмоций может начать драться, кусаться или щипаться.

Если ваш сын или дочь дерутся из-за вышеперечисленных причин, то не пускайте развитие дальнейших событий на самотек. Помните, что детей необходимо научить достойному поведению и аккуратному, бережному отношению к окружающим людям.

Почему ребенок дерется?

Маленькие дети большинство поступков совершают, руководствуясь интуицией. Ребенку еще очень сложно управлять своими эмоциями, поэтому зачастую родители видят его реакцию при испуге, например, или радости, в виде крика, громкого смеха, слез, в том числе драчливости.

Кроме того, если ребенок дерется, возможно, такое поведение — копирование стиля общения окружающих его людей (родителей, сверстников, родственников). Еще одной распространенной причиной того, почему ребенок дерется, является просмотр «боевиков». Возможно, отцу или матери кажется, что малыш еще ничего не понимает, он даже может в это время спать, но в его подсознание «откладывается» поступающая информация (крики, выстрелы и т.д.)

Ребенок дерется с родителями

Ребенок может ударить дедушку или бабушку кулаком, укусить маму или замахнуться на отца. Что может привести к драке ребенка с родителями? В основном это реакция взрослых и их ответные действия. Как только малыш ударил, например, маму, она сначала показывает обиду и недовольство, а затем проходит какое-то время и она мирится с ребенком, целует его

Видя такую реакцию на свое поведение, кроха понимает, что подобными действиями можно привлечь внимание. И тогда ребенок воспринимает драку как средство достижения цели

Или же другой вариант: ребенок дерется с родителями по причине агрессии со стороны самих родителей, к примеру, если они криком или физическим воздействием заставляют его убрать игрушки, выпить чашку молока и т.д.

Совет как отучить ребенка драться:  а) изменить свое поведение, быть дипломатичней, проявлять спокойствие; б) раз решили наказать малыша, то нужно выдерживать время наказания, показывая тем самым, что драка приводит к лишению ребенка внимания со стороны близких, а не наоборот.

Ребенок дерется в детском саду

Если ребенок дерется в саду, вполне вероятно, что он пытается таким поведением самоутвердиться в новом для него обществе, показать или доказать, что он сильный и смелый. Также малыш может выступать в роли «борца за справедливость», давая сдачу обидчикам.

Совет как отучить ребенка драться:  а) необходимо разобраться в ситуации, поговорить с малышом, детально узнать, почему ребенок дерется в саду; б) если он просто дал сдачу, то постараться объяснить малышу, что не всегда обязательно пускать в ход кулаки. в) Для выхода эмоций можно записать ребенка в спортивную секцию.

Также очень важно научить ребенка видеть в окружающих в первую очередь только хорошие качества: это поможет ему завести много друзей в будущем

Ребенок дерется в школе

Некоторые дети очень сильно меняются в поведении, переступая рубеж садика и начиная школьную жизнь. Активисты в садике могут стать пассивными в школьной жизни, сангвиники превращаются в холериков. Что делать, если ребенок дерется с одноклассниками?

Психологи утверждают, что дракой дети часто пытаются показать, что они тоже взрослые, «мужики». Также ребенок может драться из-за неуверенности в «новой жизни», воспринимая буквально слова взрослых, что жизнь-борьба, а побеждает – сильнейший.

Совет как отучить ребенка драться: а) стараться больше общаться с ребенком, чтобы понять, что его пугает в школьной жизни; б) подобрать полезную детскую литературу, в которой раскрывается настоящий героизм человека и драки показаны с отрицательной стороны; в) записать в спортивный кружок для воспитания привычки к дисциплине, самовыражения и выхода эмоций.

Когда детская драчливость выходит за пределы нормы?

Вопрос «Что делать, если ребенок дерется?» частенько волнует не так мам, как руководителей детских коллективов. Маме в каком-то смысле проще – став свидетельницей драки с участием своего чада, она немедленно вмешается, утешит и успокоит своего ребенка.

А вот воспитателю или учителю сложнее! Как бы ни стремился педагог к индивидуальному подходу, одновременно наблюдать за парой десятков шустрых малышей, отслеживая все перипетии ежеминутно вспыхивающих конфликтов, физически невозможно!

Поэтому обычно он видит общую картину – там, где находится Вася Петров, постоянно вспыхивают драки. Нереально каждый раз выяснять, кто у кого что отобрал и каким словом назвал! Обычно проблема решается окриком: «Петров, ты опять?!!! Ну ты у меня допрыгаешься, щас вызову маму!!!».

Что происходит на самом деле и что делать, если ребенок дерется постоянно?

«Патологический драчун» — это ребенок, который не так выясняет конкретные проблемы, как самоутверждается или просто развлекается, задирая других детей. Драчун точно знает, что если с нахальным видом положить чью-то ручку в карман на глазах владельца – драка вспыхнет немедленно!

Что делать, если ребенок дерется «по-мушкетерски» (помнишь знаменитое «Дерусь – потому что дерусь!»?)?

  • Во-первых, строго отслеживать и карать все факты таких драк – удовольствие от них для драчуна зиждется как раз на зрелище чьей-то обиды при полной собственной безнаказанности!
  • А во-вторых – хвалить и поощрять любые другие, «легальные», попытки ребенка выделиться: решил быстрее всех контрольную, нарисовал хороший рисунок и т.д. Особенно поощрять и хвалить при коллективе, если ребенок попробует кому-то чем-то помочь!

В конце концов, дети представляют собой именно то, кем их чаще всего называют: если видеть в драчуне только драчуна, он им и будет, а вот если говорить «какой наш Вовочка молодец, всем помогает!» — шансы на исправление точно появятся!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector