Правила игры для начинающих шахматистов

Содержание:

Погрузитесь в атмосферу

Детям очень важна атмосфера. Когда вы приводите ребенка в шахматную школу, все здесь формирует особую обстановку и создает мотивацию для занятий. Это и расставленные фигуры, и портреты великих шахматистов, и тренеры, говорящие на «шахматном» языке, и группа таких же ребят, которые пришли заниматься. Практически во всех городах России существуют шахматные кружки или школы, куда можно прийти с ребенком начиная уже с 5-6 лет.

Сейчас очень популярны занятия шахматами по скайпу, и кажется, что это очень удобно — никуда не нужно ехать, ребенок сидит у себя в комнате и онлайн общается с тренером по шахматам, видя на экране компьютера шахматную доску. Однако такой способ подходит не всем, скорее, дистанционные занятия должны дополнять занятия в группе.

Маленьким детям трудно сконцентрировать на экране с шахматной доской, им нужно общаться, переключать внимание и… веселиться

Поэтому ищите, где в вашем городе учат играть в шахматы, и не жалейте времени, чтобы туда доехать. Я вижу, что моим детям иногда лень ехать в клуб, стоять в пробках, однако как только они туда попадают, глаза загораются, и непонятно, куда же делись те двое, которые ныли всю дорогу.

Шахматный турнир на Останкинской башне

Как заинтересовать ребёнка шахматами

Есть старый добрый беспроигрышный приём, многократно испробованный разными поколениями. Основан он на ещё более старой истине, которая гласит: «запретный плод сладок». Работает он так. До того, как начать обучение ребёнка правилам шахматной игры, нужно периодически в его присутствии доставать шахматную доску, расставлять фигуры, играть с другими членами семьи и гостями дома.

На все его вопросы следует отвечать: да, это очень интересная и увлекательная игра, и он тоже сможет поиграть в неё, но попозже, когда немного повзрослеет. После каждой партии нужно убирать игру повыше, чтобы ребёнок не имел возможности её достать

Важно непреклонно «держать паузу», не идя навстречу просьбам ребёнка дать ему эту игру

А через небольшое время (2-4 недели) можно торжественно сказать ребёнку, что он немного подрос и готов приобщиться к этой замечательной игре. Первое занятие лучше сделать совсем коротким – минут десять. Можно и нужно познакомить ребёнка с доской – игровым полем, с фигурами и их названиями, но объяснять правила игры следует начинать со следующего занятия, на другой день.

Следующие занятия, кстати, также нужно делать непродолжительными, порядка пятнадцати минут. Тогда ребёнок будет с нетерпением ожидать знакомства с шахматами и его занимательного продолжения. И маленькие, и взрослые люди больше всего ценят то, что не само идёт к ним в руки, а достаётся с трудом и находится «в дефиците».

Дополнительно простимулировать интерес детей к старинной мудрой игре помогут развивающие мультфильмы про шахматы, которые несложно будет найти в интернете. Удачный пример – фильм из сериала «Фиксики».

Основы шахматной игры

Дмитрий Соседов начинает обучение с важных элементов игры: координаты на доске и шахматная нотация. Далее упор делается на важных для любого новичка моментах: контроль над доской, защита короля и ферзя, дебютные принципы, стратегия и тактика миттельшпиля, основы эндшпиля. Автор делает обзор стратегических ошибок новичков, доступным языком объясняет основы связок и шахматных окончаний, знакомит учеников с тактиками «отвлечение» и «рентген». Трюки Дмитрия поймёт и сможет применять в игре даже начинающий игрок. Видеокурс обеспечивают зрителю базовый уровень знаний шахматной стратегии.

Как играть в начале партии

 

После знакомства с базовой стратегией, новичку необходимо изучить тактику отдельных частей партии. Игра начинается с дебюта — важнейшего элемента для побед для новичков. Занятие не содержит сложной терминологии, и начинающему шахматисту будет легко разобраться в теории.
 

Лучшие дебюты

Шахматист Александр Зайцев знакомит зрителей с дебютной теорией и учит правильно выбирать изначальную тактику среди огромного количества вариантов. В видео проводится разбор пяти дебютов, пользующихся наибольшей популярностью как среди гроссмейстеров, так и у шахматистов-любителей. В уроке новичок знакомится с кратким руководством к действию в Испанской, Итальянской, Шотландской и Русской партиях. 

Изучаем ловушки в дебюте

В видео проводится обзор семи шахматных решений, позволяющих победить соперника уже в первые минуты игры. Примеры рассматриваются автором на основе известных дебютов, включая Сицилианскую защиту, Испанскую и Итальянскую партии. В ролике рассмотрены все нюансы использования ловушек при игре за белые и за чёрные фигуры, учат не только применять хитрости против соперников, но и не попадаться в ловушки самому.

Как играть в миттельшпиле

По окончании дебюта начинается более сложная часть игры — миттельшпиль. В середине партии нужно выбрать правильную стратегию, ведь именно здесь зачастую решается кто выиграет. Тренер Максим Бикужин перечисляет четыре основных принципа разыгрывания миттельшпиля. Следование перечисленным правилам позволит новичку избежать ошибок и дойти до заключительной части игры без потерь.

Правила игры в эндшпиле. Советы

Эндшпиль – заключительная часть партии. Он завершается матом или ничьей. В видео предлагаются советы для новичков по плавному переходу в эндшпиль. Когда фигур на доске остаётся мало — стратегия ходов меняется. Автор ролика делится с новичками основными секретами, позволяющими правильно оценить позицию, результативно атаковать фигуры соперника, сохранить собственные фигуры и не попасть в патовую ситуацию

Особое внимание уделено «Правилу квадрата», следуя которому можно быстро просчитать выгоду или опасность следующего хода.

 

Учимся играть в блиц-шахматы

Лучший способ для новичка закрепить полученные знания – постоянно играть. Легче всего найти себе виртуального соперника. Такую возможность дают шахматные сайты. Среди огромного числа разновидностей онлайн-шахмат самым распространённым является блиц – игра с жёстким контролем времени, где нет возможности для долгих раздумий. Видео основано на советах американского гроссмейстера японского происхождения Хикары Накамуры. Шахматист учит не сдаваться даже в самых тяжёлых ситуациях, не концентрироваться на времени и правильно упрощать позицию при попадании в цейтнот.

Ставим детский и дурацкий маты

 

 
Автор обучающего ролика преподносит материал доступным языком — легко понять как поставить детский, дурацкий и мат в 3 хода.
 
— Бесплатные приложения для обучения шахматам

— Книги для обучения шахматам, которые помогут научиться качественно играть.

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Шахматная тактика для начинающих

ChessKingразработали его на основе книги Сергея Иващенко «Учебник шахматных комбинаций». 1275 упражнений для тренировки по двенадцати темам. Занимайтесь сразу по всем или выбирайте в настройках и прорабатывайте конкретное направление: учиться делать двойной шах, мат ферзем, «съедать коня» и осваивать другие игровые ходы. Проходите те упражнения, где раньше допустили ошибку. Сложность заданий рассчитывается от десяти до девяноста.
 
Пока решаете задачу, компьютер будет подсказывать, насколько правильным был ваш ход в конкретной ситуации. Есть функция пошагового анализа игры. Оформлена программа просто и со вкусом. Полмиллиона скачиваний. Рейтинг 4,7. 

Скачать приложение для Android. Скачать для iOS. 
 

Skillbox

На онлайн-платформе Skillbox.ru обучают шахматной игре как любителей-новичков, так и мастеров. На тех, кто впервые садится за доску, ориентирован полуторамесячный курс, прохождение которого позволит год бесплатно играть на известнейшем сервисе FIDE Online Arena. Начинающих знакомят с правилами, базовыми стратегиями, а после отработки приемов на практике привлекают к участию в турнирах. Год использовать возможности упомянутой FIDE Online Arena смогут также слушатели 3-месячной программы «Chess middle», разработанной для шахматистов с опытом, и 4-месячного онлайн-курса PRO-уровня.
 
Тех, кто запишется на первый из комплексов занятий, научат мыслить схемами и мгновенно просчитывать оптимальные ходы, а учащихся, покоряющих профессиональные высоты, познакомят с эксклюзивными игровыми приемами. Отработка последних будет проходить под персональным наставничеством международного гроссмейстера. 
 

Основы обучения шахматам

Есть несколько книг, которые очень хорошо подходят для начинающего шахматиста. В них доступным языком изложена вся полезная информация. Представлены задачи, основанные на самых распространенных ходах, с которыми сталкиваются все игроки. Подробно описаны варианты решения подобных типовых задач.

Это все помогает овладеть основами игры в шахматы: понять роль каждой фигуры (ее сильные и слабые стороны), запомнить правильный порядок начальных ходов в партии и в целом освоить алгоритмы принятия решений при возникновении определенных ситуаций на шахматной доске.

Но для игры в шахматы подобной теории будет недостаточно. Большую роль в овладении искусством шахмат занимает практика. Она должна занимать больше половины времени от теории, а лучше – две трети. Постоянная практическая игра формирует навык привыкания и вырабатывает системный подход. У игрока постепенно формируется способность мыслить логически и принимать нестандартные решения, основываясь на усвоенной информации. На нашем сайте вы можете бесплатно играть в шахматы с компьютерной программой, выбрав подходящий уровень сложности.

Также для обучения очень важен напарник. В его роли может выступать учитель или более опытный игрок. Если нет такой возможности, нужно стараться наблюдать за игрой профессионалов.

Методики обучения

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.
Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.
Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.
На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.
Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»)

Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.
Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь
Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.

Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

Методики обучения шахматам

Обучение игре в шахматы – это трудоемкий процесс, требующий настойчивости, упорства, привычки к самостоятельным занятиям и к аналитической работе. Помочь этому процессу призваны следующие методы:

  1. Регулярные учебные и тренировочные игры. Рекомендуется найти себе партнера по шахматной игре и устраивать с ним регулярные поединки, отрабатывая технику игры. Этот способ будет более эффективным, если соперник окажется опытным игроком и сможет сразу показывать тонкости, нюансы игры. Полезно разбирать только что сыгранные партии, обмениваться с соперником мнениями и впечатлениями от игры, находить ошибки и обсуждать планы по их исправлению.
  2. Решение опубликованных шахматных задач и этюдов. Игры нужно чередовать с решением красивых шахматных комбинаций, взятых из практики профессиональных шахматистов, а также специальных упражнений. Сначала решаются этюды на простые темы, например, как поставить мат в три хода, а затем задачи постепенно усложняются. С помощью составленных более опытным шахматистом подборок таких задач и этюдов можно отработать любые элементы игры.
  3. Анализ собственных и чужих партий. Через каждые 4 партии делается перерыв для того, чтобы проанализировать сыгранное и записанное с помощью шахматной нотации в отдельную тетрадку. Наиболее оптимальный метод анализа – по записям восстанавливать игру на доске, разбираться в своих ошибках, продумывать новые шахматные стратегии.
  4. Изучение шахматной литературы. Самостоятельное обучение игре невозможно без чтения учебных пособий и качественных книг по шахматам. Например, книги «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха и М. Бейлина, «Шахматы» И. Майзелиса – классика для начинающих шахматистов. Если сложно изучать книги для взрослых, то можно овладевать азами по детским учебникам. Правила игры едины для всех.
  5. По возможности нужно получить хотя бы несколько уроков у профессионального тренера по шахматам или записаться в шахматную секцию для детей и взрослых. Кроме того, участие в соревнованиях различного уровня и сеансах одновременной игры, проводимых опытными шахматистами, окажет большое значение в отработке практических навыков.

Что рассказать про шахматные фигуры

Армия каждого игрока состоит из 16 фигур, восемь из них — пешки, их еще называют солдатами. Вот, что делает каждая фигурка.

Король —главная и при этом самая слабая фигура шахматной партии. Может ходить в любом направлении: вверх, вниз, в сторону, по диагонали, но только на одну клеточку. Его нельзя съесть, можно окружить и лишить хода, поставив мат.

Ферзь — самая сильная фигура. Может ходить и бить противника в любом направлении (по горизонтали, вертикали, диагоналям) и на любое расстояние, но не перепрыгивая через фигуры своего цвета. Если ферзь берет фигуру соперника — его «игра» заканчивается.

Ладья —ее называют тяжелой фигурой. Одна ладья равноценна пяти пешкам, а две — сильнее ферзя. Может ходить на любое расстояние по горизонтали или по вертикали, если на ее пути нет фигур.

Слон —может двигаться так далеко, как он захочет, но только по диагонали. Один офицер ходит по черным клеткам, другой по белым. Слоны хорошо работают вместе: покрывают слабые стороны друг друга.

Конь — не похож на все остальные фигуры. Ход конем происходит в виде буквы «Г» — на две позиции вперед и на одну вбок или на одну клетку вперед и две вбок. Он единственный может «перескакивать» через другие фигуры и пешки.

Пешки —маленькие солдаты. Ходят на одну клетку вперед, но в начале партии могут переместиться на две позиции. Пешки ходят прямо вперед, а противника убивают по диагонали. Может превратиться в любую другую фигуру, когда дойдет до противоположного края доски.

Чтобы ребенок быстрее запомнил шахматные фигуры, повторяйте простое упражнение после каждого занятия: попросите его закрыть глаза и уберите одну фигурку с поля. Пусть ребенок рассмотрит оставшиеся фигуры и угадает, какую вы спрятали. А вы не подсказывайте. 🙂

Цель всей игры — в том, чтобы поставить мат королю противника. Чтобы это сделать, нужно разрабатывать стратегию действий, продумывать шаги заранее и в процессе игры.

Чтобы разобраться, какие фигуры работают сообща, а какие скачут по полю в одиночку — приходите на интерактивные уроки по шахматам в детскую школу Skysmart. Комфортно погрузим в тонкости игры, поделимся секретами и вдохновим продолжать!

Шахматные нотации

Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.

На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.

Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:

Фигура

Русское сокращение

Английское сокращение

Король

Кр

K (king)

Ферзь

Ф

Q (queen)

Ладья

Л

R (rook)

Конь

К

N (kNight)

Слон

С

B (bishop)

Пешка

п или ничего

p (pawn) или ничего

Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):

  1. Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
  2. Координаты стартового поля.
  3. Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
  4. Координаты поля на которое сделан ход.
  5. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  6. Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
  7. Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
  8. Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
  9. Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.

Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.

Окончание игры, шах и мат

Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.

Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.

Задачи обучения и их решения

Задача №1.Как пробудить интерес?

Решение:Здесь все зависит от вашей фантазии.  Я могу предложить следующий вариант.Ну, куда сегодня мы без мультиков, пригодятся они нам и здесь. Как бы, ненароком,  случайно включите ребенку мультик про шахматы, это могут быть «Фиксики», как вариант.Смотрите вместе,  иногда комментируя. После просмотра мультика, случайно вспомните, что где-то у вас есть настоящие шахматы, которые вам подарил ваш пра-пра дедушка, илибабушка, непринципиальный момент. Главное загадочности побольше. Достаете с дальнейполки ваш рояль в кустах-шахматы. Хорошие большие, карманный вариант не подойдет.Вместе с ребенком откройте коробку и достаньте фигуры,делайте это таинственно, попросите малыша обращаться с ними аккуратно, поскольку шахматы это великое сокровище семьи, если обращаться  с ними небрежно, они могут обидеться и исчезнуть. Расставьте их на доске, очень обзорно расскажите, что это за фигуры. Например: слуги, короли, кони, два враждующих войска, можете придумать им названия.Это все не должно затянуться по времени и стать утомительным. Предложите ребенку все убрать под предлогом подготовки ко сну. Идеально, конечно на ночь рассказать малышу сказку про двухпро шахматы (ваша фантазия должна работать по полной).  Дальше следите за реакцией ребенка.Если ему одновалентно, и он перебивает вас вопросами про то, когда вы ему разрешите поиграть в компьютерную игру, то не гоните коней и приостановите познание шахмат.Дозированно вводите при нем ваши игры в шахматы с кем — либо, играйте при этом эмоционально и старайтесь, что бы ребенок непременно был рядом. Ничего не мотивирует детей лучше, чем яркий пример своих родителей! Если и это не работает, тогда отложите обучение на неопределенный срок. Возможно, ребенку необходимо повзрослеть.Если же малыш явно заинтересовался, то идем дальше.

Задача №2Как помочь познать, но не запутать!

Решение:Договоримся сразу,все ваши уроки не должны превышать максимум 30 минут, если видите, что интерес теряется, прекращайте занятия!Сохраняя всю ту же таинственность, что и при первом знакомстве, начните рассказывать ребенку о значении фигур. Причем, не надо консперации, давать им вымышленные имена. Называйте всех  сразу своими настоящими именами. Что бы потом в голове ребнка не возникла путаница.   Единственное, что вы можете использовать метод ассоциаций. 

Например:Король-потому что на голове корона и он один, в стране не может быть двух королей.Ферзь— пусть будет королевой, это, думаю,не будет великая ошибка, то-же одна, то-же в короне , главная помощница короля.Ладья– их двое, они мужественные, мощные офицеры, они достойны защищать короля.Слон — то-же защитник короля, но более тайный, можно провести паралелль, что он весь закутан в одежду, только шапочка торчит, поэтому и тайный.Конь-ну тут все понятно(не промахнешься).Пешки–это солдаты, поэтому их много, поэтому они очень маленькие.Ну, вот как-то так.Пусть ребенок берет каждую фигуру в руки, повторяя ее название, старайтесь сразу, чтобы каждая фигура становилась на свое место.В завершении занятия поиграйте с ребенком в игру «Угадай что пропало?Ребенок отворачивается, а вы убираете любую фигуру с доски, повернувшись,он должен назвать, что вы убрали. Потом поменяйтесь ролями.  В процессе обучения можете менять фигуры местами и просить ребенка оценить правильно ли расставлены они на доске. Думаю, с одного занятия малыш четко не запомнит название и расположение фигур. Сразу скажу, что вам необходимо настроится на длительны курс обучения (хотя,  каждый ребенок индивидуален, у кого- то быстрее пойдет, кому — то потребуется времени больше).При необходимости смотрите сами, занятие следует повторить еще раз. В любом случае каждое следующее начинать с закрепления материала предыдущего.

Найти поддержку

Если ребенок изучил основы и хочет играть еще лучше — значит настал момент обратиться к специалисту по шахматам. Выбирайте тренера по его подходу, чтобы он не только развлекал, но и обучал тонкостям игры.

Мария Лапина, методолог по шахматам Skysmart

«Некоторые дети еще не умеют читать и писать, но уже отлично играют в шахматы, пользуются шахматной нотацией, а главное — они мотивированы к обучению, готовы самостоятельно решать задачки, чтобы снова одержать победу.

Грамотный тренер — отличная поддержка, как и в любом занятии. Он поможет ребенку не потерять интерес, радоваться победам и вдохновляться учиться еще усерднее, когда что-то идет не так.

Роль родителей тоже важна. Когда они поддерживают интерес ребенка на всех этапах, замечают его успехи и помогают справиться с трудностями — ребенку гораздо проще развиваться».

Задача №4. Как объяснять правила игры?

РешениеТолько после того, как ваш ребенок уверенно называет фигуры, называет их место расположение, куда и как они могут передвигаться, вы можете начать объяснять правила игры.Не делайте это заумными словами.Условно-две великие страны (добро и зло, монстры и мутанты, ну черные и белые тоже пойдут) начинают сражение. Победит та страна, которая захватит короля. Начинайте игру. Сразу в игре отрабатывайте навыки ликвидации вражеских фигур. Сценарий игры видите вначале так, что бы вы победили, что бы ребенок понял, как это происходит. Потом мотивируйте на успех вашего будущего гроссмейстера.И так, шаг за шагом, игру за игрой, ваш ребенок начнет уверенно двигаться по шахматной стране.Помните, никакого насилия!! Только живой интерес.Ребенок должен сам теребить вас достать шахматы  из тайного места. Игра может стать серьезной мотивацией — сейчас доделаем уроки и будем играть, сейчас уберем твою комнату и начнем игру и т.д.

Легенда о шахматах

Много сотен лет назад, когда у людей ещё не было новомодных гаджетов, а также телевизоров и даже радио, жил раджа Баграм — тиран, который веселил себя постоянными войнами с соседями

Один из его слуг, Назир, желая переключить внимание правителя на что-то более безопасное, чем война, решил увлечь его новой игрой

Для этого он использовал доску с 64-мя клетками, на которой размещались и вели действия король, конница и пехота. Также на доске располагались слоны и крепости, идентичные настоящим. Настольная игра понравилась правителю, потому что полностью соответствовала его представлениям о войске и военных действиях.

Желая поощрить изобретателя, он спросил, как его можно наградить. В ответ на это мудрец предложил дать ему ровно столько зёрен, сколько поместится на доске, если следовать алгоритму: на 1 клетку — 1 зерно, на вторую — 2 зерна и так далее. Сначала правитель лишь посмеялся и посчитал Назира глупцом, раз он попросил такую ничтожную награду вместо гор золота или власти. Но когда начали считать рис, увеличивая количество зерен в два раза с каждой клеточкой, в итоге полученная цифра оказалась настолько огромной, что правитель ещё больше зауважал мудреца и его игру.

Правила игры в шахматы много раз менялись, но в том варианте, в котором известны сегодня, были утверждены ещё несколько сотен лет назад. Шахматные фигуры расположены на доске из 64 клеток, среди которых 32 чёрных и 32 белых. Располагать доску и расставлять на ней фигуры нужно так, чтобы белая клетка оказалась в ближайшем правом углу.

Армия игрока составляет 16 шахматных фигур, среди которых король и королева, по два слона, ладьи и коня, а также 8 пешек. Ладьи выставляются по краям в ближнем ряду, коней устанавливают чуть ближе к центру, заканчивают слонами. Две оставшиеся клетки предназначаются для короля и ферзя, причём ферзь ставится на клетку своего цвета. Весь второй ряд предназначен для пешек.

Первыми начинают ходить белые. Один ход — движение одной фигурой. «Убить» фигуру противника можно, если сделать ход на клетку, где она стоит. Основная задача — окружить короля противника раньше, чем это сделает он.

Шахом называют ситуацию, когда король противника находится под ударом, но ещё может перейти на безопасную клетку. Если переход не представляется возможным, то объявляется мат и присваивается победа.

Подробнее о правилах

Играть в шахматы очень интересно, когда знаешь правила. Именно поэтому задача родителей — научить начинающих шахматистов основам игры, позаботившись о том, чтобы они не потеряли к ней интерес с самого начала.

Итак, начнем с того, что в игру играют два игрока. Каждый выбирает для себя фигуры белого или чёрного цветов. Доска, как уже было отмечено выше, имеет 64 клетки белого и чёрного цветов, чередующиеся между собой.

Фигуры могут передвигаться только по свободным квадратам. Если она перемещается в занятый противником квадрат, то фигура, которая его занимала, берётся «в плен» и выбывает из игры.

Рассмотрим правила движения фигур.

Ферзь (он же королева) — это самая подвижная из фигур. Королева ходит по вертикали, диагонали и горизонтали с того квадрата, на котором стоит.

Слон — ходит по диагонали.

Ладья — ходит по горизонтали и вертикали. Ладья и слон не способны перескакивать через квадраты, занятые другими фигурами.

Конь — перескакивает через фигуры, ходит по принципу буквы «Г». В дошкольном возрасте правила ходьбы коня для начинающих шахматистов могут показаться слишком сложными, поэтому объяснить их можно, предлагая двигать фигурой поклеточно.

Пешки — ходят вперед на одну клетку. По желанию игрока в первом ходу каждую из пешек можно сдвинуть сразу на два поля. Если пешка «завоёвывает» фигуру противника, то она перемещается по диагонали в её квадрат. Пешка, которая достигает противоположного края доски, может стать любой из фигур. После этого её можно заменить выбранной фигурой или просто запомнить её новые функции.

Король — переходит на одну клетку. Один раз за игру может перейти на два поля к ладье, которая должна быть переставлена через него на соседний квадрат.

Это основные правила игры, которые нужно донести до ребёнка в самом начале обучения.

Моя система, Арон Нимцович

Арон Нимцович — сильнейший шахматист своего времени. Его вклад в развитие этой игры трудно переоценить — его соображения о фигурном центре, пешечных атаках, блокаде, профилактике, игре по полям одного цвета дали толчок целому шахматному движению, названному ультрамодернизмом, его идеи стоят за дебютной революцией XX века.

Книга “Моя система” — бесценный сборник знаний, который собирался в течение всей жизни автора. Если вы мечтаете стать гуру своего дела и мастерски овладеть искусством игры, вам обязательно нужно ознакомиться с содержанием.

На страницах вы сможете найти фрагменты партий международного шахматного турнира в Бад-Киссингене (1928 года) с развернутыми комментариями автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector