Правила игры в шахматы
Содержание:
- Шахматная тактика для начинающих
- Расстановка фигур в шахматах
- Окончание игры, шах и мат
- Советы начинающим
- Шахматы для начинающих: простые тактические приемы
- Где научиться играть в шахматы
- Открытые дебюты
- Другие правила шахмат
- Расстановка фигур
- История шахмат, когда были изобретены
- Как заинтересовать ребенка игрой
- О шахматных фигурах и их расстановке и ценности
- Книги по обучению игре в шахматы
- Обучающие YouTube каналы по шахматам
- Поэтапное обучение
- Как ходят шахматные фигуры
Шахматная тактика для начинающих
ChessKingразработали его на основе книги Сергея Иващенко «Учебник шахматных комбинаций». 1275 упражнений для тренировки по двенадцати темам. Занимайтесь сразу по всем или выбирайте в настройках и прорабатывайте конкретное направление: учиться делать двойной шах, мат ферзем, «съедать коня» и осваивать другие игровые ходы. Проходите те упражнения, где раньше допустили ошибку. Сложность заданий рассчитывается от десяти до девяноста.
Пока решаете задачу, компьютер будет подсказывать, насколько правильным был ваш ход в конкретной ситуации. Есть функция пошагового анализа игры. Оформлена программа просто и со вкусом. Полмиллиона скачиваний. Рейтинг 4,7.
Скачать приложение для Android. Скачать для iOS.
Расстановка фигур в шахматах
Название шахматных фигур
Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:
- Линии номер 2 и 7 – пешки. Восемь пешек, как бы прикрывают строй основных фигур.
- Углы доски – ладьи;
- Рядом с ладьями – кони;
- Рядом с конями – слоны;
- Посередине – ферзь (должен стоять на клетке идентичного с ним цвета: белый – на белой, черный – на черной);
-
Рядом с ферзем стоит король.
Первый ход в партии делают белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.
Пешки
Пешки имеют право ходить только вперед. Бьют фигуры соперника по диагонали и становятся на место той фигуры, которую побили. В первоначальной позиции, пешка может ходить через одну клетку, или пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.
Например, пешка стоит на позиции-e2.После первого хода, который можно делать через одну клетку, пешка оказалась на- e4.
Ладья (тура)
Ладья ходит и бьет фигуры противника вперед или в боковом направлении. Строго по горизонтали или по вертикали. На любое доступное на доске количество клеток. Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат. Ладья может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.
Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.Так может ходить ладья.
Конь
У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, буквой «Г». Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую.
Ходы конем из начального положения.
То есть, даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение крайне плохо. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).
Офицер (слон)
Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток. Это, как правило, только клетки одного цвета. Потому, что это диагональ. Поэтому их называют чернопольным слоном или белопольным слоном. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.
Шахматный слон ходит по диагонали.
Ферзь
Королева (ферзь).Сильнейшая фигура в шахматной игре, передвигаемая на любое число полей по прямой или по диагонали во всех направлениях. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».
Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.
Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона. Ферзь может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур.
Король
Цель игры захватить короля.Поставить ему мат. Поэтому это самая весомая и значимая шахматная фигура. Король передвигается в любую сторону: прямо, в бок и по диагонали. Но, всего на один шажок.
Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.
Самой слабой, но весомой и значимой шахматной фигурой является король.
Окончание игры, шах и мат
Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.
Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.
Советы начинающим
Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:
- Обдумывайте каждый ход противника;
- Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
- Знайте ценность своих фигур.
На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля
Защищайте своего короля
Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.
Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.
Контролируйте центр шахматной доски
Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.
Шахматы для начинающих: простые тактические приемы
На самом деле шахматные комбинации включают в себя множество разных тактических приемов, поэтому мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Отвлечение
Этот тактический прием направлен на то, чтобы отвлечь фигуру противника от защиты поля или выполнения какого-либо действия. Посмотрите на следующий рисунок:
Как видим, пока что преимущество у черных, так как у них есть лишняя фигура. Но расположены их фигуры не самым лучшим образом: ладья и слон на клетках e7 и g7 мешают королю свободно передвигаться, оставляя нам возможность для использования тактического приема.
Из белых фигур препятствием для черного короля может стать слон по диагонали a2-g8, а белый ферзь мог бы объявить королю мат, перейдя на g8, если бы не черный слон. Выходит, надо отвлекать вражеского слона:
- Ладьей захватываем черного коня, двигая фигуру с g5 на f6. Черный король оказывается под угрозой – ему объявлен шах:
- Слон оказывается отвлеченным. Противнику нужно сделать выбор: уводить короля или пускать слона в ход. Предположим, что он сделает ход королем на e8, тогда мы ладьей забираем черного слона (Лg7) и преимущество по фигурам остается у нас:
- Если же фигура короля останется на месте, а черный слон «съест» ферзя, перейдя на f6, то мы шагнем ладьей с g3 на g8, и черный король получит мат:
Перекрытие
Научиться хорошо играть поможет и данный прием: он используется, когда нужно создать препятствие по линии действия вражеской фигуры. Смотрим на исходную картину:
Белые могли бы забрать ладью противника на клетке f8, но она обеспечена защитой черного ферзя. Тут-то нам и понадобится перекрыть ход ферзю и оставить ладью без поддержки.
В перекрытии нам пригодится конь, которого следует передвинуть с e4 на f6:
Таким образом конь не только закрыл ладью от ферзя, но еще и объявил шах королю черных
В таком случае не важно, станет ли он отступать на поле h8, либо черная пешка на g7 заберет нашего коня, белый ферзь все равно объявит королю мат на клетке f8.
А если король черных шагнет на f7, тогда у белых появляется возможность забрать ферзя после следующей череды ходов: 1) фигура короля идет на f7; 2) белая ладья «съедает» черную ладью на f8, фигура короля отступает на g6; 3) конь белых переходит на d5, открывая ферзю путь к королю – это шах, и черный король отступает, забрав пешку на g5; 4) белая ладья переходит на f5, забирая ферзя соперника и объявляя шах королю, который ее забирает, перейдя на то же поле. Теперь белые легко смогут выйти победителями этой партии с помощью оставшегося у них белого ферзя.
Завлечение
Как отвлекать фигуры, мы уже узнали, теперь нужно научиться их завлекать – такой прием подойдет, когда нужно, чтобы фигура противника перешла на неудачное для себя поле.
На рисунке выше очевидно, что черные обладают преимуществом по фигурам, так как у них есть черный ферзь против белых коня и слона. Но белым может помочь то, что король соперника делит с ферзем общую диагональ, открывая путь к нанесению тактического удара.
- Передвигаем белого слона на d5, завлекая ферзя противника на это же поле.
- Ферзь переходит на d5, забирая слона, так как не может покинуть диагональ. Теперь можно сделать вилку белым конем и встать на e7:
- Под ударом оказывается и король соперника, и ферзь. Логично, что король черных отойдет на f7, и ферзь будет «съеден» конем, вставшим на d5. Теперь у сторон окажется по королю, равное количество пешек и один лишний конь у белых, что дает им возможность стать победителями этой партии:
Где научиться играть в шахматы
Сегодня, в век Интернета и высоких технологий, это совершенно не проблема. Но к этому мы еще вернемся. Начнем с более реального и приземленного. Прогуляйтесь в выходной день по паркам вашего города в теплую погоду. Наверняка вы обнаружите несколько баталий на лавочках. Смело подходите и спрашивайте, знатоки непременно расскажут, где находится секция или кружок любителей шахмат.
Что делать, если дождь, снег, слякоть? Загляните на городской портал, задавайте вопросы на форумах. В советское время это был достаточно популярный вид спорта (да, кстати), и отголосок его вы точно обнаружите недалеко от дома.
Ну а если не судьба, как говорится, на помощь придет сеть со всей мощью виртуального мира. Здесь вы отыщите все! Даже то, как научиться играть в шахматы за 30 минут. Электронные и бумажные книги, бесплатно и на заказ, видео обучения и записи международных турниров. Всё в вашем распоряжении!
Главное желание, а найти источник знаний в наше время очень легко. Неким начальным учебником может стать и наша статья.
Открытые дебюты
Чаще всего именно открытый тип дебютов можно встретить в партиях начинающих шахматистов. В них и белые, и черные настроены как можно скорее вывести к центру свои фигуры и сделать рокировку. Также в открытых дебютах проще всего начать атаку на короля в начале и середине игры.
-
Итальянская партия
Самым популярным открытым дебютом среди начинающих шахматистов является итальянская партия. Впрочем, профессиональные игроки тоже часто применяют этот дебют.
Она получается ходами:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Сс5.Далее возможны разные варианты: белые могут сразу уйти в рокировку, либо могут начать борьбу за центр ходом с3, также есть гамбитные варианты, связанные с жертвой пешки за инициативу (например, гамбит Эванса — 4. b4).
Именно в открытых дебютах чаще всего можно столкнуться с гамбитами. Слово «гамбит» происходит от итальянского dare il gambetto — подставить подножку. Идея гамбитов в том, чтобы пожертвовать небольшой материал (чаще всего пешку) для того, чтобы как можно скорее занять центр, развить свои фигуры и начать атаку.
-
Защита двух коней
Дебют, который очень похож на итальянскую партию, но отличается третьим ходом черных — защита двух коней.
Название подразумевает, что на третьем ходу черные развивают не слона, а второго коня:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Кf6.Шахматисты-любители, разыгрывающие черными этот вариант, должны быть готовы к ловушке белых 4. Кg5 с угрозой поставить вилку ходом Кf7. Конечно, опытные шахматисты, применяющие этот вариант, знают способ защиты: 4. …d5, перекрывая белого слона, после чего возникает длинный теоретический вариант в случае 5. ed Ка5 6. Сb5 c6.
Тем не менее, в партиях начинающих шахматистов можно очень часто встретиться с тем, что черные не находят этот способ защиты, на пятом ходу получают вилку и теряют ладью. Чтобы этого не случилось, нужно обязательно знакомиться с ловушками применяемого вами варианта и следить за угрозами соперника.
-
Испанская партия
Еще один очень популярный открытый дебют — испанская партия. Чаще всего именно этот дебют встречается в партиях гроссмейстеров.
Испанская партия отличается от итальянской тем, что белые располагают своего слона на поле b5:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сb5.Этот дебют менее нацелен на быструю атаку, так как слон не атакует поле f7, однако белые рассчитывают на позиционное давление на пешку е5 и связку коня на с6. Варианты испанской партии проанализированы до 20–30 хода и часто сводятся к переходу в окончание с небольшим преимуществом белых. Родоначальником этого дебюта является испанский теоретик XVI века Руи Лопес де Сегура.
-
Шотландская партия
Даже начинающие игроки знают, насколько важна роль центра в шахматной партии, и шотландская партия ярко это иллюстрирует: в этом дебюте белые идут на максимальную борьбу за центральные поля уже на третьем ходу:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. d4.Белые заняли центр уже двумя пешками, и черным нужно съедать пешку d4, пока она не уничтожила пешку е5 или не захватила пространство ходом d5. Основные ветки дебюта возникают после 3. …ed 4. Кd4. Размен коней черным невыгоден, так как тогда ферзь белых займет центральное поле d4, откуда его трудно прогнать и откуда он будет давить на пешку g7, не давая развиться слону.
Чаще всего черные отвечают 4. …Кf6 или 4. …Сс5. Во многих вариантах шотландской партии белые предпочитают уйти в длинную рокировку и вести атаку на королевском фланге.
Другие правила шахмат
Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.
Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.
На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.
Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.
Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.
Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.
На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.
Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.
Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.
На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.
Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.
Также ничья фиксируется:
- если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
- если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.
Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.
Расстановка фигур
Итак, учебник выбран, лекции прослушаны, теория усвоена. Пора приступать к практике. Доска состоит из 64 клеток. Квадрат со стороной в 8 полей. По горизонтали, обычно, пишут буквы латинского алфавита от А до Н, а по вертикали — цифры от 1 до 8. У каждой клетки есть свой адрес, например В6 или С4. Это облегчает возможность зафиксировать партию. Профессиональные игроки записывают каждый ход, свой и противника. Эти ребята знают точно, как научиться играть в шахматы.
На второй и седьмой горизонтали стоят пешки черного и белого цвета соответственно. Фигуры выставляют на первой и восьмой. По углам в начале игры размещаются ладьи, на вертикалях B и G – кони. Далее, на C и F, находятся слоны, а в центре – король и ферзь (иногда его называют королевой, хотя изначально это визирь). Главное правило расстановки – ферзь любит свой цвет. Таким образом, белый стоит на D1, а черный – на D8.
Игра начинается обычно ходом пешки. Знаменитое Е2-Е4. Реже первым идет конь. Право старта всегда за белыми.
Теперь давайте разберемся, какой возможностью обладают фигуры. Без этого невозможно научиться играть в шахматы быстро.
История шахмат, когда были изобретены
Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.
Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.
Как заинтересовать ребенка игрой
Чтобы малыш с удовольствием проводил время за шахматами, он, в первую очередь, должен хотеть этого. Пробудить интерес может игра между взрослыми, хорошее настроение при проведении партии, бережное отношение к фигурам и доске. Существует ряд проверенных и эффективных методов, которые помогут разбудить у ребенка интерес к шахматам.
Хоть это и парадокс, но нельзя заставлять ребенка играть, пока он сам этого не будет требовать. Чтобы пробудить у малыша интерес к игре, можно устраивать шахматные турниры между взрослыми. Кроме того, один из родителей может играть сам с собой, осуществляя переход с одной стороны доски на другую для перемещения фигур. Ребенок обязательно будет просить поиграть в шахматы, но ему в этом следует отказать, пояснив это тем, что он пока не знает правил. Можно сказать, что в данный момент идет очень важная партия, в которой следует захватить главного короля в плен. После таких слов у ребенка обязательно появится интерес.
Сначала следует дать ребенку покрутить в руках и тщательно рассмотреть шахматные фигуры. Рассказать, какое название носит каждая из них, вместе с малышом расставить их на шахматной доске.
Подать информацию в увлекательной форме про каждую фигуру, объяснить ее значение в игровой партии.
Провести ознакомление с логикой игры – рассказать, что шахматная доска является полем сражения двух армий, каждая из которых имеет определенный цвет. Основная цель игры – защита своего короля и максимальное уничтожение фигур противника.
Далее можно показать малышу мультфильмы про шахматы. Подобные ролики не только оказывают обучающее воздействие, но и вызывают у ребенка желание поиграть на настоящей доске с реальным противником.
Можно посетить настоящую шахматную секцию. Там малыш сможет увидеть, что в шахматы играют дети его и более старшего возраста.
При ознакомлении с фигурами и правилами шахмат необходимо хвалить ребенка. Категорически запрещено повышать голос, отпускать нелестные комментарии относительно способностей малыша. Все это может негативно сказаться на обучении и надолго убрать желание играть в шахматы.
Для знакомства с шахматами необходимо уделять время каждый день. В самом начале достаточно 10-15 минут в сутки – по мере освоения уроки можно удлинить, но делать это следует постепенно. Для ребенка в возрасте 4-5 лет хватит 30 минут в день, со старшими детьми можно заниматься минимум по часу в день.
О шахматных фигурах и их расстановке и ценности
На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.
Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.
У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.
Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.
Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.
Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.
Книги по обучению игре в шахматы
Для расширения познаний и прогрессирования в шахматном искусстве можно воспользоваться книгами, их написано огромное множество, как для новичков, так и для профессионалов. Начинайте с малого, постепенно переходя к более сложному:
-
Новичкам:
- Путешествие в шахматное королевство – Юрий Авербах.
- Шахматы – Илья Майзелис.
- Сборник шахматных комбинаций – С. Д. Иващенко.
- Учебник шахматной игры – Х. Р. Капабланки.
-
Продвинутый уровень, тактики и стратегии:
- Моя система – А. И. Нимцович.
- По следам дебютных катастроф – Я. И. Нейштадт.
- Стратегические приемы в шахматах – А. И. Терехин.
- Переход в эндшпиль – Ю. Разуваев, Г. Несис.
Книга это классика, и она способна научить играть в шахматы. С литературы начинали практически все профессионалы и гроссмейстеры, но для современного человека доступен такой канал получения информации как YouTube.
Обучающие YouTube каналы по шахматам
YouTube – это еще одно место, где взрослый человек может научиться играть в шахматы. Список каналов с которых можно начать:
- Шахматные уроки для новичков (RUS), Дмитрий Соседов – название канала говорит само за себя.
- Обучение шахматам, Олег Кислицын – наглядно, практично, разбирается техника на виртуальной шахматной доске.
- Игорь Немцев мастер ФИДЕ тренер высшей категории.
- Школа Шахмат ChessMaster – обзоры новостей, техник, стратегий, фатальных ошибок и матчей чемпионов, все из мира шахмат (270 тыс. подписчиков).
На самом деле YouTube каналов про шахматы огромное множество, как и отдельных видео. Будет полезно посмотреть матчи чемпионов, чтобы понять уровень игры профессионалов.
Поэтапное обучение
По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.
Важные принципы организации занятий:
- Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
- Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
- Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.
Первое занятие – игра пешками
Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.
Объясните ребенку, как ходят пешки:
- могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
- при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
- если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
- белая ходит первой.
Второе занятие – пешки и слоны
После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в игру слонов. Цель игры остается прежней.
В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:
- какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
- когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
- как использовать пешки, чтобы защитить слона;
- как заблокировать слона соперника своими пешками.
Третье занятие – пешки, слоны и ладьи
К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.
В процессе игры ребенок должен начать понимать:
важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.
Четвертое занятие – добавьте коня
Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.
Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.
Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки
Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.
На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.
Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками
Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.
На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.
Седьмое занятие – полная игра
Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».
Как ходят шахматные фигуры
Вы знаете, что белые ходят первыми? Именно это правило позволяет ставить детский мат неопытным игрокам.
Пешки ходят просто – только вперед, а бьют по диагонали на одно поле вперед. Исключение – проход, когда пешкам разрешается с изначальной позиции походить на два поля (но не бить). Есть также у них такая особенность, как взятие на проходе.
Конь. Эта фигура ходит буквой «Г» или латинской «L», причем эта буква может быть в разных положениях: лежачей на одном и втором боку, перевернутой. К тому же конь способен перепрыгивать свои и вражеские фигуры.
Слонов в каждой команде два вида. Об этом я писал в своей статье «Как правильно расставить шахматы» — почитайте, это интересно. Так вот, слоны ходят и бьют исключительно по диагонали в любую сторону.
Ладья противоположно слону ходит только по прямым линиям – горизонталям и вертикалям. Точно так же и бьет.
Ферзь может ходить в любую из сторон: горизонтальные вертикальные и диагональные линии, но не может ходить как конь и перепрыгивать фигуры.
Король бьет и ходит по кругу от себя (если так можно выразиться). То есть он может ходить и бить на одну клетку в любую сторону, даже по диагонали.