Календарь развития ребенка по месяцам до 1 года: полная таблица навыков
Содержание:
- Развитие ребенка в 1 месяц
- Что делать, если показатели роста ребенка существенно больше или меньше средних значений?
- Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев
- Одиннадцатый месяц
- Открываем двери в новый мир
- Как развивать малыша
- Развитие ребенка в 3 месяца
- Психологические навыки
- Развитие ребенка по месяцам: когда и как измеряют рост и вес ребенка?
- Двигательные навыки
- Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
- Примерный режим дня
- Здоровье ребенка: Когда плач означает, что у ребенка колики?
- Питание младенца – на что обратить внимание маме
- Двухмесячный возраст
- Развитие ребенка в 5 месяцев
- Школа С. Лупан
- Развитие детей от 4 до 5 месяцев
- Исполняется полгода
Развитие ребенка в 1 месяц
Ваш ребенок уникален, и вы, конечно, сами это знаете. Поэтому расти он будет в своем темпе. Не волнуйтесь, если в течение нескольких недель темпы развития ребенка не будут соответствовать обычным для этого возраста, – скоро он всех нагонит, а может, и перегонит. Вот наиболее важные события, которые произойдут с месячным ребенком.
Рост и физическое развитие: Пухлые щечки
Вам кажется, что малыш вырастает из одежды со сверхзвуковой скоростью? В среднем на этом этапе малыши прибавляют по 700-900 граммов в весе и по 2,5-3,5 сантиметра в длине в месяц. На регулярном осмотре педиатр измерит вес, длину и окружность головы ребенка и сопоставит эти показатели с таблицами роста ребенка. Главное, чтобы темпы роста были устойчивыми. Но не следует забывать, что иногда у детей бывают ростовые скачки.
Возможно, вы заметили, что головка ребенка непропорционально большая по сравнению с телом. Это нормально – сейчас голова растет быстрее, но остальное тело скоро нагонит. Также малыш начинает расти в длину, а его мышцы укрепляются. К счастью, у него какое-то время еще останутся милые пухлые щечки.
Ощущения: Все внимание на погремушку
Когда малыш не спит, он внимательно изучает все, что видит, слышит и улавливает обонянием. На этом этапе младенец лучше фокусирует взгляд на лицах и предметах, а совсем скоро начинает следить глазами за движущимися объектами. Где-то через месяц он начнет тянуться к предметам. Например, если к малышу поднести погремушку, он будет стучать по ней.
Движения: Тренируем мышцы ног
В этом месяце у малыша в основном сохраняются рефлекторные движения, но некоторые рефлексы первых четырех недель постепенно пропадают и вытесняются более осознанными движениями. Когда ребенок на животике, он ненадолго поднимает головку, начинает вытягивать ручки, а не прижимать их к туловищу. Некоторые дети начинают потягиваться и с силой расправлять ножки. Вроде бы движение простое, но так малыши тренируют мышцы ножек. Не забывайте, что даже совсем маленькие дети могут иногда переворачиваться, поэтому присматривайте за малышом и придерживайте его, когда кладете на возвышенную поверхность, например на пеленальный столик или низкую кровать.
Плач и общение: Мама, я устал (или хочу есть)!
В этом возрасте малыш начинает общаться с вами более понятно. Например, если ему скучно, он будет плакать, пока не показать ему что-то новое. Если ему весело, он будет улыбаться. Примерно в это время мамы начинают различать разновидности плача: когда ребенок голоден, когда он устал или когда капризничает. В этом месяце вы сможете увидеть его первую настоящую улыбку, если еще не видели. Иногда такую улыбку называют социальной. Ребенок улыбается, когда не спит, в ответ, например, на звук голоса мамы. Будьте готовы растаять от нежности.
Что делать, если показатели роста ребенка существенно больше или меньше средних значений?
Большинство детей относятся к диапазону между 3-м и 97-м процентилем. Однако, если показатели роста ребенка существенно выше или ниже, причина может заключаться в сочетании многих факторов. Например, педиатр обычно сопоставляет данные по другим показателям развития и унаследованный ребенком тип конституции. Одни дети развиваются быстрее, а другие — медленнее, и это нормально. Главное — не волноваться и помнить, что все индивидуально. Если педиатр считает, что у ребенка избыточный или недостаточный вес или что он растет слишком быстро или медленно, не сомневайтесь и не паникуйте, а просто следуйте рекомендациям врача.
Иногда в таблицах роста не так просто разобраться, а результаты измерений могут поставить вас в тупик
Лучше всего не сравнивать малыша с другими, а обращать внимание на индивидуальные особенности его роста. Если врач говорит, что с ребенком все в порядке, нет причин волноваться
Скорее всего, когда вы увидите, насколько вырос ваш ребенок с момента рождения, то придете в восторг (и, возможно, немного удивитесь). А если вы хотите узнать, как обычно растут и развиваются малыши, подпишитесь на ежемесячную рассылку
Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев
Малыш начинает становиться самостоятельнее, закрепляет приобретенные навыки:
- самостоятельно садится, активно ползает, может сам подниматься, если рядом есть опора;
- реагирует на свое имя;
- понимает некоторые слова и фразы, расширяет словарный запас;
- может махать рукой на прощание;
- начинает различать части тела, показывая их на игрушках;
- начинает активно развиваться характер.
В этом возрасте можно начинать знакомство с книжками. К 12 месяцам нужно переходить на один дневной сон. Малыш все больше времени может проводить сам с собой, а у мамы появляется немного свободного времени на себя.
Взрослым нужно почаще общаться с ребенком и следить за своим поведением, поскольку дети начинают подражать своим родителям.
Одиннадцатый месяц
- В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
- Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
- Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя>>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
- Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
- Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.
На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.
В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.
Подробнее: Что должен уметь ребенок в 11 месяцев>>>
Открываем двери в новый мир
Закончился первый месяц жизни ребенка, когда происходил важнейший период адаптации к новым условиям существования. Теперь это уже позади и младенец вступает во вторую (наиболее активную) фазу своего формирования, наконец-то начинается видимое изменение его тела, движений и психики.
Ребенок в период от 1 до 2 месяцев совершает большой скачок в своем развитии. Перемены заметны буквально во всех сферах его существования.
Жизнь начинает обретать для малыша смысл, и он пытается проявлять к ней свой интерес. Ребенок может уже воспринимать окружающий мир во всех красках и немного пугается его многообразия и непознанности.
Мама является островком безопасности – кроха узнает ее, осознано реагирует на ее появление. Часто, чтобы успокоить малыша, маме достаточно просто прижать его к себе и слегка убаюкать.
Если ребенок тревожен и его часто мучают колики, научитесь помогать ему естественными способами, не торопитесь применять аптечные средства, нарушающие работу незрелого желудка. Смотрите интернет-семинар “Мягкий животик” >>>
Но пока, мама – единственный человек, которого младенец выделяет среди остальных. Особенности развития ребенка в 2 месяца таковы, что он еще не разделяет окружающих людей на «своих» и «чужих». Малыш охотно идет ко всем на руки, никого не боится.
Как развивать малыша
- Творчество. Пора познакомить ребенка с кисточкой, фломастерами и карандашами. Вначале покажите, как пользоваться этими предметами, сами нарисуйте несколько простых рисунков, предложите крохе попробовать этот вид творчества. По-прежнему хорошо лепить из пластилина, теста;
- Речевые игры. Как можно чаще разговаривайте с карапузом, предлагайте ему имитировать звуки живой природы, транспорта и техники. Хорошо в этот период познакомить с первыми упражнениями артикуляционной гимнастики. Предложите карапузу покривляться перед зеркалом, произносить различные звуки, повторять за вами слова;
- Подвижные игры. Прятки, догонялки, салки, игры с мячом, ползание по спортивным снарядам. Внедрение в жизнь карапуза таких элементов способствует развитию двигательных навыков, координации;
- Мелкая моторика. Шнуровки, игры с бусинами, бизиборды, логические домики и т. д. Развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи;
- Логика, мышление. Задания на сортировку, поиск, подбор подобного, предложите крохе простое упражнение, он с радостью ступит на путь изучения сложных математических понятий;
- Сюжетные игры. Помогите малышу покормить куклу, устройте чаепитие для зверей, сварите кашу из песка. Чтобы малыш научился играть, нужно показать ему различные варианты;
- Чтение. Наиболее развивающий способ познания. Развивает память, речь, фантазию, знания и т. д.;
- Музыкальные занятия. Классическая музыка и детские песенки хорошо влияют на настроение ребенка, стимулируют работу головного мозга, снижают нервное напряжение от переизбытка информации;
- Бытовые навыки. Дайте крохе взрослеть и учиться многое делать самому. Ваша задача быть рядом и контролировать, помогать, а не выполнять все за малыша. Пусть через неудачи, ошибки, провалы, но кроха учится становиться самостоятельным.
Развитие ребенка в 3 месяца
На 3 месяце жизни малыш продолжает изучать мир вокруг. Теперь он может задерживать взгляд на интересующих его объектах до 30 секунд. Кроме того ребенок уже умеет поворачивать голову и наблюдать за движущимися предметами.
Малыш учится реагировать на звуковые раздражители. Если он услышит звук на расстоянии менее метра от себя, то вы можете заметить, как все тело замирает на несколько секунд (идет анализ поступившей информации), а затем голова начинает вертеться из стороны в сторону, чтобы обнаружить источник шума.
В этом возрасте ребенок уже способен устанавливать элементарную причинно-следственную связь: он начинает понимать, что голосом может привлечь внимание, сообщить о дискомфорте или голоде. Некоторые родители начинают классифицировать виды плача и его посыл:
- Внезапные рыдания на высоких нотах говорят о боли и телесном дискомфорте.
- Тихие всхлипывания, которые быстро набирают громкость — скорее всего ребенок проголодался.
- Плач, который сопровождается потиранием глаз и беспокойными движениями, сообщает о том, что малыш хочет спать.
Психологические навыки
Второй год жизни ребёнка – период, в который стремительно идёт психологическое развитие. Происходит становление личности, формируется характер, более явно проявляются его черты.
В год и восемь месяцев ребёнок:
- демонстрирует разные эмоции (грусть, гнев, радость, восторг);
- показывает своё отношение к людям или животным: приближается, обнимает или отталкивает;
- пытается обозначать свои желания словами или жестами;
- слушает музыку и двигается под неё, подпевает;
- активно жестикулирует;
- меняет интонацию;
- играет в сюжетные игры (кормит куклу, имитирует звук машинки при её катании, имитирует издаваемые разными животными звуки);
- умело повторяет за взрослыми, подражает им;
- проявляет самостоятельность и не желает принимать постороннюю помощь;
К важной составляющей психологического развития можно отнести социальные навыки – умение взаимодействовать с окружающими людьми. В возрасте 1 года и 8 месяцев малыш тянется к другим детям, учится с ними общаться словами или жестами, вовлекается в игры сверстников
Стоит чаще бывать на игровых площадках или групповых развивающих занятиях, посещать детские клубы.
Развитие ребенка по месяцам: когда и как измеряют рост и вес ребенка?
Скорее всего, во время беременности вы уже подобрали педиатра или другого детского специалиста, который будет наблюдать за здоровьем вашего малыша, а первая встреча с врачом состоится, скорее всего, у вас дома через несколько дней после родов или выписки из роддома. Теперь на каждом приеме врач будет измерять и взвешивать малыша. первый месяц жизни ребенка врач наблюдает его еженедельно, а далее ежемесячно, а когда ребенку исполнится год — раз в два-три месяца. Если ребенка нужно осматривать чаще, врач расскажет вам, когда нужно прийти еще раз и когда записаться на следующий прием. О здоровье ребенка можно и нужно спрашивать и у вашего лечащего врача. Каждый прием у специалиста — это еще одна возможность убедиться, что все в порядке и вы отлично справляетесь с обязанностями матери.
Как правило, на приеме врач измеряет:
-
Окружность головы. Головку ребенка измеряют мягкой сантиметровой лентой по самым выступающим частям — от надбровных дуг над ушками и к затылку.
-
Длина. Малыши редко лежат спокойно, поэтому измерить длину их тела — не такая простая задача, но врачи и медсестры прекрасно с этим справляются. Для этого ребенка кладут на стол или специальный ростомер, расправляют ножки и измеряют длину тела от макушки до пяток.
-
Вес. Вам нужно будет распеленать или раздеть малыша, а врач взвесит его на специальных детских весах.
А здесь мы расскажем, что еще могут проверить на регулярных осмотрах:
-
Осмотр в 4 месяца
-
Осмотр в 2 года
Двигательные навыки
- Ходить без помощи взрослого, пытаться бегать;
- Залазить на высокие предметы (диван, стул). При невозможности сделать это из положения стоя, кроха применяет логическое мышление, подбирает легкий предмет, на который становится для покорения вершины;
- Легко открывать дверцы шкафа, вытягивать полки, открывать ящики, окручивать крышки и т. д. Чем больше подобных операций совершил ребенок, тем легче ему догадаться, как применить свои умения на новом предмете;
- Выстраивать башню из 3-5 кубиков, бросать мяч;
- Нарисовать карандашом на бумаге простую линию, круг;
- Сортировать и подбирать предметы по размеру, цвету.
Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать
Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции
Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.
Примерный режим дня
Приведём в таблице приблизительный режим дня:
Временной промежуток | Действия |
8:00-8:30 | Подъём, проведение ежедневных гигиенических процедур |
8:30-8:45 | Завтрак |
8:45-10:30 | Занятия и игры |
10:30-10:40 | Перекус (по необходимости, если ребёнок проголодался) |
10:40-12:30 | Прогулка, игры и развлечения на свежем воздухе |
12:30-13:00 | Раздевание, подготовка к обеду |
13-13:20 | Обед |
13:20-13:30 | Подготовка к дневному сну |
13:30-15:30 | Дневной отдых |
15:30-16:00 | Пробуждение, подготовка к приёму пищи |
16:00-16:15 | Полдник |
16:15-17:00 | Игры, свободное время, развитие |
17:00-18:30 | Вечерняя прогулка |
18:30-19:00 | Вечерний приём пищи |
19:00-20:30 | Общение с родителями, спокойные игры, чтение книг |
20:30-21:00 | Подготовка к ночному сну: купание и проведение гигиенических процедур, вечерний ритуал (колыбельная, поглаживания, разговоры). Можно перед сном предложить немного тёплого молока. |
Этот режим примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учётом особенностей конкретного ребёнка.
Здоровье ребенка: Когда плач означает, что у ребенка колики?
Время от времени плачут все дети. Однако иногда плач означает, что у ребенка колики. Сопровождается это следующими признаками:
-
ребенок часами плачет каждый вечер;
-
по тону плач высокий;
-
ребенок плачет без причины;
-
его сложно успокоить.
Диагноз «колика» ставится, если малыш плачет более трех часов в сутки подряд или более трех дней в неделю в течение как минимум трех недель подряд. Колики у детей часто начинаются в возрасте 2-4 недель и прекращаются к 3-4 месяцам.
Нет единого мнения о причинах колик, но есть несколько факторов, которые иногда связывают с возникновением этого состояния:
-
Газы. Возможно, малыш плачет из-за неприятных ощущений, связанных со скоплением газов. Если у ребенка вздулся животик, он выпускает газы и плачет, причина может быть в этом. Не перекармливайте малыша. Если животик вздут, положите его попкой вверх себе на колени – возможно, ему станет лучше от давления на животик.
-
Чувствительность к стимулам. Возможно, ребенок устал и плачет, так как еще не умеет успокаивать сам себя. Возьмите его на руки и походите с ним по комнате или сядьте с ним в кресло-качалку, посадите его в детское сиденье с виброэффектом и покатайте его на машине.
-
Чувствительность к пище. Иногда у детей бывает непереносимость каких-либо компонентов рациона мамы. Из-за этого возникают неприятные ощущения, на которые малыш отвечает плачем. В редких случаях у ребенка может быть повышенная чувствительность к молочному белку в составе смеси. Педиатр сможет точно определить, есть ли у вашего ребенка пищевая аллергия или непереносимость.
-
Медицинские причины. В ряде случаев так ребенок реагирует на дискомфорт, вызванный болезнью или другими проблемами, например грыжей. Врач осмотрит ребенка, определит причину и назначит лечение.
Хотя колики обычно проходят через пару месяцев, когда ребенок непрерывно плачет, время тянется бесконечно. Иногда его никак не удается успокоить, и, что естественно, многие мамы бывают на пределе. Но ни в коем случае нельзя трясти малыша. Лучше оставьте его на некоторое время в кроватке и выйдите в другую комнату или попросите кого-нибудь из близких присмотреть за ним пару часов, чтобы вы могли передохнуть. Помните, что приступы плача при коликах совсем скоро пройдут, особенно, если вы к ним готовы морально и психологически.
В это время у детей также встречаются следующие заболевания:
-
Себорейный дерматит. Он представляет собой чешуйки на головке ребенка. Иногда помогает вычесывание чешуек после мытья головки, в более сложных случаях врач назначит специальный шампунь, но чаще всего это физилогическое состояние проходит само и НЕ требует вмешательств. Вот целая статья о себорейном дерматите.
-
Диарея. Если у ребенка жидкий водянистый, пахнущий зловонно стул, который бывает чаще, чем количество кормлений, сразу обратитесь к врачу.
-
Запор. Если у малыша несколько дней не было стула, чего обычно с ним не случается, или если вам кажется, что у него запор, ребенок беспокоен, живот напряжен, обратитесь к врачу.
-
Рвота. Если у ребенка сильная рвота («фонтаном»), рвота длится более 8 часов или бывает после нескольких кормлений, а также сопровождается высокой температурой или диареей, запахом ацетона, срочно обратитесь к врачу.
-
Срыгивание. Если ребенок срыгивает немного молока после кормления или установки столбиком для отрыгивания, это нормальное явление, особенно в течение часа после еды. Если во время кормлений малыш капризничает или плохо себя чувствует, отказывается от еды, то покажите его педиатру.
-
Младенческие прыщики. В начале месяца на личике малыша могут появиться прыщики. Считается, что они вызываются гормонами, которые попадают в кровь малыша через плаценту и усиливают работу сальных желез. Кладите под головку малыша чистое полотенце, когда он не спит, и раз в день умывайте его специальными детскими средствами.
Регулярные медосмотры и прививки
Как правило, в возрасте 1 месяца ребенок проходит первый регулярный медосмотр, а в 2 месяца – второй. Но к педиатру можно обращаться в любое другое время, даже между приемами, если вас что-то беспокоит. Медосмотр включает в себя:
-
контроль темпов роста и развития ребенка;
-
объективный осмотр;
-
сдачу необходимых анализов, если они еще не сданы;
-
консультацию по текущему состоянию;
-
ответы на все ваши вопросы;
-
объяснение того, что вас ждет в следующие месяцы;
-
назначение или выполнение необходимых прививок.
Питание младенца – на что обратить внимание маме
При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.
Обратите внимание! Всемирная Организация Здравоохранения советует кормящим мамам сохранять грудное вскармливание в течение всего первого года жизни малыша.
У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – 5 месяцам грудничков на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.
С чего лучше начать введение прикорма?
Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.
Каша | С каши начинают прикорм в том случае, если у крохи наблюдается недобор веса или он страдает частым расстройством стула. Это должен быть безмолочный продукт, не содержащий глютен. Легко усваивается каша из гречневой крупы (предназначенная для раннего детского питания), далее «по рейтингу» идут рисовая и кукурузная каши. |
Овощное пюре | С овощным пюре начинать знакомство стоит здоровому ребенку, а также в тех случаях, когда у грудничка избыточный вес, либо имеется склонность к запорам. Хорошо подойдут для пробы цветная капуста, либо брокколи или кабачок. Овощи дети едят с меньшей охотой, чем каши, поэтому маме стоит набраться терпения. В случае отказа грудничка пробовать пюре, можно повторить попытку освоения нового блюда спустя пару-тройку дней. |
Фруктовое пюре | Однокомпонентные пюре из фруктов прекрасно утоляют голод и дают малышу больше энергии. В срок 4 – 4,5 месяцев карапузу можно предложить пюре из чернослива, слив, персиков. Такое нововведение в меню позволит крохе справиться с задержкой стула благодаря клетчатке и пектиновым веществам. |
Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:
Время | Продукт |
---|---|
6.00 | молочная смесь (180 г) |
9.30 | молочная смесь (180 г) |
13.00 | овощное пюре (100 г), молочная смесь (50 г), фруктовый сок (20 мл) |
16.30 | молочная смесь (140 г), фруктовое пюре (40 г) |
20.00 | молочная смесь (180 г) |
Двухмесячный возраст
На втором месяце ребёнок становится более активным. Это своеобразная стадия «оживления», когда он начинает различать эмоции родителей и проявлять свои. Ближе к концу этого возраста малыш прибавляет в весе до 800 грамм и в росте 3 см. Также увеличивается объем головы и обхват грудной клетки младенца.
Двухмесячный ребенок умеет:
держать голову на весу, лежа на животе, до 20 секунд;
переворачиваться с бока на спину и разводить ручки в сторону;
начинает гулить и произносить некоторые звуки;
удерживать внимание на неподвижном предмете довольно длительное время;
пытается дотянуться до предмета и следит за ним глазами;
искать источник звука и поворачивать голову в его сторону;
хватать небольшие предметы руками;
стараться вставать, приподнимая грудь на небольшое время;
различать желтый, оранжевый, черный и белый цвета.
Читайте подробнее: Нормы развития ребенка в 2 месяца
Развитие ребенка в 5 месяцев
5-месячные малыши уверенно переворачиваются с живота на спинку и делают первые попытки ползать. А вот сидеть без опоры они пока не умеют: для этого им нужна помощь взрослых и вспомогательные предметы в виде детского стульчика, подушек или одеяла. Некоторые дети пытаются стоять на прямых ногах, если кто-то из взрослых поддерживает их при этом под ручками.
В этом возрасте малыши уверенно держат в руках небольшие игрушки, трясут ими, норовят попробовать на вкус. Сейчас рот — один из их главных помощников по исследованию мира. Помните, что очень часто именно в это время у детей просыпается интерес к еде в тарелках у взрослых, а также к самим тарелкам и другим столовым приборам. Поэтому нужно быть очень бдительными: иначе маленькие хулиганы утянут за собой половину стола.
Школа С. Лупан
Сесиль Лупан можно смело назвать ученицей Г. Домана, ведь именно он, а вернее, его методика раннего развития вдохновила бельгийскую актрису усовершенствовать его систему раннего обучения. Сесиль, как мать, ориентировалась не на науку, а на свой практический опыт и разработала комплекс специальных занятий для детей с учетом индивидуальности характера, интересов и способностей каждого ребенка.
Лично мне импонирует ее видение развития малыша, где он и мама должны находиться в постоянном контакте с самого рождения крохи. Разговаривать с ребенком как с взрослым, считает Сесиль, необходимо с самого его рождения. Именно разговаривать, а не сюсюкать. И объяснять ему все окружающее его так, словно он уже понимает все, о чем ему говорят. Со временем рассказанное будет принято ребенком на естественном уровне. Так же, как и чтение, которому нужно начинать учить буквально с года.
Слова по системе С. Лупан пишутся большими яркими буквами и крепятся на тех предметах, которые они означают. Кроме того, мама должна быть всегда рядом с ребенком и постоянно объяснять ему все, что его заинтересует, а также развивать его физически, как это и советует Г. Доман.
Опять же, эта система, которая требует самоотдачи от мамы, не всем подходит. Но мама всегда может найти себе помощников в лице других членов семьи: бабушки, дедушки, мужа и старших детей, которые помогут и в изготовлении необходимого развивающего материала, и в обучении малыша.
Методика Сесиль Лупан адаптирована под каждого малыша индивидуально, но в школах раннего развития ее охотно используют и для коллективных занятий, определяя таким образом, что интересует малыша больше и куда можно направить его потенциал.
Методика раннего развития Никитиных
В свое время методика семьи Никитиных стала весьма популярной в Советском Союзе. Оно и понятно, развитие интеллектуально и физически развитых детей приветствуется во все времена и эпохи. А метод, разработанный этой супружеской парой, совершил прорыв в тогдашней системе воспитания.
Сегодня школа развития Никитиных стала, в общем-то, малозаметна на фоне всеобщего свободного воспитания детей и лидирующих различных американских и западных методик развития. Но многие принципы, заложенные этой семьей, используются и сегодня. Например:
- детей нельзя ограничивать в самостоятельности;
- дети сами должны выбирать себе дело по душе, и задача взрослых не контролировать деятельность, а наблюдать и помогать;
- дети развиваются в игре и соответственно своему возрасту, постепенно совершенствуют мышление, логику, творческие способности и воображение;
- система физического воспитания и развития должна включать в себя закаливание и использование спортивных снарядов.
Некоторые из родителей ставят под сомнение пользу закаливающих процедур. Но, опять же, это чисто индивидуальное решение. Если ребенок не имеет противопоказаний к такому роду оздоровительных методов, то почему бы и нет?
Школа Николая Зайцева
Вернее, это не школа, а метод легкого обучения детей чтению, письму и математике. Методика довольно узконаправленная и не включает в себя активное физическое и творческое развитие или обучение навыкам. Но она вполне самодостаточна, чтобы разжечь в детях эмоциональный интерес к книгам, к изучению иностранных языков, письму и логике. Из плюсов метода отмечают возможность:
- начать обучение в любом возрасте;
- проводить занятия дома и индивидуально, в группе, в центре;
- в игровой форме быстро и без особых усилий научится читать, грамотно писать и производить математические действия.
Но отмечаются и минусы. Ребенок приходит в первый класс и ему приходится заново учиться правильно соотносить цвета гласных и согласных букв, делить слова на слоги, а не читать по складам, как это было при обучении чтению по зайцевской методике.
Сегодня, конечно же, существует и множество других узконаправленных методик, и даже просто развивающих материалов для раннего развития ребенка. Но обо всех в одной статье не расскажешь, поэтому я выбрала для обзора только самые популярные
Родителям же рекомендую при выборе методики всегда обращать внимание на индивидуальные особенности малыша, на его предпочтения и, конечно же, на его тип восприятия окружающего мира
Развитие детей от 4 до 5 месяцев
На 5 месяц малыш начинает очень активно двигаться, пытается переворачиваться, садиться, ползать. В такие моменты родители должны следить за безопасностью ребенка. Если ребенку недостаточно места в манеже, то можно положить его на пол.
У многих деток начинает перестаиваться режим сна, активности и кормления. Иногда ребенок может проспать всю ночь и даже не проснуться покушать.
В этом возрасте отмечаются следующие достижения:
- уверенно переворачивается со спинки на животик;
- может сидеть с поддержкой взрослых;
- часто играет со своими ножками и ручками;
- уверенно берет вещи и может долго держать их в руках.
К 5 месяцам малыш узнает голос мамы и лица членов семьи. Понимает интонацию при разговоре с ним – на веселый и нежный голос начинает смеяться, а на строгий тон может хмуриться. При нехватке общения с родителями может сильно капризничать.
В таком возрасте малыши нередко путают день и ночь (иногда такое встречается в более раннем возрасте). Это может быть связано с отсутствием достаточной активности в дневное время.
Вес также увеличивается на 700-750 г, вырастает на 2-2,5 см.
Исполняется полгода
Согласно календарю развития полугодовалый ребенок должен уметь проявлять свои эмоции. Малыш реагирует плачем не только на желание поесть или дискомфорт. Эта эмоция может означать с полугода желание получить новую игрушку или поменять занятие. Мышцы спины и шеи в это время уже достаточно укрепились, а потому малыш может короткое время сидеть самостоятельно. Но справиться с попыткой сесть он сможет несколько позже.
При подтягивании за руки кроха уже может сесть. Самостоятельно же он сидит только с опорой на подушки или при поддержке взрослых. Если его подтолкнуть за ступни, то он делает попытку ползти вперед.
График развития ребенка помесячно показывает, что в это время чадо должно знать как его зовут и реагирует на имя поворотом головы. В отличие от грудничков он может произносить различные звуки. Чаще всего в этот период малыш произносит односложные слова «мама» или «папа». Он обожает находиться на руках у мамы и может требовать этого плачем, который немедленно прекращается после того, как его взяли на руки.
Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 6 месяцев