Готовим ребенка к питанию в садике. часть первая

Содержание:

Праздничная сервировка

В предыдущих разделах мы поговорили о том, как правильно накрыть стол для разных возрастных групп детского сада при повседневном режиме, в соответствии с нормами СанПиН. Однако малыши посещают садик и на праздники — как быть, если хочется создать им особую атмосферу?

Мы подобрали несколько идей оригинальной сервировки стола для детей в садике. Надеемся, они вам пригодятся!

Если речь идет о выпускном в подготовительной группе, можно отказаться от горячих блюд по согласованию с родителями. Пирожки, салаты и пирожные в почти взрослом фуршетном формате, несомненно понравятся детям.

Правда, правила расстановки столовых приборов остаются в силе — пользуйтесь рекомендациями, приведенными нами выше.

Хотите создать праздничную атмосферу? Обратите внимание на оригинальный декор. Салфетница необычной формы даже банальному обеду придаст веселое настроение

Выбирайте ее в тон рисунку на тарелках: такой мухомор самостоятельно сделать несложно, но представьте, сколько радости он принесет малышам?

Для старшей группы на праздники можно добавить “взрослые” аксессуары — например, соусник и мисочки с “приправами” зеленью и овощами, которые добавляются в готовые блюда.

Надеемся, наши рекомендации помогут вам освоить искусство правильной сервировки обеденного стола в детском саду. Тем более, что мы собрали для вас не только рекомендации в соответствии с СанПиНами 2019 года, но и советы реальных опытных воспитателей, которые успешно используют их в своей практике.

Пример программы по питанию в детском саду

Одной из наиболее популярных компьютерных программ для оптимизации планирования питания является «Детский сад: Питание». В ней есть такие возможности, как:

  1. Учет продуктов;
  2. Проектирование технологических карт и рецептов блюд;
  3. Планирование меню на любой период, меню-требования;
  4. Подсчет расхода и остатков продуктов на складе,
  5. Бракеражный журнал;
  6. Составляются отчёты о составе блюд по химическим элементам, их витаминной ценности, количеству микроэлементов;
  7. Надёжное хранение всех важных данных, а также она постоянно обновляется и дорабатывается. Соответствует с нормами питания СанПиН 2.4.12660–10.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Советы и рекомендации воспитателям

Для того чтобы дети активно принимали участие в сервировке стола, воспитателям рекомендуют ежедневно устраивать дежурства среди ребятишек. Для этого заводят специальный уголок, в котором пишут график помощи нянечке. Очень оригинально надевать на дежурных фартучки или другие отличительные знаки.

Воспитателям необходимо лояльно относится к малышам, даже если у них что-то не получается. Не стоит на них кричать или ругать. Они еще малы, поэтому не могут все делать правильно. Только ласковое обращение и разъяснение привьют им желание быть лучшими и выполнять все верно.

Сервировка приборов развивает мелкую моторику, малыш начинает понимать понятия «право» и «лево». В старших группах воспитатели позволяют детям самостоятельно накрывать на стол.

Картофельная запеканка с мясом

ИНГРЕДИЕНТЫ:

  • Картофель – 800 г
  • Говядина – 400 г
  • Молоко – 200 мл
  • Яйцо куриное – 1 шт.
  • Лук репчатый – 60 г
  • Масло сливочное – 15 г
  • Сухари панировочные – 12 г
  • Сметана – 40 г
  • Соль – по вкусу
  • Зелень – для подачи

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:

Лук произвольно нашинковать и потомить до мягкости со сливочным маслом. Говядину отварить, немного остудить и прокрутить в мясорубке с пассерованным луком. Картофель сварить и размять в пюре, добавить молоко и яйцо, энергично перемешать. Жаропрочную форму смазать сливочным маслом, уложить фарш тонким слоем и «прожарить» в горячей духовке минут 8–10.

Отдельную форму или противень смазать сливочным маслом, уложить первый тонкий слой запеканки из картофельного пюре. Сверху распределить говядину – тоже тонким слоем. На мясо – снова картошку. Верхний слой припорошить панировочными сухарями. Готовить запеканку в разогретой до 250 градусов духовке 25–30 минут. Подавать со сметаной.

Тефтели из трески по рецепту детского сада

ИНГРЕДИЕНТЫ:

  • Филе трески – 800 г
  • Хлеб пшеничный – 160 г
  • Яйцо куриное – 2 шт.
  • Масло растительное – 40 мл
  • Лук репчатый – 160 г
  • Морковь – 80 г
  • Сметана – 80 г

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:

Треску прокрутить через мясорубку трижды. В последнюю прокрутку добавить спассерованный на растительном масле репчатый лук и пшеничный хлеб или батон, предварительно размоченный в воде. В рыбный фарш вбить яйцо и добавить воду. Массу хорошо вымесить, чтобы фарш получился однородным, пушистым и воздушным.

Сформовать тефтели весом примерно 140 граммов и запанировать их в муке. Противень разогреть до 150 г, смазать маслом, выложить тефтели на противень и запечь в разогретой до 200 градусов духовке в течение 15 минут – дать панировке «схватиться» легкой корочкой. Спассеровать на растительном масле лук и морковь, добавить стакан воды и сметану.

Овощной бульон вылить на тефтели и довести их до готовности в течение 25–30 минут. Подавать рыбные тефтели с рисом или картофельным пюре.

Оформление уголка меню в детском саду

Уголок меню-это определённое место в группе, где содержится информация о завтраке, обеде, полднике и ужине. Соответственно каждый день эта информация должна обновляться.

Логично предположить, что уголок должен был привлекательным для детей, красочным, ярким. На плакате из плотной бумаге формата А4, А5, А6 изображаются любимые герои ребят, например, лунтик, смашарики, Маша и медведь и т. д. Такие персонажи вызывают у детей положительные эмоции, соответственно еда у них будет также ассоциироваться с чем-то приятным. Такой плакат можно нарисовать самостоятельно, можно найти в сети или приобрести в типографии. Эта форма должна иметь разбивку на 5 рабочих дней, там также есть кармашек, в нём находится информация о рационе ребят на ближайшие дни.

Меню детей, склонных к аллергическим реакциям

В связи с наследственными факторами, экологической обстановкой и качеством пищевой продукции, у некоторых детей возникает склонность к аллергии. Неокрепшая иммунная система ребенка не всегда способна справиться с агрессивным воздействием внешней среды. Таким детям необходимо отдельно разработанное меню, с использованием гипоаллергенных продуктов.

Перед приемом в детский сад, ребенок проходит обследование в медицинской организации, в результате чего родителям выдается справка, отражающая состояние здоровья малыша и возможность развития у него повышенной чувствительности к определенным продуктам. Данный документ предоставляется в детский сад, на основе чего для ребенка-аллергика разрабатывается отдельное меню. В дошкольных учреждениях так же могут быть организованы специальные группы для малышей со склонностью к аллергии. Разработка индивидуального питания для таких детей является обязанностью детского сада, вне зависимости от наличия специализированных групп для детей с гиперчувствительностью организма.

Творожная запеканка по рецепту детского сада

ИНГРЕДИЕНТЫ:

  • Творог – 400 г
  • Молоко – 1 ст. (200 мл)
  • Яйцо куриное – 1 шт.
  • Сахар – 4 ст. л.
  • Соль – 1 ч. л.
  • Крупа манная – 40 г
  • Масло сливочное – 40 г

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:

Творог размять вилкой до однородности, убрать крупные комки. Если творог сильно сухой, прокрутить его через мясорубку. Никаких комбайнов, миксеров и блендеров использовать не стоит.

Запеканка не любит «лишнего» кислорода, который вбивают в творог современные девайсы. В подготовленный творог вбить одно яйцо, добавить сахар и соль. Аккуратно перемешать. Сливочное масло размягчить и добавить в творог, всыпать манной крупы и влить молоко. Вот это, пожалуй, главный секрет «правильной» запеканки.

Сначала покажется, что этого количества молока чрезвычайно много и творожная масса будет «пугать» своим жидким видом. Не стоит опасаться за кулинарный «провал» – манка и творог возьмут свое. Жаропрочную форму смазать сливочным маслом. Дома можно вполне сделать «вкусной» запеканку и по виду: запечь ее в силиконовых формочках.

Выложить творожную массу в форму высотой не более трех сантиметров. Дать настояться запеканке примерно минут 15–20. Она должна стать почти густой и однородной. Духовку разогреть до 250 градусов. Выпекать творожную запеканку в течение 25–30 минут. Готовой запеканке дать немного остыть. Подавать со сгущенным молоком.

Рекомендации для родителей

Роль родителей — отслеживать рацион питания детей. Специалисты советуют:

  • максимально приблизить питание в ДОУ к домашнему;
  • внимательно изучать меню, вывешиваемое в группах на каждый день;
  • учитывать имеющиеся болезни, противопоказания у детей в момент включения в рацион к приемке новых продуктов;
  • не кормить детей утром, перед отправкой в детский сад, иначе аппетит будет снижен, а режим питания – нарушен, при необходимости можно дать выпить ребенка с утра 1 стакан сока либо съесть фрукт;
  • перед отправкой ребенка в ясли желательно приучить самостоятельно кушать и держать ложку, иначе высока вероятность, что малыш будет оставаться голодным.

Подбор продуктов в ДОУ осуществляется за счёт дополнения друг друга, чтобы приготовленная пища стала сбалансированной, витаминизированной, разнообразный. Если у ребёнка наблюдаются гастроэнтерологические проблемы, то меню нужно согласовывать с руководителями детских учреждений. Например, возможно назначение специальной диеты, стол № 5.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований — одно из важных условий правильной организации питания детей. Родителям нет повода сомневаться в том, что меню в дошкольных учреждениях будет составляться неправильно

Однако, в домашних условиях важно приучать детей придерживаться временных интервалов между приемами пищи – 3,5 – 4 часа

Контроль за питанием детей осуществляется Роспотребнадзором. В детских садах проводятся регулярные проверки. Несоответствие нормативам рациона питания детей, санитарного состояния пищеблоков чревато штрафами для административного руководства, приостановкой деятельности ДОУ в целом.

В организации питания детей, составлении меню на каждый день поможет наш комбинат. Мы успешно сотрудничаем со многими организациями в Москве: техникумы, колледжи, детские сады, школы, гимназии и за годы плодотворной работы достигли немалых успехов. Основная наша цель — обеспечить детей здоровым питанием, что крайне необходимо для их полноценного роста и развития.

Требования к сервировке в младшей группе

Группа для самых маленьких — место, где нужен особый подход. Именно в возрасте трех-четырех лет формируется эстетический вкус, прививаются навыки питания. К тому же, дети еще не слишком умеют координировать движения, а значит, необходимо обеспечить им повышенные уровень безопасности.

1. Посуда для сервировки стола должна быть красивой формы, желательно — с симпатичными яркими рисунками

Важно выбирать легкие ложки и тарелки — малышам сложно управляться с тяжелыми столовыми приборами.
2. При этом учтите, что трехлеткам необходимо давать только ложки, а уже на следующий год можно потихоньку приучать детей к вилкам.
3

Если сервируется завтрак, ужин или полдник на стол на салфетки ставятся десертные тарелки с такими же столовыми приборами — они лучше подойдут маленьким рукам.

4. Справа от них — чашки для напитков на блюдцах. Для младшей группы не стоит использовать стаканы — они быстро разобьются.
5. В обед детям обязательно подают первое блюдо. Лучше выбирать стандартные детские тарелки, а не специальные суповые — они удобнее.
6. На столе обязательно должна стоять хлебница и, если это предусмотрено меню, корзинка для фруктов или печенья.
7. Столовые приборы необходимо положить в конверты из салфеток — так гигиеничнее. Еда насыпается непосредственно перед приходом группы, чтобы не остыла.

Хороший пример сервировки стола — на фото ниже. Красивые полотняные салфеточки, удобная посуда, правильное расположение предметов и даже декорированная салфетница. Согласитесь, малышам приятно покушать в такой обстановке?

Как выполняется организация питания для дошкольников

Детское меню обязательно должно быть правильно составлено. Стоит учитывать, что порядка 60 процентов в рационе ребенка составляет белок. Остальное процентное соотношение приходится на полезные витамины, жиры и углеводы.

Но, важно понимать, что у каждого ребенка могут быть свои потребности в приеме пищи. Также, многое зависит от времени года

В летний период дети большее количество времени проводят на свежем воздухе и их аппетит повышается.

Порой ребенок в период адаптации может плохо кушать. Но, заставлять его доедать порцию не стоит. Иначе он просто не захочет посещать дошкольное учреждение. Стоит отметить, что малыша не следует кормить насильно, рассказывать сказки или развлекать картинками и игрушками

Объясняется это тем, что если у ребенка будет отвлеченное внимание, то это приводит к подавлению пищевого рефлекса и замедленной выработке пищеварительного сока. Допускается лишь включение спокойной тихой музыки

Очень важно учитывать привычки и вкусы детей. Приучение к полезным продуктам должно проходить постепенно

В том случае, когда у ребенка наблюдается плохой аппетит можно во время принятия пищи дать ему стакан сока или воды. Дошкольникам порой бывает сложно употреблять плотную пищу.

3 место – Рассыпчатый фруктовый плов

Сладкий плов как в детском саду

Плов мы привыкли есть обычный — с мясом и желательно пожирней. Но ребенку такая пища не совсем подходит, да и особый интерес вызывает у чада именно сладкий плов, который готовят в садике. Мы разузнали, как это делается, и спешим поделиться рецептиком с вами.

Для плова нам понадобится:

  • 100 грамм риса,
  • 50 грамм кураги,
  • морковь – примерно 1/2 часть,
  • вода – 1 ст,
  • сливочное масло в количестве 2 столовых ложек,
  • немного изюма без косточек,
  • растительное масло для пассеровки,
  • соль и сахар по вкусу.

Сладкий плов как в детском саду, рецепт приготовления.

Рис отварите в подсоленной воде, а в это время порежьте мелкой соломкой морковь и пассеруйте на растительном масле. Курагу также меленько порежьте, только предварительно замочите горячей водой вместе с изюмом.  Перед окончанием варки за 10 минут добавьте фрукты, морковку, сахар, масло сливочное в кашу и потомите на медленном огне. В течение 30 минут путь настоится под закрытой крышкой.  При желании во фруктовый плов можно класть чернослив или другие фрукты, в том числе и яблоки.

Кто должен составлять меню в детском саду?

Составление меню в детском саду – это обязанность, на которую руководитель ДОУ назначает ответственного сотрудника. Чаще всего им становиться человек из медицинского персонала, однако нередко руководитель заказывает разработку меню у сторонних организаций, которые специализируются на подобных услугах.

Если должность сотрудника ДОУ предусматривает обязанность по контролю организации питания, то, согласно требованиям СанПиНа, этот сотрудник должен входить в медицинский персонал учреждения. В то же время, ответственность за организацию и выполнение текущих санитарных правил возложена на руководителя ДОУ.

Помощь в составлении меню для детского сада оказывают сторонние организации

При выборе такой организации советуем обращать внимание на следующие факторы:

  • Наличие успешных разработок меню в портфолио;
  • Полнота и детализация информации, которая поставляется;
  • Наличие подробных расчетов;
  • Соответствие актуальным нормам;
  • Возможность учесть любые замечания и пожелания с вашей стороны.

Удостоверить факт того, что меню в детском саду соответствует всем обязательным требованиям, могут центры гигиены и эпидемиологии, либо научно-исследовательские организации.

Как должно быть организовано питание дошкольников?

Меню для различных возрастных групп разрабатывается отдельно. К тому же, состав блюд может иметь отличия от сезона. По этой причине, меню летнее и осеннее другое, по сравнению с зимним и весенним.

Администрация образовательного учреждения, как правило, всегда составляет меню, рассчитанное на две недели. Блюда могут быть приготовлены непосредственно в детском саду или быть заказаны в различных организациях общественного питания.

Многие дошкольные учреждения пользуются услугами комбинатов

Но, к их выбору следует подходить с осторожностью. Доверять приготовление блюд необходимо лишь проверенным и надежным организациям, которые осуществляют свою деятельность достаточное количество времени и имеют большую базу клиентов

Меню детского сада на 14 дней.

Питание малышей утверждается руководителем дошкольного учреждения. Документ представляет собой меню, рассчитанное на 14 дней.

Кроме того, при составлении указанного списка учитываются национальные предпочтения и особенности территориального представления кухни, а также здоровье малолетних.

Составление ассортимента блюд требует четкого распределения калорийности в пределах дня.

Так, раздельные приемы пищи необходимо планировать с учетом ее энергетической ценности.

Более подробная информация о режиме питания в детском саду приведена в сводной таблице, представленной ниже.

Форма посещения ДОУ Время Примерная калорийная ценность, %
Постоянная завтрак 20
2-й завтрак
 
5
обед
 
30
полдник 15
 
ужин
 
25
перед сном
 
5
 
10 ч. завтрак 25
 
2 завтрак
 
5
обед 35
 
полдник 15
12 ч. завтрак
 
25
 
второй завтрак
 
5
обед 35
 
полдник
 
15
 
ужин
 
20
 

В случае пребывания малышей в ДОУ на протяжении двенадцати часов полдник и ужин допускается заменить уплотненным полдником с энергетической ценностью 30-35 процентов от дневной нормы.

Решение принимается администрацией детского сада с учетом текущей ситуации.

Основные принципы организации питания в ДОУ

Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:

  • Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.

  • Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.

  • Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.

  • Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.

  • Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи. 

Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в детский сад осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Продукция поступает в таре производителя (поставщика). Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии) хранятся до окончания реализации продукции. Входной контроль поступающих продуктов осуществляется кладовщиком. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок, который хранится в течение года. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки.

    Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи в журнале бракеража готовой кулинарной продукции. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.

    Пищеблок детского сада оснащен всем необходимым техническим оборудованием

5 место – Куриное суфле как в детском саду (рецепт)

Суфле куриное в форме

Суфле как в детском саду, рецепт коего намного проще, чем кажется, сегодня приготовим и мы. Просто порой фантазии, а вместе с тем и энергии, у родителей не хватает. Давайте же вместе порадуем деток вкусным куриным суфле, а хотите рыбным – на ваш вкус. Ведь готовится рыбное суфле, как в детском саду — просто, и рецепт идентичен куриному.

Нам понадобится для суфле:

  • куриное мясо – 300 грамм,
  • мука – 1 ложечка столовая,
  • сливочное масло — чайная ложка,
  • яйцо – 1 штука,
  • молоко – 100 грамм,
  • соль по вкусу.

Такое мясное суфле — как в детском саду, можно приготовить на пару или в духовке, но сначала надо понять, как оно в принципе готовится. Суфле – это запеченное блюдо из добротно взбитых белков, смешанное с молочным соусом бешамель и отварным мясом. Для молочного соуса растопите масло и добавьте туда муку, хорошо помешивая, а затем влейте теплое молоко и доведите до кипения, готово.

Вторым этапом надо смешать мясо, желток, бешамель, соль в блендере. Ах да, к этому моменту у вас должны быть подготовлены взбитые миксером белки, добавьте их и аккуратно смешайте ложкой. Выложите в формы и выпекайте около 30 минут. Суфле из курицы  прямо как в детском саду (рецепт проверен!) готово!

Лучшая кухонная техника для ваших шедевров представлена здесь, где ее можно приобрести по лучшей стоимости.

Какие продукты не рекомендуются детям младшего возраста?

Рацион дошкольника нее должен содержать острые специи, жирные продукты, консервы и копченую пищу. Для того, чтобы были улучшены вкусовые качества некоторых блюд, можно добавлять чеснок, лук и различную зелень. К тому же, они имеют антибактериальное свойство, помогающее детскому организму бороться с вредными бактериями.

Стоит отметить, что маленьким детям не желательно употреблять большое количество воды. Объясняется это тем, что создается большая нагрузка на почки и сердце из-за того, что организм дошкольника неустойчивый электролитный обмен. В летний период лучше давать ребенку пить часто, но небольшими порциями. Ежедневно ребенок нуждается на один килограмм своего веса в 60 миллилитрах воды.

6 место – Оладьи со сгущенным молоком «как в садике и как в школе»

Оладьи в оригинальной сервировке

Если вы любитель детсадовских и школьных оладий и до сих пор их вкус и аромат вспоминаете с радостной улыбкой, тогда этот рецепт вам понравится, думаем, ваши детки уже оценили его, порадуйте их дома вкусным блюдом. Оладьи или блины можно испечь с помощью современной техники, рейтинг лучших блинниц мы представили совсем недавно.

Оладьи со сгущенкой как в детском саду, рецепт которого мы нашли для вас, готовились в те времена по ГОСТу, но сейчас для приготовления пышных оладий достаточно использовать сухие дрожжи, вкус от этого у сладких оладушек не меняется.

Нам понадобится:

  • теплая вода в количестве 2 стаканов, минус 2 столовые ложки,
  • сахарный песок – 1 ложка с горкой (столовая),
  • мука — около 2 стаканов (консистенция сметаны),
  • дрожжи сухие в количестве 1 чайной ложки,
  • 1 куриное яйцо,
  • соль и подсолнечное масло.

Так как используются сухие дрожжи, способ приготовления тоже немного отличается. Сперва надо смешать жидкие ингредиенты, а затем сухие. Дрожжи, перемешанные с мукой добавить в жидкость и смешать блендером в течение 5 секунд – этого достаточно, чтобы запустить процесс брожения и сократить время готовки. Далее ждем часа 2, временами помешивая тесто. После этого еще часик и можно приступать к обжарке оладий с двух сторон. Получаются эти самые оладушки точно как в детском саду, рецепт приготовления как видите, очень прост. На тарелке они выглядят пышными и пористыми, а подавать можно с вареньем, повидлом или сгущенкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector