После трёх уже поздно

Содержание:

Готовых рецептов обучения младенцев нет

До сих пор я говорил о важности внешнего окружения для ребенка и о влиянии
этого окружения на всю последующую жизнь. Во многих семьях, в том числе и в
японских, именно мама несет на своих плечах всю ответственность за воспитание
своих детей, но то, о чем я собираюсь говорить, касается каждого, кто
занимается воспитанием маленьких детей

Прежде всего мама должна использовать
все свое воображение и изобретательность в воспитании, при этом учитывая,
конечно, на какой стадии развития находится ребенок. Те подробные советы,
которые я собираюсь вам дать, следует воспринимать лишь как идеи, на основе
которых любая мама может принять свое решение и принять или отвергнуть тот
или иной совет в соответствии с определенным характером или ступенью развития
ребенка.

Всякий раз, когда я рекомендую окружать ребенка хорошей музыкой и живописью,
добросовестные мамы спрашивают, что я имею в виду под «хорошей» музыкой и
«настоящей» живописью. Бетховен или Моцарт? Ван Гог или Пикассо? Конечно,
иногда мы даем конкретные рекомендации после консультации со специалистами.
Однако родители должны адаптировать наши рекомендации, исходя из особенностей
своего ребенка, а не воспринимать их как догму. Как правило, японцы ищут
готовые рецепты: они не чувствуют себя уверено, пока им не скажут, как
конкретно действовать в конкретном случае. Но в воспитании, и особенно в
младенческом возрасте, не может быть готовых формул. Если мама считает, что
что-то хорошо для ее чада, нужно дать ему это без промедления.

Такая тенденция: ждать готовых формул — серьезный недостаток японского
воспитания. Например, если ребенку 4 года — он идет в детский сад, если 6 — в
школу. Такая система, основанная только на общепринятой возрастной традиции,
игнорирует собственный уровень развития малыша. Образование в Японии
базируется на фиксированной программе для каждого возраста. Так же
воспринимается и идея раннего развития: если не дать строгих инструкций,
никто не решается попробовать ее сам. По моему мнению, готовые формулы и
нормы нужно всегда подвергать сомнению.

Генетическая предрасположенность

М. Ибука утверждает, что все дети от рождения являются примерно одинаковыми в интеллектуальных и поведенческих качествах. Что гениями не рождаются, что все можно создать в ребенке одинаково хорошо вне зависимости от наследственности. Однако, и это утверждение является устаревшим. Каждый ребенок уже с рождения уникален и отличается от других детей нервной системой, у кого-то она более подвижная, у кого-то более стабильная, некоторые дети рождаются чувствительными, а другие спокойными. Такие различия, вы можете часто заметить у детей в семьях, где более одного ребенка. По многим параметрам дети между собой могут быть мало похожи с самого рождения, несмотря на то, что у них те же самые родители и общая среда.

Также детям передаются и задатки для различных видов деятельности, от физических (спорт, танцы) до интеллектуальных и специальных навыков (слух, память и т.п.). Генетическая предрасположенность в каждой области оказывает свою долю влияния. Например, интеллектуальный уровень зависит на 60% от генов и лишь на 40% от среды (по наиболее признанной теории). А для некоторых видов спорта гены устанавливают уровень вплоть до 90%. Однако, генетическая предрасположенность не приводит к выдающимся результатам, если ей не пользоваться по максимуму

Поэтому, на таком же уровне важно и влияние среды, как она воздействует на ребенка, к чему побуждает

М

Ибука упускает важность генетических факторов, возможно во благо родителей, чтобы они верили в своих детей. Но такая вера слепа и не может быть благом

Подобный взгляд побуждает родителей направлять детей на такие занятия, или лепить из них такое поведение, которое им не свойственно, которое не является им присущим. Ребенок перегружается, от него требуют того, что он дать не может. Он тратит время и не добивается результата, от чего снижается его самооценка.

Вместо этого, родителям следует изучить своего ребенка, и направить его в ту область, в которой он более способен и к которой имеет больший интерес. К слову, об интересах ребенка М. Ибука говорит много, ставит их во главу угла при выборе развивающих занятий. Но почему-то многие родители не хотят видеть эти наставления.

Часть 2. Влияние раннего опыта

Главное — окружение, а не гены

Исследования показали, что даже близнецы, если они растут в разных условиях и воспитываются разными людьми, будут очень отличаться друг от друга и по характеру, и по способностям. Вопрос в том, какое образование и среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.

Ребенок, рожденный от отца-ученого, не обязательно станет ученым

Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети поколение за поколением наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем.

На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи

Карл Фридрих Гаусс, один из величайших математиков XIX века, открыл формулу суммы арифметических рядов, когда ему было всего восемь лет.

Отец Гаусса не отличался ученостью. Он был простым каменщиком, чинил стены, заборы, камины и часто брал сына с собой на работу. Гаусс подавал отцу кирпичи и считал их. По-видимому, математические способности Гаусса сформировались под влиянием этой привычки в раннем детстве.

Часть 2. Влияние раннего опыта

Наибольшей важностью обладает окружение ребёнка, а не гены. Даже близнецы будут кардинально отличаться, если их воспитают разные родители

Если бы определяющим фактором в процессе формирования способностей являлось происхождение, тогда дети перенимали бы профессию своих предков, однако жизнь намного загадочнее, и ребёнок может получить совершенно другую профессию, чем его родители.

На ребёнка воздействуют такие вещи, о которых мы даже не подозреваем. То, что нам может казаться лишённым смысла, дети могут воспринимать совершенно иначе, и это нечто может даже стать основой всей их дальнейшей жизни. Те впечатления, которые получает человек в детстве, формируют то, как в будущем будет мыслить и действовать ребёнок.

Об авторе

Масару Ибука человек выдающийся — великий инженер, признанный во всем мире (лауреат главной инженерной премии мира IEEE), один из создателей корпорации Sony. Может ли инженер мирового уровня, с соответствующим типом мышления, предложить теорию раннего развития «с воздуха», не имея достаточных данных или хотя бы крепких оснований? Может, но не полноценную теорию, а лишь описать свое виденье и идеи. Они основываются на научных данных рубежа 60–70-ых годов, на рассказах о выдающихся людях и на примерах из областей, лишь частично связанных с развитием. Основными примерами детского развития, выступают дети из музыкальной школы Шиничи Сузуки.

Стоит ли книга прочтения?

Скорее нет. Все рекомендации автора вы легко найдете практически в любой современной зарубежной книге по детскому развитию, а также в некоторых отечественных. И они будут более раскрыты чем на одну страницу каждая (автор не раскрывает каждую идею дальше одной страницы). Это как плюс, так и минус. Судя по отзывам на книжных сайтах, читателям такой формат не очень нравится. Однако, каждая такая идея предельно понятна и ее ценность не зависит от раскрытия на одну страницу или на десять. Кому-то понравится больше формат прочитать пару абзацев и подумать самостоятельно, чем читать объяснение автора для одной фразы на целую главу.

Книга полна историй, но не глубокой проработки идей. Она рассматривает единичные случаи, возможно даже уникальные. Успех которых, скорее всего, зависел от врожденной одаренности детей и титанических усилий взрослых, отказывающихся от собственной жизни, ради успехов ребенка. Такой опыт редко подходит для большинства детей и родителей.

Устаревшие знания и их неправильная интерпретация, способны принести для неподготовленного читателя больше вреда, чем остальная интересная информация из книги.

Книга была полезна и прогрессивна для своего времени. Но сейчас, спустя почти 50 лет, она должна оставить рынок. Ее активное распространение способно вызвать неправильное восприятие идей раннего обучения. Многие читатели усваивают и активно пропагандируют, из нее именно то самое устаревшее и ложное знание, которое приносит вред их собственным детям и детям, посещающим детские центры. А большую часть действительно полезного опыта и идей, они пропускают мимо себя

Заостряя лишь внимание на том, что «после трех уже поздно» и развитие ребенка кончено. Но ничего не кончено! В три года года, развитие ребенка идет также активно и у него все впереди еще как минимум ближайшую дюжину лет

Обзор хочется закончить глубокой фразой самого М. Ибука:

Наш рейтинг:
  • Актуальность знаний

  • Достоверность знаний

  • Применимость в воспитании

  • Эффективность для развития

  • Наглядность и доступность текста

  • Современность взглядов

1.9

Суммарно

Итоговая оценка полезности

Часть 1. Потенциальные возможности ребёнка

Детский сад — это уже поздно

Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии — с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, то есть в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, вырастет смышленым и с твердым характером.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы было больше радости в его жизни и в мире.

Структуры мозга формируются к трем годам

Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 процентов своего взрослого потенциала, а к трем годам — 80 процентов. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. Фундамен­тальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллек­туальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Легко сделать ошибку, предоставив ребенка самому себе

Даже сегодня многие психологи, педагоги и родители полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать все, что он хочет.

И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей.

Между тем все может быть сделано по-другому. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо чаще бывать с ним и ненавязчиво и мягко предлагать различные занятия, а когда он начинает развиваться и подрастать, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмеша­тельство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем могут только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

Для ребенка проще запомнить «голубь», чем «девять»

Ребенок наделен замечательной способностью по образам узнавать предметы, что не имеет ничего общего с анализом, этому ребенок научится значительно позже. Прекрасный пример, подтвер­ждающий эту гипотезу, — способность младенца узнавать лицо своей мамы.

В качестве эксперимента мистер Исао Ишии давал уроки китайской письменности в нашей Ассоциации раннего развития. Трехлетние дети легко запоминали такие сложные китайские иероглифы, как «голубь» или «жираф». В отличие от абстрактных слов, таких как «девять».

Даже пятимесячный малыш может оценить Баха

Было проведено исследование, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! И на самом последнем месте оказались детские песенки.

Младенцы нашли самой интересной классическую музыку, которую мы, взрослые, часто держим от них на достаточном расстоянии. Разве дети наделены с рождения музыкальным вкусом, необходимым для того, чтобы оценить сложную симфонию?

Шестимесячный младенец может даже плавать

Ребенок, который еще не начал ходить, пробует держаться на воде так же, как пробует ползать по земле

И важно не то, что маленький ребенок может плавать, а то, что он плавает, потому что он ребенок. Плавание — это только один из способов развить способности ребенка: оно улучшает сон, способствует аппетиту, обостряет рефлексы и укрепляет мышцы

Аннотация

Вот что написал в предисловии к книге Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, США: «Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле, родители».

Автор этой книги, кстати основатель корпорации SONY, занялся вопросами раннего развития неспроста – его собственный ребёнок отставал в умственном развитии. В результате опыта, приобретённого в воспитании и обучении своего ребёнка, с помощью специалистов он основал «Ассоциацию раннего развития» и школу «Обучение талантов», написал эту книгу и стал одним из известнейших специалистов мира в области раннего развития детей.

Идеологию раннего развития Масару Ибука формулирует так:

«Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта „вовремя“».

Данная книга является участником проекта «Испр@влено». Если Вы желаете сообщить об ошибках, опечатках или иных недостатках данной книги, то Вы можете сделать это здесь.

Скачать или читать онлайн книгу После трёх уже поздно

На этой странице свободной электронной библиотеки fb2.top любой посетитель может читать онлайн бесплатно полную версию книги «После трёх уже поздно» или скачать fb2 файл книги на свой смартфон или компьютер и читать её с помощью любой современной книжной читалки. Книга написана автором Масару Ибука, является частью серии После трех уже поздно, относится к жанрам Психология и психотерапия, Домоводство, добавлена в библиотеку 17.02.2012 и доступна полностью, абсолютно бесплатно и без регистрации.

С произведением «После трёх уже поздно», занимающим объем 83 печатных страниц, вы наверняка проведете не один увлекательный вечер. В нашей онлайн читалке предусмотрен ночной режим чтения, который отлично подойдет для тёмного времени суток и чтения перед сном. Помимо этого, конечно же, можно читать «После трёх уже поздно» полностью в классическом режиме или же скачать всю книгу целиком на свой смартфон в удобном формате fb2. Желаем увлекательного чтения!

С этой книгой читают:

  • Машина влияния — Виктор Мазин
  • 13 ключей к пониманию себя, своего окружения и своих отношений — Анна Просветова
  • По следам зеленого змия — Владимир Рожнов
  • Эмоции под контролем — Анна Карпова
  • Умная, красивая и не замужем. Стать женой легко и просто — Юлия Свияш
  • Понять себя, его, других. Система счастливых отношений — Светлана Неганова
  • Волна. О немыслимой потере и исцеляющей силе памяти — Сонали Дераньягала
  • Метод «Ключ» от комнаты страха твоего мозга. Заставь стресс работать на тебя — Хасай Алиев
  • Введение в работы Биона — Элизабет де Бьянчеди, Дарио Сор, Леон Гринберг
  • Думай как чемпион: как «Формула-1» может прокачать самоорганизацию, эффективность и мотивацию — Дэвид Култхард

Гуманистическое воспитание

У М

Ибука есть очень важное замечание, которое упускают многие родители, читая его книгу. «Раннее развитие не предлагает насильственного вскармливания грудных детей фактами и цифрами»

Почему-то многие родители убеждены, что развитие ребенка, это прежде всего закладывание в его память бесполезной информации (например, какие есть животные в Африке, или показывание карточек), чтение и письмо, арифметика и что все это нужно ребенку в два-три года. Автор специально делает акцент о вреде таких способов для этого возраста.


Издание 1980 года

Мистер Ибука категорически против навязывания ребенку интересов родителей, он против насильственного обучения тому, что кажется родителю полезным для ребенка в будущем.

Он выступает за развитие в ту сторону, к которой у ребенка есть интерес. «Нравится музыка, иди на музыку, если не нравится, я тебя заставлять не буду». Это отличный показатель, как нужно обращаться с ребенком, как нужно учитывать его желания и интересы. Обучение, по его мнению, должно быть удовольствием, только так оно будет эффективным. Очень прогрессивные взгляды на воспитание ребенка 50 лет назад! Он утверждает, что интерес гораздо лучше прививать, создав развивающую среду, обеспечить ребенка ресурсами и разрешить свободную деятельность, чем навязывать ребенку упорядоченное обучение в виде уроков и систематические занятия по программе.

Он выступает за каждодневное гуманное развитие ребенка, не на основе специальных методик, а через естественное воспитание матерью ребенка. Что нужно постоянно заниматься ребенком с раннего детства (но без спешки и по актуальному уровню развития!). Так как развитие идет с рождения, и что тогда мы закладываем основу, каким станет ребенок. Основным проводником в мире людей, является мама ребенка, которая и должна обучать его. Он выступает за гибкость обучения, что мама должна знать и чувствовать актуальное развитие ребенка, что ее ребенку по силам в настоящий момент и «находиться с ним целый день». Он не говорит, что ребенок должен идти на каждую программу в детский центр лишь потому, что она подходит ему по возрасту!

Автор выступает против позиции некоторых родителей, что брать ребенка на руки плохо. Он пытается доказать, что это не приводит к постоянному плачу малыша и усвоению такого способа достижения своего. И автор абсолютно прав, нет никаких доказательств того, что ласка и любовь своего ребенка, взятие его на руки при плаче, приводит к закреплению подобной реакции в будущем. Наоборот, игнорирование таких потребностей ребенка, вызывает у него стресс и приводит к замедлению развития. «Я уверен, что ребенка следует брать на руки как можно чаще» — и с этим нельзя не согласиться. Это же и относится к привычке спать вместе с ребенком в первый год.

Ценны и удивительны убеждения автора на семью для начала 70-ых годов, когда японское общество все еще оставалось патриархальным

Он считает, что в семье должна царить дружеская атмосфера, что отец должен уделять внимание детям, постоянно с ними разговаривать и принимать активное участие в их воспитании. Быть их другом и помощником своей жене

Еще более удивительны взгляды автора для того времени, на тему полового воспитания. Автор придерживается мнения, что не нужно никак разделять воспитание мальчиков и девочек, что они абсолютно идентичны до 3-х лет. Если мальчик хочет играть в куклы, пожалуйста. Очень смелое утверждение для той эпохи.

Можно согласиться и с мнением автора, что иностранный язык следует учить с раннего детства при помощи двух методов: прослушивания чужой речи и общения с носителем языка (а не при помощи карточек). По результатам последних исследований, это совсем необязательно делать до трех лет. Ребенок способен освоить язык на уровне носителя (без акцента) начав его полноценное изучение в возрасте вплоть до 10 лет.

В книге много внимания уделяется творческой деятельности ребенка

Важность воспитания художественного вкуса и музыкальных способностей

О книге

Наверно, это самая распиаренная книга про раннее развитие детей в России. Чего только стоит примечание к книге от Г. Домана. К слову, карточные и другие методики Г. Домана уже давно и полностью дискредитированы в западных странах.

Книга написана в 1971 году, практически 50 лет назад и использует научные исследования своего времени. 50 летние исследования, по научным меркам это очень и очень давно. На столь давние исследования в науке просто стыдно серьезно ссылаться (вашу работу сразу раскритикуют и отдадут обратно). Стоит помнить, что психология развития ребенка — это прежде всего наука и на основе открытий этой науки, создаются развивающие методики и рекомендации. Однако, такая последовательность соблюдается далеко не всегда.

Книга имеет много сторонников и много противников. Книга активно тиражируется в массмедиа и интернете, она бесплатно раздается на сайте одного из коммерческих развивающих центров. Благодаря агрессивному маркетингу, книга имеет популярность, но только на территории постсоветских стран. Тогда как в последний раз книга на английском языке издавалась в 1980 году!


Издание 1977 года

Предисловие автора

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта, и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, – человек, а детеныш волка – волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!

Размышляя над этими примерами, я все больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорожденного оказывают образование и окружающая среда.

Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития»

Наши и зарубежные ученые собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира

По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70–80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста? Раннее развитие не предлагает насильственного вскармливания грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.

Подведем итог

Книга не о том, что «После трех уже поздно» и нужно побыстрее все затолкать в ребенка. Категорически нет! Данную позицию создают книге два фактора:

  1. В самом начале книги автор привел исследования, что мозг завершает свое развитие на 80% к трем годам. Конечно это не правда, которая благодаря маркетологам и вылилась в название книги.
  2. Этой неправдой прикрываются многочисленные детские центры, стремящиеся любой ценной обеспечить себе клиентов. Некоторые готовы не только обманывать, но и что самое худшее — вселять в родителей страх. Что они не успеют что-то сделать со своим ребенком, и он будет хуже других детей.

Играя на страхах родителей, на их неуверенности и жадности что-то не успеть, данное название сыграло для книги очень плохую роль.

Если упустить часть книги про «ограничение мозга», то из оставшейся части можно получить достаточно рекомендаций по развитию. Книга о том, что с самого рождения ребенку нужно больше, чем просто кормление и здоровый сон. Что родители ребенка, и особенно мама, должны заботиться об интеллекте, чувствах и личности ребенка. Что истинное развитие это не обучение читать, писать, считать, а это разнообразие деятельности ребенка, его свобода проявлять себя, следовать своим интересам. Что родители должны поддерживать эти интересы. Что не нужно заставлять ребенка насильно делать то, что он не хочет (например, играть на скрипке). Эта книга удивительна тем, что она предлагает гуманистический подход в патриархальном обществе Японии 1971 года.

В первые годы после издания — книга была актуальной. Но в свете многотысячных новых исследований она просто устарела. И на основе современных данных, автор не стал бы делать столь категоричные выводы, что после трех уже поздно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector