35+ курсов по шахматам: лучшие онлайн-уроки для взрослых и детей
Содержание:
- «Учебник шахматной игры», Хосе Рауль Капабланка
- Советы начинающим
- Изучите правила шахмат
- Ход защиты
- 10 лучших книг для обучения шахматам, которые помогут научиться качественно играть
- Как учить детей играть
- Приложения для обучения игре в шахматы
- Шахматная тактика для начинающих
- Не забывайте анализировать свою игру
- Пат
- Книги по обучению игре в шахматы
- Правила рокировки в шахматах
- Зачем школе из плохого района шахматы
- «Путешествие в шахматное королевство», Ю. Авербах, М. Бейлин
- С чего начать
- Вступление
- Кого и чему ещё учат с помощью шахмат
- Задача №3. Как научить ходить?
«Учебник шахматной игры», Хосе Рауль Капабланка
class=»img-responsive»>Кубинец Капабланка был не только прекрасным игроком. В шахматных кругах он считался замечательным шахматным теоретиком и педагогом. Его «Учебник шахматной игры» прекрасно подойдёт для тех, кто только начал закладывать основы своего «шахматного фундамента».
В издании наглядно представлены все основы шахматной игры. Рассказывается о тактике игры, её стратегии, стадиях шахматной партии. Практический раздел книги написан на высоком уровне.
Книга Капабланки была издана почти сто лет назад, но актуальна до сих пор. Знаменитый советский игрок Михаил Ботвинник назвал данный самоучитель лучшим учебником шахматной игры.
Советы начинающим
Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:
- Обдумывайте каждый ход противника;
- Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
- Знайте ценность своих фигур.
На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля
Защищайте своего короля
Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.
Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.
Контролируйте центр шахматной доски
Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.
Изучите правила шахмат
Классические шахматы окрашены в черный и белый цвет. У вас, к примеру, белые, у оппонента черные или наоборот. Белые всегда ходят первыми, затем ход за черными, и так по очереди до завершения партии.
Давайте определимся с тем, что из себя представляет шахматная доска. Она всегда окрашена в белые и черные клетки. На нее нанесены 8 строк и 8 столбцов, по 8 клеток, всего клеток на классической доске 64, 32 черные и 32 белые. Ряды клеток которые идут от ближнего края доски одного шахматиста, к ближнему краю доски другого шахматиста – называются вертикалью. Ряды клеток, которые идут под прямым углом по отношению к вертикальным, называются горизонталью. Ряд клеток, одного цвета, которые соприкасаются между собой углами – называются диагональю.
Шахматная доска обязательно должна располагаться таким образом, чтобы угловая правая (крайняя) клетка, которая находится со стороны каждого шахматиста была окрашена в белый цвет.
шахматная доска с фигурами
Стартовое положение фигур на шахматной доске
Первое правило – у каждой фигуры есть свое изначальное (стартовое) положение на шахматной доске, всего фигур изначально по 16 у каждого из оппонента. Фигуры выстраиваются на первых двух рядах со стороны каждого игрока. Ряд по горизонтали, который ближе к шахматисту выстраивается следующим образом (слева направо):
- Ладья.
- Конь.
- Слон (в быту – офицер).
- Ферзь (в быту – королева).
- Король.
- Слон.
- Конь.
- Ладья.
Следующий ряд по горизонтали от каждого игрока в стартовой позиции занимают 8 пешек.
Правильно делать ход – только одной рукой, в том числе рокировка. Если произошло касание фигуры, то ходить можно только ей, ход считается завершенным если игрок убрал руку от фигуры, не передвигая ее.
Профессионалы играют по времени, когда оно строго ограничено, и если игрок не вписывается в отведенный временной промежуток, то засчитывается поражение. Мы рассказываем о том как научиться играть новичку, по крайней мере на начальных этапах, шахматные часы вам ни к чему.
Ход защиты
В игре три площадки: Лес, Плейвиль и Магическое дерево. Две последние локации откроются после прохождения всех этапов Леса. А выигрывать непросто, нужно продумывать каждый шаг, чтобы не дать сопернику выгнать вас с доски. Уже на третьем начальном уровне добавляются новые фигуры, игра становится сложнее и интереснее. Можно отменять ходы, смотреть решение уровня, если вам не удалось его пройти. В настройках – отключить звуки или поменять вид игры.
Незначительный минус – программа, видимо, неудачно переведена с английского – задачи в обучении написаны с ошибками, но это не сказывается на понимании сути. Приложение с забавными героями-шахматами, приятными фоновыми звуками, не-обычным оформлением – точно понравится детям и взрослым. Оценки пользователей такие: геймплей, графика – 4,5, управление – 4,4.
Скачать для Android. Скачать для iOS.
10 лучших книг для обучения шахматам, которые помогут научиться качественно играть
Шахматы – непростая, но интересная и увлекательная игра, развивающая тактическое и стратегическое мышление. Многим людям они могут показаться нудной забавой, но погружение в мир интеллектуальной игры заставит любого человека отказаться от подобных мыслей. Основы шахматной игры можно изучить самостоятельно в любом возрасте. Главное — правильно подобрать литературу.
В некоторых странах всерьёз обсуждается вопрос о включении курса шахмат в обязательную школьную программу. Потому что эта игра, как и математическая наука, «ум в порядок приводит». Все Курсы онлайн подобрали лучшие книги и самоучители шахмат для начинающих, которые помогут начать самостоятельно заниматься на дому.
Книги для обучения детей шахматам
Детям не подойдут шахматные самоучители Нимцовича и Капабланки. К прочтению подобных пособий может приступать или взрослый человек, или подготовленный старшеклассник. А младших школьников нужно заинтересовать игрой, показать её красоту и увлекательность. И желательно сделать это в простой и наглядной форме, а лучше в виде сказки.
Как учить детей играть
Нужно быть готовыми к тому, что начинающим детям, даже знающим правила, будет крайне непросто заставить себя проявить терпение и освоить азы, чтобы впоследствии получать удовольствие от процесса.
Шахматы — это игра, которая потребует от ребёнка последовательных, систематичных действий. С первого раза большинству из начинающих игроков процесс не понравится настолько, что продолжать снова не захочется. Главное — поддержать малыша в этот момент, не оказывая на него давления и стимулируя желание продолжать дальше.
Первые шахматы для начинающих юных игроков должны быть красивыми. Лучше всего остановить выбор на классическом варианте шахмат с покрытыми лаком фигурами либо на шахматах с цветными пластиковыми фигурами для детей
Очень важно, чтобы фигуры и доска сразу увлекли ребёнка, вызывая у него желание поскорее выучить правила для начинающих и начать играть
Перед началом игры нужно объяснить ребёнку правила, помочь ему расставить фигуры, сделать акцент на целях и средствах для их достижения.
Когда ребёнок освоит правила игры, можно переходить к первым партиям для начинающих, которые позволяют искать правильные ходы и строить логические цепочки. Естественно, что в первое время начинающим игрокам стоит поддаваться для того, чтобы мотивировать их продолжать дальше. Со временем малыши освоят целые комбинации, смогут самостоятельно разрабатывать стратегии, побеждая даже опытных противников.
Приложения для обучения игре в шахматы
Получить базовые знания и научиться играть в шахматы можно дома, с помощью смартфона, для этого достаточно скачать и установить приложение для android или ios, либо воспользоваться мобильной версией сайта.
ChesterChess – уникальный способ познакомиться с шахматами через интерактивный онлайн курс. Уроки состоят из цепочки последовательных демонстраций и упражнений на усвоение материала, каждый из уроков можно проходить много раз для лучшего усвоения. Помогать ученикам разобраться с древней игрой в шахматы будет персонаж Кот Честер, который также будет давать подсказки и «проверять» задания.
Приложения для android:
- Обучение шахматам — от простого к сложному.
- Chess King Обучение (Шахматы и тактика) – курсы для продвинутого уровня.
- Шахматный тренер – тактика и задачи.
- Шахматы (игра).
- Шахматы (Chess Free) (игра).
- Chess (игра).
В поиске приложений просто введите нужные ключевые слова для поиска и протестируйте приложение.
Написанных программ для мобильных устройств очень много, в том числе бесплатных. Получать навыки в шахматах с помощью смартфона, не так удобно как на ПК или ноутбуке, но если вы находитесь в дороге – это лучший вариант для получения опыта.
Шахматная тактика для начинающих
ChessKingразработали его на основе книги Сергея Иващенко «Учебник шахматных комбинаций». 1275 упражнений для тренировки по двенадцати темам. Занимайтесь сразу по всем или выбирайте в настройках и прорабатывайте конкретное направление: учиться делать двойной шах, мат ферзем, «съедать коня» и осваивать другие игровые ходы. Проходите те упражнения, где раньше допустили ошибку. Сложность заданий рассчитывается от десяти до девяноста.
Пока решаете задачу, компьютер будет подсказывать, насколько правильным был ваш ход в конкретной ситуации. Есть функция пошагового анализа игры. Оформлена программа просто и со вкусом. Полмиллиона скачиваний. Рейтинг 4,7.
Скачать приложение для Android. Скачать для iOS.
Не забывайте анализировать свою игру
Анализ – ваш основной инструмент в совершенствовании. Когда вы анализируете расстановку сил, то начинаете понимать больше хороших ходов, комбинаций, включается тактика на 2-3 хода вперед, затем вы сможете строить более сложные комбинации на нескольких направлениях и в защите и в обороне.
Анализ подразумевает, в том числе сыгранные игры. Если вы играете со знакомым и без времени, анализируйте сделанные ходы (2-3), задавайте вопросы самому себе: «А как можно было сделать лучше?», «Что я не заметил?» и т.д.
В некоторых приложениях можно смотреть запись проведенных игр, и разбирать шаг за шагом. При игре вживую можно производить запись ходов, но для этого нужно освоить шахматную нотацию.
Пат
Патовая ситуация возникает тогда, когда король не находится под шахом, а играющий им игрок не может сделать по правилам ни одного хода (самому под шах короля ставить нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.
Мат
Наиболее частый результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую нельзя отразить. Это — мат. Игрок такого короля проигрывает партию.
Игровые моменты
- Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью.
- Шахматист может поставить сопернику мат.
- Соперник может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого урона.
- На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно.
- На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.
Ну, а теперь попробуйте сыграть в шахматы с компьютером.
Книги по обучению игре в шахматы
Для расширения познаний и прогрессирования в шахматном искусстве можно воспользоваться книгами, их написано огромное множество, как для новичков, так и для профессионалов. Начинайте с малого, постепенно переходя к более сложному:
-
Новичкам:
- Путешествие в шахматное королевство – Юрий Авербах.
- Шахматы – Илья Майзелис.
- Сборник шахматных комбинаций – С. Д. Иващенко.
- Учебник шахматной игры – Х. Р. Капабланки.
-
Продвинутый уровень, тактики и стратегии:
- Моя система – А. И. Нимцович.
- По следам дебютных катастроф – Я. И. Нейштадт.
- Стратегические приемы в шахматах – А. И. Терехин.
- Переход в эндшпиль – Ю. Разуваев, Г. Несис.
Книга это классика, и она способна научить играть в шахматы. С литературы начинали практически все профессионалы и гроссмейстеры, но для современного человека доступен такой канал получения информации как YouTube.
Правила рокировки в шахматах
Правило №1
Рокироваться можно, только если король и ладья стоят на своих начальных местах и они еще не ходили. |
Обратите внимание: если король покинет свою начальную клетку, а потом вернется назад, рокировку делать в этой партии он все равно уже не сможет. А если начальную клетку покинула одна из ладей, то рокироваться можно только со второй ладьей
Правило №3
У начинающих шахматистов порой возникает вопрос — можно ли делать рокировку после шаха? Ответ: нет, такой ход запрещен правилами игры в шахматы.
Нельзя рокироваться в тот момент, когда королю объявили шах. |
Обратите внимание: если удалось защититься от шаха, не сходив королем, то на следующих ходах рокировку делать можно
Правило №4
Король при рокировке не имеет права прыгать через битое поле. |
Битым полем в шахматах называют поле, которое атаковано фигурой противника. Король не имеет права перелетать через клетку, атакованную соперником. А вот ладья при длинной рокировке имеет право перелететь через битое поле b1.
Правило №5
Конечно же, король не может рокироваться под шах. Рокировку невозможно сделать, пока поле g1 (или с1 — для длинной рокировки) атаковано одной из фигур соперника. |
Рокировка — очень важная часть партии. Считается, что именно после нее заканчивается дебют и партия переходит во вторую стадию — миттельшпиль. Для того, чтобы рокировка была удачной, в начале партии не стоит ходить пешками f и g (если нарушить это правило, можно получить быстрый мат). В дебюте мы выводим центральные пешки, а пешки f, g и h после рокировки становятся забором для короля. А после центральных пешек развиваются конь и слон, чтобы освободить место между королем и ладьей — только тогда можно рокироваться.
Зачем школе из плохого района шахматы
В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.
Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.
«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.
Став педагогом сам, он начал искать ответ на вопрос, как помочь реализовать свой потенциал каждому ребёнку, а особенно детям, которые на пути к успеху сталкиваются с серьёзными препятствиями: бедностью, насилием, пренебрежением и низкими ожиданиями со стороны общества. Именно шахматы стали одним из инструментов решения этой задачи.
Кадр: фильм «Шахматист»
В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.
Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.
«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.
Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.
В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.
«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».
Кадр: фильм «Шахматистка»
Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.
«Путешествие в шахматное королевство», Ю. Авербах, М. Бейлин
class=»img-responsive»>Советская шахматная школа считалась одной из лучших в мире. И это не голословное утверждение. В послевоенный период шахматисты из СССР почти всегда выигрывали мировые первенства. Лишь гений Роберт Фишер сумел одолеть Бориса Спасского в 1972 году. И уже через три года шахматная корона перешла к Анатолию Карпову.
Из этого можно сделать вывод и о высококлассной советской шахматной литературе. Книга «Путешествие в шахматное королевство» пользовалась невероятной популярностью как среди школьников, так и среди взрослых. Простой язык и увлекательное повествование при соблюдении всех основ сделало книгу Авербаха и Бейлина «шахматной Библией» СССР.
Шахматная мысль не стоит на месте, техника игры совершенствуется, но самоучитель Авербаха и Бейлина не потерял актуальности и сегодня.
С чего начать
Научиться играть в шахматы взрослому не так сложно как может показаться на первый взгляд. Первый шаг – покупка шахматной доски и фигур (комплект). Наборов существует огромное множество, начиная от недорогих китайских и заканчивая коллекционными, рекомендуем выбрать что-то посередине – чтобы было удобно вести обучение и играть. Главное, чтобы король и ферзь отличались между собой визуально.
Имея в распоряжении ПК или смартфон, также можно научиться играть в шахматы, но поверьте – это совершенно разные миры. Взрослому человеку еще посильно онлайн обучение, а вот научить ребенка играть в шахматы в режиме онлайн, не совсем правильный подход, лучше все же пойти классическим способом.
Нужно понять, что шахматы это не линейная игра, где достаточно знать как может ходить и бить та или иная фигура. Конечно, правила это основа, но не меньшее значение имеют тактика и стратегия, это то что вырабатывается с опытом, в процессе тренировок.
Вступление
Сегодня интересом ребенка является компьютер. Но взрослые стремятся вырастить из малыша думающего человека. А это возможно с использованием модельных игр, одной из которых считаются шахматы, помогающие тренировать ум и сообразительность.
Играя в шахматы, малыш учится логически рассуждать, контролировать действия, предугадывать реакцию соперника, сравнивать. Многие из детей, умеющих с раннего возраста играть в шахматы, в дальнейшем становятся уважаемыми и успешными людьми.
Итак, как научить ребенка играть в шахматы с нуля?
С какого возраста начинать обучение?
Обучить игре в шахматы можно любого малыша. Для этого стоит иметь терпение и творческий подход. Для того, чтобы дать малышу первые уроки игры. достаточно обладать минимальным опытом самому. Первое знакомство с доской и фигурами малышу разрешается устроить в трехлетнем возрасте. В это время малыш уже владеет речью, знает приличное количество слов, умеет двигаться, рисовать, лепить, проявляет интерес к окружающему миру, утоляя его в играх.
Помните, что ваша главная цель – не воспитать будущего чемпиона, а привить интерес к полезной для развития игре. Организуйте занятия в доброжелательной атмосфере, не требуйте лишнего. Каждые полчаса предоставьте малышу отдых, активную разминку. Чтобы научить ребенка играть в шахматы, следует твердо уяснить, тематику ознакомительных занятий.
Урок первый
- Разъясните ребенку. что шахматная доска представляет собой поле битвы, а фигурки – игрушечную армию. Перечислите ребенку названия каждой фигуры, начав с «пехоты» — пешек. Пусть ребенок потренируется выставлять их на доске в линию, используя для этого вторую и седьмую горизонтали с каждой стороны. Покажите ребенку, как пешка ходит и побеждает другие фигуры.
- Разыграйте с малышом партию, используя в игре только пешки. Цель победы – «съесть» пешки противника или быстрей добраться до противоположной горизонтальной линии. От такой пробной партии будет понятно, нравится вашему ребенку игра или нет.
- Поясните ребенку названия и возможности остальных фигур. Главная – король, наиболее сильная – ферзь, несколько слабее – ладья (их две). Парными являются конь и слон. Продемонстрируйте, как передвигаются эти фигурки на доске.
- Малыш расставляет фигуры самостоятельно. Если сомневается или делает ошибки – окажите помощь. Поясните, что ферзь должен размещаться на поле соответственно своему цвету.
- Теперь напомните малышу правила игры, повторно назовите вместе с ним фигуры, их правила ходов и возможности в сражении.
- Ознакомьте малыша с понятиями «шах» и «мат», продемонстрируйте простейшие варианты каждой ситуации. При этом старайтесь втолковать малышу, что победа зависит не от количества фигур, а от удачно проведенного хода или их комбинации.
- Малыш должен уверенно повторить весь пройденный материал. Если сбивается – поправьте. Поясните передвижения ладьи, отобразите позиции, когда с ее помощью объявляется мат в один ход. Предоставьте малышу возможность проделать все несколько раз самостоятельно.
- По такому же принципу расскажите про слона – как ходит и воюет. Если ребенок уяснит все про него и ладью, ферзя он сможет освоить очень оперативно.
- Расположите все фигуры, попытайтесь разыграть настоящую партию. При этом не забывайте напоминать малышу, как ходит та или иная фигура, если ребенок проявляет порой неуверенность. Играйте по возможности часто, старайтесь все допущенные ошибки разобрать и проанализировать.
https://youtube.com/watch?v=6PljdkByKmw
Кого и чему ещё учат с помощью шахмат
В Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.
При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.
Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».
Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.
Шахматы для школьников
Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.
А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.
Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.
«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.
Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.
Кадр: фильм «Жертвуя пешкой»
Шахматы для дошкольников
Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.
«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.
В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам
Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.
К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.
«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.
Задача №3. Как научить ходить?
Решение:Изучайте ходы поочередно с каждой фигурой, не месите все сразу. Сначала устройте прогулку пешкам. Солдаты идут в поход. Здесь вам пригодится миф «О живой доске. После того, как вы объяснили ребенку, как ходит пешка, вместе с ним прогуляйтесь несколько раз ими по доске. Попросите малыша самому по очереди походить каждой пешкой.Если он делает неправильно доска вдруг «оживает и начинается землятрясение или она подаетсигнал тревоги(здесь все зависитваших артистических способностей). Детям это нравится, они смеются, исправляя свои ошибки. Согласитесь, что это лучше, чем ваши монотонные замечания: неправильно, так не ходят.Этот прием вы можете применять и при начальной расстановке фигур, если ребенок ошибается, доска может реагировать бурно.И так, поочереди, шаг за шагом, вы объясняете, по каким тропинкам ходят фигуры. Здесь коней не гоните. Превращайте каждое занятие в путешествие по шахматной стране сказочных героев. Кстати, таинственность никто не отменял. Не забывайте извлекать и убирать шахматы очень бережно. Пусть это будет своеобразный ритуал начала и конца занятия.