Левши, правши и амбидекстры: что знает наука о нашей ведущей руке

Как и с каких пор отмечается праздник?

День левшей имеет довольно интересную, но запутанную историю. Вот несколько фактов:

  • Истоки праздника — в 1976 году, когда МОЛ (Международная Организация Леворуких) объявила о том, что будет праздник в ознаменование борьбы за достоинство всех леворуких в мире.

  • В 1980 г. в США прошёл митинг в поддержку леворукого полицейского Франклина Уинборга, которого уволили за то, что он носил кобуру слева, а не справа (требует устав).
  • В 1984 г. ЮНЕСКО официально назвала 13 августа Международным днём левши.
  • В 1992 г. британский Клуб левшей организовал масштабные празднования.

В этот праздничный день виновникам торжества традиционно дарят специализированные презенты, приспособленные для левой руки.

Амбидекстр: плюсы и минусы

Правой рукой человека управляет левое полушарие мозга, а левой – правое. Левое полушарие в ответе за логическое мышление, анализ и вычисления, а правое – за эмоции, чувственность и интуицию. Таким образом, правши более преуспевают в логике, а левши в чувствах.

Амбидекстр — это человек, который обладает способностями и левшей, и правшей одновременно, так как оба полушария его мозга одинаково развиты.

Амбидекстр — это человек, у которого оба полушария развиты одинаково.

Амбидекстры могут стать отличными музыкантами и спортсменами. Так, владение музыкальным инструментом сразу двумя руками одинаково ловко позволяет быстрее его освоить, в том числе и исполнять на высшем уровне самые сложные техники игры. Владение спортивным тренажёром одинаково сильно обеими руками позволит обогнать соперников, например, можно легко играть в теннис, меняя левую и правую руку, и бить ракеткой одинакового сильно.

Если у обычного человека повреждена ведущая рука (например, перелом), то он теряет дееспособность в быту, в то время, как абидекстр может легко заменить одну руку на другую.

Амбидекстр — это человек, который склонен к быстрому импульсивному принятию решений, так как способны максимально объективно анализировать события

Это важное качество в критических ситуациях

Такие люди могут видеть мир как с логической, так и чувственной стороны одновременно. Поэтому окружающее им видится более в ярких красках, чем левшам или правшам.

Амбидекстрия также показывает и недостатки в жизни человека. Так, дети-абмбидекрсты, попавшие в школу, вероятно, будут подвержены давлению со стороны педагогов, которые будут стремиться переучить их к праворукости. Эмоционально это будет тяжело для ребёнка.

Дети с такой особенностью часто страдают гиперреактивностью и синдромом недостатка внимания. Это негативно сказывается на их обучаемости. Поэтому может сложиться впечатление, что амбидекстр — это умственно несовершенный ребёнок. Однако, это не так, уровень IQ таких людей выше, чем у левшей или правшей, так как они быстрее усваивают материал.

Испытывая тяжёлые переживания, люди с одним ведущим полушарием способны переключаться и отвлекаться от неприятных мыслей, занимаясь работой, требующей логического внимания. Амбидекстры же так не смогут и будут одновременно испытывать эмоции по поводу своего переживания и логически его анализировать. Они не смогут переключиться на другое дело, пока не забудут своё переживание. Это может негативно сказаться на психо-эмоциональном состоянии человека.

Некоторые специалисты считают, что амбидекстры склонны к шизофрении и у них чаще болит голова.

Интересные факты

Задавались ли вы вопросом, почему в прошлом таких детей зачастую переучивали? Дело в том, что раньше леворуких воспринимали не так, как всех «нормальных» людей. Писать левой рукой считалось отклонением. Зачастую это касалось только пользования столовыми приборами и письма. Вред от переучивания может быть непоправимым, так как наносит сильный удар по психическому здоровью ребёнка. К примеру, переучивание может повлечь за собой такие болезни, как эпилепсия и депрессивные состояния.

Миф о том что леворукость является отклонением распространился и приобрел силу в странах СНГ в период существования СССР

Особенности леворуких:

  • Учёные выяснили, что у всех леворуких активно правое полушарие мозга, ответственное за творчество. Они часто имеют какой-либо незаурядный талант, или даже несколько. Примеры тому — гениальный учёный Альберт Эйнштейн, сюрреалист Пабло Пикассо и писатель Лев Николаевич Толстой.
  • Такие люди умеют и любят поглощать знания целиком, не останавливаясь на каком-то моменте. К сожалению, это скорее минус, чем плюс, так как из-за своей неусидчивости они постоянно меняют хобби и увлечения.
  • Леворукие — неисправимые мечтатели и романтики, у которых могут быть проблемы с логикой.
  • А также левши склонны к большей гибкости мышления, нежели правши, и имеют лучшую краткосрочную память.

Известно, что центр гнева и счастья находятся в левом полушарии у правшей, в то время как у леворуких эти зоны находятся в правом полушарии. Именно поэтому различные виды терапии могут не давать результата у больных шизофренией леворуких и наоборот. Знание об этом может помочь при выборе подходящего способа лечения, так как не все варианты одинаково хороши для леворуких и праворуких.

Не важно, кто вы — лево- или праворукий, ведь праздник объединяет и тех, и других. Особенности мышления правшей и левшей заметно отличаются, однако это не является преградой, ведь вы можете учиться друг у друга!

Зависимость количества левшей от места проживания

Статистика левшей насчитывает на планете около 17% таких людей. Причем их распространение неравномерно. Больше всего леворуких людей проживает в странах Восточной Европы, Южной и Юго-восточной Азии. В странах Африки, Северной и Западной Европы их рождается намного меньше.

Стабильно высокий процент леворукости наблюдается среди жителей Таймыра и Аляски (до 34%). Видимо экстремальные условия севера вызывают трансформацию в организме людей. Ключевой фактор – гипоксия.

Наблюдения ученых показывают, что чем старше становится человек, тем меньше он остается левшой. Такую закономерность увидели в Америке. При проверке двадцатилетних людей выявили 12% леворуких. Среди пятидесятилетних нашли только 5% таких людей. После 80 лет остался всего 1%. Причины такого явления пока не известны.

Процент левшей в мире по статистике не постоянен. Количество леворуких людей постепенно увеличивается. Если в СССР в 70 годы среди школьников их было около 5%, то среди современников в районе 15%.

Что делать с ребёнком-амбидекстром

Родители и воспитатели часто совершают ошибки при работе с амбидекстром. Главная ошибка – это давление на ребёнка в целях выбора одной ведомой руки. Делать этого не следует, наоборот, данное качество лучше развивать и поощрять.

Такие дети более активны, однако учебный материал они усваивают быстрее других, поэтому их следует нагружать дополнительными полезными задачами. Гиперреактивность ребёнка следует направлять в нужное полезное русло, чтобы это принесло пользу, иначе малыш заскучает и начнёт капризничать. Капризы у амбидекстров более активны и ярче, чем у обычных детей.

https://youtube.com/watch?v=wxFB4ldrP-0

Нервная система амбидекстров быстрее устаёт, поэтому при работе с такими детьми рекомендует чаще менять их  деятельность, чтобы они отдыхали.

Кроме этого, не следует повышать голос и проявлять грубость к такому ребёнку. Они воспримут это более близко, чем любой другой. Лишь благодаря спокойному тону можно войти в доверие к малышу-амбидекстру и сотрудничать с ним.

Талантливые левши

Ученые в 70 годы двадцатого столетия проводили многочисленные исследования, пытаясь найти зависимость между леворукостью и талантливостью. Однако существенных результатов добиться не удалось. Интересные данные содержат работы австралийских ученых, опубликованные в 2009 году. В ходе изучения не относящейся к изучению левшизма проблемы, были протестированы 5000 детей в возрасте от 4 до 5 лет. Малыши читали, рисовали, занимались лепкой и другим рукоделием. У леворуких детей была чуть хуже моторика, другие особенности левшей замечены не были.

Если провести статистический анализ по профессиям, то окажется, что левши предпочитают заниматься творчеством. А вот технические специальности предпочитают правши. Из доклада Национального Бюро Экономических исследований выяснилось, что мужчины левши с высшим образованием зарабатывают больше правшей на 21%. У женщин такого не наблюдается.

Доказан непропорционально большой процент леворуких в среде, так называемой богемы. Музыканты и художники левши отнюдь не редкость.

Если говорить о спортсменах, то леворукие бейсболисты легче добиваются выдающихся результатов. Левша в боксе также имеет определенные преимущества. Доказательства представили эксперты из университета Джонса Хопкинса и колледжа Лафайета.

В университете Святого Лаврентия в 2004 году сравнивали IQ у левшей и правшей. Статистика левшей помогла выяснить, что у первых он выше. Это же подтверждает и британец Крис МакМанус в своем труде «Правая Рука, Левая Рука».

Великие левши, такие как Гай Юлий Цезарь, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Вольфгант Амадей Моцарт и Александр Пушкин внесли неоценимый вклад в развитие человечества, науку, искусство. Но есть и отрицательные факты о левшах. Среди них много маньяков, серийных убийц, психически неустойчивых преступников.

Ребенок левша. Причины

Самая частая причина – наследственная, когда один из родителей – левша. Леворукость в этом случае является нормой, индивидуальностью развития. Оба полушария мозга здоровы, выполняют свои функции, но доминирует правое полушарие, отвечающее за левую часть тела. Никаких проблем нет, кроме той, что мир ориентирован на правшей. Родителям надо учитывать особенности ребенка, помогать ему, и он сам быстро приспособится к праворукому миру. Такие дети ничем не отличаются от правшей ни по психике, ни по развитию.

Вторая причина леворукости – поражение левого полушария мозга во внутриутробном периоде или в связи с какой-либо болезнью во младенчестве, или во время тяжелых родов. Левое полушарие не может нормально функционировать, и правое берет на себя его функцию. Следствием этих причин является леворукость. Организм пытается компенсировать недостающие функции левого полушария и делает правое доминирующим. У такого ребенка часто бывают проблемы с развитием речи, обучаемостью, моторикой. Правое полушарие работает «за двоих». Ребенку и так трудно, а, если еще начать его переучивать, может случиться катастрофа. Это может повлечь за собой психические расстройства, энурез, нервные тики, заикание, проблемы с пищеварением, ослабление иммунитета и т.д. К счастью, сейчас в школах не борются с леворукостью, не переучивают как еще 30-40 лет назад.

Третья причина леворукости бывает вынужденной, например, связанной с травмой правой руки. И даже не у ребенка, а у его родителя. Много тому примеров, когда дети вернувшихся с войны отцов, потерявших правую руку, смотрели на них и все делали левой рукой «как папа». Если же у самого ребенка травмирована рука, и он бережет ее, все делая левой, то по выздоровлению правой руки ненавязчиво побуждайте ребенка использовать ее. Постепенно праворукость вернется. Переучивать ребенка с левой на правую руку следует только при подражании леворукому родственнику. В двух других случаях переучивать ребенка-левшу нельзя категорически.

Бывают случаи псевдолеворукости, когда не выявлено доминирующее полушарие мозга. Тогда ребенок использует обе руки одинаково. Это происходит из-за несформировавшейся связи между левым и правым полушариями мозга. В этом случае необходимо проконсультироваться с нейропсихологом. Специалист проведет занятия, в ходе которых выявится доминантное полушарие мозга, в большинстве случаев правое. Специалист владеет техниками, позволяющими сделать это довольно быстро, всего за несколько занятий. К десяти годам у многих детей доминирующее полушарие определяется без чьей-либо помощи. Но иногда этого не происходит и нужна дополнительная помощь, поэтому лучше раньше выявить статус ребенка.

А кто такие левши?

Во всем мире левшой называют человека, у которого левая рука более ловкая, чем правая (не более того). Таких людей в популяции около 10%. Среди людей можно встретить чистых левшей, чистых правшей и смешанные варианты. Смешанные левши/правши это либо амбидекстры, которые любые действия могут выполнять как правой, так и левой рукой с одинаковым эффектом, и «двурукие», которые одни действия (например, письмо, пользование ложкой и ножницами) выполняют правой рукой, а другие (например, забивание гвоздей, продевание нитки в игольное ушко) – левой.

В 70-80 годах прошлого века разразился целый научный «бум», преследующий цель выяснить, чем левши отличаются от правшей. Часть исследователей находила левшей более креативными, творческими, музыкально и математически одаренными. Другая часть утверждала, что среди левшей высок процент лиц с отклонениями психического развития (задержка умственного развития и трудности обучения) и нервно-психическими заболеваниями, такими как шизофрения и эпилепсия.

Также были попытки утверждать, что мозг левшей отличается от мозга правшей тем, что у левшей доминантным, более активным является правое полушарие (в некоторых версиях – оба полушария и они теснее друг с другом связаны). Отличиями в деятельности мозга и пытались объяснить большую одаренность, интеллектуальность и креативность левшей.

Современные исследования, имея существенно большую материальную оснащенность и возможность изучения огромных масс людей (в том числе, с помощью социальных сетей), к сожалению, не подтверждают более ранних выводов. Ни по поведению, ни по умственным способностям, ни по частоте встречаемости разных болезней и отклонений левши не отличаются от правшей.
Единственным преимуществом левшей оказывается преимущество в некоторых видах спорта, таких как бокс, теннис, да и то по причине вполне банальной – спортсменов тренируют сражаться с противником-правшой, просто потому, что правшей намного больше.

Интересно, что некоторые отличия ученым удалось обнаружить при сравнении чистых левшей и правшей со смешанными вариантами. Оказывается, чистые левши и правши более авторитарны и эгоцентричны, а «смешанные» больше склонны к магическому мышлению (верят в мифы, приметы, гороскопы, колдунов и прочее) и более креативны.

Мозг левшей мало отличается от мозга правшей и по своему строению и по функции. Это выясняется благодаря современным методам исследования, таким как функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая изучать работу мозга в процессе решения разных задач.

Контроль ведущей руки у большинства левшей осуществляется действительно правым полушарием (а у правшей – левым), однако эта истина не абсолютна. Так, например, при некоторых патологических состояниях (в частности, после инсульта в двигательную зону коры), контроль за движениями руки может перейти к противоположному полушарию.

«Речевым» у большинства (60%) левшей, также как и у правшей, является левое полушарие, и только у 10% — правое.

Еще труднее говорить о мозговой организации у левшей других функций, таких как восприятие, память и т.д. Поэтому по ведущей руке (а также по ведущему глазу и уху) нельзя судить о том, как функционально организован мозг человека.

Миф о так называемом «скрытом левшестве», которое некоторые психологи находят у ряда детей, всего лишь миф.
С его помощью пытаются объяснить особенности развития ребенка и часто, в результате, оставляют без внимания реальные проблемы и реальные способы их решения.

Знаменитые амбидекстры

Амбидекстр — это люди особенные, со специфическим складом ума и среди них есть множество известных выдающийся личностей, которые внесли большой вклад в развития всего человечества.

Например, Леонардо да Винчи, известный учёный энциклопедист, художник и изобретатель, создавший Мона Лизу и спроектировавший летательный аппарат задолго до его появления.

Известный гитарис Джимми Хендрикс, который мог играть на гитаре как левша и правша.

Чемпионки по теннису Мария Шарапова и Мартина Навратилова не стали бы такими выдающимися спортсменками без амбидекстрии.

Кроме того известными амбиекстарми являются актёр Том Круз, певица Мирей Матье, писатель и автор словаря Владимир Даль.

Компенсаторная леворукость у детей

Нейропсихологи принципиально разделяют два внешне похожих феномена. Генетическое левшество и компенсаторная леворукость. И если левшество у детей генетически задано, то не-праворукость (леворукость) у детей обусловлена рядом причин, в которых мы попробуем разобраться.

Что же такое компенсаторная леворукость? И как организована функциональная асимметрия леворуких детей?

Патологическая леворукость у детей возникает из-за дефекта в развитии. К таким дефектам относятся: правосторонняя кривошея и соответственно грубейший гипертонус всего шейно-грудного отдела;
● пренатальный или перинатальный функциональный дефицит различных структур мозга (больше левого полушария);
● органический дефицит;
● гипертензионно-гидроцефальный синдром;
● дефицитарность субкортикальный (стволовых) образований мозга;
● травма правой руки.

Печально то, что родители могут не знать, что у ребенка был при рождении тот или иной дефицит. Ведь неврологи не всегда считают, что гипертонус плода, двойное обвитие пуповины или «зеленые воды» могут иметь какие-то серьезные последствия. И конечно, редко кто может связать родовые травмы ребенка с его «не семейным» выбором левой руки.

Выбор не правой руки для потенциальных правшей — это прежде всего риск задержки психического развития. И такие диагнозы, как ЗПР, ЗРР, ММД и др. часто встречаются у детей с леворукостью.

Без специально организованных нейропсихологических занятий мозг ребенка будет работать при помощи компенсаторных возможностей, скорее всего, в сторону обкрадывания корко-подкорковых структур. В обучении любой деятельности симптом обкрадывания будет проявляться либо в виде повышенной утомляемости, усталости, сонливости, истерик и негативизма, либо в виде дефицита внимания, рассеянности, «глупых ошибок». Благодаря специально организованным коррекционным занятиям ребенок может спонтанно поменять левую руку на правую. Такое «волшебство» возможно только до 7 – 8 летнего возраста. И, конечно, чем раньше, тем лучше.

Сложность в том, что трудности, связанные с неистинным левшеством, обычно становятся заметны лишь с началом обучения в школе. К сожалению, чем ребенок взрослее, тем сложнее будет происходить формирование и стабилизация определенных структур мозга. Коррекционное воздействие никак не связано с методом «переучивания» с левой руки на правую. Коррекционная нейропсихологическая работа направлена на формирование и стабилизацию межполушарных и подкорково-корковых отношений. Соответственно, благоприятное воздействие на мозг естественным образом отразится на изменение руки.

Многообразие теорий и накопленных практических методов в коррекционно-развивающем пространстве детей-левшей, как правило, не противоречат, а дополняют друг друга

Важно присматриваться к своему ребенку, не пугаться его особенностей. Ведь именно страх, что все непоправимо в развитии ребенка, сковывает родителей и не дает увидеть реальность

А реальность не так уж и страшна. Просто надо вовремя помочь. Своевременность — залог психического здоровья!

Внешность Левши

Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой. Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.

Другие особые приметы:

  • пятнышко на лице;
  • отсутствие на висках «волосьев».

\»…один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…\»

Драл за космы паренька учитель, значит, умудрился парень быть не особо старательным и прилежным учеником.

Одевается крестьянин из-за бедности скромно:

  • обувь крестьянина (опорочки) стоптанная;
  • казакин на крючках.

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.

Леворукость и интеллект[2][править | править код]

Некоторые исследования демонстрируют небольшую положительную корреляцию между леворукостью и творческий потенциалом/интеллектом.

Крис МакМанус в своей книге, утверждает, что пропорция левшей повышается и что люди-левши, как группа, исторически имеют более высокую долю (выше среднего) преуспевающих учеников. Он говорит, что умственные способности левшей структурированы по-другому и имеют расширенный диапазон способностей, и что гены, которые определяют леворукость, также управляют развитием речевых центров мозга.

Исследование, проведенное в 1970-х годах в Великобритании выявило, что приблизительно 11% мужчин и женщин в возрасте 15-24 являлись левшами, по сравнению с только 3% в возрастной категории между 55 и 64 годами. МакМанус рассматривает множество факторов, которые могут привести к такому увеличению:
К левшам очень предвзято относились в течение XVIII и XIX столетий и это очень часто «сбивало» людей
Во взрослой жизни, левши более часто избегают общества, что приводит к меньшему количеству браков и рождений детей
Поскольку дискриминация уменьшалась в 20-ом столетии, количество естественных левшей, которые остались левшами в жизни увеличилось
Возросший возраст материнства внес свой вклад, так как, по-статистике, более старшие матери чаще рожают детей-левшей. Фактически было установлено, что сорокалетние женщины имеют шанс на 128% больше, чем двадцатилетние на рождение ребенка, который будет левшой.[Источник?]

МакМанус говорит, что данное увеличение могло привести к соответствующему интеллектуальному прогрессу и скачку в количестве математических, спортивных и артистических гениев.

Левши имеют тенденцию быть сверх представленными в обоих концах интеллектуальной шкалы: в группе насчитывается непропорционально высокое количество не только гениев, но и людей, имеющих трудности в обучении. Среди прочих были предложены связи между леворукостью и дислексией, заиканием, детским аутизмом.[Источник?]

В 2006, исследователи из Лафейетского Колледжа (англ. Lafayette College) и Университета Джона Хопкинса (англ. Johns Hopkins University) пришли к заключению о том, что среди тех, кто закончил колледж, мужчины-левши на 15% богаче мужчин-правшей, а среди получивших высшее образование мужчины-левши богаче на 26%. Различие заработной платы все еще необъяснимо и не имеет установленного влияния на женщин.

Кроме возможных преимуществ интеллекта, левша может также получить другие выгоды, такие как:

Разделение работы (труда) полушариями мозга: предпосылкой этой теории является то, что для разговора и ручной работы необходимы прекрасные моторные навыки. Одно полушарие мозга может делать это эффективнее, чем разделение работы на два полушария.[Источник?]

Преимущество в рукопашном бою: Левша имеет фактор «неожиданности» в бою, так как немногие бойцы тренировались в достаточной степени с соперниками-левшами. Фехтовальщики особо часто не готовы к необычным углам атаки, используемым соперниками-левшами. Обычно левшам так же трудно сражаться с левшами, так как они в основном тренировались против правшей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector