Этапы автоматизации звука [р], важные правила и особенности

Способы постановки звука Р

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука Р твердого и РЬ мягкого, используя механическую помощь: на деревянный шпатель надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Самолет гудит», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка.
Постановка звука с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях педагога.
Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.
Вибрацию языка иногда удается получить следующим приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка.
Важно: Необходимо строго следить, чтобы ребенок не вдохнул в себя комочек бумаги.
Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука , артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук («ддддддддддд…») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).
Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд…, ддддддд…, ддд-ддд-ддд»)

Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:
ддда   аддд   аддда
ддды   ыддд   ыддды

В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука .

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.

Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Причины неправильного произношения

Комплекс арт-упражнений.

Формы ротацизма:

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.

Причины:

  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Автоматизация буквы «Р».

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Игры на развитие речевого аппарата

Чтобы эффективнее бороться с речевым дефектом, нужно работать над развитием всего речевого аппарата в целом.

В процесс избавления от неверного произношения следует включать игры. К ним детишки уж точно не останутся равнодушными. К тому же, это один из основных видов деятельности дошкольника. Что может быть веселее и интереснее игры? Представляем вам несколько эффективных вариантов:

• Суть игры «Чистим зубки» заключается в следующем: от малыша требуется, растянув губы в улыбке, попытаться кончиком язычка сзади «почистить» верхние зубки. Необходимое условие – нижняя челюсть при этом должна остаться неподвижной;
• «Бррр!» и «Тррр!». Крохе нужно представить, что он замерз и трясется от холода, при этом издает звук «Бррр!». А потом – будто стреляет из пистолетика. Пусть изобразит звук выстрела — «Тррр!»;
• «Лошадка» — тут кроха должен, цокая язычком, сымитировать, как скачет лошадка;
• Простейший вариант – поиграть в тигров. Вам с малышом нужно вообразить себя мамой-тигрицей и детенышем – тигренком. Продемонстрируйте ему, как правильно рычать, и попросите его повторить;
• «Игра на спор». Скажите ребенку, что он не сможет достать кончиком языка до носа или подбородка. Разумеется, он захочет переубедить вас. Пусть попробует. Интересно, кто из вас оказался проворнее?
• «Кошечка» — налейте в стакан молоко или воду. Дайте малышу. Он должен изобразить, как кошка лакает молоко.

Подготовительный этап

Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Этот этап основан на артикуляционной гимнастике и включает в себя упражнения для языка. Упражнения должны быть на статику (удержание определенного положения) и динамические:

  • «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, зубы вместе, язык находится внизу.
  • «Окно». Рот открыт, губы занимают положение как при произнесении О, язык внизу.
  • «Забор». Губы по форме напоминают квадрат (как при произнесении Ш), зубы вместе, язык внизу.
  • «Трубочка». Губы вытягивают вперед, рот чуть приоткрыт, язык занимает то же положение, что и в предыдущих заданиях.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык поместите на нижнюю губу и удерживайте в таком положении.
  • «Иголочка». Рот открыт, языком нужно стараться достать до подбородка, при этом он должен быть узким.
  • «Качели». Губы улыбаются, язычок узкий и его нужно поднимать и опускать.
  • «Часики». Губы в том же положении, только языком нужно двигать вправо-влево.
  • «Чашечка». Ребенок улыбается, поместите широкий язык на нижнюю губу. Затем поднимите кончик языка и его боковые края. Должна получиться «чашечка» и удерживайте его в этом положении.

Это были базовые упражнения, которые подготавливают органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Упражнения на статику нужно удерживать в течение 10-15 секунд. Начинать нужно с небольшого количества повторений, до 3, постепенно увеличивая их до 5-7.

После базовых упражнений вы можете переходить к заданиям, которые нужны для подготовки вашего аппарата именно для произнесения сонорной группы:

«Чистим верхние зубы». Губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щеткой. И таким образом «почистить» верхние зубы.
«Чистим небо». Широким языком нужно сделать движения вперед и назад.
«Грибок». Ребенок должен присосать язык к небу. Это упражнение непростое, поэтому для упрощения задачи можно попросить удерживать карамельку или аскорбинку.
«Гармошка». Органы артикуляции находятся в положении «Грибок». Нижней челюстью совершают движения вверх−вниз − получается гармошка.
«Лошадка». Ребенок имитирует цокот копыт. Язык при выполнении упражнения должен быть широким.
«Барабанщик». Многократное повторение звука Д. Губы в положении улыбки

Обратите внимание, что звук должен получаться чистым и четким, никакого ДЗ.
«Индюк». Широкий язык нужно зафиксировать на верхней губе

Совершайте им движения вперед−назад, «поглаживая». И при выполнении добавить голос и сочетание звуков БЛ.

Эти упражнения направлены на подготовку к постановке Р и Р`. Такой комплекс артикуляционной гимнастики помогает ребенку освоить правильное произношение. И его можно и нужно выполнять, даже если никаких речевых нарушений нет. Тогда к четырем−пяти годам ребенок будет произносить звуки правильно.

Кроме артикуляционной гимнастики, проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Специалист предлагает ребенку ощутить работу диафрагмы, он кладет руку на эту область.

Предложите ребенку сыграть в игру «Забей мяч в ворота». Для этого вам понадобятся два маленьких кусочка ваты, поставьте стаканы, которые будут воротами. Посоревнуйтесь, кто забьет мяч из ваты в ворота. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а при выдохе не надувал щеки. Это упражнение направлено на формирование сильного выдоха.

В логопедических занятиях по постановке и на первых этапах автоматизации выполнение этого комплекса упражнений для артикуляции и дыхания обязательно. Почему на более поздних этапах автоматизации и дифференциации потом эти задания можно пропускать? Потому что на этих занятиях больше внимания уделяют закреплению звука в связной речи и развитию фонетических процессов.

Автоматизация звука Р в словах (со стечением согласных):

ПравдаПравыйПраздникПравильныйПравоПрадедПрактикаПрачка ПробкаПробаПродуктыПросоПростойПроводПродатьПроход ПрутПрутикПрудПружинаПрыгатьПрыжокПрыгунПрыгунья
ГрадГрачГрафГраммГранатГранатаГрамота ГраблиГрачатаГрафинГрафиняГрадусникГрадусыГраница ГромГрозаГрохотГромкийГрозныйГрузГрузить ГрубыйГрустныйГрузитьГрушаГруппаГрузовикГруздь ГрызунГрызтьОградаНаградаИграФотографияИгрушка
КраскаКрабКрапиваКранКрайКрасотаКрасный КротКровКровьКронаКрохаКроссКролик КругКрупаКрутитьКружитьКружокКрутоКрутой КрышкаКрытьКрысаКрышаКрышкаКрыльяКрым

Причины неправильного произношения

Факторами, вызывающими неверное проговаривание, являются:

  1. Патологический прикус. Сдвигание вперед верхней или нижней челюсти. В данном случае следует идти к стоматологу.
  2. Нарушение дыхательной функции. Рычание производится посредством вибраций кончиком языка, упёршимся в нёбо рядом с верхними зубами. Вибрация осуществляется при выдыхании воздуха. Если выдох слабый, воздух не вибрирует, из-за чего правильное звучание невозможно.
  3. Неправильное строение языковой уздечки. Для чёткого звучания необходимо, чтобы язык поднялся к верхним зубам. Если уздечка короткая, то это проблематично. Нормальная уздечка должна иметь длину 8 мм, а короткую либо удлиняют хирургически, либо развивают посредством упражнений.
  4. Неразвитый речевой аппарат. Чтобы понять, что языковые, губные, челюстные мышцы у ребёнка слабые, родитель просит выполнить простые движения: сложить губы трубочкой, широко улыбнуться, сильно вытянуть язык, достать языком до уголков рта. Если с выполнением задания возникли проблемы, то лицевая мускулатура слаба. Нужна консультация невропатолога, так как дизартрия может быть следствием тяжёлых нервных патологий.
  5. Нарушенный речевой слух. Дети начинают четко воспринимать фонемы на слух к 4 годам. Если есть слуховые проблемы, то в произносимых словах фонемы либо пропускаются, либо заменяются.
  6. Поведенческие расстройства. Постановка звуков проблематична у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.

Что такое оглушение и озвончение согласных?

В русском языке иногда звонкие согласные слышатся как глухие. Они оглушаются в конце слова. Вот, например, в слове: «резь», вместо звука мы слышим , а в слове «зуб», на конце слышится . Такое явление называется – оглушение согласного.

Это происходит так: на место звонкому приходит парный глухой согласный.

Изменение звука происходит также в тех в ситуациях, когда глухой и звонкий находятся рядом. Так следующий звук воздействует на предыдущий звук. Например, в слове «лодка». Наблюдаем и слышим при произнесении: лóа лодка (чередуется — перед глухим).

В тень на картинке раздельно. Больше не вижу J

Мы увидели, как звук становится глухим. Но не все так просто. В русском языке все может быть наоборот! Тогда мы вместо глухого звука слышим звонкий. Например, произнесите слово: просьба, что слышим? Ответ: прóа (вместо слышится , а стоит он перед звонким «б». Таким образом, происходит озвончение согласного из-за последующего звонкого согласного.

Ребята, а знаете, что это очень интересное слово? Такое явление называют — «ассимиляцией», уподоблением.

Знание этой темы поможет нам писать грамотно. Ведь часто мы пишем так, как слышим, но допускаем много орфографических ошибок.

Чтобы написать слово верно, нужно подобрать проверочное слово. Например, произнесите слово «дуб». На конце слова звонкая «б» оглушается. Слышим «п» и также пишем: «дуп», а это неправильно. Что делать? Измените слово, поставьте множественное число: дубы. Теперь звук «б» слышится отчетливо, значит и в слове необходимо писать «б»: дуб. Или на стыке согласных слышим в слове «низко» — нико. Проверяем, изменяя слово: низко-низок, теперь «з» слышится отчетливо. Мы пишем: низко.

Шарада по русскому языку

Ребята, значение слова может меняться всего лишь из-за одной буквы!

Посмотрите, какое значение у слов, которые различаются одним согласным звуком?

  • Прут-пруд
  • Дом-том
  • Марш-март
  • Торты –шорты.

Ответ

  • Пруд – озеро, прут – тонкая ветка.
  • Дом – жилье, том – часть книги.
  • Марш – способ хождения или музыка, март – весенний месяц.
  • Торты – кондитерские изделия, шорты – одежда.

Артикуляционная гимнастика

Постановка звука поэтапно начинается с выработки правильной артикуляторной позы. Для того чтобы мышцы могли ее удерживать, их постепенно развивают с помощью специальных упражнений. Все они должны выполняться перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал себя. В статичном положении упражнение выполняется на счет до пяти, при динамичных упражнения на счет до десяти.

Важно приучать ребенка правильно выполнять все действия. От этого зависит как скоро новый звук войдет в речь

Обязательно развивайте навыки самоконтроля.

Детям с дизартрией помогите почувствовать каждое движение (например, предложите пальцем найти бугорки за верхними зубами, кончик языка и т.п.)

Логопедические упражнения на звук Р

Первое упражнение называется «маляр». При его выполнении кончик языка упирается в альвеолы и медленно скользит по нёбу вглубь рта

Важно не отрывать его ни на секунду. Повторить действие нужно несколько раз.
Второе упражнение «грибок»

Рот широко открыт, плоский распластанный язык прижимается к нёбу. Получается нечто похожее на грибок. Эту позу удерживают несколько секунд.
Третье упражнение «гармошка». Рот широко открыт, распластанный язык присасывается к нёбу. Нижняя челюсть опускается. Важно в этот момент не отрывать язык.
Четвертое упражнение «чашечка». Рот широко открыт, язык положен на нижнюю губу. Нужно поднять его боковые края. Получится нечто похожее на чашечку. Эта поза удерживается несколько секунд.

Посмотрите видео, где опытный логопед показывает самые лучшие способы постановки звука Р у детей:

Постановка от звука

Существует множество способов постановки звука поэтапно. Самый распространенный — заведение моторчика от звука . Делать это лучше лежа, так как в такой позе ребенку будет проще снять мышечное напряжение.

На этом этапе пригодится механическая помощь. Для нее нужен постановочный зонд (палочка с шариком на конце) либо его заменитель (соска, ватная палочка, коктейльная палочка с шариком на конце).

Ребенок лежит, голова его на коленях у взрослого. Он широко открывает рот, прислоняет кончик языка к альвеолам и произносит звук . Взрослый в этот момент делает колебательные движения зондом и раскачивает кончик языка. В итоге на сильном выдохе получается «Дддддрррррр».

Постановка от звука

Обычно не используется этот способ постановки, так как у звука отличная артикуляция. Но бывают дети, с которыми классические способы никак не идут. Тяжелее всего переучивать с горлового произношения. Поэтому можно попробовать небольшую «обманку». Ребенку предлагается поиграть в игру с неправильным «звоном». При произношение звука , язык поднимается немного к альвеолам. На него нужно сильно дуть. В какой-то момент появится одноударный . Со временем он перерастет в вибрант.

Постановка от звука

Для этого способа постановки у ребенка должна быть корректная группа свистящих звуков. Ребенка просят произнести длительно звук , потом немного вдохнуть ртом и прижать язык к альвеолам, выдохнуть. Послышится короткий звук . Особенностью этого способа является постановка на вдохе, а не на выдохе.

Постановка с механической помощью

Некоторым детям, особенно если они страдают дизартрией, нужна механическая помощь. Ее применяют не только для вызывания изолированного звука, но и для произношения слогов. Помимо зонда и зондозаменителей используют соску. Ее надевают на шпатель. Полученной конструкцией раскачивают язык, прося ребенка с силой дуть на его кончик. Получается тарахтящий звук, который называют «моторчик».

Иногда вместо соски используют палец ребенка. Его приставляют к напряженному языку и взрослый раскачивает ладонь ребенка, показывая ему как правильно выполнять упражнение. В дальнейшем он это делает самостоятельно.

Третий этап

Вводить звук в речь в словах можно только после того, как были усвоены слоги. Иначе ребенок будет снова произносить все неправильно, а проведенная работа будет бесполезной. Поэтому не стоит торопиться и пренебрегать последовательностью этапов.

Для автоматизации используют слова, где звук находится на первой позиции: рак, рама, рука и т. п. Каждое слово обязательно сопровождается красочной цветной картинкой. Это позволяет стимулировать воображение, зрительный анализатор, вызывать связь между словом и предметом.

Для дошкольников можно использовать текст с небольшими символами. Взрослые читают его, а ребенок вместо картинки говорит слово. Например, нарисован «рак», и по ходу чтения текста слово вставляется.

Лото тоже вызывает интерес у детей. Особенно такой прием эффективен в группах. Берется цветное поле, где изображено шесть картинок. Нужно соотнести названное слово с картинкой, закрыть ее фишкой. Кто первым соберет поле, тот выиграл.

Автоматизацию в словах можно сочетать с развитием высших психических функций. Некоторым детям тяжело даются задания с «исключи лишнее». С ними нужно сначала научиться объединять предметы по какому-то признаку. Например, груша, яблоко, банан, апельсин – это фрукты. Когда они накопят солидную базу знаний, им станет легче исключать неподходящий предмет.

Развитие речевого слуха продолжается на всех этапах работы. Предлагается внимательно послушать и назвать ошибку «раГ», «раГа, «коГ» и т. п

Слова даются без картинок, важно чтобы дошкольник научился на слух соотносить правильное произношение с предметом

Можно играть в загадки. Называется ряд признаков: живет в пресной воде, не имеет шерсти, маленький, обладает клешнями. По такому списку несложно понять, что это рак.

Ребенку дают побыть в роли ведущего. Такие ситуации идут на пользу формирования самооценки, уверенности в себе. Даже на индивидуальных занятиях ему позволяют побыть учителем взрослого.

После усвоения слов, где звук в первой позиции, переходят к группе, где он в середине. Способы автоматизации все те же самые.

В качестве игры предлагают картинку дома. В нем три этажа по три квартиры. В каждой живет определенная картинка. Дошкольнику предлагают отгадать зашифрованные послания. Например, «назови, что находится между дровами и травой». Он должен найти эти два предмета и посмотреть, какая картинка между ними – рак.

Следующее задание – под раком кто живет? Ребенок ищет и находит картинку коровы. Взрослый хвалит его, предлагая посмотреть соседа слева. Он обнаружит картинку вороны. Задается следующий вопрос – кто живет над вороной? Ответ крот.

Таким образом изучают весь дом. Можно усложнить задачу и сделать четыре этажа с 3 квартирами на каждом. Эти задания позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать пространственное мышление, закреплять понятие предлогов.

Вариантов игр очень много. Для развития грамматики предлагают называть слово в единственном числе, потом во множественном. Обратная позиция сложнее – из множественного числа делают единственное.

Для отработки звукового анализа используют картинки и предлагают ребенку найти те, что начинаются на слог «РО». Для начала их не должно быть много, достаточно 4-5. В случае затруднений предлагают воспользоваться схемой-птичкой, утрировано проговаривая каждое слово.

Можно придумать большое количество игр с разными картинками. Например, мальчик Рома ловит рыбу (соответствующая красочная картинка), после чего перечисляется весь его улов (изображенные предметы). Ребенок обязательно должен проговаривать фразу целиком. Сразу приучайте его отвечать полно.

Сложный вариант игры – называется ряд слов, предлагается выделить лишнее. Например: рыба, рыбалка, рыбак, рывок. Последнее не подходит, так как оно не тематическое.

Детям очень нравятся большие картинки, где нарисованы всякие небылицы. Дошкольнику предлагается внимательно изучить материал, посмотреть, что не так в нарисованных вещах, проговорить ошибки.

Еще одно важное задание для формирования грамматики – умение трансформировать слова. Предлагается ласково назвать предмет: ромашка − ромашечка, рубашка – рубашечка

Показывают красочное поле, где нарисованы картинки. Ребенок должен выделить съедобные и назвать несъедобные. Еще вариант – живое и неживое.

Можно придумать большое количество игр. После того как ребенок научится произносить слова с позицией звука в середине, переходят к автоматизации в конце слова. Только потом к словосочетаниям, фразам, текстам, стихам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector