Кризис трех лет у ребенка: как «лечить» малыша, педагогические советы родителям

Еще одна группа, которая очень популярна среди детских врачей — антациды.

Сюда относятся Фосфалюгель, Альмагель, Маалокс и множество других.

Эти препараты связывают сиюминутно кислоту на слизистых пищевода и желудка. Время контакта кислоты со слизистыми уменьшается — это и есть главный бонус.

Также они быстро уменьшают диспептические  жалобы — изжогу, жжение в эпигастрии, это дополнительный бонус.

Но главный минус антацидов — кратковременность эффекта: очень уж быстро они уходят из желудка.

Именно поэтому для хронического лечения ГЭРБ антациды обычно не используются.

Только разово или короткими курсами.

Они хороши как быстрая помощь ребенку при диспепсии.

В отличии от антикислотных препаратов антациды могут бороться с щелочным рефлюксом — они связывают желчь, которая может быть тоже агрессивна для слизистых пищевода. 

Статистики на этот счет мало, но в случаях щелочных рефлюксов антациды очень популярны.

Близкой родней  антацидов  являются альгинаты (Гевискон), которые тоже  защищают от кислоты слизистые.

Они создают «пену» на поверхности содержимого желудка, которая мешает  выходить желудочному соку в пищевод.

Главная проблема у альгинатов такая же, как у антацидов — недолгий  эффект и соответственно необходимость в повторном приеме в течении дня.

Альгинаты можно однократно принять при изжоге, но они могут быть назначены врачом  и на короткие курсы.

Суммируем: антациды и альгинаты могут быть полезны для лечения ГЭРБ у детей и взрослых, но первые роли они не играют.

Иногда для усиления лечения полезно ускорить прохождение пищи через желудок. Переполнение желудка повышает давление внутри него и способствует забросам в пищевод.

В этом случае в лечение добавляется прокинетик, этой группе я недавно посвятил целый  пост.

А сейчас важный вопрос…

Если главный виновник рефлюксной болезни — это клапан между желудком и пищеводом, который вместо того, чтобы впускать все в желудок сверху и не выпускать обратно, слишком часто открывает без повода и выпускает что-то агрессивное из желудка в пищевод, то почему бы не полечить именно этот клапан?

Как можно напрямую подействовать на этот клапан?

Первый вариант — операция по укреплению этого клапана. 

Но здесь есть свои тонкости, о которых будет отдельный разговор.

Второй вариант — препараты.

Как проявляется кризис 3 лет у ребенка: симптомы

Основные симптомы кризиса:

  • Отрицательное отношение к кому-то. Ребенок может резко перестать воспринимать нормально кого-либо из взрослых: бабушку, дедушку, да кого угодно. Чем объясняется этот выбор — неизвестно. Но если раньше ребенок отлично относился к этому человеку и был рад встрече с ним, то сейчас ребенок будет кричать при одном лишь виде. Тем более он не станет гулять с этим человеком или слушать его указания
  • Упрямое поведение. Если ребенок попросит что-то, но ему откажут — он будет требовать до конца. Смысл этих действий в том, чтобы «сломать» взрослого человека. Ребенок принципиально будет требовать до конца, даже если ему это уже совсем не нужно

Ребенок требует

  • Противоречивость. Ребенок в принципе начинает противоречить всем сложившимся до этого нормам в семье и его воспитании. Тут уже ребенок не выбирает себе жертву. Он просто сопротивляется всему, что ему пытаются предложить
  • Самостоятельность. Это тот случай, когда фраза «я — сам» вылетает из уст вашего ребенка каждый раз, когда вы пытаетесь ему помочь. В этом не было бы ничего плохого, если бы малыш говорил это лишь в разумных ситуациях. Но дети начинают говорить это тогда, когда самостоятельное поведение недопустимо: сам включу утюг в розетку, сам включу плиту, сам подниму тяжелое ведро

Ребенок говорит «я сам»

Бунтарское поведение. Ребенок начинает чувствовать свою волю и самостоятельность. И если родители не воспринимают его попытки, то он начинает злиться. Проявляет он свою злость и обиду в постоянных протестах. Он уже не соглашается на прежние устои

Смена интересов. Ребенка перестают интересовать ранее любимые вещи: игрушки, занятия, любимый братик

Он переключает свое внимание на новые интересы

Авторитарность. Ребенок пытается подстроить под себя взрослых

Он пытается указывать кому, где и что нужно делать

Как понять, что кризис 3 лет успешно завершен?

Есть ли какие-то маячки, на основании которых родители могут сориентироваться, что кризис 3 лет успешно завершен?

Да. Иногда родители со временем вдруг замечают, что за последние недели количество конфликтов и скандалов снизилось. Иногда ребенок как будто встал, отряхнулся, пришел в себя и вновь стал покладистым.

К 4 – 5 годам дети часто опять становятся лояльными, готовыми слушаться. Они хотят нравится взрослым, становятся добрыми и милыми. Если ребенок стал таким, не обозлился и не закрылся, значит, все прошло благополучно.

Что можно поругаться с родителями и сердиться друг на друга, испытывать разные эмоции, но при этом продолжать любить и знать, что отношения восстанавливаются.

Задача ребенка к 4 – 5 годам – освоить, что если он злится на маму или кого-то еще – это не значит, что он их не любит. И понять, что если мама злится – это не значит, что она откажется от него. Это называется амбивалентность (противоречивость) чувств.

К 5 – 6 годам должна созреть способность психики удерживать амбивалентность. «Я могу на тебя злиться, но могу тебя любить одновременно».

Трехлетка так не может. У него все отдельно: когда он злится, он готов на все, что угодно. Ему кажется, что у взрослых также.

Неблагоприятный выход из кризиса можно описать на примере такой ситуации (мы не берем совсем жесткий вариант, когда ребенка каждый раз бьют за любой протест и к концу третьего года он забит, а берем обычные более или менее благополучные семьи):

Часто взрослые в общении со своими детьми воспроизводят какие-то модели, как с ними вели себя их родители. В свою очередь, они также не проходят с ребенком эту развилку в преодолении конфликта, что отношения могут переживать конфликт. И начинается: «Пока не извинишься, не подходи!».

Что делают взрослые, когда это говорят? Они делегируют ребенку ответственность за отношения.

Получается, они говорят ребенку: «Теперь ты решаешь, когда мы снова будем вместе». То есть они невольно дают ребенку слишком много ответственности и власти, чтобы он стал доминирующей особью.

Ребенок к такой роли не готов, но если его так настойчиво просят стать доминирующим, он может и согласиться. В этом случае ребенок резко начинает «качать права» по поводу и без, постоянно нарушать все правила, не слушаться, все время отстаивать свое.

У ребенка не наступает период лояльности, желания нравиться взрослым.

Так бывает, когда взрослые своей привязанностью не перекрывают конфликт

Очень важно, чтобы после конфликта взрослые первые мирились, первые подошли и обняли, дали понять, что отношения никуда не делись

Это важнейшее умение на всю жизнь, от которого в определенной степени будет зависеть дальнейшая жизнь ребенка – умение перекрывать отношениями конфликт (чтобы конфликт не разрушал отношения).

Есть люди, которые в детском возрасте не усвоили этот урок – и они при малейшем конфликте сразу рвут отношения.

Почему возникает кризис одного года

Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.

Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках

Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:

  • Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир.
  • Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает.
  • Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.

У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.

Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.

Понятие кризиса у трехлетних малышей

Трехлетний ребенок – это уже маленький человек. Он достаточно автономен, может делать собственные умозаключения, понимает обозначения предметов окружающего мира, знает простые факты, природные явления.

К трем годам дети уже обладают многими базовыми навыками:

  • могут четко определять собственные потребности и излагать мысли;
  • быстро впитывают слова, имеют неплохой словарный запас;
  • знают примитивные понятия о «хорошо» и «плохо», понимают, что можно, а что – нельзя;
  • ребенок понимает свою половую принадлежность.

В этом моменте дети начинают осознавать собственную автономность. Они уже могут обособить себя как человека, который существуют вместе с родителями. Ребенок понимает, что есть некая свобода действий. Он не обязан всегда и во всем следовать инструкциям взрослого. Кроме этого, его поведение напрямую зависит от психологического климата в семье, прямого отношения родителей к нему.

Все эти факторы прямо или косвенно влияют на прохождение кризиса 3-х лет. Ребенок протестует. Его реакции – это психический ответ, который он не в силах осмыслить. Причины появления детского бунта могут носить разный характер:

  1. Темперамент. Это фактор, который нельзя спрогнозировать или откорректировать. Большинство психологов склонны считать, что предрасположенность к тому или иному типу темперамента заложена на уровне генетики. Если ребенок гиперактивен, не может справиться с проявлениями собственной психической деятельности – его кризис 3-х лет будет проходить в довольно острой форме.
  2. Гиперопека + авторитарное воспитание. Многие родители, особенно мамы, не могут принять тот факт, что их чадо – это самостоятельный человек, которому нужно учиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно. Они ограничивают его в играх, прогулках, не дают выполнять элементарные действия. Родители не понимают, что дошкольный возраст – это база, в которой закладывается основы психики, а также поведенческие схемы. Юная психика идет в протест.
  3. Проблемы с психическим здоровьем у родителей. Речь не идет о патологических отклонениях. Достаточно наличия одного родителя-невротика в семье. Страхи, фобии, тревога у папы или мамы, могут спровоцировать реакцию протеста у ребенка. Таким образом он защищает себя от невротического родителя.
  4. Конфликты между родителями. Частые выяснения отношений между двумя взрослыми и очень близкими людьми наносят вред психике ребенка. Он начинает бунтовать.

С первым фактором справится сложно, так как влиять на темперамент довольно проблематично. Оставшиеся три легко поддаются коррекции, если родители реально задумываются над будущим своих детей.

Что делать окружающим?

Набраться спокойствия и еще раз спокойствия…

Основными проявлениями кризиса, которые тревожат родителей, являются «аффективные вспышки» – истерики, горькие слезы, необоснованные капризы. Конечно, такие явления могут присутствовать и в стабильных ситуациях, но они не бывают продолжительными и не характеризуются высокой  интенсивностью. Рекомендовать взрослым нужно следующее:  ничего не делать и не принимать решений до того момента, пока капризуля   не станет спокойным.   Дети в таком возрасте очень хорошо реагируют на какие-то новые явления в их жизни – будь то игрушка, книга или новый мультик – все это даст возможность отвлечь ребенка.


Главное – сохранять спокойствие

Попробуйте ненавязчиво предостеречь его, даже если он не воспринимает ваши слова. Но он их слышит. Получив негативный опыт, совершив ошибку, поняв вашу правоту, малыш в следующий раз хоть капельку, но прислушается.    В будущем такие уроки помогут ему преодолеть проблемы.

Но…родители должны научиться признавать в своем карапузике человека,  личность.  Считается (были исследованы реальные ситуации), что если со стороны родителей проявляются ограничения   самостоятельности, ребенка высмеивают, то у него формируется стыд за свое неумение, неловкость, непонимание. Ребенок теряет уверенность в себе.


Прочитайте эту памятку для родителей

Как быть? Дать возможность выбора, разрешить учиться на своих ошибках и…играть. В играх ребенок учится моделировать ситуации и решать проблемы. Именно так кризис трех лет проходит наиболее безболезненно.

Советы родителям трехлетки

Совет #1:

Иногда кажется, что теперь так будет всегда. Это не так.

Это период, многие моменты которого позже вы будете вспоминать с улыбкой и смехом.

Совет #2:

У ребенка в это время нет такого умения. У него еще не созрели те участки психики, благодаря которым он может посмотреть на ситуацию со стороны другого человека.

Экспериментом Пиаже было доказано, что раньше 6 лет ребенок не умеет манипулировать. Также, как он не может поднять гантелю весом 15 кг, точно также он не может манипулировать. Поэтому никакие фантазии о том, что ребенок сядет на голову, обнаглеет, будет вить из вас веревки ни к чему не приводят, кроме как к тревожности родителей и их выходу из доминирующей позиции.

Не нужно себя накручивать такими фантазиями.

Нужно адаптироваться и просто пережить это время. Зато потом вы получите весьма послушного и лояльного четырехлетку – пятилетку и отдохнете.

Совет #3:

Поэтому не нужно воспитывать ребенка – нужно раскрывать себя.

Если родитель в ресурсном состоянии, заряжен и гармоничен, его ребенку будет намного проще пройти все кризисы.

Основной недостаток детей – что они быстро вырастают. Поэтому, пока у вас трехлетки, радуйтесь, отдавайте им как можно больше любви и тепла, благодарите их за то, что они есть в вашей жизни.

Чем меньше в отношениях серьезности и надрыва, проецирования на ребенка своих амбиций и желаний и чем больше любви, осознанности и заботы – тем лучше.

Больше о любви и и осознанности читайте здесь.

Нормальны ли откаты назад в развитии ребенка во время кризиса 3 лет?

В этот период часто бывает, что ребенок начинает отказываться делать то, что он умеет. Просит покормить его, хотя давно умеет есть самостоятельно, не хочет одеваться – раздеваться и т. д.

Это может быть связано с каким-то кризисом в жизни ребенка, например, с рождением еще одного ребенка в семье, переездом, сменой воспитателей в детском саду и т. д. Также это может быть связано с какими-то физиологическими моментами (например, после болезни, в период авитаминоза и др.).

В такие моменты важно, чтобы родители не пугались, и эту регрессию когда-то даже поддерживали. Ничего страшного, что ребенок просит помощи, хотя умеет это делать сам

Мы тоже много чего умеем, но нам очень нравится, когда кто-то о нас заботится. Потому что это про чувство безопасности, про утешение, про заботу.

Не надо бояться регрессии. Иногда можно самим одеть ребенка, покормить с ложки, подержать на руках как маленького.

Никакой ребенок не будет продолжать вести себя как маленький больше, чем ему это необходимо. Как только он насытится, наполнится, как только какая-то тревога пройдет, он скажет: «Я сам».

Важно сохранять спокойствие. «Хочешь быть маленьким? Как здорово, ты мой маленький»

Нужно подыграть ребенку.

Дети быстро насыщаются, зато потом становятся еще более самостоятельными и активными.

Психологическая картина кризиса трёх лет

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.

Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.

Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.

Негативизм

Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.

Упрямство

Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.

Строптивость

Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.

Своеволие

Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.

Протест-бунт

Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.

Обесценивание

Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.

Деспотизм

Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом

Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей. Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей

Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.

Кризис 3 лет: рекомендации родителям

Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение

Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается — просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо

Предоставьте ребенку возможность выбора

Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»

Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.

Помогите ребенку принять себя

Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

Обратитесь к специалистам

Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.

Когда и чем завершается кризис 3 лет

Поведение ребенка до кризиса можно назвать полностью зависимым от родителей. В период кризиса малыш пытается вести себя как абсолютно независимый человек, но это очень незрелые попытки. После прохождения кризиса 3 лет ребенок научается взаимозависимому поведению, то есть уже хорошо знает, когда нужно попросить о помощи, а в каких ситуациях он справится сам.

Рекомендации:

  • скажите себе: «с нашим ребенком кризис» и не ждите моментального чудесного исчезновения его симптомов;
  • поговорите с родителями, дети которых недавно проходили через критический период развития. Старайтесь не относиться к их опыту скептически;
  • почитайте книжки, статьи для родителей. Составьте свое мнение о том, как правильно вести себя с ребенком;
  • если у вас не получается вести себя «по книжкам», не расстраивайтесь. Это почти ни у кого не получается;
  • если будет совсем тяжело, ведите дневник наблюдений за поведением ребенка, и вы увидите, что ситуация не становится хуже. Вы чему-то учитесь, и есть некий прогресс в реакциях малыша. Кризис постепенно преодолевается, а ребенок учится более зрелому и независимому поведению и даже уже немного умеет считаться с вашим мнением.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector