Счёт, количество. игры, дидактические пособия
Содержание:
- Как используется счетный материал в образовательном процессе ДОУ
- «Линейка. Знакомство с линейкой»НОД по ФЦКМ в старшей группе
- Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»
- Каковы свойства и задачи счетного материала
- Игры и упражнения, обучающие счету дошкольников
- Развивающие игрушки своими руками: Математика, логика.
- Как научить ребенка считать: игры
- Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду
- нКЭЦЮ мХЙНКЮЕБМЮ йНГХМЮ
- дхдюйрхвеяйхи люрелюрхвеяйхи люрепхюк, онянахъ
- Учимся считать с помощью числовой ленты Зайцева
- Линейка «Абак» материал по математике (подготовительная группа)
- Наглядный материал своими руками
- Ход игры:
- Какой бывает раздаточный счетный материал
Как используется счетный материал в образовательном процессе ДОУ
Обучение математическим навыкам начинают с объемного счетного материала — игровых наборов, кубиков. Со временем переходят на более отвлеченные наглядные материалы — картинки и карточки.
Обратите внимание! Обучение счету проводят в детско-взрослом взаимодействии — то есть при сотрудничестве детей и педагога. Задействуют в процессе обучения счету материал, соответствующий возрасту ребенка
Дети второй младшей группы хорошо включаются в задания с пазлами, с карточками, где изображение цифры окружено количеством предметов, равным этой цифре (например, около семерки нарисовано семь грибочков)
Задействуют в процессе обучения счету материал, соответствующий возрасту ребенка. Дети второй младшей группы хорошо включаются в задания с пазлами, с карточками, где изображение цифры окружено количеством предметов, равным этой цифре (например, около семерки нарисовано семь грибочков).
Даются задания на соотнесение цифры с количеством точек на той или иной карточке. Формируются понятия «много», «мало». Например, ребенку предлагается карточка с изображением паровоза и набор картинок, изображающих вагоны. Их нужно распределить по карточке с паровозом
Педагог обращает внимание ребенка, что сначала вагонов нет вообще, затем прицепляется один, а затем их становится «много»
Красочный объемный материал для счета легко включить в сюжетную игру
Важно! Чтобы сделать внимание детей более устойчивым, рекомендуется часто менять и сюжет игры, и сами игровые наборы. Детей средней группы обучают точно оценивать количество предметов — считать до пяти. К процессу обучения подключают наглядный материал, изображающий предметы, животных, растения, транспорт, и цифры, равные их числу
Практикуется и комбинация объемной цифры и предмета из игрового счетного набора. Пример задания: посади пчелку на цветок с шестью лепестками
К процессу обучения подключают наглядный материал, изображающий предметы, животных, растения, транспорт, и цифры, равные их числу. Практикуется и комбинация объемной цифры и предмета из игрового счетного набора. Пример задания: посади пчелку на цветок с шестью лепестками
Детей средней группы обучают точно оценивать количество предметов — считать до пяти. К процессу обучения подключают наглядный материал, изображающий предметы, животных, растения, транспорт, и цифры, равные их числу. Практикуется и комбинация объемной цифры и предмета из игрового счетного набора. Пример задания: посади пчелку на цветок с шестью лепестками.
Дети, посещающие старшую группу садика, должны уметь считать до десяти, складывать и вычитать по единице.
Обратите внимание! Наглядность в обучение счету привносят счеты, сопоставление графического образа цифры с карточкой, на которой нарисовано равное этой цифре количество предметов. Дети хорошо воспринимают и задания на восстановление правильного порядка счета, которые выполняют при помощи карточек с нарисованными цифрами
Математические навыки, подлежащие освоению в подготовительной группе, — сравнение совокупности предметов в категориях «больше», «меньше», составление числа из двух (один и два — вместе получается три). Идет усложнение и нарастание отвлеченности наглядного материала. Это складывание полного изображения после составления пронумерованных частей, картинки с разным количеством предметов или животных, предлагаемые для сравнения (ребёнок подсчитывает количество предметов и записывает итог в нужную клеточку).
«Линейка. Знакомство с линейкой»НОД по ФЦКМ в старшей группе
Задачи: Знакомство с понятием «линейка», обучение её практическому применению, учить определять прямую и кривую линии, осязательно — двигательным путём. Цели: Познакомить детей с понятием «линейка», обучить её практичному применению. Упражнять учить в счёте в пределах 5, отвечать на вопрос «сколько», полным предложением. Уточнить знание о составе числа из единиц, закрепить знания цвета. Совершенствовать знания геометрических фигур
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, умение выполнять действие и сопровождать их словами. Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща
Материал и оборудование: Линейка 20 см, листы белой бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, набор геометрических фигур разного цвета, набор цифр от 1 до 5.
Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»
Лэпбук — это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.
Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки — плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.
Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками
Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».
После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.
Обычно в лэпбук входят:
Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.
Каковы свойства и задачи счетного материала
Главная задача счетного материала — визуализировать процесс счета и делать усвоение новых знаний более легким. Другой задачей является удержание неустойчивого детского внимания. Это происходит благодаря свойствам демонстрационного материала — яркой насыщенной окраске и содержанию, интересному для дошкольника (предметы для счета — игрушки или герои сказок).
Материал для обучения счету должен:
- отвечать санитарно-гигиеническим нормам (изготовлен из безвредных веществ, быть достаточно крупным);
- быть наполненным воспитательным и образовательным содержанием;
- быть эстетичным.
Свойства счетного материала диктуются возрастом обучаемых. Так для младших школьников с уже развивающимся отвлеченным мышлением подойдут неброские палочки, чтобы не отвлекать игровым содержанием детей от сути задачи.
Обратите внимание! Ребята в детсаду, напротив, нуждаются в ярких игровых наборах, использовании игровых сюжетов, чтобы понять механизмы счета. Обучение счету в садике, как и получение других познавательных навыков, должно соответствовать федеральным стандартам — ФГОС ДО (приказ от 17.10.13 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; вступил в силу с 1 января следующего года)
Обучение счету в садике, как и получение других познавательных навыков, должно соответствовать федеральным стандартам — ФГОС ДО (приказ от 17.10.13 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; вступил в силу с 1 января следующего года).
Игры и упражнения, обучающие счету дошкольников
Как научить ребенка считать играючи? Существует много различных обучающих игр для детей дошкольного возраста. Все они имеют свой смысл и жанр, но суть одна – обучить детей счету. Вот некоторые их них:
- Положи столько же – думаю, название говорит само за себя;
- Покажи столько же;
- Найди себе место – для игры понадобится много места и детей. Кладутся обручи на пол, а внутри них – листочки с цифрами. Игроки двигаются по комнате, а по сигналу становятся вокруг обруча в том количестве, какая цифра лежит в обруче;
- Пазлы, на которых написаны цифры. Необходимо их выложить в правильном порядке.
В любом случае, самым банальным и легким упражнением будет использование счета с малышом в повседневной жизни. Видите цветы на клумбе – посчитайте. Считать можно абсолютно все, даже пальчики на руках.
Развивающие игрушки своими руками: Математика, логика.
Предлагаю осегодня подборку развивающих пособий и игрушек на тему «Математика, логика, мышление». Эти пособия несложно сделать своими руками. Данные пособия подойдут деткам от 3х лет. Напоминаю, что все представленные ниже фотографии — наши с дочкой творения.
1. Начнем с логики и мышления. Мне в этом плане очень нравятся пособия Никитиных «сложи квадрат» и «сложи узор» (мы ими с 1,5 лет играли, сейчас играем (дочке 3,5) и еще будем играть). Подробнее о пособиях можете поискать в интернете (гугл Вам в помощь). Сделать же эти пособия самостоятельно несложно.
Вот наш вариант «Сложи квадрат» из картона:
А вот «сложи узор» из старых кубиков и оракала белого, красного, желтого и синего цветов:
Кроме того, мы еще сделали и альбом для занятий с кубиками (такие альбомы продаются, но сделать их несложно самим):
2. Математика. Пособия на соотношение число-количество.
Счёт до 10 (соотносим количество зернышек на каждом яблочке с числом на прищепке)
Опять же пособие Никитиных «Точечки» (почитайте в интернете, интересно):
Пособие из лотка для яиц и блоков лего. Суть игры: пишем в ячейках числа-кладем бусину-закрываем лоток-трясем (любимая часть)-открываем-смотрим выпавшее число-собираем из блоков лего башенки с соответствующим количеством «кирпичиков». Также это пособие поможет закрепить навык счета десятками-максимальный размер башни можно сделать 10 блоков, соответственно числу 16 соответствует 2 башни — в 10 и в 6 блоков высотой(как на фото), можно сравнивать числа (по высоте башни):
3. Математика. Материал для изучения состава числа «Домики». Задание понятно из фото: собрать максимальное число пар, сумма которых есть число на крыше. С обратной стороны квадратов изобразила соответствующее число точек (то есть сначала можно будет собирать пары по количеству точек, а потом по числам им соответствующим):
4. Математика. Игры на сложение-вычитание.
Игра на сложение в пределах дюжины — парковка для домино. Идея использования домино вообще часто встречается на американских сайтах о дошкольном развитии — вот применили её. К своему стыду, дома не нашлось доминошек — нарисовала на картонках аналог. Суть игры — проехать по дороге и припарковать доминошку на парковке с числом, соответствующем сумме точек. Формат А3, заламинирован:
И пособие на сложение-вычитание «Монстрики-глазастики». В игре идут 3 листа формата А4 с монстриками без глаз (закрасила в фотошопе), глазки из картона и 2 кубика с «окошками» (туда можно вставлять бумажки с написанными числами и знаками, буквами и слогами, пр., вообще варианты использования таких кубиков ограничены лишь фантазией пользующегося). Кидаем кубики (с числами два раза, со знаками «+» и «-» — один раз)- выполняем действие (если выпал «+» — складываем два числа, если «-» — отнимаем от большего числа меньшее) — отсчитываем количество глаз, соответствующее полученному результату — украшаем монстрика:
Надеюсь, наши труды Вам пригодятся!!!
Как научить ребенка считать: игры
-Шарики из полимерной глины Из полимерной глины я скатала 10 шариков и 10 елочек-десятков. Теперь Глеб может сам смоделировать любое число до 100. Играть можно по-разному. Я выкладываю число и прошу найти его на ленте и назвать. Или наоборот я называю, а Глеб складывает его, подсматривая на ленту. Кроме того, можно складывать числа, с помощью этих шариков.
— Найди первый Каждый вытаскивает карточку с числом и пытается его найти на ленте. Когда нашел надо позвонить в колокольчик. -Чье число больше Каждый вытаскивает число на карточке, находит его на ленте. Все вместе пытаемся определить, чье число больше — Угадай число по описанию Я загадываю число и говорю его описание так: 2 десятка и 3 единицы; 4 десятка и 1 единица и так далее. Глеб пытается найти это число на ленте и сказать его словами (двадцать три, сорок один) — Угадай мое число Один человек загадывает число, другой отгадывает, называя свой вариант. Тот, кто загадал говорит — его число больше или меньше. Здесь, во-первых, ребенок учится правильно называть число. Во-вторых, понимает, что если больше, надо двигаться вправо по ленте, перебирая числа; если меньше, то влево. — Считаем по очереди Я называю черные числа, Глеб оранжевые или наоборот. Кстати ЧЕрные числа — это ЧЕтные числа, а НЕЧЕрные (оранжевые) — НЕЧЕтные. — Складываем и вычитаем По ленте очень легко складывать и вычитать. Мы учимся считать, придумывая шуточные задачи. Например такие, у Глеба было 12 вагончиков, потом Марк сломал 5 вагончиков. Сколько осталось у Глеба? Или такие: мама купила 20 конфет, Глеб съел 5, Марк съел 2, папа съел 10. Сколько съел Глеб? Это задачка с лишними данными, также хорошо придумывать задачки с недостаточными данными, чтобы ребенок не считал механически, а действительно думал. Складывать по ленте надо так: выбрать число к которому будем прибавлять, дальше двигаться вправо и пересчитывать клетки, хлопая по ним ладошкой. То число, на котором мы остановимся и будет суммой. С разностью все тоже самое, только двигаемся влево. — Назови все числа у которых есть 0. Просто перечисляем все десятки. Мой опыт обучения счету подсказывает, что запомнить их название самое сложное для ребенка. — Четное или нечетное. Называем число, а ребенок определяет оно четное или нечетное. Сначала можно предложить ребенку счетный материал и пусть делит его на два. Потом можно рассказать про ЧЕрные-Четные и НЕЧЕрные-НЕЧЕтные. — Найди похоже Вы показываете число, а ребенок ищет похожее. Что значит похожее? Например, то в котором столько же единиц или столько же десятков. Так же можно играть с карточками. Вы и ребенок вытаскиваете по карточке и определяете есть ли в числах что-то «похожее» или нет — Использовать ленту при счете в сюжетно-ролевых играх. На поезде едет 5 пассажиров, потом село еще 3. Сколько сейчас пассажиров? Вы играете и иногда подходите к ленте, считаете, то что нужно и возвращаетесь опять к игре. Кроме того, Глеб использует ленту когда считает свои очки в настольных играх. — Найти возраст всех членов семьи на ленте Затем можно определить, кто старше и кто младше. Хорошо, если найдете возраст бабушек и дядей и вообще всех близких родственников, с которыми знаком ребенок. Вот так мы учимся считать, играя и веселясь! А в какие игры с числовой лентой Зайцева любите вы? И вообще как давно ее используете и нравится ли она вам?
Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду
В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.
Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:
- конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
- используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
- возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).
Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше
Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:
- научным (соответствовать научным данным о счёте);
- педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
- санитарно-гигиеническим ( не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
- эстетическим ( красивое оформление. яркие и чёткие изображения)
нКЭЦЮ мХЙНКЮЕБМЮ йНГХМЮ
йюахмер | тюикш | акнц | дпсгэъ | ьйнкш | наыемхе | мюярпнийх | гюйкюдйх |
|
дхдюйрхвеяйхи люрелюрхвеяйхи люрепхюк, онянахъ
опнялнрп оюойх |
яРПЮМХЖЮ: 1 2
яРПЮМХЖЮ: 1 2 |
бЮЙЮМЯХХ ДКЪ СВХРЕКЕИ
Учимся считать с помощью числовой ленты Зайцева
Такую ленту можно напечатать самому или купить. Она не продается отдельно, но есть в наборах «Тысяча и еще» и «Стосчет». Хотя стоит она недешево, по ней действительно легко учиться считать с ребенком даже школьного возраста. Вообще даже простое рассматривание ленты может помочь ребенку сделать «математическое открытие». Например такое: если число начинается с 2, то и заполненных треугольников тоже 2. Или такое: четные и нечетные числа чередуются. Однако это хорошо, если ребенок сам интересуется лентой и любит ее рассматривать — другое дело, если она превращается в обои, на которые никто, никогда не смотрит-и даже цвет не может вспомнить. Тогда оживить ситуацию помогут игры с помощью которых мы учимся считать!
Линейка «Абак» материал по математике (подготовительная группа)
Абак — наглядное пособие, которое просто изготовить самостоятельно из плотной бумаги (см. рис.1). Абак с двумя рядами кружков разного цвета по 10 в каждом ряду состоит из двух выдвижных полосок и корпуса, в котором полоски могут двигаться налево и направо, открывая и закрывая при этом кружки. Лицевая сторона абака с круглыми отверстиями и выдвижные полоски должны быть одного цвета, лучше белого, а внутренняя часть абака — разных цветов, например верхний ряд — красного, а нижний — синего цвета. У каждого ребенка должен быть индивидуальный абак, а также полезно иметь демонстрационный абак, закрепляемый на доске. Абак можно использовать при ознакомлении детей с новым материалом:
— счет предметов (кружков);
— сравнение групп предметов (кружков) и установление отношений «больше», «меньше», «столько же»;
— изображение чисел кружками;
— состав числа из единиц;
— получение числа прибавлением единицы к предыдущему числу и вычитанием единицы из последующего числа;
— арифметические действия: сложение и вычитание;
— простые задачи на сложение и вычитание;
Источник
Наглядный материал своими руками
Изготовить самостоятельно легче всего картинки и карточки. Изображения для них можно подобрать в интернете и распечатать на принтере.
Внимание! Все картинки для использования в процессе обучения начальным математическим навыкам должны быть распечатаны на цветном принтере.
Картинки для будущих карточек легко найти в интернете, распечатать и вырезать
Разнообразные карточки, представляющие собой силуэты цветов, деревьев, овощей, фруктов, снеговиков, вырезаются из картона, затем в целях долговечности обклеиваются скотчем или ламинируются. Изготавливается игровое поле для каждого участника — в виде кроны дерева, полянки, корзинки. Туда дети накладывают раздаточный счетный материал — его сортируют по размерам, форме, считают, сравнивают.
Обратите внимание! Все картинки и карточки должны быть яркими и разноцветными, цвета раздаточного материала и игрового поля — контрастными. Например, зеленые елочки на белой снежной полянке, спелые оранжевые плоды на зеленых кронах деревьев
Вместо карточек могут быть изготовлены сложные и большие аппликации. Как пример можно привести аппликацию, изображающую многоэтажный дом. У него есть треугольная крыша и несколько окон. На крышу помещается цифра, например 7. А окошки дети должны заполнить меньшими цифрами, из которых можно составить семерку (4 и 3; 1 и 6 и т.п.).
Итак, обучать ребенка считать следует не ранее трех лет. Поскольку счет — это оперирование абстрактными понятиями, а маленькие дети мыслят в категориях «вижу», «могу потрогать», в обучение следует широко привлекать наглядный счетный материал. Его разнообразие простирается от набора объемных игрушек, кубиков (для малышей) до более отвлеченных картинок и счетных палочек, лэпбуков (для детей постарше).
Ход игры:
Дети садятся за один стол. Все карточки раздаются детям. Задача детей — выкладывать по очереди свои карточки, называя, цвет, форму геометрической фигуры и на что похожа эта фигура. Только в этом случае ребёнок может выставить свою карточку. Кто первый выложит все фигуры, тот и выигрывает.
Дидактическая игра «Закончи ряд»
Цель: Развитие логического мышления, внимания, содействовать развитию навыка различать геометрические фигуры,выделять основные признаки фигур: форма, цвет. Содействовать развитию мелкой моторики.
Правила игры: ребенок должен закончить ряд по предложенному образцу.
Дидактическая игра «Повтори по образцу»
Цель:Содействовать формированию навыка выделять основные признаки фигур: форма, цвет. Выкладывать изображение по образцу; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Правила игры: ребенок должен повторить ряд по предложенному образцу.
Игры на развитие временных представлений
Дидактическая игра «Части суток»
Цель: расширять представления и закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, содействовать формированию навыка соотносить положение солнца с частями суток, подбирать сюжетные картинки к соответствующему времени суток, расширять словарь дошкольников, развивать внимание, память, речь, быстроту реакции. 1вариант
Дети получают карточки с изображением положения солнца в разное время суток. По сигналу воспитателя «Стройся по порядку»
1вариант. Дети получают карточки с изображением положения солнца в разное время суток. По сигналу воспитателя «Стройся по порядку»
дети встают в один ряд в соответствии с последовательностью частей суток.
2 вариант. Дети получают карточки с положением солнца в разное время суток. Перед ними лежат еще картинки с изображением действий, которые совершают дети в разное время суток.
Дидактическая игра «Где что находится?»
Цель: формировать у детей пространственное представление; — развивать внимание. Игра
Игра
на развитие представлений о цвете
Лото «Цветовая палитра»
Цель игры: закреплять знание основных цветов и их оттенков
Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, мелкую моторику
Какой бывает раздаточный счетный материал
Для обучения счету и арифметическим действиям используют самый различный материал. Выбор его зависит от возраста детей, конкретной темы, используемых образовательных методик.
Кубики и игровые наборы
Детям младшего возраста лучше давать начальные математические знания, пользуясь кубиками или игровыми наборами.
Одинаковые по размеру и по окраске кубики, яблочки, груши, морковки, цыплята — все это составляет счетный материал по математике в детском саду. Сюда же относятся и специальные кубики, предназначенные для обучения счету по методике Зайцева.
В ходу и комплекты из дерева, выкрашенные в насыщенные цвета, и пластиковые наборы. Подобные пособия помогают малышам легко усвоить счетные операции, научиться складывать и вычитать. Кроме того, в результате манипуляций с мелкими предметами развивается моторика и координация движений.
Внимание! Необходимо убедиться, что пластиковые наборы изготовлены из высококачественного материала, соответствующего гигиеническим стандартам, установленным для детей.
Обучение счету в детском саду лучше проводить как игру. Например, можно собирать урожай яблочек с подсчетом их количества, покормить пять белочек.
Счетные палочки
Современные палочки для счета изготавливаются как из дерева, так и из пластика. В принципе это те же игровые наборы, но более формализованные, без привязки к игровым сюжетам. Это счетный материал для детей, обучающихся в начальной школе и посещающих подготовительную группу дошкольного учреждения. Задача счетных палочек — облегчить понимание математики, сделать наглядными совершаемые арифметические действия.
Пластиковые палочки разных цветов помогает детишкам постарше освоить счет до десяти
Простейшая модель наглядности — пальцы на руке. Их всегда использовали для обучения счету.
Обратите внимание! В начальной школе обращаются и к счетам. Они отлично демонстрируют операции с разрядами — единицами, десятками, сотнями и т.д
Картинки и карточки
Это визуализационный материал, но, в отличие от игровых наборов, необъемный — следующая ступень отвлеченности при обучении счету. Используется уже не сам предмет, а лишь его изображение. Хотя игра с карточками воспринимается ребенком с не меньшим интересом, чем действия с объемным счетным материалом.
Если речь идет о разрезных картинках, то это становится их дополнительным преимуществом: вырезание из бумаги различных цветов, животных, овощей тренирует мелкую моторику ребенка и расширяет его кругозор.
В эту же категорию пособий относятся двухполосные и однополосные карточки по математике в ДОУ. На первые карточки прикладывают картинки или объемные предметы, а на вторые — накладывают. При этом ребенок сопоставляет форму предметов, их характеристики, сравнивает размеры (больше или меньше, уже или шире).
Лэпбуки
Папку, в которой подобраны и оформлены материалы по определенной теме, называют лэпбуком. Готовит такое дидактическое пособие педагог, в некоторых случаях подготовка может быть поручена родителям. Оформляют материал в виде мини-книги, снабжают папку окошками и кармашками, где располагаются красочные карточки и т.п. В качестве обязательного компонента в лэпбуке предлагаются творческие задания. Применяются такие пособия для индивидуальных занятий с ребенком или в небольшой команде из двух-трех детей.
Яркие лэпбуки, посвященные конкретной арифметической теме, предназначены для занятий с двумя-тремя детьми
Можно выделить два основных типа счетных пособий:
- крупные предметы — плакаты, магнитные доски — относятся к категории демонстрационного материала по математике в детском саду и служат для показывания действий;
- мелкий материал — карточки, картинки, игрушки — является раздаточным, с помощью которого все ребята одновременно выполняют задания педагога.