Что делать, если ребёнка отчисляют из школы?

Мы тобой недовольны, пошёл вон!

Как часто мы сталкиваемся с тем, что педагоги в гонке за успех настоятельно «просят» родителей нерадивых учеников поменять школу. И при этом с улыбкой требовательно объясняют, что по закону об образовании они имеют на то полное право, намерено не договаривая, при каких условиях и по каким причинам это можно воплотить в жизнь. Наивные законопослушные родители во избежание позора и огласки идут на перевод ребёнка. А надо ли?

Гарантированное нашим детям бесплатное основное общее образование, являющееся обязательным с 1 по 9 класс, создаёт своего рода щит, который не позволяет просто так отчислить школьника, пока он не перешагнул этот обязательный порог и ещё учится в 9 классе

Как правило, не принимая во внимание второгодников, при переходе в 10-й класс всем детям исполняется 15 лет

Именно поэтому российский законодатель установил этот возрастной ценз, до которого отчислить ну никак нельзя.

Последние законодательные нововведения касательно приписки по месту проживания к определённому учебному заведению – тоже не повод прекратить все учебные взаимоотношения по инициативе администрации школы в связи с переездом семьи. Если ученик оказался в 1 классе именно в этой школе, то и учиться он будет именно здесь, пока сами родители не решат, что ему будет лучше в другой.

Это наши с вами права, как родителей. Участь педагогов, как бы им не хотелось нас выставить за дверь, – терпеть и учить дальше. Но что же делать учителям, когда безнаказанность учеников ставит под вопрос благополучное пребывание в стенах школы всех остальных? На это у закона об образовании есть свои нормы, которые дают не только право учиться, но и оговаривают, как надо учиться, то есть устанавливают и обязанности тоже.

Процедура перевода в другую школу.

При переезде порядок перевода ребенка в другую школу выглядит следующим образом:

  • Законные представители несовершеннолетнего выбирают образовательное заведение.
  • В него направляется запрос на наличие свободных мест (информацию можно найти и на официальном сайте организации).
  • В образовательном учреждении, где на данный момент обучается ребенок, заполняется заявление об отчислении, причина которого заключается в переходе в другое учреждение.
  • В школе выпускается приказ о выбытии учащегося.
  • Законным представителям несовершеннолетнего на руки выдаются документы, которые понадобится отдать в принимающее учреждение.
  • В новой школе издается распорядительный акт о зачислении учащегося, после чего он может приступать к занятиям.
  • Перевод в другую организацию может выполняться как в каникулярное время, так и в текущем учебном году.

Заявление на перевод
ребенка в другую школу
содержит следующую информацию:

  • сведения об
    ученике, класс;
  • причина
    перевода (смена места жительства, семейные обстоятельства и др.);
  • наименование
    организации, где будет обучаться школьник.

Документы для перевода в другую школу.

Ученик или его родители
должны получить на руки такие бумаги от образовательного учреждения, как:

  • личное дело;
  • справка об
    успеваемости, заверенная руководителем;
  • медицинская
    карта.

В новое учебное
учреждение необходимо предъявить эти документы, дополнив их копией свидетельства
о рождении (или паспортом) учащегося и согласием на обработку персональных
данных.

Законодательными актами установлено, что граждане, в том числе несовершеннолетние, обязаны регистрироваться по месту пребывания в месячный срок.

Поэтому при переезде в другой город понадобится оформить постоянную или временную прописку.

Сведения о ней понадобится предъявить в школу для зачисления ребенка.

Перед подачей заявления в школу родители должны ознакомиться с правилами зачисления. Их можно найти на официальном сайте организации. В первую очередь организации обязаны принять учащихся по территориальной принадлежности.

Если после этого остаются свободные места, то дети зачисляются в порядке очередности, по дате подачи заявления.

Через Госуслуги.

Для перевода ребенка из одной школы в другую можно воспользоваться Порталом госуслуг.

Процедура выполняется следующим образом.

  • После
    авторизации на сайте воспользоваться поиском.
  • Найти
    подходящий раздел и нажать кнопку «Получить услугу».
  • Заполнить
    форму заявления.
  • Прикрепить
    необходимые документы.
  • Кликнуть на
    пункт «Отправить запрос».

Зачем школе медиаторы

Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.

В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку. Их задача — урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.

В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.

К слову, есть такая и в школе, где учится моя дочь. Но ничего о ее существовании она не знает. «Если такая служба у нас есть, почему они ничего не делают с этими уродами из 7 «В»: вчера сидим с Никой на перемене, болтаем, они просто проходили мимо, ударили меня портфелем по голове, Нику — по спине, обозвали и ушли как ни в чем не бывало», — возмущенно рассказывает мне Лера.

Если в классе есть ученик, который создает конфликтные ситуации, школьная служба примирения должна провести работу как с ним, так и с его родителями. Предпринять какие-то шаги медиаторы смогут после того, как зарегистрируют соответствующее обращение — оно может быть как от других учеников, так и от родителей, и от преподавателей.

Узнайте, есть ли в вашей школе служба примирения (медиации), и обратитесь туда с жалобой на ученика с деструктивным поведением. Служба примирения должна не только разобрать конкретную ситуацию и провести разъяснительную беседу, но и через какое-то время проверить, как развиваются события, полностью ли исчерпан конфликт.

Моральные нормы

Может ли учитель выгнать ученика с урока, если последний своим поведением мешает всем остальным ребятам получать знания по предмету? С точки зрения закона ответ на данный вопрос будет отрицательным. Но многие учителя считают, что есть определенные моральные и нравственные нормы, в соответствии с которыми за плохое поведение они могут удалить ученика из класса, чтобы он не мешал другим детям учиться. Возможно, что это так. Тем более что некоторые ученики позволяют себе выражаться на уроках нецензурной бранью в адрес преподавателя. Но учитель, как грамотный и образованный человек, должен объяснить ребенку, что так себя вести в обществе недопустимо.

Когда уходят из школы?

Да, не всем быть отличниками – факт. Ну ничего, мир от этого не рушится. Сейчас мы не на красный ковер вызываем, а помочь пытаемся. Есть ли шанс у таких неблагоприятных для администрации заведения учеников остаться в школе и попробовать наладить отношения со школьными дисциплинами?

Мы с вами уже обсуждали, какие бывают поводы прощания со школой.  Там не только плохие проступки, есть и благие намерения, просто уехать из города – это тоже случаи отчисления.

В этом перечне причин для подписания приказа директором нашло место и прекращение всяких взаимоотношений со школой, как мера дисциплинарного взыскания, когда все «пожалуйста» со стороны педагогов к непослушному ученику испробованы, осталась единственная.  Но всё это вышеперечисленное в законе «Об образовании» никоим  образом не связано с полученными ребёнком двойками.

Когда же нависает реальная опасность вызова родителей на ковёр к директору с неоднозначным намёком подыскать другое заведение, и что является поводом для администрации, чтобы почистить статистику успеваемости и поддержать школьный авторитет?

Порядок отчисления несовершеннолетнего из школы

Если отчисление все же состоялось, то руководство школы должно уведомить об этого самого ученика, а также его родителей или законных представителей. После этого оно должно проинформировать уполномоченный орган, занимающийся надзором в сфере образования. Именно туда необходимо представить все доказательства и подтверждения того, что иные меры принимались и не принесли успеха.

Также в данную инспекцию нужно представить подтверждения того, что нарушения и иные дисциплинарные проступки этого ребенка носят систематический характер и на протяжении длительного времени его поведение в стенах школы наносит вред не только учебному процессу, но и может плохо сказаться на других учениках.

Орган управления и надзора в сфере образования и родители отчисленного должны в течение месяца после исключения ребенка из школы подобрать ему новое учебное заведение для продолжения учебы и получения образования.

Найти подход к ученику и его родителям

Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником

Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать. И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.

К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.

Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью. И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.

Фото: архив 66.RU

По закону, на школу возлагается обязанность выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; оказывать помощь в воспитании и обучении детей из социально опасных семей; вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.

Гораздо труднее общаться с родителями, которые просто не замечают деструктивного поведения своих отпрысков. В разговорах с классным руководителем и с родителями одноклассников они встают горой на защиту своего ребенка. С одной стороны, это правильное родительское поведение: прилюдно ребенка защищать нужно. Но адекватные родители при этом способны услышать информацию, выявить главное и дома, наедине с ребенком, спокойно обсудить ситуацию, выяснить подробности, объяснить, если ребенок был неправ. Другое дело, когда родители закрывают глаза на проделки своих детей, склонны оправдывать их поведение, обвиняя при этом других школьников или учителей в провоцировании конфликта.

В обсуждениях на родительских сайтах нередко пишут, что родители попросту отмахиваются от обвинений в адрес своего ребенка. «Да ваш первый начал, а мой только сдачи дал», «Мой ребенок на такое не способен», «Вы все придумываете о моем Петеньке, чтобы своего Ивана выгородить!» — типичный набор фраз родителей «неадекватов».

Пингвин, пользователь сайта conf.7ya.ru:

Доказать таким родителям, что их ребенок действительно ведет себя неадекватно, можно, используя современную технику: записать драку или словесную перепалку на видео и предъявить запись в качестве аргумента.

Фото: архив 66.RU

Родительский комитет должен внимательно изучить школьный устав, в котором прописаны правила поведения в образовательном учреждении. Случаи нарушения устава нужно фиксировать для дальнейшей аргументации. Кстати, фиксация таких нарушений входит в обязанности классного руководителя. Как и объяснение педсовету, почему не удалось избежать конфликта.

Нужно ли идти к директору

Ситуации в школьной жизни бывают разные. Но право имеет ли учитель выгнать ученика с уроков без особых причин? Разумеется, такого права у преподавателя нет. Учитель должен давать знания учащимся во время учебного процесса. Если ученик плохо ведет себя на уроке, то преподаватель должен сообщить об этом родителям. Тем не менее, выгонять ребенка с занятия, он не имеет никакого права.

Поэтому, если учитель уже не в первый раз выставляет школьника за дверь во время урока, то родителям нужно обратиться к директору за разъяснением причин происходящего. Как правило, после такого обращения к руководству образовательного заведения преподаватель больше не позволяет себе подобных противоправных действий. Поэтому родителям не нужно бояться того, что после посещения кабинета директора к их ребенку учитель будет относиться еще хуже, чем раньше.

Случаи, когда ребенка имеют право отчислить из школы

Начнем с того, что при решении всех вопросов необходимо обращаться к законодательству. Есть ст. 61 «Об образовании в РФ», в которой перечислены все пункты. А гарантированное каждому школьнику 11 — летнее образование достаточно трудно прервать, не имея на то основательных и серьезных причин.

Есть еще и Федеральный закон «Об образовании», гарантирующий получение только девятилетнего общего образования. В 2020 г. были внесены поправки.

Что говорит закон?

Согласно новому закону, ст. 61, досрочное отчисление возможно в некоторых случаях.

  1. Если желает этого сам учащийся или его родители: при переезде в другой населенный пункт, в учебное заведение, где меньше детей, ближе к дому и прочее.
  2. Если обучение завершено или ребенок досрочно, экстерном, окончил школу.
  3. По инициативе школы — если ребенку уже исполнилось 15 лет и отчисление представлено как дисциплинарное взыскание.
  4. В случае, когда не был учтен порядок зачисления и не собраны необходимые документы при поступлении в школу по вине обучающегося. Соответственно, учащийся находится в ней незаконно и должен быть отчислен.

Если инициатива исходит от школы, то какие основания могут у нее быть касаемо вопроса о поведении и дисциплине ребенка?

  • За систематическое нарушение дисциплины.
  • Если уже были взыскания и замечания, беседы с педагогическим составом, но они не дали результатов.
  • В случае, когда нахождение данного учащегося оказывает резко отрицательное воздействие на остальных школьников, является опасным для окружающих, нарушает права учеников и преподавателей, а также не дает нормально функционировать учебной организации.

Когда отчислить из школы ребенка не могут, учитывая любые обстоятельства

  1. Учащегося, проходящего обучение в начальных классах.
  2. Если у школьника ограниченные возможности.
  3. В случае, когда еще не исполнилось 15 лет.
  4. Если ребенок болен или в школе каникулы.
  5. Подростков, учащихся в 9 классе, если они изъявили желание учиться дальше, перейти в 10.
  6. Учащегося, не сдавшего ОГЭ и давшего согласие остаться на второй год.

Есть ли исключения из правил?

Законодатели к применению мер наказания к несовершеннолетним детям подходят очень аккуратно, и случай с отчислением из школы – не исключение.

  1. Во-первых, как мы уже говорили, детям до 15 лет показать на дверь в принципе не могут, если только попросить. Конечно, несоответствие здоровья для обучения по выбранной программе может стать поводом, чтобы сменить школу в более раннем возрасте. Например, это случается часто, когда дети учатся в школах со спортивным уклоном. Но тут, думаю, ни один родитель не станет спорить с администрацией школы и не станет врагом своему школьнику, не справляющемуся с физическими нагрузками. Совершение учеником преступления и вынесенный судом приговор тоже могут стать причиной для перевода в другое место до достижения «критического» возраста. Но всё это редкие случаи.
  2. Во-вторых, в рядах тех, к кому нельзя применять дисциплинарные меры, оказались не только дети с 1 по 4 класс, но и имеющие ограниченные возможности и нарушения психики, независимо от возраста.
  3. В третьих, для каждого наказания есть срок давности. Так вот, первоначальные замечание и выговор делаются не позднее месяца со дня обнаружения и полугода со дня совершения поступка. И когда такие сроки истекли или за хорошее поведение наказания сняты, эти случаи впоследствии не берутся в расчёт, чтобы сразу перейти к последнему этапу – отчислению. Более того, ребёнок, которого не наказывали за его проступки год после строгого порицания, считается не имеющим наказания! Придётся начинать «с чистого листа»: сначала замечание, выговор и уж только потом «на выход».

Кроме того, исключить из школы можно только тогда, когда школьник действительно представляет опасность для окружающих, оказывая на них отрицательное влияние.

Иначе родители могут доказать обратное и ребёнка в составе учащихся восстановить. Ведь всё-таки это крайняя мера, применяемая только к трудновоспитуемым.

И даже если так произошло, это вовсе не значит, что ребёнок остаётся на улице. Исключённый из школы, он становится объектом внимания местных органов в области образования, чтобы обеспечить ему дальнейшее обучение либо трудоустроить.

Очень хочется, чтобы вашей семье не пришлось столкнуться с такой проблемой ни лично, ни опосредованно принимать участие в таких процедурах в отношении других. И чем чаще мы будем задумываться не только об имеющихся у нас правах, но и о существующих обязанностях, тем реже нам придётся искать буквы закона, чтобы исправлять сложившиеся ситуации.

На сегодня все! Хотелось бы услышать ваши мнения, друзья, или жизненные истории по рассматриваемой теме. Жду комментариев.

Так же жду вас в числе своих подписчиков, которые всегда получают расписание выхода статей на следующую неделю и никогда не пропускают ничего важного)

Желаю вам учебы без проблем!

Ваша, Евгения Климкович!

Как справиться со школьным хулиганом младше 15 лет

С одной стороны, хорошо, что законодательство защищает права несовершеннолетних и дает им право получать образование до 15 лет, не боясь отчисления из школы. С другой стороны, это оставляет безнаказанными малолетних хулиганов.

Когда в классе появляется ученик, поведение которого угрожает здоровью остальных детей или мешает учебному процессу, от него невозможно избавиться при помощи отчисления.

Пример. В первый класс без нарушений зачислили ребенка. Никаких указаний по его психическому или физическому здоровью не было. Со второго месяца обучения школьник стал проявлять неуважение к учителю, срывать уроки. Требовал к себе повышенного внимания. Обижал других детей. Беседы с родителями ребенка не привели ни к каким результатам. Время шло, а ситуация становилась все хуже. Родители пострадавших детей написали коллективное письмо директору с просьбой разобраться в ситуации. Решением директора стало перевести ученика в другой класс с нового учебного года. Предполагалось, что на поведение школьника может влиять и сама учительница, и дети, обучающиеся в классе. На этой версии настаивали родители маленького хулигана. Со следующего учебного года ситуация повторилась в новом классе. Его одноклассники дома рассказывали не о своей учебе, а о том, чем опять отличился новенький. Постоянные срывы занятий, угрозы в адрес учителя и детей. И физическая агрессия. Школа в данном случае не имеет права отчислить ребенка. Что можно сделать в этой ситуации руководству школы и родителям пострадавших детей:

  1. Руководство школы должно фиксировать все нарушения ребенка.
  2. С учеником и его родителями проводят беседы психолог и социальный педагог. Предлагают возможность перевестись на семейное обучение или пройти медкомиссию и перевестись в коррекционную школу.
  3. О любом проступке ребенка, побоях, угрозах, хамском поведении сообщается родителям.
  4. Руководство школы предлагает родителям или другим доверенным лицам присутствовать на уроках. Чтобы они сами могли оценить ситуацию и несли ответственность за поведение своего ребенка. Для достижения эффекта недостаточно одного-двух посещений.
  5. Родителям пострадавших детей фиксировать каждую ситуацию. Писать о каждом случае заявление на имя директора. Собирать показания свидетелей. Если есть любые проявления физического насилия: ушибы, ссадины, царапины, синяки — письменно фиксировать их на осмотре врачом. Поговорить с родителями хулигана. Объяснить, что нужно срочно скорректировать поведение ребенка или забрать его из школы, чтобы он не вредил другим детям. Объяснить всю серьезность намерений пострадавших: если ничего не поменяется, с ребенком начнут работать сотрудники из отдела по делам несовершеннолетних. Рассказать о том, что собраны все факты неадекватного поведения, есть показания свидетелей психологического насилия и фактов нападения, есть свидетельство врачебного осмотра, подтверждающее нанесение физического вреда. Объяснить, что пострадавшие приложат все усилия для того, чтобы хулигана наказали.

В таких ситуациях нужно постараться доказать родителям хулигана, что их бездействие вредит их же ребенку.

Могут ли исключить из школы за пропуски

Полный перечень основания для исключения ребенка из школы перечислен в ст.61 ФЗ «Об образовании». В их числе:

  • инициатива родителей, в том числе, при переводе в другую организацию;
  • если ребенка зачислили в школу незаконно;
  • по инициативе школы в случае применения дисциплинарного взыскания к школьнику старше 15 лет, если он не может освоить образовательную программу;
  • по обстоятельствам, которые не зависят от воли ученика, его родителей и самой школы – например, если школу ликвидируют.

Таким образом, сами по себе пропуски не являются основанием для исключения ребенка из школы. Особенно, если ребенок пропускает занятия по уважительной причине. Но если речь идет о систематических прогулах (пропусках без уважительной причины) и они стали причиной неуспеваемости, то ребенка могут отчислить. Но только при условии, что он старше 15 лет.

При систематических пропусках за ребенком могут установить дополнительный контроль, чтобы не допустить его отставания.

Если ребенка отчислили, что делать?

Права родителей и детей

В данном случае сам ученик и его родители или люди, их заменяющие (опекуны), могут обжаловать такие строгие и кардинальные меры, принятые по отношению к обучающемуся.

  1. Существует специальная Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательного процесса. Именно туда и следует обратиться.
  2. Решение данной комиссии не подлежит обжалованию и должно соблюдаться учащимися, родителями и администрацией учебного заведения.
  3. Если отчисление все-таки произошло, то руководство школы должно в кратчайшие сроки поставить в известность орган, который отвечает за управление в сфере образования.
  4. Родители же должны в течение 30 дней найти ребенку другую школу и зачислить его, чтобы можно было продолжить обучение. Есть вариант — семейное образование, получение необходимых знаний на дому.
  5. Если школьнику более 15 лет, то он при согласии взрослых может покинуть стены образовательного учреждения. При этом имеет право перейти на другую форму обучения или трудоустроиться. Вопрос необходимо решить не позднее одного календарного месяца.

Если школа нарушает права

В случае, когда нарушения администрации доказаны и подтверждены документально, полагается административная ответственность.

Ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ. За нарушение прав и свобод при получении образования школа платит штраф:

  • 30 000 — 50 000 руб. выплачивают должностные лица.
  • 100 000 — 200 000 руб. — образовательные организации.

Если школьник нарушил дисциплину

Дисциплинарные нарушения не всегда выступают поводом для исключения. Невозможно отчислить учащегося, когда:

  • он однократно нарушил школьный устав;
  • у него низкая успеваемость;
  • имеются долги за образовательные услуги;
  • если у школьника нет регистрации.

Бесспорно, руководство вправе отчислить за пренебрежение дисциплиной. Но это – мера крайнего характера. Предварительно с родителями и самим учеником проводятся воспитательные беседы, возможно, работает психолог и пр. Но для отчисления педсовет обязан предоставить доказательства, подтверждающие, что применялись все возможные меры или санкции, которые не помогли исправить ситуацию.

Отчисление допустимо, когда несовершеннолетний своим поведением нарушает права остальных учащихся или педагогов. Либо он негативно воздействует на других детей. Как правило, в подобной ситуации приглашают представителей несовершеннолетнего, выслушивают их точку зрения и обязательно учитывают ее при принятии окончательного решения.

Более того, исключение невозможно, если представитель ПДН не предоставил на это согласия. Кроме того, незаконным считается отчисление, когда время дисциплинарного взыскания, назначенного ученику, истекло. Невозможно исключение за единственный проступок. Неправомерно отчисление, если за текущий учебный год не зарегистрировано ни одной жалобы учителей либо остальных детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector